Роль американских ТНК в основных отраслях экономики
Проанализируем теперь роль крупнейших американских ТНК в важнейших отраслях экономики, сравнивая их показатели с совокупными показателями крупнейших корпораций всех других стран (рис. 1), вошедших в список ЮНКСТАД. Отраcлевой анализ показывает, что 21 из 100 ведущих ТНК принадлежат к химико-фармацевтической отрасли, 18 компаний заняты производством электронного и электрического оборудования, 14 представляют автомобильную промышленность, 13 - нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую. Еще девять компаний производят напитки и продукты питания, а семь имеют диверсифицированную отраслевую структуру. Из 27 американских ТНК, занимающих места среди ста ведущих ТНК мира, наибольшее число компаний занято в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли. Она представлена такими компаниями, как "Экссон корпорейшн", "Мобил корпорейшн", "Шеврон корпорейшн", "ТЕКСАКО инкорпорейтед", "АМОКО корпорейшн''', "Атлантик ричфилд''. Совокупный объем зарубежных продаж этих семи крупнейших американских нефтяных ТНК составляет 189,2 млрд. долл., в то время как все 13 нефтяных компаний, представленных в рейтинге, имеют совокупный объем продаж 388,7 млрд. долл. Таким образом доля американских компаний составляет около 49%. В то же время общий объем продаж семи американских нефтяных ТНК оценивается в 320,9 млрд. долл., а аналогичный показатель для всех 13 компаний равен 628,7 млрд. долл. Соответственно, доля американских транснациональных корпораций здесь несколько выше – 51%. Стимулом к развитию энергетической промышленности США служит также растущее число слияний и приобретений компаний, действующих в этом секторе экономики. Основной причиной ускорения процесса объединения энергетических компаний в 1999 г., по мнению экспертов, послужили низкие цены на нефть в 1998 г. Образование крупных корпораций способствовало резкому сокращению затрат энергетических компаний. Слияние фирм облегчает диверсифицирование их деятельности, способствует повышению эффективности.
Компании, занятые производством электронного и электрического оборудования, составляют вторую по величине группу. В их число входят "Дженерал корпорейшн", IBM, "Хюлетт-Паккард", "Ксерокс корпорейшн", "Моторола инкорпорейтед", АТ&Т. Объем зарубежных продаж шести американских электронных и электротехнических ТНК составляет 123,6 млрд. долл. (30% от уровня 18 компаний) и общий объем продаж составляет 260,2 млрд. долл., или 36% от уровня 18 крупнейших компаний мира. Объем продаж ее продукции должен увеличиться на 19%. Спрос на микропроцессоры повысится на 14,4% (в 1999 г. - на 14,8%). Однако рост прибылей этих компаний тормозится снижением цен, вызванным обострением конкурентной борьбы между фирмами, производящими микропроцессоры. Снижение цен на компьютеры замедлится: если в 1999 г. они подешевели на 30%, то в 2000 г., составил 10%. Цена персонального компьютера равна в среднем 1,2 тыс. долл. Многие компьютерные компании намерены увеличить свою прибыль за счет расширения спектра услуг, предоставляемых покупателям. Доходы американских фирм, действующих в этой отрасли, в 2000 г., возрасли на 8,1%. Объем производства программного обеспечения в 2000 г. увеличилось до 329,62 млрд. долл. Прирост продаж этой продукции в 2000 г. составил 20%[2] против 12,2% в 1999 г. Предполагается, что в дальнейшем в телекоммуникационной отрасли обострится борьба между компаниями, осуществляющими местную и междугородную телефонную связь. Расширится спектр услуг. Мобильные телефоны все чаще будут использоваться для передачи информации из Интернета, что компенсирует уменьшение прибылей телекоммуникационных компаний вследствие снижения стоимости междугородных переговоров.
Занятость в отрасли увеличится до 11,1 млн. человек (в 1995 г. в ней было занято всего 0,93 млн. человек), производительность труда возрастет до 281,74 тыс. долл. на одного занятого (195,23 тыс. в 1995 г.). Снижение цен на междугородные переговоры нанесет ущерб мелким телекоммуникационным фирмам. Компаний химико-фармацевтической промышленности в списке тоже шесть, и в их число входят такие всемирно известные гиганты, как "Дюпон (Е.И.)", "Доу кемикл", "Проктер энд Гэмбл", "Джонсон энд Джонсон'' "Америкен хоум продактс" и "Фармасиа энд Апджон инк." Крупнейшие американские ТНК, занятые в химико-фармацевтической отрасли, имеют совокупный объем зарубежных продаж 71,2 млрд. долл, и общий объем продаж 140,3 млрд. долл., что составляет соответственно 27,6 и 35% от показателей 21 компании отрасли, представленной в списке ста ведущих. Большое количество новых лекарственных препаратов, выпускаемых в последнее время фармацевтической промышленностью США (с 1996 г. выпущено более 130 новых лекарств), будет поддерживать высокие темпы прироста доходов в этом секторе американской экономики. Однако многим компаниям продажа лекарственных препаратов не принесет такие высокие прибыли, как раньше. На положении в фармацевтической промышленности негативно отражается замена многих лекарственных средств более дешевыми генетически разработанными аналогами. Согласно прогнозу, с 2000 по 2004 г. подобным образом будут заменены лекарственные препараты на общую сумму 43 млрд. долл. Автомобильная промышленностьСША представлена в сотне избранных лишь двумя компаниями, зато это "Форд мотор компани" и "Дженерал моторс". (Здесь следует упомянуть недавнее слияние третьего американского автомобильного гиганта "Крайслер корпорейшн" с немецкой компанией "Даймлер Бенц"). Совокупные зарубежные продажи двух американских гигантов составили 99 млрд. долл., а общие продажи - 331,8 млрд. долл., что составляет 23 и 38% соответственно от объемов 14 ведущих компаний отрасли. Повышение цен на газ может снизить интерес покупателе к работающим на этом топливе маркам автомобилей и пикапов, линии по производству которых являются одними из самых быстроразвивающихся и прибыльных в американской автомобильной промышленности.
