Тема 1.5. Метод бухгалтерского учета
· Метод бухгалтерского учета. · Счета бухгалтерского учета и их строение. · Активные, пассивные и активно-пассивные счета. · Двойная запись на счетах. · Синтетический и аналитический бухгалтерский учет. · Взаимосвязь между счетами и балансом. · Обобщение данных текущего бухгалтерского учета. · Порядок составления оборотной и шахматной ведомостей.
· Счета бухгалтерского учета и их строение. Хозяйственные средства в сводном виде отражаются на статьях бухгалтерского баланса. Текущий учет хозяйственных операций осуществляется непрерывно и в систематизированном порядке. В текущем бухгалтерском учете хозяйственные операции, а также хозяйственные средства и источники их образования группируются по однородным экономическим признакам. Например, основные фонды отражаются отдельно от материалов, денежные средства в кассе – отдельно от денежных средств на расчетном счете. Объединенные в однородные группы хозяйственные средства и источники их образования учитываются на счетах бухгалтерского учета. На счетах должно быть отражено: поступление, выбытие и остатки всех ценностей, находящихся на учете. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывают отдельный счет.
· Активные, пассивные и активно-пассивные счета.
Все счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета открываются наосновании статей актива бухгалтерского баланса, пассивные — на основании статей пассива бухгалтерского баланса. Активно-пассивные счета в основном используются для учета расчетов, характер которых часто изменяется, на них отражаются и кредиторская, и дебиторская задолженности, поэтому имеют одновременно свойство и активных, и пассивных счетов.
У активного счета сальдо может быть только дебетовым либо равным нулю. Увеличение имущества отражается по дебету счета, уменьшение — по кредиту. Чтобы вывести конечное сальдо, необходимо к начальному дебетовому сальдо прибавить дебетовый оборот и вычесть кредитовый. К активным относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Нематериальные активы» и др.
У пассивного счета сальдо может быть только кредитовым либо равно нулю. Чтобы вывести конечное сальдо, на пассивном счете необходимо к начальному кредитовому сальдо прибавить кредитовый оборот и вычесть дебетовый оборот К пассивным относятся счета «Уставный фонд», «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.
Особую группу составляют активно-пассивные счета, объединяющие в себе признаки активных и пассивных. Примером может служить счет «Прибыли и убытки», по дебету которого отражают убытки, потери, расходы, а по кредиту — прибыли, доходы организации. Сравнивая обороты по счету, определяем сальдо, которое может быть либо по дебету счета, т.е. убытки (расходы) превысили, прибыль (доходы), либо по кредиту счета, т.е. прибыль (доходы) больше убытков (расходов). Отдельные счета могут иметь два остатка сразу, например, счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», имеющий два остатка, дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый остаток — сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве (развернутое сальдо). Сворачивать сальдо на активно-пассивном счете нельзя, так как получится, что долг одних субъектов хозяйствования будет погашаться задолженностью перед другими. Учет на этих счетах ведется обязательно в разрезе аналитических счетов, т.е. по каждому дебитору и кредитору отдельно.
Чтобы вывести конечное сальдо на аналитическом активно-пассивном счете, необходимо к начальному сальдо прибавить одноименный оборот и вычесть оборот с противоположной стороны. Если результат получится с положительным знаком, то конечное сальдо записывается по той же стороне, что и начальное. Если с отрицательным знаком, то конечное сальдо записывается с противоположной стороны.
