Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.5. Метод бухгалтерского учета

 

· Метод бухгалтерского учета.

· Счета бухгалтерского учета и их строение.

· Активные, пассивные и активно-пассивные счета.

· Двойная запись на счетах.

· Синтетический и аналитический бухгалтерский учет.

· Взаимосвязь между счетами и балансом.

· Обобщение данных текущего бухгалтерского учета.

· Порядок составления оборотной и шахматной ведомостей.

 

· Счета бухгалтерского учета и их строение.

Хозяйственные средства в сводном виде отражаются на статьях бухгалтерского баланса. Текущий учет хозяйственных операций осуществляется непрерывно и в систематизированном порядке. В текущем бухгалтерском учете хозяйственные операции, а также хозяйственные средства и источники их образования группируются по однородным экономическим признакам.

Например, основные фонды отражаются отдельно от материалов, денежные средства в кассе – отдельно от денежных средств на расчетном счете.

Объединенные в однородные группы хозяйственные средства и источники их образования учитываются на счетах бухгалтерского учета. На счетах должно быть отражено: поступление, выбытие и остатки всех ценностей, находящихся на учете. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывают отдельный счет.

 

 

· Активные, пассивные и активно-пассивные счета.

 

Все счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета открываются наосновании статей актива бухгалтерского баланса, пассивные — на основании статей пассива бухгалтерского баланса.

Активно-пассивные счета в основном используются для учета расчетов, характер которых часто изменяется, на них отражаются и кредиторская, и дебиторская задолженности, поэтому имеют одновременно свойство и активных, и пассивных счетов.

 

У активного счета сальдо может быть только дебетовым либо равным нулю. Увеличение иму­щества отражается по дебету счета, уменьшение — по кредиту. Чтобы вывести конечное сальдо, не­обходимо к начальному дебетовому сальдо прибавить дебетовый оборот и вычесть кредитовый. К активным относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Нематериальные активы» и др.

 

У пассивного счета сальдо может быть только кредитовым либо равно нулю. Чтобы вывести конечное сальдо, на пассивном счете необходимо к начальному кредитовому сальдо прибавить кре­дитовый оборот и вычесть дебетовый оборот

К пассивным относятся счета «Уставный фонд», «Расчеты по краткосрочным кредитам и зай­мам», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

 

Особую группу составляют активно-пассивные счета, объединяющие в себе признаки активных и пассивных. Примером может служить счет «Прибыли и убытки», по дебету которого отражают убытки, потери, расходы, а по кредиту — прибыли, доходы организации. Сравнивая обороты по счету, определяем сальдо, которое может быть либо по дебету счета, т.е. убытки (расходы) превысили, прибыль (доходы), либо по кредиту счета, т.е. прибыль (доходы) больше убытков (расходов). От­дельные счета могут иметь два остатка сразу, например, счет «Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами», имеющий два остатка, дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый остаток — сумму кредиторской задолженности и отражает­ся в пассиве (развернутое сальдо).

Сворачивать сальдо на активно-пассивном счете нельзя, так как получится, что долг одних субъектов хозяйствования будет погашаться задолженностью перед другими. Учет на этих счетах ведется обязательно в разрезе аналитических счетов, т.е. по каждому дебитору и кредитору отдельно.

Чтобы вывести конечное сальдо на аналитическом активно-пассивном счете, необходимо к на­чальному сальдо прибавить одноименный оборот и вычесть оборот с противоположной стороны. Ес­ли результат получится с положительным знаком, то конечное сальдо записывается по той же сторо­не, что и начальное. Если с отрицательным знаком, то конечное сальдо записывается с противопо­ложной стороны.

 

· Двойная запись на счетах.

Каждая хозяйственная операция приводит к изменению в со­ставе имущества организации, ее обязательств или тех и других одновременно. Т.е. любая хозяйственная операция вызывает из­менение двух объектов учета в одной и той же сумме, поэтому для обобщения информации об этих изменениях используют двойную запись.

Двойная запись - это элемент метода бухгалтерского учета, обеспечивающий двойственность отражения каждой хозяйс­твенной операции по дебету одного и кредиту другого взаимо­связанных счетов в одинаковой сумме.

Записи на счетах могут производиться таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах. Все хозяйствен­ные операции организации должны быть подтверждены доку­ментами. Записи операций с использованием двойной записи составляются только на основе документов.

