Приобретение основных средств за счет кредитов банков или займов
При приобретении основных средств за счет кредитов или займов на стоимость приобретенного объекта дебетуется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредитуются счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и другие. Оплата поставщикам за счет кредитов или займов отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 51 «Расчетный счет», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и других. Проценты, начисленные по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств (кроме процентов по просроченным кредитам займам), относятся на увеличение стоимости конкретных объектов основных средств: до ввода в эксплуатацию объектов - по мере принятия объектов к учету; после ввода в эксплуатацию объектов: либо один раз в конце года списываются декабрем; либо накапливаются до полного расчета по уплате процентов с последующим списанием в месяце завершения расчетов.
Внутреннее перемещение основных средств оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). Прием объекта основных средств в эксплуатацию после проведенной реконструкции оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3), который является основанием для изменения первоначальной стоимости объекта. Пришедшие в негодность основные средства ликвидируют и списывают с баланса по акту о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4), а для списания и ликвидации грузовых, легковых автомобилей, прицепов оформляют акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).
· Организация аналитического учета основных средств.
Синтетический учет основных средств ведется на основном инвентарном активном счете 01 «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости в течение всего срока их эксплуатации. По дебету счета отражается поступление, по кредиту - выбытие, ликвидация и уценка основных средств. Сальдо по данному счету отражает стоимость основных средств, имеющихся в наличии.
Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по видам, принадлежности, признаку использования и назначению основных средств. Для этого организации в рабочем плане счетов могут предусматривать к счету 01 «Основные средства» следующие субсчета:" 01/1 «Основные средства в эксплуатации»; 01/2 «Основные средства в ремонте»; 01/3 «Основные средства в запасе»; 01/4 «Основные средства на консервации»; 01/5 «Основные средства, сданные в аренду (лизинг)» и т.д. Для учета выбытия основных средств открывается отдельный субсчет, например 01/9 «Выбытие основных средств», на котором формируется остаточная стоимость выбывающих объектов основных средств. Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств осуществляется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (с кредита счетов 60, 10, 07, 68, 69, 70, 75, 66, 67, 86, 98/2). Сформированную первоначальную стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». При приобретении оборудования, требующего монтажа и установки, его стоимость сначала отражают по дебету активного счета 07 «Оборудование к установке».
· Порядок расчета амортизации основных средств В процессе эксплуатации основные средства постепенно, но постоянно изнашиваются, теряют свои технические качества и уменьшают первоначальную балансовую стоимость. Различают износ физический и моральный. Возмещение балансовой стоимости происходит путем начисления амортизации в течение всего срока полезного использования до полного погашения стоимости данного объекта. Необходимо представлять различие между понятиями «износ основных средств» и «амортизация основных средств». ИЗНОС – это технико-экономический показатель степени физической изношенности объекта или моральное устаревание по сравнению с новыми аналогами. Физический износ – это потеря материально-вещественных качеств и ухудшение физических свойств основных средств. Физически изношенные объекты можно восстановить за счет проведения экономически целесообразной модернизации или реконструкции. Моральный износ связан с постепенным техническим отставанием ранее созданных основных средств от современных аналогов в связи с развитием научно-технического прогресса. АМОРТИЗАЦИЯ – это экономический показатель степени восстановления затраченного капитала в основные средства. Амортизация начисляется ежемесячно начиная с 1 числа месяца следующего за месяцем поступления объекта ОС и прекращают начислять с месяца следующего за месяцем выбытия объекта. Если же действующий объект полностью самортизирован, то амортизацию прекращают начислять с 1 числа месяца следующего за месяцем полного включения стоимость данного объекта в затраты, т.е. сумма амортизации равна амортизируемой стоимости (первоначальной стоимости). В случаях временного прекращения эксплуатации основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, амортизация в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы». Амортизация от стоимости основных средств, не участвующих в предпринимательской деятельности, относится на счет 92 «Внереализационные расходы» При начислении амортизации используются следующие определения: 1. Срок службы - это период, в течение которого объект ОС сохраняет свои потребительские свойства.