В то же время стабильный экономический рост в США будет способствовать увеличению продаж больших легковых автомобилей и тяжелых грузовиков. Стимулом к развитию автомобильной промышленности США явится увеличение количества новых моделей, разрабатываемых автомобилестроителями. На основании данных ЮНКТАД можно, в частности, сделать вывод о том, что для американских корпораций характерно отставание их доли зарубежных продаж от доли в общих продажах всех компаний отрасли, представленных в рейтинге. Это можно связать с тем, что внутренний рынок США - самый емкий в мире. И поэтому, например, автомобильные корпорации США продают более 70% продукции на внутреннем рынке. Аналогичный процесс характерен и для электронной отрасли, доля внутренних продаж в которой составляет 52,5%. ТНК способствуют развитию производственных, научных и технологических связей между предприятиями в различных странах и регионах, а также играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая с малым и средним бизнесом. В то же время роль ТНК не может оцениваться однозначно положительно. Их интересы зачастую вступают в противоречия с национальными интересами государства, малым и средним бизнесом. Корпорации начинают функционировать подобно правительствам. Экономическая мощь многих ТНК сопоставима с государствами средних размеров. Например, объемы продаж американской корпорации "Дженерал моторе" превышают ВВП таких стран, как Швейцария, Австрия и Швеция, вместе взятых. Совокупные же продажи зарубежных филиалов ТНК в 1999 г. составили 1,1 трлн. долл., что более чем в 1,5 раза превышает объем мирового экспорта. Борьба между транснациональным капиталом и национальными государствами во многом определяет современное развитие мировой экономики. И в этой борьбе ведущую роль играют американские транснациональные корпорации и государство.
Рис. 1. Распределение 100 крупнейших нефинансовых ТНК по странам 1990 г.
1995 г.
1999 г.
Журнал "Fortune" в 2002 г. опубликовал свой ежегодный рейтинг 500 крупнейших американских корпораций, первое место в котором заняла нефтяная компания Exxon Mobil, обогнав при этом традиционного лидера рейтинга автомобильного гиганта General Motors. На вершину рейтинга Exxon Mobil с рекордной для себя выручкой в 210 миллиардов долларов поднялась с прошлогоднего 3 места, оттеснив туда General Motors. В целом, все нефтяные компании США улучшили свои позиции в рейтинге, благодаря высоким ценам на энергоносители и снижения запасов нефти в США в прошлом году. Второе место в рейтинге корпораций занимает компания Wal-Mart Stores, обладающая крупнейшей розничной торговой сетью в мире. Спад в "новой экономике", связанной с информационными технологиями, отразился на положении компаний, работающих в данной сфере. Так, крупнейшая телекоммуникационная корпорация АT&T опустилась с 8 на 9 место. 1. Exxon Mobil 2. Wal-Mart Stores 3. General Motors 4. Ford Motor 5. General Electric 6. Citigroup 7. Enron 8. IBM 9. AT&T 10. Verizon Communications 11. Philip Morris 12. J.P. Morgan Chase 13. Bank of America Corp. 14. SBC Communications 15. Boeing 16. Texaco 17. Duke Energy 18. Kroger 19. Hewlett-Packard 20. Chevron 21. State Farm Insurance Cos. 22. American International Group 23. Home Depot 24. Morgan Stanley Dean Witter 25. Merrill Lynch. В 2003 году пункты рейтинга изменились: 1. Wal-Mart Stores (219,812 миллиарда долларов дохода) 2. Exxon Mobil (191,581 миллиарда долларов) 3. General Motors (177,260 миллиарда долларов) 4. Ford Motor (162,412 миллиарда долларов) 5. Enron (138,718 миллиарда долларов) 6. General Electric (125,913 миллиарда долларов) 7. Citigroup (112,022 миллиарда долларов) 8. ChevronTexaco (99,699 миллиарда долларов) 9. Intl. Business Machines (85,866 миллиарда долларов) 10. Philip Morris (72,944 миллиарда долларов) 11. Verizon Communications (67,190 миллиарда долларов) 12. American Intl. Group (62,402 миллиарда долларов) 13. American Electric Power (61,257 миллиарда долларов) 14. Duke Energy (59,503 миллиарда долларов) 15. AT&T 59,142 (миллиарда долларов) 16. Boeing 58,198 (миллиарда долларов) 17. El Paso (57,475 миллиарда долларов) 18. Home Depot (53,553 миллиарда долларов) 19. Bank of America Corp. (52,641 миллиарда долларов) 20. Fannie Mae (50,803 миллиарда долларов) 21. J.P. Morgan Chase (50,429 миллиарда долларов) 22. Kroger (50,098 миллиарда долларов) 23. Cardinal Health (47,947 миллиарда долларов) 24. Merck 47,715 (миллиарда долларов) 25. State Farm Insurance (46,705 миллиарда долларов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|