Таким образом, двойная запись:

· отражает изменения в составе хозяйственных средств или их
источниках или одновременно в составе средств и их источниках в процессе совершения хозяйственных операций (по дебету одних и кредиту других взаимосвязанных счетов) в равной сумме;

· обеспечивает контроль движения хозяйственных средств и источников их образования;

· дает возможность определить источник поступления и на­правления использования средств;

· позволяет проконтролировать экономическое содержание операций, их правомерность, а также отражение в балансе;

· позволяет выявить ошибки в счетных записях. Каждая сум­ма в результате хозяйственной операции отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот дебетовый всех счетов должен быть равен обороту кредитовому всех счетов. Отсутс­твие равенства свидетельствует о наличии ошибок в записях, требующих исправления.

 

С методом двойной записи связаны такие понятия, как «кор­респонденция счетов» и «бухгалтерская проводка».

Корреспонденция счетов - это форма выражения взаимосвя­зи между счетами, возникающей при отражении в них явлений, вызываемых хозяйственной операцией.

Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции ме­тодом двойной записи, принято называть корреспондирующими счетами.

Выраженная в письменной форме взаимосвязь между кор­респондирующими счетами с указанием их дебета и кредита, а также суммы операции называется бухгалтерской проводкой. Она устанавливается исходя из экономической сущности конк­ретного факта хозяйственной жизни.

В соответствии с типологией, изменения, вызываемые хо­зяйственными операциями, в балансе можно отразить с исполь­зованием системы счетов и двойной записи в виде бухгалтерс­ких проводок следующим образом:

- операция первого типа вызывает увеличение имущества и источника имущества, следовательно, отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета;

- операция второго типа вызывает уменьшение имущества в активе баланса и уменьшение источника имущества в пассиве, следовательно, отражается по дебету пассивного счета и креди­ту активного счета;

- операция третьего типа вызывает перемещение или пере­ход хозяйственных средств из одного вида в другой (изменения в активе баланса), следовательно, отражается по дебету и кре­диту соответствующих активных счетов;

- операция четвертого типа вызывает перемещение источ­ника хозяйственных средств и отражается по дебету и кредиту пассивных счетов.

 

В теории и практике учетной техники различают следую­щие виды бухгалтерских проводок:

1. Простые бухгалтерские проводки - это бухгалтерские записи, когда корреспондируют только два счета: один - дебету­ется, а другой - кредитуется.

Например: «В кассу предприятия получены деньги с расчетного счета в сумме 60000 рублей»:

Дебет счета Кредит счета Сумма

50 «Касса» 51 «Расчетный счет» 60000 р.

2. Сложные бухгалтерские проводки составляются, когда хозяйственная операция затрагивает более двух объектов учета, а значит, более двух корреспондирующих счетов: при этом один счет дебетуется, остальные - кредитуются, и наоборот.
Общая сумма сложной проводки по дебету и кредиту должна совпадать.

Пример: «В кассу предприятия получены деньги: с расчетного счета 10000 р. и от инженера Иванова К. М. (возврат неиспользованных подотчетных сумм) 2000 р.».

В бухгалтерском учете эта операция может быть отражена сложной проводкой:

Дебет счета Кредит счета Сумма Сумма общая

50 «Касса» 51 «Расчетный счет» 10000 р.

71 «Расчеты с подотчетными

лицами» 2000 р. 12000 р.

 

Эту сложную проводку можно представить в виде двух про­стых:

1)

Дебет счета Кредит счета Сумма

50 «Касса» 51 «Расчетный счет» 10000 р.

2)

Дебет счета Кредит счета Сумма

50 «Касса» 71 «Расчеты с подотчетными 2000 р.

лицами».

· Синтетический и аналитический бухгалтерский учет.

В бухгалтерском учете для получения различных по степени детализации показателей используются три вида счетов: синте­тические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета (от греч. - сводный, обобщенный) содержат информацию о хозяйственных средствах и операци­ях в обобщенных показателях по экономически однородным группам, выраженных в денежном измерителе. К синтетичес­ким счетам относятся: 01 «Основные средства», 04 «Нематери­альные активы», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Эти счета еще называют счетами первого порядка.

Аналитические счета (от греч. - разложение, расчлене­ние, разбор) используются в целях детальной характеристики учитываемых объектов. Они открываются в развитие каждого синтетического счета и являются его расшифровкой. Степень детализации аналитических счетов достигается путем исполь­зования трех видов измерителей: натурального, трудового и де­нежного.