2. Нормативный срок службы (НС) - установленный нормативно-правовыми актами (временный классификатор) и/или комиссией организации по проведению амортизационной политики в соответствии с положением о порядке начисления амортизации. 3. Срок полезного использования (Спи) – выбранный организацией в соответствии с положением о порядке начисления амортизации или принятый равным нормативному сроку службы ожидаемый или расчетный период эксплуатации ОС в процессе предпринимательской деятельности. 4. Амортизируемая стоимость (АС) – стоимость, от величины которой рассчитываются амортизационные отчисления, которая может изменяться (с обязательным решением комиссии) в случаях: а) модернизации, перевооружения, реконструкции (она устанавливается как остаточная после проведения указанных мероприятий, с обязательным пересчетом остаточного Спи и норм амортизации); б) переоценки. 5. Нормы амортизации (Nа) – доля (в процентах с двумя знаками после запятой) амортизируемой стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства и обращения с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующих источников на протяжении нормативного срока службы в соответствии с определенными способами и методами начисления амортизации. Нормативный срок службы устанавливается по классификатору, если объекта нет в классификаторе, то срок устанавливается по решению комиссии (в соответствии с технической документацией). Нормативный срок объектов, ранее бывших в эксплуатации, может быть установлен как срок оставшийся от нормативного. Срок полезного использования - определяется каждым балансодержателем самостоятельно, исходя из ожидаемого износа. Норма = 100 % /срок Сроки могут пересматриваться в сторону увеличения или уменьшения. Амортизация начисляется организацией, у которой объекты основных средств находятся на правах собственности и включены в установленном порядке в бухгалтерский баланс. Амортизационные отчисления по таким объектам включаются в издержки производства в течение срока их полезного использования и уменьшают финансовый результат организации.
В плане счетов для учета амортизационных отчислений и накопления суммы амортизации выделен регулирующий пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Организация самостоятельно определяет способы и методы начисления амортизации, в том числе по объектам одного наименования. До окончания срока полезного использования объекта способы и методы начисления амортизации разрешается пересматривать в начале календарного года с обязательным отражением в учетной политике. Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении амортизации в течение всего срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов. Сумма амортизации из года в год совпадает, кроме случаев изменения сменности работы машин и оборудования и вредности среды. При линейном способе амортизируемую стоимость объекта надо умножить на принятую годовую линейную норму амортизации. Например, приобретен объект амортизируемой стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования в течение 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений -20%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит 24 тыс. руб. (120 х 20: 100), а за месяц - 2 тыс. руб. (24: 12). Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам) начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов и не распространяется на следующие виды машин, оборудования и транспортных средств, непосредственно участвующих к процессе производства продукции (работ, услуг): машины, оборудование, транспортные средства с нормативным сроком службы до 3 лет, легковые автомобили (кроме служебных); отдельные виды оборудования гражданской авиации, срок уникальная техника и оборудование, предназначенные для использования только при определенных видах испытаний и производства ограниченного вида конкретной продукции; предметы интерьера, включая офисную мебель; предметы для отдыха, досуга и развлечений. При нелинейном способе годовая сумма амортизации рассчитывается методом суммы числа лет либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза. Нормы начисления амортизации в первый год и в каждом из последующих лет срока полезного использования объекта могут быть различными. Применение метода суммы числа лет предполагает определение годовой суммы амортизации исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и нематериальных актинов и отношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма числа лет срока полезного использования объекта.
