Выпускной квалификационной работы
3.1. Структурными элементами выпускной квалификационной работы бакалавра в порядке их расположения являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения. Индивидуальное задание и календарный график выполнения ВКР бакалавра не включаются в ее структуру. Текст выпускной квалификационной работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям: - четкость структуры; - логичность и последовательность изложения; - полнота, точность и достоверность информации; - ясность и лаконичность изложения материала; - аргументированность выводов; - наличие критической оценки используемой информации; - соответствие изложения материала общим нормам современного русского, а также профессионально-юридического и научно-теоретического языков; - выявление актуальных проблем в исследуемой области и предложение путей их решения. 3.2. Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с установленным образцом (Приложение 3). 3.3. Оглавление содержит перечень структурных элементов выпускной квалификационной работы. Оглавление работы должно состоять из 3-х глав, каждая из которых должна содержать не менее 2-х параграфов. (Приложение 4). В оглавлении должны быть указаны номера страниц, с которых начинаются введение, главы, параграфы, заключение, библиографический список, приложения. Структура оглавления должна быть логичной, намеченные к разработке вопросы конкретны и взаимосвязаны; изложение отдельных разделов должно быть подчинено раскрытию темы в целом. Оглавление может быть составлено на основании предварительного плана выпускной квалификационной работы.
Внимание! Не допускается полное совпадение названий параграфов с названиями главам выпускной квалификационной работы, а также дублирование названия выпускной квалификационной работы в названиях глав. 3.4. Введение является важной составной частью каждой выпускной квалификационной работы бакалавра. В нем отражается обоснование выбранной темы, проблема исследования, а также раскрывается весь научный аппарат, включая следующие составляющие элементы ВКР: - актуальность темы исследования с изложением проблемы исследования; - степень научной разработанности; - объект и предмет исследования; - цель и задачи исследования; - теоретическая основа; - методология работы; - практическая значимость исследования; - положения, выносимые на защиту. - структура исследования. Актуальность темы – это определение важности исследуемой проблемы, включающее в себя: - аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприменительной деятельности; - обоснование темы и раскрытие потребности в специальном исследовании и т.д.; - указание проблемы исследования в виде определенного недостатка общественно-правовой действительности Состояние научной разработанности выбранной темы – дается краткий обзор научных трудов и концепций по теме исследования. При этом следует учитывать, что, чаще всего, выпускная квалификационная работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор должен делаться только по этой теме, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Научный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Далее следует определить объект и предмет ВКР. Они позволяют выделить границы предстоящего исследования. Объект исследования – это те общественные отношения, сложившиеся в процессе и по поводу какого-либо явления; это круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание; это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для ее изучения; это та область знаний, которая содержит в себе исследуемую обучающимся тему; это часть объективной реальности, которая на данном этапе становится областью практической и теоретической деятельности обучающегося; это сфера деятельности или научного знания, это область базового процесса (область права, процесс, правоотношения, система и т.д.). Как правило, объект должен отражать в себе тот институт, который рассматривается в работе обучающегося. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет исследования – это то, на что направлено основное внимание выпускника. Это сторона объекта, которая подлежит непосредственному исследованию и изучение которой обогащает объект в целом; это все то, что находится в границах объекта в определенном аспекте рассмотрения. Предмет определяется согласно теме выпускной квалификационной работы. Предмет представляется в виде системы, включающей в себя не менее 3-х элементов. Цель исследования – это основной предполагаемый результат, на достижение которого нацелен обучающийся в процессе изучения научной проблемы, то научное знание, которое он намерен получить в конечном итоге; это определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования, должна указывать на конкретный результат ВКР, формулируется четко, ясно, конкретно, лаконично. Цель исследования всегда предполагает получение новых знаний, она формулируется в рамках названия темы, объекта и предмета исследования. Обучающемуся необходимо иметь в виду, что цель - одна, и она должна охватить в самом общем виде все содержание работы. В рамках выпускной квалификационной работы можно предложить начинать формулирование цели с глаголов или отглагольных существительных, например: разработать…, выявить…, обосновать…, экспериментально проверить…, определить…, охарактеризовать…, раскрыть особенности…, проанализировать и обобщить…, провести сравнение…, создать…, осуществить комплексный анализ…, проанализировать состояние и тенденции развития…, изучить эволюцию…, разработать на основе полученных данных рекомендации…, провести всесторонний научный анализ…, развить теоретическое положение… и т.д.
