Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные психофизические законы восприятия.




1. Закон Вебера:

,

- сила раздражителя (интенсивность и т.п.),

- минимально различимое приращение интенсивности раздражителя, отвечающее едва заметному изменению ощущений (дифф. порог).

Для зрительного анализатора:

 

.

2. Закон Вебера – Фехнера:

,

где k –коэффициент, характеризующий специфику каждого из анализаторов.

 

,

этот закон выполняется в средней области ощущений.

 
 


S

       
   
 
 

 


J

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций

определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и

мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное

воздействие далеко- не всегда оказывает отрицательное влияние на

эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы

невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении

условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к

дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь

неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой

этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка,

психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма

характерны для различных современных видов производства и управленческой

деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной

устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития

патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана

проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда

(научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой

деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В

— устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко

очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них

чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к

достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство,

гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой

мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”.

Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

 

Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные

социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой,

снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров —

акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического

стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни.

Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса

профилактических мер, направленных на исключение или максимальное

ограничение причин возникновения стресса.

начальная стадия

“тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и

выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия

“сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных

возможностей; стадия “истощения”, которой соответствует стойкое снижение

резервов организма.

стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно

требует для своего возникновения восприятия угрозы;

явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция

недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его

возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным

причинам, связанным с особенностями данной личности.

На стрессы и перегрузки современной жизни реагируют не только наши

эмоции, но и внутренние органы человека. Воздействие стресса сказывается на

основных физиологических реакциях центральной нервной системы, а также на

деятельности желез внутренней секреции. Биологически активные вещества,

вырабатываемые эндокринными железами (гормоны), совместно с нервными

импульсами оказывают влияние практически на каждую клетку организма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...