Анализ содержания монографии по главам.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сведения об авторе
Автор этой книги – Игорь Михайлович Дьяконов, воспитанник Ленинградского университета (1931-1937), участник Отечественной войны, в течение четверти века – хранитель клинописной коллекции Эрмитажа, известный специалист по социальной истории и языкам древнего Ближнего Востока, иностранный член Британской Академии, почетный член Американской Академии наук и искусства и ряда других ученых обществ многих стран, почетный доктор гуманитарных наук Чикагского университета, главный научный специалист Института востоковедения Академии наук СССР. В своих исторических исследованиях, начиная с 1949г. И.М. Дьяконов разрабатывал теоретические вопросы общественного строя почти всех древних государств Ближнего Востока. Настоящая книга была закончена в 1981г. В ней на основе подлинных клинописных документов, впервые прочтенных и интерпретированных автором, показана на материале повседневной жизни нескольких семей, которые жили в городе Уре на юге Вавилонии накануне завоевания страны царём Хаммурапи, конкретная картина типичного древнего общества И.М. Дьяконову принадлежит также ряд монографий по малоизученным языкам и письменностям древнего Востока, этногенезу и сравнительному языкознанию.
Структура текста
Монография И.М. Дьяконова «Люди города Ура» состоит из девяти основных глав: 1. Историческое введение 2. Люди Месопотамии: внешний облик 3. Город Ура при сыновьях Кудурмабуга. Приложение к главе 3: отожествление домов, где найдены документы. 4. Купец, мореплаватель, литейных дел мастер 5. Школа и наука 6. Семейная община в селе и в городе. Дельцы и торговцы, жрицы и жрицы.
7. Рабы и беднота. 8. Храмовые служители и ещё одна школа. 9. Супруга бога Луны. В дополнение к девяти основным главам имеется ещё «Примечание», «Список сокращений», таблица старо-вавилонских единиц мер, написанные Л.В. Бобровой «Городотопографический указатель», «Индекс источников», «Summary».
Анализ содержания монографии по главам. В данной книге речь идет «об одном очень древнем городе Нижней Месопотамии, хотя и не о его первых временах: к той поре, о которой здесь рассказывается, в Нижней Месопотамии прошло уже более тысячи лет существования городов и государств»1. Данная глава начинается с социально-экономической, политической оценки развития общества Месопотамии, которое по мысли автора, развивалось иначе, чем в других древних странах»2 (кроме Египта), в период, предшествующий началу господства 3 династии Ура (с 2111 г. до н. э.) В то время, как отмечает автор, непомерно вырос царский сектор хозяйства, включавший и хозяйство храмов; он-то и поглотил едва ли не большую часть сельскохозяйственных территорий и всё ремесло, тоже касается и обмена, который был целиком в руках царских агентов – тамкаров. Однако Дьяконов И. М. Не располагал данными о том, что и при 3 династии Ура общинно - частный сектор всё же не вовсе был вытеснен царским хозяйством или поглощен им. В протоколах судебных процессов упоминается «городской старейшина», который непосредственно относится к структуре общинного самоуправления. Отсюда автор делает вывод, что общины с какими-то правилами существовали и при династии Ура, причём эти права касались местного самоуправления. Дьяконов И.М. отмечает деспотичность и жестокость этой династии. Но несмотря ни на что автор говорит о процессе расселения жителей за пределы городов. ________________ 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.7 2 Тамже
Это явление было невозможно в предшествующий раннединастический период - период войн между собой всех отдельных мелких номов. Город не представлял собой нечто особенное, так как царский сектор настолько доминировал во всех отраслях экономики при 3 династии Ура, что именно он определял лицо нижнемесопотамского города того времени. Автор говорит о том, что город этот если и заслуживал внимания то только благодаря культуре вавилонской, оказавшей влияние «на культуру всего человечества»1. Начало 2 тысячелетия до н.э. - время этой эпохи, которая рассматривается в данной книге. Хотя 3 династия Ура оказала большое влияние на данный период, но положение в Нижней Месопотамии очень изменилось, по сравнению с предшествующей эпохой. Но пережитки ещё сохранились, так как речь идёт «не о процессе становления города, растущего естественным путём из более ранних общинных структур, а об образовании города особого типа, возникшего в результате крушения почти полной хозяйственной монополии деспотического царского хозяйства, которая господствовала здесь в предшествующий период»2. Далее автор рассказывает об истории царя Ибби-Суэна, его полководца Иссиби –Эрру, о событиях 2025-2004 гг., падении 3 династии Ура, Урского государства под ударами аморейских (западно-семитских) скотоводческих племён, нашествии эламитов (2003 - 1196 гг до н. э.), их уходе и оставлении ими древней столицы царям Иссина, которые с того времени стали её понемногу отстраивать.
