Законы, функции и цели системы управления.
ТЕМА 1 «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» План Основные понятия системы управления. Законы, принципы, функции и цели системы управления. Методы управления 1. Основные понятия системы управления.
Система (от греч. Systema -составленное из частей, соединенное) — это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначенная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодействии с окружающей внешней средой. Элементы (или объекты) системы — это неограниченное множество частей или компонентов (физических, социальных, абстрактных и др.). Свойства — это качество параметров объектов системы, т. е. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте. Связи системы — это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, между системами и их подсистемами. Связями первого порядка называют связи, функционально необходимые друг другу, а дополнительными — связи второго порядка, которые необходимы для улучшения действия системы, но не являются функционально обязательными. Таким образом, наличие связей формирует определенную организованность системы. Выделяют сложные и простые системы. Среди сложных:
Основные свойства сложных систем следующие: ориентированность — зависимость каждого элемента системы от его места, функций внутри целого; структурность — возможность описания системы через установление сети связей и отношений системы; взаимосвязанность структуры и среды — формирование и проявление свойств системы в процессе её взаимодействия со средой. При этом система должна быть ведущим активным компонентом взаимодействия; иерархичность — наличие нескольких уровней, при которых каждый компонент системы можно рассматривать как отдельную систему, а первичную систему — как один из компонентов более широкой, глобальной системы; множественность описания— ввиду сложности любой системы (в том числе системы управления земельными ресурсами) ее познание требует построения множества моделей, каждая из которых отражает лишь определенный аспект; постоянность информационного взаимодействия между системой и средой; непрерывность функционирования и развития; эффективность — способность к достижению поставленных целей за определенный период времени при использовании определенного количества ресурсов. Эффективность определяет соответствие реальных (фактических или ожидаемых) результатов процесса управления требуемым, т.е. степени достижения цели управления. Только эффективный процесс управления является целесообразным; приоритетность связей между элементами системы перед связями между системой и средой. Связи могут быть формальными, законодательными, договорными, гарантийными и неформальными (личные отношения, моральная ответственность, доверие и др.);
гибкость — свойство изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистемы (живучесть). Гибкость управления имеет место, если система управления способна изменять правила (алгоритмы) своих действий. Например, переходить от централизованного к децентрализованному управлению, частично децентрализованному и, наоборот, от децентрализованного к централизованному; обратная связь — реакция системы на управляющее воздействие. Подразделяют на усиливающие или уменьшающие негативное воздействие виды обратной связи; адаптация — способность изменения целей и параметров системы при изменении условий ее функционирования; живучесть — способность изменять цели и параметры функционирования системы при отказе или повреждении отдельных се элементов; надежность — свойство реализовать заданные функции с заданными параметрами качества; безопасность — способность не наносить недопустимые воздействия среде и самой системе; стойкость — способность выполнять функции при экстремальных изменениях внешних и внутренних условий, т. с. выхода их за установленные ограничения; устойчивость — способность восстанавливать исходное состояние системы после возмущающих (внешних и внутренних) воздействий. Одна из самых значительных характеристик систем — их взаимосвязь с внешней средой. Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, смежные системы, правовые нормы и положения, социальную ситуацию и общественные взгляды, органы управления, современную технику, технологические комплексы. Взаимодействие факторов внешней среды может быть прямым и косвенным. Прямое воздействие формируют факторы, непосредственно влияющие на функционирование системы (потребители, трудовые и экономические ресурсы и т.д.). Косвенное воздействие определяют факторы, не оказывающие прямого воздействия на систему (состояние экономики в стране и регионе, уровень научно-технического прогресса, социальная и политическая политика, групповые интересы и т.д.).
Системы, в которых протекают процессы управления, называют системами управления. Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Управляющая подсистема вырабатывает управленческие решения, управляемая — исполняет решения. Для эффективности взаимодействия этих систем необходима обратная связь, с помощью которой получают информацию о результатах управленческого взаимодействия, предоставляемую в разнообразном виде (письменная, электронная, устная и т.д.). Таким образом, управление в организованных системах рассматривают, прежде всего, как процесс получения, обработки, преобразования, передачи и использования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления.