· Двойная запись на счетах. Каждая хозяйственная операция приводит к изменению в составе имущества организации, ее обязательств или тех и других одновременно. Т.е. любая хозяйственная операция вызывает изменение двух объектов учета в одной и той же сумме, поэтому для обобщения информации об этих изменениях используют двойную запись. Двойная запись - это элемент метода бухгалтерского учета, обеспечивающий двойственность отражения каждой хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого взаимосвязанных счетов в одинаковой сумме. Записи на счетах могут производиться таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах. Все хозяйственные операции организации должны быть подтверждены документами. Записи операций с использованием двойной записи составляются только на основе документов. Таким образом, двойная запись: · отражает изменения в составе хозяйственных средств или их · обеспечивает контроль движения хозяйственных средств и источников их образования; · дает возможность определить источник поступления и направления использования средств; · позволяет проконтролировать экономическое содержание операций, их правомерность, а также отражение в балансе; · позволяет выявить ошибки в счетных записях. Каждая сумма в результате хозяйственной операции отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот дебетовый всех счетов должен быть равен обороту кредитовому всех счетов. Отсутствие равенства свидетельствует о наличии ошибок в записях, требующих исправления.
С методом двойной записи связаны такие понятия, как «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка». Корреспонденция счетов - это форма выражения взаимосвязи между счетами, возникающей при отражении в них явлений, вызываемых хозяйственной операцией. Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи, принято называть корреспондирующими счетами. Выраженная в письменной форме взаимосвязь между корреспондирующими счетами с указанием их дебета и кредита, а также суммы операции называется бухгалтерской проводкой. Она устанавливается исходя из экономической сущности конкретного факта хозяйственной жизни. В соответствии с типологией, изменения, вызываемые хозяйственными операциями, в балансе можно отразить с использованием системы счетов и двойной записи в виде бухгалтерских проводок следующим образом: - операция первого типа вызывает увеличение имущества и источника имущества, следовательно, отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета; - операция второго типа вызывает уменьшение имущества в активе баланса и уменьшение источника имущества в пассиве, следовательно, отражается по дебету пассивного счета и кредиту активного счета; - операция третьего типа вызывает перемещение или переход хозяйственных средств из одного вида в другой (изменения в активе баланса), следовательно, отражается по дебету и кредиту соответствующих активных счетов; - операция четвертого типа вызывает перемещение источника хозяйственных средств и отражается по дебету и кредиту пассивных счетов.
В теории и практике учетной техники различают следующие виды бухгалтерских проводок: 1. Простые бухгалтерские проводки - это бухгалтерские записи, когда корреспондируют только два счета: один - дебетуется, а другой - кредитуется. Например: «В кассу предприятия получены деньги с расчетного счета в сумме 60000 рублей»:
Дебет счета Кредит счета Сумма 50 «Касса» 51 «Расчетный счет» 60000 р. 2. Сложные бухгалтерские проводки составляются, когда хозяйственная операция затрагивает более двух объектов учета, а значит, более двух корреспондирующих счетов: при этом один счет дебетуется, остальные - кредитуются, и наоборот. Пример: «В кассу предприятия получены деньги: с расчетного счета 10000 р. и от инженера Иванова К. М. (возврат неиспользованных подотчетных сумм) 2000 р.». В бухгалтерском учете эта операция может быть отражена сложной проводкой: Дебет счета Кредит счета Сумма Сумма общая 50 «Касса» 51 «Расчетный счет» 10000 р. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 2000 р. 12000 р.