Ниппур становится культовым центром. 100 - 150 лет спустя в Нижней Месопотамии можно встретить частные мастерские и частную торговлю. Система пайков была заменена раздачей царскохрамовой земли в частные владения. Войско в основном _____________ 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.10 2 Там же
состояло из наёмников - амореев. Иссиме Даган-царь Иссмена (1953-1935 гг. до н.э.) сыграл большую роль в истории Ура. Он назначил в Ур в 1927г. до н.э. верховной жрицей свою дочь Эн-Анатум. В 1932 г. Гунгунум объявил себя в Ларсе царём. Он был потомком вождя южных амореев, которые после событий 2025-2004г. до н.э. стали селиться в городе Ларса, не оспаривая власть иссимских царей. Примеру Гунгунума вскоре последовали другие вожди аморейских племён. В течение 7 лет они захватили власть в Нижней и Верхней Месопотамии и в Сирии, точнее в городах ранних районов. Однако в первой половине 18 в. до н.э. Эти города за исключением Янхада были объединены под властью Хаммурапи вавилонского. Период правления амореев отмечен появлением международной торговли, которой теперь занимались владельцы общинной земли, ростом частного хозяйственного сектора, при этом основой подлинной собственности на недвижимость было членство в общине. Растет значение общинных органов самоуправления. Храмы возвращают себе положение центров своих общин, они получают значительную самостоятельность от царской власти, распространение получает купля-продажа храмовых должностей.
«Старо-вавилонский» период в истории Нижней Месопотамии был временем расцвета рабства, причём раба лишали права свидетельствовать в суде. В это время появляется небольшой внутренний рынок; широко расцветает ростовщический кредит; в Ларсе, но не в Уре широко распространена купля-продажа финиковых плантаций, а также полей. Купля земли в царстве Ларсы по большей части была запрещена. Земля считалась собственностью богов и общины. От общины обособились храмы и «дом» царя. Продажа земли, закабаление и обезземеливание бедноты считается нежелательным. Общество Ларсы делится на три класса: 1) класс, пользовавшийся эксплуатацией рабского и иллотского труда; это «царская семья и круг царских приближенных, которые жили за счет доходов с царского хозяйства и дележа налогов, верхушка храмового хозяйства и частные лица, члены городских сельских общин, имевшие рабов и эксплуатировавшие рабский труд»1; 2) класс, не эксплуатирующий никого и не эксплуатируемый; это «земледельцы, организованные в большие семейные общины, и ремесленники»2; 3) класс эксплуатируемых; это собственно рабы и иллоты. Дьяконов И. М. считает, что существующие сословия в царстве Ларсы обозначали по аналогии с царствами Эмнуны. Автор выделяет два таких сословия: 1) «все те люди царские и храмовые, которые были обязаны материальными поставками, включая иллотов, но исключая прямых рабов»3; 2) «все, кто обладал или по праву мог обладать недвижимой собственностью в составе городской или сельской общины»4. Таков социальный строй в концепции Дьяконова. Далее в первой главе перед нами развёртывается череда событий от военных походов Суму Эля и до правления Хаммурапи-Самсуилуна. Такова политическая история древнего государства.
_________________
1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.20 2 Там же 3 Там же, с.21 4 Там же
Люди Месопотамии: Общий облик.
Физический тип жителей Двуречья: «это были смуглые люди с курчавыми или волнистыми чёрными волосами, с выпуклым или прямым носом и обильной растительностью на лице и теле».1 Что касается моды, то она в те далекие времена зависела, во-первых, от социального положения, которое занимал человек, носивший данную одежду, во-вторых, от местных городских обычаев. Автор исследует внешний облик людей Месопотамии по изображениям на резных печатях, терракотах, статуях и в росписях. Основная одежда мужчин - туника и набедренная повязка. Женская одежда, мало, чем отличалась от мужской – туника и длинное завёртывающее полотенце. Основным материалом для большинства одежд была овечья шерсть. Полотняная одежда была роскошью. Из полотна изготовлялась одежда для царя и для верховной жрицы - энтум. Весьма разнообразны были головные уборы – войлочные шапки, шляпы, колпаки; у мужчин тюрбаны носили эламиты и слуги богини Иштар. Женщины носили бусы. Дорогие бусы были сердоликовые, лазуритовые, металлические; более дешёвые – из цветного стекла; самые дешёвые – из керамики и палты, из кости и др. Из аккадских тканей были известны белёные, грубые, черные, тонкие полосатые, красных тонов, бледно – голубые. _____________ 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.33
Город Ур при сыновьях Кудуртабуга.