Сумма числа лет полезного использования объекта определяется по следующей формуле: Счл= С пи х (Спи +.1) где СЧЛ - сумма числа лет срока полезного использования объекта, выбранного организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона; Спи - срок полезного использования объекта, выбранный организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона. Например, приобретен объект амортизируемой стоимостью 150 тыс. руб. со сроком полезного использования в течение 5 лет. Сумма числа лет срока полезного использования составляет 15 лет. Расчет может производиться двумя способами: сложением суммы чисел лет (1 +2 + 3 + 4 + 5 = 15); по вышеприведенной формуле (5x6:2= 15). В первый год эксплуатации указанного объекта будет начислена амортизация в размере 5/15, или 33,3%, что составит 50 тыс. руб. (150x5: 15). Во второй год-4/15, что составит 40 тыс. руб. (150 х 4: 15). В третий год - 3/15, что составит 30 тыс. руб. В четвертый год - 2/15, что составит 20 тыс. руб. В пятый год - 1/15, что составит 10 тыс. руб. Общая сумма начисленной амортизации в течение всего срока полезного использования объекта составит 150 тыс. руб. (50 + 40 + 30 + 20+ 10). При методе уменьшаемого остатка годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированнои стоимости (разности амортизируемой стоимости и суммы, начисленной до начала отчетного года амортизации) и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (до 2,5 раза), принятого организацией: Например, приобретен объект амортизируемой стоимостью 100 тыс. руб. со сроком полезного использования в течение 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений - 40% (норма амортизации 20%, исчисленная исходя из срока полезного использования, увеличивается на коэффициент ускорения 2). В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости и составит 40 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 40%). Во второй год эксплуатации амортизация начисляется от разницы между амортизируемой стоимостью объекта (100 тыс. руб.) и суммой амортизации, начисленной за первый год эксплуатации (40 тыс. руб.), и составит 24 тыс. руб. [(100 тыс. руб. -- 40 тыс. руб.) х 40%]. В третий год эксплуатации амортизация начисляется от разницы между амортизируемой стоимостью объекта (100 тыс. руб.) и суммой амортизации, начисленной за первый и второй годы эксплуатации (40 тыс. руб. + 24 тыс. руб.), и составит 14,4 тыс. руб. [(100 тыс. руб. - 40 тыс. руб. - 24 тыс. руб.) х 40%]. В четвертый год эксплуатации амортизация начисляется от разницы между амортизируемой стоимостью объекта (100 тыс. руб.) и суммой амортизации, начисленной за первый — третий годы эксплуатации (40 тыс. руб. + 24 тыс. руб. + 14,4 тыс. руб.), и составит 8,64 тыс. руб. [(100 тыс. руб. - 40 тыс. руб. - 24 тыс. руб. -- 14,4 тыс. руб.) х 40%]. В пятый (последний) год эксплуатации амортизация представляет собой разницу между амортизируемой стоимостью объекта (100 тыс. руб.) и суммой амортизации, начисленной за первый -четвертый годы эксплуатации (100 тыс. руб. — 40 тыс. руб. — 24 тыс. руб. - 14,4 тыс. руб. - 8,64 тыс. руб.), и составит 1 2,96 тыс. руб. Производительный способ начисления амортизации объекта основных средств и нематериальных активов заключается в начислении амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта и может применяться с первого же месяца эксплуатации. Например, приобретен объект амортизируемой стоимостью 100 тыс. руб. Прогнозируемый в течение срока эксплуатации объекта объем продукции (работ) - 25 тыс. ед. Выпущено за отчетный месяц 500 ед. Амортизация на единицу продукции -4 руб. (100 тыс. руб.: 25 тыс. ед.). Амортизационные отчисления за отчетный месяц 2 тыс. руб. (I руб. х 500 ед.). Приобретен автомобиль амортизируемой стоимостью 15 млн. руб. с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км. Пробег I отчетном месяце составил 5 тыс. км. Амортизация на 1 км - 37,5 руб. (15 млн. руб.: 400 тыс. км). Амортизационные отчисления за отчетный месяц -1X7,5 тыс. руб. (37,5 руб. х 5 тыс. км). Амортизация основных средств начисляется в течение всего срока полезного использования: при нахождении объекта в эксплуатации; в простое, в том числе и в связи с ремонтом продолжительностью до 3 месяцев, -путем ежемесячного включения в издержки производства или обращения; при простое и ремонте свыше 3 месяцев, в запасе, на консервации более 1 года амортизация начисляется линейным способом с отнесением на операционные расходы (дебет 91, кредит 02). Амортизация по объектам основных средств, не используемым в предпринимательской деятельности, которые в отчетном месяце не эксплуатировались, начисляется за счет соответствующих источников линейным способом исходя из нормативных сроков службы. Для обеспечения нормальных условий воспроизводства основных средств, используемых в предпринимательской деятельности организаций, применяющих линейный способ начисления амортизации, допускается текущая индексация амортизационных начислений при условии, что уровень инфляции по индексу потребительских цен за предшествующий месяц к предыдущему месяцу составил не менее 2 процентов. Сумма индексации за каждый месяц рассчитывается исходя из индекса изменения цен на продукцию производственно-технического назначения за предшествующий месяц к декабрю предыдущего года. В бухгалтерском учете сумма индексации отражается в затратах по дебету счетов: 20, 23, 25, 26, 44 и кредиту счета 83. Сумма индексации принимается в расчет величины амортизационного фонда воспроизводства основных средств. При проведении переоценки на сумму индексации делается запись по дебету счета 83 и кредиту счета 02. Если сумма переоценки оказалась меньше суммы годовой индексации, излишние суммы индексации сторнируются.