Взаимосвязь аналитических и синтетических счетов выра­жается в следующем:

1)аналитические счета ведутся для детализации синтети­ческих счетов;

2)начальное и конечное сальдо синтетического счета долж­но равняться сумме начальных и конечных сальдо аналитических счетов;

3)сумма оборотов за месяц по дебету и кредиту аналитических счетов должна соответствовать оборотам по дебету и кредиту синтетического счета;

4)каждая хозяйственная операция, записанная на счетах аналитического учета, должна быть записана на соответствую­щий синтетический счет (отдельно либо в обобщенном виде);

5)операция фиксируется на синтетическом счете общей суммой, а на его аналитических счетах — отдельными суммами, которые дают в итоге ту же сумму;

6)аналитические счета дебетуются, если соответствующие синтетические счета дебетуются (кредитуются, если наблюдается кредитование синтетического счета, в разрезе которого они ведутся), то есть их строение одинаково.

Наряду с синтетическими и аналитическими счетами в бух­галтерском учете применяются субсчета.

Субсчета (счета второго порядка) — это промежуточные сче­та между синтетическими и аналитическими счетами. Назначе­ние субсчетов состоит в дополнительной группировке некото­рых счетов, а также для «разгрузки» отдельных синтетических счетов. Они используются при составлении отчетности и ана­лизе хозяйственной деятельности в целях получения обобщен­ных показателей в дополнение к информации, содержащейся в синтетических счетах. Например, к счету 10 «Материалы» мо­жет быть открыто до 10 субсчетов: 10.1 «Сырье и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты» и т. д.

Название, коды и количество синтетических счетов установ­лены Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйс­твенной деятельности, а количество и наименование субсчетов и счетов аналитического учета организация устанавливает са­мостоятельно в зависимости от специфики деятельности.

Система синтетических счетов позволяет организовать син­тетический учет. Синтетический учет рассматривается как учет обобщения данных, раскрывающих виды имущества, обя­зательства и хозяйственные операции по строго установленным экономическим признакам. Данные синтетического учета необ­ходимы в основном для руководства организацией в целом. По ним принимают общие стратегические решения, анализируют и оценивают состояние средств и источников, ход экономичес­ких процессов, состояние расчетов, финансовое положение организации, решают многие другие вопросы. Показатели син­тетического учета составляют основу отчетности организации перед собственником, государством и его органами, перед раз­личными заинтересованными юридическими и физическими лицами. Все показатели синтетического учета и сам учет ведут­ся в наиболее универсальном измерителе - стоимостном, кото­рый и дает возможность получать обобщенные (синтезирован­ные) данные любого уровня.

Детализация синтетической информации производится в ходе аналитического учета, который ведется параллельно с син­тетическим.

Аналитический учет - это учет, информация которого на­капливается в лицевых, материальных и иных аналитических счетах, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Именно благодаря аналитическому уче­ту обеспечивается начисление заработной платы каждому кон­кретному работнику организации, а инженеры и технологи при решении производственных задач могут получать информацию о наличии на складе конкретных наименований материалов, де­талей и пр.

Степень детализации учета зависит от потребностей систе­мы управления и ограничивается натуральным составом, де­лимостью объекта учета на составные части (штуки, коробки, комплекты). Аналитический учет является наиболее трудоем­ким, так как он составляет основу бухгалтерского учета в сте­пени детализации объектов учета.

· Взаимосвязь между счетами и балансом.

 

Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:

· каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов, например, статья «Сырье и материалы» содержит остатки по счетам «Материалы», «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;

· счета делятся на активные и пассивные аналогично статьям баланса;

· остатки активов и источников их образования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе;

· баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса.

 

 

· Обобщение данных текущего бухгалтерского учета

· Порядок составления оборотной и шахматной ведомостей

Ежедневное сплошное и непрерывное отражение хозяйс­твенных операций с помощью двойной записи на счетах бух­галтерского учета составляет основу текущего учета. Информа­ция регистрируется и накапливается на счетах, а ее обобщение производится периодически в такой последовательности:

1) подсчитывают итоги - обороты и остатки по синтетичес­ким и аналитическим счетам;

2) заполняют оборотные ведомости по аналитическим сче­там, открытым к определенному синтетическому счету;

3) сверяют итоги каждой ведомости по аналитическим счетам с оборотами и остатками соответствующего синтетического счета. Наличие расхождений означает ошибки в учете: пропущена хозяйственная операция, неправильно отражена сумма по дебету или кредиту корреспондирующего счета. Эти ошибки находят и исправляют;

4) составляют оборотно-сальдовую ведомость по синтети­ческим счетам.

Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам представляет собой таблицу, в каждую строчку которой записы­вают название синтетического счета, остаток по нему на начало месяца, сумму дебетового и кредитового оборота и остаток на конец месяца.