Задачи исследования – это совокупность научно-исследовательских действий обучающегося по достижению цели (это всегда реальные, конкретные, частные, самостоятельные «маленькие», «промежуточные» цели, способствующие достижению главной цели); это то, что предстоит последовательно сделать для достижения поставленной цели, определяющей содержание работы. В задачах исследованиях отражается планирование, организация и процесс проводимого исследования в соответствии с поставленной целью. Как правило, в каждой из глав работы решается одна-две из задач исследования, а каждая последующая задача формулируется на основе предыдущей. Количество сформулированных и пронумерованных задач должно быть не менее трех. Например: дать характеристику…, выявить тенденции развития…, выявить специфику процесса становления…, рассмотреть содержание…, разработать систему мер…, выявить и обобщить имеющиеся проблемы…, выявить и обобщить имеющиеся противоречия…, проанализировать состояние и основные тенденции…, выделить круг теоретических и практических проблем…, сравнить правовые оценки имеющихся фактов…, оценить фактическую информацию…, рассмотреть наиболее существенные элементы…, выявить особенности…, выделить перспективные направления…, выявить степень…, раскрыть характер…, обобщить практику применения…, исследовать данные…, подвергнуть анализу понятия… и т.д. Методология исследования состоит из двух элементов– методологической базы и методики. Методологическая база представляет собой философскую основу, опираясь на которую проводят процесс исследования. Во всех отраслях юридической науки методологическая база едина – это законы и категории материалистической диалектики и исторический подход к трактовке общественно-правовых явлений. Методику составляет совокупность методов - способов, приемов и средств, с помощью которых обучающийся исследует выбранную им тему. Излагать методику следует с применением классификации методов (например, делением их на общенаучные и частнонаучные (специальные)).
Для реализации целей и задач исследования в рамках выпускной квалификационной работы можно применять и другие классификации методов: логические методы: анализ (расчленение целого предмета на составляющие части); синтез (соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое); абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления (предмета) с одновременным выделением интересующих свойств и отношений); обобщение (установление общих свойств и признаков объектов, переход от частного к общему); индукция (суждения, в которых общий вывод строится на основе частных предпосылок); дедукция (из общих предпосылок следуют заключения частного характера); аналогия (на основе сходства нетождественных объектов в одних признаках на основании фиксации сходства, существующего в других признаках); моделирование (изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающих оригинал с определенных сторон, интересующих познание; методы теоретического исследования: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, прогнозирования, технико-юридический, логико-юридический, системного анализа, сравнительный, моделирования и т.д.; методы эмпирические (практические): методы изучения реального процесса, изучения и анализа литературных источников; изучения и анализа документации (статистические и анкетные данные); сбора эмпирического материала, наблюдения, социологические методы (беседа, анкетирование, интервьюирование и т.д.), метод эксперимента и т.д.; методы обработки информации: статистический и нестатистический. Практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь демонстрируется, кому и для чего нужно то, что сделано обучающимся-выпускником. Положения, выносимые на защиту, – это основные гипотезы и предположения, высказываемые автором, истинность которых может быть подтверждена или опровергнута в процессе исследования, и которые он готов отстаивать в процессе защиты. К ним, как правило, относятся теоретические и практические предположения, обобщающие сведения, заключения о тенденциях и закономерностях.