· Порядок формирования и использования амортизационного фонда
Инструкцией установлен порядок формирования и использования амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов как источников капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства, приобретения и создания нематериальных активов в том числе научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ). Учет формирования и использования амортизационного фонда ведется на забалансовых счетах 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств» и 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов». По дебету данных счетов отражаются суммы, равные величине амортизационных отчислений, а по кредиту забалансового счета «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств» отражается использование амортизационного фонда, равное сумме фактически произведенных в отчетном периоде капитальных вложений производственного назначения и затрат предприятия на жилищное строительство, осуществляемых хозяйственным или подрядным способами, погашение кредитов и займов, полученных на эти цели, и процентов по ним. Под капитальными вложениями производственного назначения понимается новое строительство, в том числе достройка, приобретение и изготовление основных средств, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение объектов основных средств, используемых в предпринимательской деятельности. В бухгалтерском учете отражение капитальных вложений производится согласно учетной политике организации (метод учета реализации - по «отгрузке» или «по оплате») на основании актов выполненных работ, счетов поставщиков и подрядчиков.
· Порядок проведения переоценки основных средств
· Учет ремонта основных средств В процессе эксплуатации объекты основных средств изнашиваются, морально и физически устаревают, теряют экономические возможности приносить доход. Для придания объектам основных средств новых потребительских свойств и качественных характеристик организации проводят комплекс работ по восстановлению основных средств. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством проведения его ремонта, модернизации или реконструкции, приводящим к определенной степени изменениям или восстановлениям утраченных функций объекта основных средств. Реконструкция предполагает переустройство и повышение технико-экономических показателей существующих объектов основных средств. Модернизация направлена на изменение технологического или служебного назначения объекта основных средств и повышение его производительности. Работы по модернизации и реконструкции объектов основных средств ведут к качественному их преобразованию, поэтому в бухгалтерском учете они квалифицируются как капитальные вложения в основные средства и отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затраты по модернизации и реконструкции объекта основных средств накапливают по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Списание этих затрат с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства» производится после подписания акта о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) с одновременным их включением в первоначальную (восстановительную) стоимость обновленного объекта. Ремонт представлен комплексом работ, направленных на восстановление утраченных объектом функций и поддержание его в рабочем состоянии. Расходы организации по ремонту основных средств являются текущими затратами, не увеличивающими стоимость восстанавливаемых основных средств. Списываются эти расходы на затраты производства или на расходы по реализации в том периоде, в котором они возникли. В зависимости от характера и объема работ выделяют текущий, средний и капитальный ремонт. Текущий ремонт проводят в целях предохранения от преждевременного износа конструкций, отделки, а также устранения незначительных повреждений и поломок. К текущему ремонту относят следующие виды работ, не возобновляющие экономические характеристики основных средств: покраску, побелку потолков и стен, штукатурку, ремонт окон, дверей, крыш, частичную замену деталей и узлов машин. Для определения суммы расходов по текущему ремонту составляют дефектный акт и смету затрат. Средний ремонт заключается в частичной разборке агрегатов, восстановлении или замене отдельных деталей и проводится в промежутках между текущим и капитальным ремонтом. Капитальным ремонтом основных средств являются работы, связанные с восстановлением первоначальных эксплуатационных свойств объекта и сопровождающиеся полной разборкой и заменой изношенных узлов, деталей, ведущих частей объектов. Ремонт основных средств может выполняться как подрядным, так и хозяйственным способом. При подрядном способе ремонт производится специализированной ремонтно-строительной организацией (подрядчиком) на основании договора подряда, а при хозяйственном способе — ремонтной бригадой организации. Все виды ремонтов являются расходами некапитального характера, т. е. осуществляются за счет текущих расходов организации. При формировании учетной политики организации можно выбрать один из вариантов списания затрат на проведение ремонта основных средств: 1) непосредственно на счета учета затрат; 2)через счета расходов будущих периодов; 3)путем создания резерва на проведение ремонтных работ. по ремонту основных средств накапливают по дебету счета 23 «Вспомогательные производства», субсчет 3 «Ремонт основных средств» (с кредита счетов 10, 70, 68, 69, 76, 02). В конце месяца фактические расходы по законченному ремонту основных средств списывают с кредита счета (23/3) в дебет счетов по учету текущих затрат и расходов на реализацию (25, 26, 44). В случае сезонности выполнения работ по ремонту основных средств затраты на его проведение предварительно учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов». В течение финансового года эти расходы равными долями ежемесячно списывают на счета учета производственных затрат и расходов на реализацию: Д-т сч. 20 «Основное производство» (23/3, 25, 26, 44) К-т сч. 97 «Расходы будущих периодов». Организации, у которых затраты на капитальный и текущий ремонт возникают неравномерно на протяжении года, могут создавать резерв на покрытие таких расходов. Для учета текущих резервов используют счет 96 «Резервы предстоящих расходов». В течение года затраты на ремонт основных средств погашаются за счет начисленного резерва: Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» К-т сч. 23/3 «Вспомогательные производства». При проведении ремонта подрядным способом все производимые расходы отражают по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76) в корреспонденции с дебетом счетов 20 «Основное производство» (26, 29, 44) - на стоимость ремонтных работ без НДС. Д-т сч. 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76) - на стоимость НДС, выделенного подрядчиком.