 

Оборотно-сальдовая ведомость по счетам синтетического учета

 

Наименование счета Сальдо на начало месяца Обороты за месяц Сальдо на конец месяца
    Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
01 «Основные средства»            
50 «Касса»            
Итого            

После того как все синтетические счета, которые ведутся в организации, записаны, по каждой из шести граф ведомости подсчитывают итог.

При правильном ведении учета должно соблюдаться попар­ное равенство следующих итогов:

•дебетовых и кредитовых начальных сальдо;

•дебетовых и кредитовых оборотов по счетам;

•дебетовых и кредитовых конечных сальдо.

В системе аналитического учета кроме оборотно-сальдовых ведомостей могут составляться оборотные (отражающие толь­ко суммы оборотов по счетам) и сальдовые (отражающие толь­ко сальдо по счетам) ведомости. Их назначение такое же, как и оборотно-сальдовых ведомостей: контроль над правильностью ведения записей на счетах.

Сальдовые ведомости - средство обобщения данных те­кущего бухгалтерского учета. В них присутствуют данные об остатках объектов учета. Применяются сальдовые ведомости для контроля над обеспеченностью организации запасами то­варно-материальных ценностей, а также в целях проверки со­ответствия данных бухгалтерского учета и фактического нали­чия производственных запасов организации. Поэтому метод, с помощью которого осуществляется такая сверка, называется сальдовым (то есть сверкой данных по сальдо).

С помощью оборотной ведомости по синтетическим счетам можно выявить ошибки:

•если операция записана по дебету одного счета на одну сумму, а по кредиту другого счета на другую сумму;

•если сделана односторонняя запись;

• если допущена арифметическая ошибка в подсчетах.
Наряду с положительными моментами оборотная ведомость простой формы имеет недостатки:

• нельзя выявить ошибки в корреспонденции счетов;

• ввиду отсутствия корреспондирующей связи между счета­ми снижается ее аналитическое значение;

• в простой оборотной ведомости дается количественная за­висимость, а качественной связи нет.

Все эти недостатки устраняются при составлении оборот­ной ведомости шахматной формы.

Шахматная оборотная ведомость отличается от простой тем, что все счета расположены не только по вертикали, но и по горизонтали. Особенность составления шахматной оборот­ной ведомости состоит в том, что в нее записываются не общие итоги дебетовых и кредитовых оборотов каждого счета, веду­щегося в организации, а каждая сумма корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции. Сумма хозяйственной опе­рации записывается один раз в клетку, в которой пересекаются корреспондирующие счета: дебет одного и кредит другого сче­тов - метод двойной записи соблюдается.

При ручном ведении бухгалтерского учета составление шахматной оборотной ведомости является предпочтительным, поскольку наиболее полно обеспечивает ее контрольную фун­кцию.

На практике применяют два вида шахматной оборотной ве­домости.

Первый вариант: в ведомости по корреспонди­рующим счетам группируются только обороты, при этом на­чальное и конечное сальдо не проставляется. Такие шахматные ведомости применяются в тех случаях, когда дополнительно составляются и простые оборотные ведомости.

 

 

Шахматная оборотная ведомость по синтетическим счетам (1 вариант)

 

Кредитуемые счета   Дебетуемые счета         …… Итого по дебету счетов
01 «Основные средства»            
10 «Материалы»            
50 «Касса»"            
Итого по кредиту счетов            

 

Второй вариант: в ведомости показываются не только обороты, но и начальное и конечное сальдо. Начальное сальдо кредитовое записывается в первой строке по вертикали. Конечное сальдо по кредиту и дебету соответственно записыва­ется в последующих строчках по горизонтали и вертикали.

Шахматная оборотная ведомость по синтетическим счетам (2 вариант)

 

Кредитуемые счета   Дебетуемые счета Начальное сальдо по дебету       Итого по дебету Конечное сальдо по дебету
Начальное сальдо по кредиту            
01 «Основные средства»            
10 «Материалы»            
50 «Касса»            
Итого по кредиту счетов            
Конечное сальдо по кредиту            

Шахматная ведомость наряду с положительными сторонами имеет и свои недостатки. Основным их них является громозд­кость.

После составления оборотной ведомости переходят к следу­ющему этапу обобщения данных текущего бухгалтерского уче­та - составляют бухгалтерский баланс и другие формы финан­совой отчетности. Остатки по всем счетам, приведенные в обо­ротной ведомости, показывают состояние средств и источников организации. Их переносят в баланс: дебетовые остатки - в ак­тив, кредитовые - в пассив. Равенство итогов актива и пассива составленного баланса обеспечивается равенством дебетового и кредитового остатков по счетам на конец отчетного периода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...