Формулируются положения, выносимые на защиту, в виде пронумерованных тезисов. Каждый тезис включает выводное положение и его краткое, обобщающее содержание. В выпускной квалификационной работе должно быть не менее двух таких положений. Структура исследования – должна соответствовать содержанию работы и определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, количества глав, включающих определенное количество параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем введения должен составлять 3-5 страниц. 3.5. Основное содержание выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа бакалавра – это самостоятельная научная работа обучающегося. К ее содержанию предъявляются определенные требования, которые обучающийся-выпускник должен выполнить. Каждый параграф имеет: 1) вводную часть – несколько фраз, вводящих в замысел параграфа; 2) последовательное раскрытие содержания исследования, изложение теории и практики, цитирование и заимствования, сравнения и анализ; 3) вывод-резюме – обобщающая мысль изложенного материала. Язык и стиль. При подготовке выпускной квалификационной работы следует учитывать, что это научный труд обучающегося и язык должен быть соответствующим уровню высшего образования. Данный факт находит отражение, прежде всего в том, что стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности, являться следствием проведенного исследования. Важнейшие средства выражения логических связей – специальные функционально-логические средства связи, указывающие на: - последовательность развития мысли – вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.; - противоречивые отношения – однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.: - причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.; - переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти к.... обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., необходимо рассмотреть; - итог, вывод - итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать. Неписаным правилом является, когда обучающийся-выпускник ведет изложение от первого лица множественного числа. «Мы» – это обучающийся и его руководитель ВКР, согласившиеся в целом с положениями ВКР. Цитирование и заимствования. Автор выпускной квалификационной работы для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, написанная выпускная квалификационная работа демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения: 1) модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора; 2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например, т[ак], с[казать]; 3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием; 4) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому стилю фразы, куда они включены. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности, а недостаточное цитирование снижает научную ценность работы. Текст цитаты заключается в кавычки, и делается ссылка на источник с указанием страницы. Ссылки в виде сносок оформляются строго по ГОСТу 7.0.5-2008 двух типов – дословные и отсылочные при косвенном цитировании. Постраничные сноски нумеруются арабскими цифрами – 1, 2, 3 и т.д., при этом нумерация начинается снова на каждой странице. Применяется шрифт Times New Roman, как и во всей работе, но его размер может быть меньше, например, 10-й. Ссылки на электронные источники оформляются по ГОСТу 7.82-2001. При постраничном цитировании следует придерживаться следующего: - ссылка на источник предусматривает полное включение всей ее библиографической информации с указанием страницы цитирования (например, Чистяков О. И. Российское законодательство X – XX вв. В 9 т. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. – М.: Юридическая литература, 2014. – С. 383.). Если источник снова цитируется тот же и на той же странице, сноска оформляется следующим образом – «Там же». Но если цитируется другая страница уже указанного источника, сноска оформляется следующим образом: Чистяков О. И. Указ. соч., - С. 396. На новой странице работы первое упоминание источника в сноске не может быть оформлено в сокращенном варианте, даже если он упоминался в работе ранее неоднократно. При косвенном цитировании перед библиографическим описанием источника в сноске появляется знак отсылки к первоисточнику – «См.:», а в тексте работы цитата подается без кавычек. При правовом обосновании излагаемого материала в основной части выпускной квалификационной работы необходимы ссылки на нормативные правовые акты. При первом упоминании того или иного нормативного правового документа в сноске следует указать вид нормативного правового акта, дату его принятия и номер, последнюю редакцию, название. Библиографическое описание НПА должно содержать указание места его официального опубликования. Например: О противодействии коррупции: федер. закон: [от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2008 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228. Сокращение названия нормативных правовых актов в тексте выпускной квалификационной работы рекомендуется применять при повторном и последующем его упоминаниях. Например, «ст. 21 УК РФ». Сноски в этом случае не