· Порядок формирования и использования ремонтного фонда
· Учет затрат на модернизацию основных средств
· Учет выбытия основных средств Основные средства выбывают в следующих случаях: • при реализации; • при списании в результате физического и морального износа; • при безвозмездной передаче другим предприятиям и лицам; • при частичной или полной ликвидации; • при вкладах в уставные капиталы других предприятий или передаче в оплату акций и другие. При реализации основных средств материально ответственное лицо, в подотчете которого находится объект, выписывает товарно-транспортную накладную (форма № ТТН-1) покупателю, получив от него доверенность на право совершения этой операции. Одновременно оформляется акт о приеме-передаче объектов основных средств (форма № ОС-1) или групп объектов основных средств (форма № ОС-1 а). При выбытии основных средств в результате продажи выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, установленной договором на основании документов, оформленных в установленном законодательством порядке. При продаже основных средств ниже остаточной стоимости налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости. Д-т 51- К-т 91 – выручка от продажи – 4800 Д-т 91-К-т 68 - НДС от продажи -732 Д-т 01/1 «Выбытие ОС» - К-т 01 – списание первоначальной стоимости- 16800 Д-т 02-К-т 01/1 – списание амортизации -12000 Д-т 91- К-т 01/1 – списание остаточной стоимости - 4800 Д-т 91-К-т 68 – НДС от разницы между остаточной стоимостью и выручкой за вычетом НДС(18 % от разницы (4800-732)) =732*18 % Д-т 99- К-т 91 – 864 сальдо операционных доходов и расходов.
Передача основных средств другому предприятию безвозмездно или в качестве вклада в устав ный фонд оформляется актом о приеме-передаче объектов основных средств (форма № ОС-1) или групп объектов основных средств (форма № ОС-la), к которому прилагаются технический паспорт и другие сопроводительные документы. При выбытии объекта основных средств в порядке безвозмездной передачи между организациями одной формы собственности по решению собственника остаточная стоимость (первоначальная (восстановительная) стоимость за вычетом начисленной амортизации) и расходы по передаче этого объекта относятся передающей организацией на внереализационные расходы. В организациях, финансируемых из бюджета, при безвозмездной передаче затраты относятся на увеличение расходов по соответствующим статьям и элементам классификации. Суммы НДС, уплаченные при приобретении (ввозе) объектов, приходящиеся к оборотам по реализации безвозмездно передаваемых объектов, подлежат вычету в порядке, установленном для вычета НДС по товарам (работам, услугам), облагаемым по ставке 18 процентов, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом. Суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении имущества, безвозмездно передаваемого органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, не подлежат вычету и относятся на увеличение стоимости этого имущества. Объектом налогообложения НДС признаются обороты по безвозмездной передаче объектов, за исключением следующих случаев безвозмездной передачи: • имущества предприятия его правопреемнику (правопреемникам) • имущества предприятия его учредителю (участнику) в размере, При этом стоимость передаваемого имущества и размер вклада (взноса) учредителя (участника) подлежат перерасчету в доллары США по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на день передачи имущества и на день внесения вклада (взноса). Для учредителя (участника) коммерческой организации с иностранными инвестициями размер вклада (взноса) определяется с учетом суммовой разницы, зачисленной в резервный фонд такой организации. Сумма вклада (взноса), принимаемая для определения размера превышения, увеличивается на суммы дополнительных вкладов (взносов) этого учредителя (участника). • имущества государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам; • имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь административно-территориальных единиц, государственным предприятиям (включая коммунальные предприятия) по решению собственника или уполномоченного им органа; • имущества в пределах одного собственника по его решению или по решению уполномоченного им органа; • имущества предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства при условии использования полученного имущества на осуществление хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; • жилых помещений в домах государственного или общественного жилищного фонда при их приватизации гражданами Республики Беларусь. При безвозмездной передаче объектов плательщиком НДС является сторона, их передающая. При безвозмездной передаче основных средств налоговой базой является их остаточная стоимость.
