Личность в спектре современных политических теорий
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), "человек есть мера всех вещей". Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают "мерой политики", движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: [14] 1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под эти углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика; 2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики; 3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, т.е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.
Некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти в индустриально развитых демократических государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообществом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспечить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и всей общественной жизни призваны права человека. Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет отдавать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике. Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а является объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю. По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. В. Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен. [15]
Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса. Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность. В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Христианская социально-политическая концепция, а также социалистические идеи способствовали теоретическому обоснованию необходимости отказа от традиционных для раннего либерализма представлений о роли государства как "ночного сторожа" и о преимущественно неполитическом характере жизненной основной среды личности. Оказалось, что невмешательства государства в область социально-экономических отношений явно недостаточно для обеспечения большинству граждан свободы и нормальных условий существования, так как это сдерживает развитие некоторых отраслей экономики, обесценивает для низших слоев общества политические и гражданские свободы, делает их практически трудноосуществимыми.
Оно способствует углублению имущественного неравенства и обострению социально-классовых конфликтов, подрывает социальную стабильность либеральной демократии. Учет всего этого привел политическую мысль к существенному смещению акцентов с либеральных идей ограничения государственной власти для обеспечения индивидуальной свободы к христианской концепции использования государства в интересах достижения всеобщего блага, сглаживания социальных контрастов, поддержки слабых и обездоленных. В современных демократических государствах человек и власть взаимодействуют не только в собственно политической сфере - области государственного устройства, формирования органов власти, но и в вопросах распределения доходов, обеспечения социальной справедливости. Социальная политика превратилась в одно из центральных направлений деятельности государства. Наиболее прохладно относятся к ней неоконсерваторы и, особенно, либертаристы, выступающие за максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных функций, возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике, но и всюду, где оно возможно. Наиболее последовательные сторонники расширения и демократизации сферы взаимоотношений человека и государства - социал-демократы, христианские демократы, левые либералы и коммунисты. [16] Некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти в индустриально развитых демократических государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообществом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспечить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и всей общественной жизни призваны права человека.
Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. Политическая демократия - это важнейшая политико-юридическая предпосылка субъектности личности, создающая формальные условия для раскрытия политических потенций каждого гражданина. При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться. Превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только предоставляет ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям. Библиографический список
1. Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 2007. - 488 с. 2. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 448с. 3. Мухаев, Р.Т. "Политология": Учебное пособие. - М.: Центр, 2000-521с. 4. Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник. - М: Центр, 2006. - 294с. 5. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). / Б.Н. Топорнин - М: Центр, 2001. - 180с. 6. Федосеев, А.А. "Введение в политологию", - СПб: ПИТЕР, 2008 - 289с. 7. Чиркин, В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. - М: Просвещение, 2002. - 120с. 8. Чистяков, О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). - М: Просвещение, 2004. - 215с. 9. Ященко, А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. - М: Просвещение, 2000. - 438с. 10. 10. Экология Мурманской области. Режим доступа: [// http://ecoportal.ru/view_public. php? id=3047] [1] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.125 [2] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.128 [3] Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С.210 [4] Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С.215 [5] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.136 [6] Гаджиев, С.К. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2007. – С.219
[7] Ященко, А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 2000. С. 234 [8] Чистяков,О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 2004. С. 107 - 110, 123 - 126.. [9] Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. - Учебник. М., 2006. С. 262. [10] «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916. [11] Чиркин, В.Е.,Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 2002. С. 14 - 15. [12] Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 65.. [13] http://ecoportal.ru/view_public.php?id=3047 [14] Мухаев, Р.Т., Политология: Учебное пособие. – М.: 2000 – С.210 [15] Федосеев А.А. «Введение в политологию», СПб, 2008. – С.125 [16] Федосеев, А.А. «Введение в политологию», СПб, 2008. – С.103
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|