Под субъектами управления понимают различные властные и административные структуры, физические или юридические лица, имеющие определенные властные полномочия, организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги управления. Объектом управления (на что направлено властное воздействие объекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социальные, природные, экологические, экономические системы и процессы.
Законы, функции и цели системы управления. Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов систем управления между собой и с внешней средой. Среди основных законов управления можно выделить следующие. Закон единства и целостности системы управления. Он гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Организационная целостность обеспечивается составом необходимых элементов для выполнения поставленных задач управления, а функциональная — реализацией функций, необходимых для достижения целей системы.
Единство системы управления означает, что она образует собой новую систему, а не арифметическую сумму частей, фрагментов и блоков. Закон сохранения пропорциональности и рационального сочетания всех элементов любой системы управления. Это означает, что рациональное сочетание элементов систем обеспечивает их соответствие по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития. Закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации. Этот закон отражает зависимость между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой для принятия управленческого решения. Зависимость между эффективностью управленческого решения (Э), а также расходуемым на его принятие временем (Т) и объемом используемой информации (И) показана на рисунке 1.4.
Рис. 1.4. График зависимости между эффективностью управленческого решения, временем на его принятие и объемом используемой информации
Из графика видно, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения (кривая Э) быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже существенно эффективность не повышает, Кроме того, с увеличением объема информации время, расходуемое на принятие решения (кривая Т), изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как необходимо рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньше, а эффективность возрастает значительно. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается. Дальнейшее увеличение объема информации приводит к увеличению времени на принятие решения, требующего значительных затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. При этом качество принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже близко к оптимальному. Если время, отводимое на принятие решения, ограничено (Г„), то любой объем информации в интервале а...б считают достаточным, поскольку он обеспечивает принятие решения в допустимые сроки. Однако необходимым будет только тот объем информации, который находится в интервале в...г, т.е. обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время. Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления. Эффективность любого планируемого управленческого действия зависит от соответствия выбранным критериям эффективности. Учитывая, что каждая управленческая структура руководствуется своими ведомственными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления.
На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя, а на более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей. Единство и соподчиненность используемых критериев эффективности обеспечиваются за счет выполнения следующих требований; локальные критерии (критерии оценки конкретных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях; для оценки аналогичных мероприятий должны использоваться унифицированные критерии, что обеспечивает возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей. Закон совместимости применяемых технических средств соподчиненным и взаимодействующим системам управления. Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Особенно важны требования этого закона при автоматизации системы управления. Автоматизированные системы управления представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации, которые могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это, они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью. Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимостью. Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д. Программная совместимость означает обеспечение работы комплекса средств управления по единым программам и достигается за счет применения унифицированных машинных команд и специальных ретрансляторов, обеспечивающих преобразование программ, записанных на разных алгоритмических языках.
Основными этапами процесса любой системы управления являются:
Таким образом, управление — это вид деятельности, который состоит из следующих основных функций:
Рассмотрим назначение и свойства основных функций управления. Процесс управления любой системой начинается с постановки целей в процессе планирования. Поэтому функция планирования является начальной в системе управления и одновременно ведущей. Планирование — вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы — разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляют контроль и оценку. Цель планирования — разработка рационального плана на основе выработанного решения. Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые требуют разработки специфических стратегий, направленных на достижение выбранных целей в течение длительного времени. Тактическое планирование — второй основной этап процесса планирования организационных систем. В отличие от стратегического планирования, связанного с выбором целей и решений, последствия которых сказываются в течение длительного времени, при тактическом планировании формируют условия для достижения промежуточных целей применительно к достаточно коротким периодам времени (как правило, год). При этом тактические планы более конкретны и более детальны. Их составляют, как правило, для управленческой системы в целом, и рассчитаны они на короткий отрезок времени, с определенным начальным и конечным состоянием. Таким образом, тактические планы по сравнению со стратегическими содержат более конкретные цели действий, более детализированы и необходимы для поддержки стратегических планов. Оперативное управление — функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных планом, программой, регламентом. Оперативное управление (как функция) основано на получении информации, поступающей от управляемого объекта, и используют его в целях устранения отклонений или компенсации возмущающих воздействий, а также предупреждения возможных отклонений. Для систем любого типа большое значение имеет организация управления как функция, основным назначением которой является обеспечение организованности всех управляемых и управляющих процессов системы управления. В процессе организации система обеспечивается трудовыми, техническими, финансовыми, материальными и другими ресурсами, предназначенными для реализации выбранного направления развития системы. В процессе реализации функции организации создастся организационная структура, позволяющая подсистемам структуры управления эффективно взаимодействовать для достижения общих целей. Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы подсистемы выполняли свои функции в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Особое положение занимает среди функций управления контроль, по результатам которого корректируют решения, план и системы функциональных структур, созданных для достижения цели системы управления. Существует две основные формы контроля — активный и пассивный. Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса. При контроле активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие через функцию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь.