Данная глава описывает облик города Ур времени династии Ларсы. Основной материал данного исследования – археологические раскопки. Вначале автор дает краткое общее описание города, затем особое внимание уделяет храму. «Город Ур представлял собой возвышающийся над равниной овал из тесно скучившихся строений с внутренними двориками и плоскими крышами. При 3 династии Ура вокруг овального холма высилась стена, но она была снесена при взятии города эламитами; от неё осталась только нижняя часть, плотно сбитый из сырцовых кирпичей вал шириной от 25 до 34 м., высотой в несколько метров. Подходившие к этому валу жилые и другие здания, расположенные на самом городском холме оказались выше вала и образовали над ними обрыв. Весь городской вал имел в длину 1030 и в ширину 685 м., что даёт площадь около 230 га; 54 га занимал священный участок со всеми его строениями. В пределах городского овала до 4250 домов, в которых жило 35 тысяч человек. С западной и северной стороны город обтекала река Евфрат, а на севере от Евфрата отходил искусственный проток, тянувшийся вдоль города с востока. С западной же и с северной стороны глиняного холма, на котором стоял город, через низкие ворота на уровне реки внутрь города втекала вода в два затона, образуя искусственные гавани площадью 6,8 тысяч и 16 тысяч м2, где борт к борту могло стоять по несколько десятков мореходных парусных лодок или речных борт.1
________________
1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.51-52
Итак, это то внешнее, общее описание города Ура, которое приводит Дьяконов И. М. в своей книге. Далее следует подробное описание храма. Особое место в городе занимал «священный участок», на котором находился зиккурат. Этот участок представлял собой неправильный прямоугольник. Длина, которого около 300 м, ширина около 200 м. Ограждающая стена образовывала как бы крепость. В её пределах находился главный храм городской общины - Э–кимнугаль, посвящённый богу Луны, Нанне, или Наннару. Позади него воздвигался зиккурат. У юго-восточной стены возвышались большие здание, в пределах которого помещался храм супруги бога Нанны; жилища самой жрицы – энтум, могилы прежних энтум и помещения обслуживавшего культ и жрицу персонала. Рядом с восточным углом двора зиккурата находился царско-храмовый суд, это было место приёма жертвенных поборов и хранения хозяйственного архива храма, здесь проходил главный ход на террасу зиккурата. В городе Уре времени династии Ларсы встречаются также следующие здания: священное зернохранилище храмов Нанны и Нингами, храмы богов Нингублаги и Ниминтабы, дворец Шульги и его потомков, мавзолеи царей Ура. Особое место Дьяконов уделяет двум кварталам, в которых жили люди низкого и среднего достатка, это примерно 60 домов. Большинство домов были двухэтажными. Эти дома выходили на проулки глухими стенами, более богатые были снаружи из обожённого кирпича до второго этажа. Вторые этажи и внутренние стены строились из кирпича- сырца серо-жёлтого цвета. Кирпичи были плоскими. Зелени, кроме как у речных затонов, в городе не было; не было и садов при домах.