Эту сложную проводку можно представить в виде двух простых: 1) Дебет счета Кредит счета Сумма 50 «Касса» 51 «Расчетный счет» 10000 р. 2) Дебет счета Кредит счета Сумма 50 «Касса» 71 «Расчеты с подотчетными 2000 р. лицами». · Синтетический и аналитический бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете для получения различных по степени детализации показателей используются три вида счетов: синтетические, аналитические и субсчета. Синтетические счета (от греч. - сводный, обобщенный) содержат информацию о хозяйственных средствах и операциях в обобщенных показателях по экономически однородным группам, выраженных в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Эти счета еще называют счетами первого порядка. Аналитические счета (от греч. - разложение, расчленение, разбор) используются в целях детальной характеристики учитываемых объектов. Они открываются в развитие каждого синтетического счета и являются его расшифровкой. Степень детализации аналитических счетов достигается путем использования трех видов измерителей: натурального, трудового и денежного. Взаимосвязь аналитических и синтетических счетов выражается в следующем: 1)аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов; 2)начальное и конечное сальдо синтетического счета должно равняться сумме начальных и конечных сальдо аналитических счетов; 3)сумма оборотов за месяц по дебету и кредиту аналитических счетов должна соответствовать оборотам по дебету и кредиту синтетического счета; 4)каждая хозяйственная операция, записанная на счетах аналитического учета, должна быть записана на соответствующий синтетический счет (отдельно либо в обобщенном виде);
5)операция фиксируется на синтетическом счете общей суммой, а на его аналитических счетах — отдельными суммами, которые дают в итоге ту же сумму; 6)аналитические счета дебетуются, если соответствующие синтетические счета дебетуются (кредитуются, если наблюдается кредитование синтетического счета, в разрезе которого они ведутся), то есть их строение одинаково. Наряду с синтетическими и аналитическими счетами в бухгалтерском учете применяются субсчета. Субсчета (счета второго порядка) — это промежуточные счета между синтетическими и аналитическими счетами. Назначение субсчетов состоит в дополнительной группировке некоторых счетов, а также для «разгрузки» отдельных синтетических счетов. Они используются при составлении отчетности и анализе хозяйственной деятельности в целях получения обобщенных показателей в дополнение к информации, содержащейся в синтетических счетах. Например, к счету 10 «Материалы» может быть открыто до 10 субсчетов: 10.1 «Сырье и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты» и т. д. Название, коды и количество синтетических счетов установлены Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, а количество и наименование субсчетов и счетов аналитического учета организация устанавливает самостоятельно в зависимости от специфики деятельности. Система синтетических счетов позволяет организовать синтетический учет. Синтетический учет рассматривается как учет обобщения данных, раскрывающих виды имущества, обязательства и хозяйственные операции по строго установленным экономическим признакам. Данные синтетического учета необходимы в основном для руководства организацией в целом. По ним принимают общие стратегические решения, анализируют и оценивают состояние средств и источников, ход экономических процессов, состояние расчетов, финансовое положение организации, решают многие другие вопросы. Показатели синтетического учета составляют основу отчетности организации перед собственником, государством и его органами, перед различными заинтересованными юридическими и физическими лицами. Все показатели синтетического учета и сам учет ведутся в наиболее универсальном измерителе - стоимостном, который и дает возможность получать обобщенные (синтезированные) данные любого уровня. Детализация синтетической информации производится в ходе аналитического учета, который ведется параллельно с синтетическим. Аналитический учет - это учет, информация которого накапливается в лицевых, материальных и иных аналитических счетах, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Именно благодаря аналитическому учету обеспечивается начисление заработной платы каждому конкретному работнику организации, а инженеры и технологи при решении производственных задач могут получать информацию о наличии на складе конкретных наименований материалов, деталей и пр. Степень детализации учета зависит от потребностей системы управления и ограничивается натуральным составом, делимостью объекта учета на составные части (штуки, коробки, комплекты). Аналитический учет является наиболее трудоемким, так как он составляет основу бухгалтерского учета в степени детализации объектов учета. · Взаимосвязь между счетами и балансом.
Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь: · каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов, например, статья «Сырье и материалы» содержит остатки по счетам «Материалы», «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и «Отклонения в стоимости материальных ценностей»; · счета делятся на активные и пассивные аналогично статьям баланса; · остатки активов и источников их образования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе; · баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса.
· Обобщение данных текущего бухгалтерского учета · Порядок составления оборотной и шахматной ведомостей Ежедневное сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций с помощью двойной записи на счетах бухгалтерского учета составляет основу текущего учета. Информация регистрируется и накапливается на счетах, а ее обобщение производится периодически в такой последовательности: 1) подсчитывают итоги - обороты и остатки по синтетическим и аналитическим счетам; 2) заполняют оборотные ведомости по аналитическим счетам, открытым к определенному синтетическому счету; 3) сверяют итоги каждой ведомости по аналитическим счетам с оборотами и остатками соответствующего синтетического счета. Наличие расхождений означает ошибки в учете: пропущена хозяйственная операция, неправильно отражена сумма по дебету или кредиту корреспондирующего счета. Эти ошибки находят и исправляют; 4) составляют оборотно-сальдовую ведомость по синтетическим счетам. Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам представляет собой таблицу, в каждую строчку которой записывают название синтетического счета, остаток по нему на начало месяца, сумму дебетового и кредитового оборота и остаток на конец месяца.