Ликвидация основных средств означает их выбытие вследствие ветхости, полного износа (физического или морального), аварий, стихийных бедствий и по другим причинам. Для списания пришедших в негодность объектов приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия в составе главного инженера или заместителя руководителя, начальников соответствующих структурных подразделений, главного бухгалтера или его заместителя, лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Комиссия производит непосредственный осмотр ликвидируемых объектов, устанавливает причины их списания, определяет возможности использования отдельных деталей, узлов и оценивает их. Выбытие основных средств, кроме автотранспорта, вследствие полного или частичного их списания оформляется актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) формы № ОС-4 или актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) формы № ОС-46. Списание грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов или их ликвидация оформляется актом о списании автотранспортных средств формы № ОС-4а. Акты на списание составляются в двух экземплярах членами комиссии. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортных средств в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие с учета в ГАИ. Источником покрытия убытков от списания с баланса неиспользуемых основных средств является фонд переоценки основных средств юридических лиц (без уплаты НДС).
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, выявляются отклонения от учетных данных и принимаются решения по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризаций определяет руководитель организации. Законом Республики Беларусь от 25 июня 2001 года № 42-3 «О бухгалтерском учете и отчетности» определено обязательное проведение инвентаризации: · при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже; · при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации; · перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; · при смене руководителя организации и(или) материально ответственных лиц; · при выявлении фактов хищения и(или) порчи имущества; · в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия); · в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Обязательная ежегодная инвентаризация должна быть начата не ранее 1 октября и закончена до 31 декабря отчетного года. Конкретная дата начала инвентаризации устанавливается приказом руководителя. Также приказом руководителя организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При значительном объеме имущества, при наличии филиалов могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. До начала инвентаризации комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (инвентарных книг), технические паспорта и другую документацию. В присутствии должностных и материально ответственных лиц (руководителей цехов, отделов, мастеров) члены комиссии осматривают каждый объект основных средств, его техническое состояние, комплектность, использование основных средств по назначению и записывают в инвентаризационную опись фактическое наличие по наименованиям, инвентарным номерам. При инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости проверяется наличие документов, подтверждающих собственность организации. В отдельную опись записывают выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления объекты основных средств. Неучтенные объекты основных средств отражаются в описи по восстановительной стоимости с учетом рыночных цен. Сумму их износа комиссия определяет по фактическому состоянию объекта в процентах от восстановительной стоимости. Инвентаризационные описи используются в бухгалтерии для внесения изменений в инвентарные карточки, машинные регистры по учету основных средств. В заключение инвентаризации составляется сличительная ведомость, в которой указывается наименование объектов по местам их нахождения, выявленные неучтенные объекты, недостающие объекты и их стоимость. Протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации. По всем расхождениям с учетными данными материально ответственные лица дают письменные объяснения, а затем принимается решение об отражении в учете всех расхождений. Излишки основных средств независимо от причин их образования по решению руководителя организации приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на финансовые результаты. Недостача основных средств в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц, а если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки списываются на финансовые результаты.
· Учет арендованных основных средств
В условиях рыночной экономики широко распространяется аренда основных средств. Аренда объекта основных средств - это временная передача на возмездной основе имущественных прав владения и пользования основными средствами. Арендные отношения оформляются договором аренды, по которому собственник основных средств (арендодатель) представляет другой стороне (арендатору) основное средство н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|