Таким образом, управление является непрерывным процессом принятия управляющего воздействия и его осуществления, направленным на эффективное достижение цели системы на основе информации об объекте и состоянии среды. Между информацией и структурой управления в системе имеются органичная взаимосвязь и взаимозависимость. Объем, вид и направление потоков информации предопределяют состав, структуру и взаимодействие составных элементов системы (объекта). Излишняя и неправильная информация усложняет структуру управления, увеличивает материальные и трудовые затраты при формировании системы. Нерациональные и замедленные потоки информации ведут к дублированию функций, нарушению ритма функционирования системы управления, снижению персональной ответственности руководителей и исполнителей. Основные недостатки формирования информационных потоков при создании систем управления: 1. Параллельность прохождения одинаковой информации, собираемой разными структурами (и даже разными элементами одной структуры). 2. Отсутствие единства при формировании информации. Каждая 3. Повторяемость информации. Одни и те же массивы и виды информации представляются неоднократно с разной периодичностью (ежесуточно, ежемесячно, ежеквартально и т. д.). По существу, это последовательно повторяющиеся потоки одной информации. 4. Запаздывание информации. Время на передачу, обработку информации и принятие управленческого решения должно быть меньше времени, в течение которого могут произойти необратимые процессы на управляемых объектах. 5. Излишние объемы информации вследствие неупорядоченности данных и сведений как по их виду, так и по объему.
Формирование целей является основополагающим исходным этапом управления. К основным целям управления можно отнести:
К целям управления предъявляют определенные требования, к числу которых можно отнести:
Так как цель представляет собой желаемое состояние объекта управления, которое характеризуется совокупностью свойств, имеющих иерархическую структуру, то главную цель можно представить в виде совокупности частных целей (дерева целей), характеризующей желаемое состояние объекта управления. Кроме того, в процессе достижения поставленной цели система проходит ряд промежуточных состояний, которые также можно представить в виде промежуточных целей (этапов).
Методы управления
Методы управления — это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы: 1. Экономические методы управления. 2. Организационно-распорядительные (административные) методы управления. 3. Социально-психологические методы управления. В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему. Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов и отношений в управлении и хозяйственной деятельности. Содержание экономических методов управления состоит в целенаправленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами. Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) включают способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на основе указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и других административных документов. При этом эти методы управления не только подкрепляются авторитетом власти, но и экономически обосновываются и обеспечиваются необходимыми ресурсами. Государство через специально созданные органы управления (министерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет определенное административно-организационное воздействие на органы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления. Характерными особенностями административно-организационных методов управления являются:
Акты управления, осуществляемые в рамках административно-организационного управления, подразделяют на два вида: нормативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как правило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нормативы, стандарты и т. д. Индивидуальные акты управления адресуются конкретным объектам управления. К ним относятся приказы, циркуляры, распоряжения, указания. Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления и конкретных исполнителей через социально-психологические интересы. Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности основываются на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, что в совокупности и является сущностью социально-психологических методов управления. Методы управления социально-массовыми процессами базируются на информационном управлении, под которым понимают такое управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, т. е. субъекту управления дается информационная картина, на основании которой он самостоятельно выбирает линию поведения. Эффективным методом формирования личностного поведения является метод ориентирующих воздействий, который включает создание обстановки, условий, ориентирующих поведение конкретной личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|