Купец - мореплаватель, Литейных дел мастер. Данная глава посвящена описанию дома, принадлежащего богатому ремесленнику и торговцу Эйанациру. Основной материал – археологические данные, приведенные исследователем Вулли, который и раскопал город Ур. Анализируя данные этого археолога, Дьяконов делает свои выводы. Предыдущая глава также основывалась на данных Вулли. В главе 4 приводятся выводы, сделанные В.Ф. Лесмансом и результаты исследований Г. Комороци. Итак, дом Эйанациру - это дом богатого купца, ходившего на Бахрейнские острова в Персидском заливе для закупки медной руды, отчасти для дворца, отчасти для частных заказчиков, отчасти для себя. Эйанациру имел также мастерскую для обогащения руды. Его дом был расположен на пол дороге от центрального священного храмового участка к храму бога Эйн у края города. В первоначальном виде постройка занимала примерно 220 м2 по площади первого этажа, включая дворы. Дом Эйанациру представлял собой двухэтажную постройку. В ней были следующие помещения: сени, главный двор, парадная горница, кухня, лестница во второе жильё. На территории дома Эйанациру было найдено не менее восьми клинописных документов. Личные покои семьи - второй этаж. Эта часть была разрушена, и поэтому автор не мог использовать археологические данные для реконструкции жилища, однако восстановить верхний этаж можно на основе описей имущества и других подобных текстов. Дом Эйанацира, верхний этаж, состав: не менее трёх горниц; кровать - самый дорогой из предметов мебели, туалетный столик или ларец с украшениями, корзины и ларцы с одеждой. У жены Эйанацира могла быть ещё и рабочая комната, где рукодельничали её рабыни. Возможно, и у Эйанацира был рабочий кабинет, где он принимал клиентов и хранил документы. Сохранилось письмо, из которого можно сделать вывод о положении хозяина дома. Из так называемого письма Нанни видно, что он был что-то должен храму Шамаша в Ларсе, а также дворцу. Из другого документа можно сделать вывод, что Эйанацир делал большие поставки меди - очевидно казне. Ни то ни другое не делает его обязательным служащим казны. Может быть, Эйанацир вносил в храм более или менее обязательные посвятительные дары, считает Дьяконов И. М.
Школа и наука.
Данная глава посвящена описанию дома № 1 по «Широкой улице», выходившей боковой стеной на «Складскую улицу», принадлежавшего некоему Игмиль Сину. Особенность этого дома заключается в том, что в нем предположительно находилась школа. Основной материал для главы 5 – это археологические данные, приведенные исследователем Вулли. Важное место в ней занимают выводы, сделанные Шарпеном и С.Н. Крамером. На основе чего был сделан вывод о существовании школы. При раскопках было найдено множество учебных и ученических текстов, а также текстов литературных, религиозных и дидактических, которые служили учебными пособиями. Дьяконов И.М. говорит о том, что «школ в царстве Ларсы была единообразной, не замкнутой; она была организована храмовой администрацией и поставляла в первую очередь светские кадры администраторов. Конечно, общедоступность школы была относительной».1 Археологами было обнаружено 167 табличек. Это были круглые ученические таблички с прописями, от двух до десяти строк; прописи содержали пословицы, формулы письменника, образцы писем, письменные упражнения. Дошли до нас и так называемые тексты Э-дубы - нравоучительные сочинения, которые составленные, чтобы поощрить учеников, их прилежание. Дошел до нас текст о «Писце и его непутёвом сыне» и другие. Дьяконов И.М. говорит о том, что основой школьного преподавания в Древней Месопотамии было зазубривание. Он
______________
1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.128
также рассказывает об образовании школы, об истории методики преподавания в ней, «которая возникла в Нижней Месопотамии ещё около 3000г. до н.э. в связи с изобретением - для нужд больших храмов, а затем и царских хозяйств - шумерской письменности, сначала иероглифической, а затем более скорописной - клинописи.»1 «Оканчивающий учение писец должен был уметь устно и письменно переводить с шумерского и аккадского языка и наоборот, знать наизусть шумерские писцовые грамматические термины и шумерское словоизменение, знать шумерское произношение, шумерские эквиваленты любых аккадских слов, различные виды каллиграфии и тайнописи, технический язык различных жреческих и других профессий, категории культовых песнопений, должен был уметь руководить хором и пользоваться музыкальными инструментами, уметь составить, «завернуть» в глиняный конверт и опечатать юридический или хозяйственный документ.»2 После завоевания Ларсы, Ура, Урука и Ниппура вавилонским царём Хаммурапи и их разрушения Самсуилуной, центр ученности был перенесён в Бормппу, а «место сравнительно общедоступной светской школы заняла индивидуальная выучка у отдельных грамотеев.»3 Аккадский язык сменил шумерский. 17-16 вв. до н.э. - период застоя в развитии клинообразной письменности. 15-12 вв. до н.э. - время расцвета аккадской письменности. Новые центры образования - Вавилон, Борсиппа, Иссин, Ниппур.
___________ 1 Дьяконов И.М. Люди города Ура, с.134 2 Там же, с.135-136 3 Там же, с.153
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|