Оборотно-сальдовая ведомость по счетам синтетического учета
После того как все синтетические счета, которые ведутся в организации, записаны, по каждой из шести граф ведомости подсчитывают итог. При правильном ведении учета должно соблюдаться попарное равенство следующих итогов: •дебетовых и кредитовых начальных сальдо; •дебетовых и кредитовых оборотов по счетам; •дебетовых и кредитовых конечных сальдо. В системе аналитического учета кроме оборотно-сальдовых ведомостей могут составляться оборотные (отражающие только суммы оборотов по счетам) и сальдовые (отражающие только сальдо по счетам) ведомости. Их назначение такое же, как и оборотно-сальдовых ведомостей: контроль над правильностью ведения записей на счетах. Сальдовые ведомости - средство обобщения данных текущего бухгалтерского учета. В них присутствуют данные об остатках объектов учета. Применяются сальдовые ведомости для контроля над обеспеченностью организации запасами товарно-материальных ценностей, а также в целях проверки соответствия данных бухгалтерского учета и фактического наличия производственных запасов организации. Поэтому метод, с помощью которого осуществляется такая сверка, называется сальдовым (то есть сверкой данных по сальдо). С помощью оборотной ведомости по синтетическим счетам можно выявить ошибки: •если операция записана по дебету одного счета на одну сумму, а по кредиту другого счета на другую сумму; •если сделана односторонняя запись; • если допущена арифметическая ошибка в подсчетах. • нельзя выявить ошибки в корреспонденции счетов; • ввиду отсутствия корреспондирующей связи между счетами снижается ее аналитическое значение; • в простой оборотной ведомости дается количественная зависимость, а качественной связи нет. Все эти недостатки устраняются при составлении оборотной ведомости шахматной формы. Шахматная оборотная ведомость отличается от простой тем, что все счета расположены не только по вертикали, но и по горизонтали. Особенность составления шахматной оборотной ведомости состоит в том, что в нее записываются не общие итоги дебетовых и кредитовых оборотов каждого счета, ведущегося в организации, а каждая сумма корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции. Сумма хозяйственной операции записывается один раз в клетку, в которой пересекаются корреспондирующие счета: дебет одного и кредит другого счетов - метод двойной записи соблюдается. При ручном ведении бухгалтерского учета составление шахматной оборотной ведомости является предпочтительным, поскольку наиболее полно обеспечивает ее контрольную функцию. На практике применяют два вида шахматной оборотной ведомости. Первый вариант: в ведомости по корреспондирующим счетам группируются только обороты, при этом начальное и конечное сальдо не проставляется. Такие шахматные ведомости применяются в тех случаях, когда дополнительно составляются и простые оборотные ведомости.
Шахматная оборотная ведомость по синтетическим счетам (1 вариант)
Второй вариант: в ведомости показываются не только обороты, но и начальное и конечное сальдо. Начальное сальдо кредитовое записывается в первой строке по вертикали. Конечное сальдо по кредиту и дебету соответственно записывается в последующих строчках по горизонтали и вертикали. Шахматная оборотная ведомость по синтетическим счетам (2 вариант)
Шахматная ведомость наряду с положительными сторонами имеет и свои недостатки. Основным их них является громоздкость. После составления оборотной ведомости переходят к следующему этапу обобщения данных текущего бухгалтерского учета - составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности. Остатки по всем счетам, приведенные в оборотной ведомости, показывают состояние средств и источников организации. Их переносят в баланс: дебетовые остатки - в актив, кредитовые - в пассив. Равенство итогов актива и пассива составленного баланса обеспечивается равенством дебетового и кредитового остатков по счетам на конец отчетного периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|