оформляются. Однако первоначальное упоминание НПА должно быть полным: Уголовный кодекс Российской Федерации. Закономерности научного исследования подсказывают следующую логическую последовательность изложения материала ВКР. Первая глава, как правило, начинается с изложения исторических аспектов рассматриваемого общественно-правового явления (так было заявлено во введении в процессе формулирования методологической базы работы), содержит анализ общих теоретических положений по рассматриваемой теме. Во второй главе рассматриваются ведущие концепции, положение проблемы на современном этапе, раскрываются теоретические подходы и проблемы практики правоприменения, освещается зарубежный опыт. Третья глава содержит практическую составляющую, то есть отражает проблемы, выявленные в ходе прохождения преддипломной практики и намечает пути их решения. 3.6. Заключение представляет собой результат научного творчества обучающегося, краткий итог выпускной квалификационной работы. В заключении следует отразить выводы по всей работе и высказать предложения по разрешению проблемы исследования. Выводы и предложения следует пронумеровать. Формулировку предложений следует проводить по схеме: кому конкретно (физическое лицо или лица) и что конкретно нужно делать. Например, депутатам Государственной Думы РФ конкретизировать положения статей… и предложить их редакцию. Учитывая, что содержание выпускной квалификационной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить также логически. С этой целью, для упрощения процесса, ранее следует по каждому параграфу сделать краткий вывод-резюме и сформулировать его в объеме одного абзаца. В выводах, приводимых в заключении, отражают определенные результаты исследовательской деятельности обучающегося. Выводы должны быть связаны с основными задачами выпускной квалификационной работы и коррелировать с содержанием положений, выносимых на защиту. Предложения по работе логически отвечают на вопрос о том, что нужно сделать для разрешения проблемы исследования. При формулировке предложений нужно отражать наиболее важные практические рекомендации и рекомендации по развитию науки. Заключение - это обобщение и оценка результатов исследования. В нем должны быть отражены результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над исследованной проблемой. В нем обучающийся должен подвести итоги своей работе, изложить полученные результаты и определить их практическую ценность. Заключение должно показать уровень профессиональной зрелости обучающегося, умение обобщать полученные знания и соотносить их с целями и задачами исследования, умение делать самостоятельные выводы по проблеме. По своему объему заключение должно в целом соответствовать объему введения. 3.7. Библиографический список. Для оформления выпускной квалификационной работы рекомендуется использовать порядка 30-50 источников. Это позволит обучающемуся, наиболее глубокого изучить выбранную им для исследования тему, четко ориентироваться в имеющихся нормативно-правовых актах и литературных источниках. В работе необходимо использовать нормативные источники; монографии; научные статьи; статьи журналов и газет (публицистику); учебную литературу; справочную литературу; диссертационные исследования; материалы практики; электронные источники; иностранные источники. Библиографический список оформляется по ГОСТу 7.1-2003. Рекомендовано оформлять сложный библиографический список (с делением на категории источников). Такое деление предполагает отдельное выделение категории нормативных источников, которые будут ранжированы по нормативной силе. Другие категории источников могут быть объединены в группы по усмотрению обучающегося. Ранжирование в этом случае будет проводиться по алфавиту. Раздел библиографического списка «нормативные источники» составляют с соблюдением последовательности: нормы международного права, Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон РФ; Федеральный закон РФ, Закон РФ, Указ Президента РФ, акты министерств и ведомств, решения иных государственных органов и органов местного самоуправления; Постановления пленумов Верховного Суда РФ. Необходимо отражать полное библиографическое описание источника с датой последнего изменения (если изменения были) и местом официального опубликования. Пример оформления библиографического списка дается в Приложении 5. Внимание! В выпускной квалификационной работе должны использоваться источники за последние 5 лет, включая год написания работы. 3.8. Приложения. Приложения – это материалы прикладного или иллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы ВКР. Внимание! В ВКР должно быть не менее 3-х Приложений. Приложения должны быть связаны с текстом работы путем оформления ссылок на них в виде сносок (Например, см.: Приложение 1). Не рекомендуется в качестве приложений приводить незаполненные бланки документов. Материалы приложений должны содержать ссылки на источник информации, оформленный в виде сноски. Все приложения нумеруются (без знака №)и должны иметь тематические заголовки. Нумерация проводится вверху, слева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|