-об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
-об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
- об особенностях жанра басни;
знать:
-наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
-имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
-читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;
- различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-выявлять авторское отношение к герою;
-рассказывать о любимом литературном герое;
- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).
КРУГ ЧТЕНИЯ
Устное народное творчество - малые жанры, пословицы, поговорки, побасенки;
легенды и мифы Древней Греции;
русские волшебные сказки и сказки разных народов:
"Волшебное кольцо", "Царевна Несмеяна", "Летучий корабль", Марья Моревна", "Иван-царевич и серый волк", "Финист-ясный кол", "Солнце, Месяц и Ворон Воронович", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде", "Белая уточка".
Классики русской литературы:
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов, Я. Полонский, И. Бунин, А. Толстой;
А Пушкин "Песнь о Вещем Олеге", "Руслан и Людмила", Ц.. Лермонтов "Бородино".
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы:
Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка", А. Куприн "Слон", В. Гаршин "Лягушка-путешественница", П. Бажов "Медной горы хозяйка", Е. Шварц "Сказка о потерянном времени", Ю. Олеша "Три толстяка", А. Гайдар "Чук и Гек", "Тимур и его команда".
Современная русская и зарубежная литература:
М. Пришвин "Говорящий грач", рассказы, Ю. Коваль "Шамайка", К. Паустовский, В. Чаплина, Д. Нагишкин, В. Голявкин "Рассказы", Ю. Раскин "Когда папа был маленьким", Я. Ларри "Необычайные приключения Карика и Вали", А. Волков "Волшебник изумрудного города";
Э. Распе "Приключения Мюнхаузена", Э. Сетон-Томпсон "Уличный певец", С. Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями", Баум "Волшебник страны ОЗ", П. Треверс "Мери Поппинс".
Список литературы.
· Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
· Свиридова В. Ю. Хрестоматия по литературному чтению для 3 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
· Федеральный компонент государственного стандарта.
· Чуракова Н. А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2-х частях.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
· Чуракова Н. А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012
ПЛАНИРОВАНИЕ
По предмету «Литературное чтение»
В 3 классе система Л.В.Занкова
(Учебник «Литературное чтение», 3 класс, автор В.Ю.Свиридова)
Часа в неделю (136 часов)
№
п/п/
Дата
прове
дения урока
Тема урока
Формы деятельности, направленные на формирование УУД
Виды контроля (с указанием темы, времени)
Дом. зад
Глава 1. Человек вступает в неизведанный мир (20 часов)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений, доступных данному возрасту; эмоциональная отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе;
– способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;– представления о своей семейной и этнической идентичности;– чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с поступками героев литературных произведений;– представления о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;– контролировать свои действия в коллективной работе;– контролировать и оценивать результаты;– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;– соотносить внешнюю оценку и самооценку;– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
– ориентироваться в содержании учебника;
– сравнивать художественный и научно популярный текст;
– на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать текст по плану;– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;– искать информацию, представлять найденную информацию;– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами, с видами искусства;– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседника;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;– участвовать в учебном диалоге;– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.
Планируемые предметные результаты
Уметь ориентироваться в учебнике:
– различать форзацы, титульный лист, оглавление;
– понимать информацию, размещенную на них;
– понимать систему знаков, структуру учебника: деление содержания на главы, их названия;
– представлять по обложке, названиям глав, рисункам на шмуцтитулах, оглавлению содержание предстоящей в учебном году работы, ее особенности, сходство и отличие от предыдущих годов обучения. Осознанно воспринимать вступительную статью автора, понимать ее смысл и назначение. Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста. Осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста, его характер, эмоциональный тон, особенности передачи этого тона. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. Понимать смысл, обсуждать главные, основные положения учебного текста, помещенного в учебнике на цветных плашках. Уметь отвечать на вопросы по тексту, осмысливать систему заданий, подбирать контрастные пары. Иметь представление о мифе как древнем взгляде на мир, как способе жизни человека в этом мире. Понимать особенности оформления учебного текста: связи между орнаментом, использованным в оформлении, и мифологическим текстом.
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения отрывка из фольклорного произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.
Сравнивать фольклорные тексты, созданные разными народами, формулировать с опорой на текст простые выводы о их сходстве и особенностях, о центральных образах прочитанных текстов. Уметь отвечать на вопросы по тексту. Осознавать красоту стихотворного текста, средства выразительности, использованные в нем, как способ передавать отношение к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства. Работать со словом, распознавать художественные образы. Ориентироваться в специфике мифологических представлений разных народов об устройстве мира, делении мира на «свой» и «чужой».
Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста и ответов на вопросы. Осознавать отражение в сказке
мифологических представлений об устройстве мира. Анализировать название сказки. Иметь представление об этапах бытования сказки и разных вариантах одной сказки, связанных с этими этапами. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия, распознавать черты фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения – накопления героев и событий. Уметь формулировать простые выводы. Определять особенности языка,
свойственные жанру сказки. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Находить элементы игры в разных жанрах фольклора.
Иметь представление о законах народной волшебной сказки (уточнение, углубление знаний, полученных во 2 классе): наличие волшебного помощника, магия чисел, троекратные повторы. Осознавать наличие следов древних представлений об устройстве мира на примере русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы». Предугадывать по отрывку (началу), что будет происходить далее, на основании представления о законах волшебной народной сказки. Представлять созданные иллюстрации, коллективную работу по «восстановлению фильма» по содержанию сказки (или иная форма работы, где ученики смогут продемонстрировать иллюстрации и выразительно сказывать /или читать/ отрывки, подходящие к ним). Проводить сравнительный анализ текста уже прочитанных сказок и сказки «Хаврошечка». Декламировать стихотворения по выбору. Уметь выражать отношение к описываемому – авторское и собственное – в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (тон, темп, интонация, выражение эмоционального подтекста).
Цели
Совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;
Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование мировоззрения;
Формирование личностных качеств ребенка;
Развитие речи, мышления, памяти;
Формирование литературоведческих представлений.
Задачи
- Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как
прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Знакомство с учебником.
Характеристика книги (учебника), ее структуры: обложка, форзац, титульный лист, деление содержания на главы, оглавление.
Анализ и характеристика иллюстраций, помещенных на обложке, форзаце, цветных страницах (при помощи учителя). Осмысление текста вступительной статьи. Упражнение в восприятии поэтического текста на слух и при самостоятельном чтении. Характеристика поэтического текста, нахождение средств, которые использовал автор для передачи своего отношения к описываемому.
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста
С. 8.
Составление
контраст
ных (анто
нимиче
ских) пар
Отношение человека и природы. Знакомство с мифами.
. Выразительное чтение текстов, с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика особенностей прочитанных произведений. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке - схеме. Участие в диалоге
Чтение вслух плавно, целыми словами
С. 9–10,
вырази
тельное
чтение
отрывка
Народная сказка «Яичко». Принцип кумулятивного построения.
Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя.
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Понимание и объяснение смысла и значения названия сказки. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участие в диалоге.
Чтение вслух плавно, целыми словами
Познакомиться
с английской народной песенкой «Дом, который
построил Джек»
(с. 15–17).
Прочитать
в хрестоматии сказки цепочки
С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой.
Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении. Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Чтение с разной мотивацией для постепенного увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного
произведения. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Сравнение (под руководством учителя) фольклорных произведений разных форм, произведений фольклорных и авторских.
Упражнение в восприятии учебной информации на слух и при чтении.
Участие в диалоге, групповой и парной работе. Конструирование монологического высказывания (на заданную тему). Сравнение (под руководством учителя) отражения древних представлений о Мировом дереве в тексте, в картине, в сказках. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Нахождение и характеристика особенностей прослушанного произведения.
Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.
Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз
Стихотворение М. Бородицкой
наизусть
Читать
сказку,
отвечать
на вопросы
на с. 26
Русская народная сказка
«Петушок – золотой гребешок и жерновцы».
Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение текстов с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика особенностей прочитанного фольклорного произведения. Формулирование простых выводов. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Участие в диалоге.
Чтение вслух плавно, целыми словами.
Научиться
рассказывать сказку «Царевна
лягушка» с помощью
картинного плана
и цитат.
С. 27–30
Проверочная работа № 1. Проверка техники чтения.
Контрольная работа на начало года
Законы народной волшебной сказки.
Русская народная сказка
«Петушок – золотой гребешок и жерновцы».
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Чтение вслух плавно, целыми словами.
Анализ средств, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого жанра. Анализ текста: определение сюжета. Сравнение и характеристика особенностей прочитанного фольклорного произведения. Формулирование простых выводов. Конструирование монологического высказывания на заданную тему. Рассматривание иллюстрации и ее анализ, толкование художественных образов, созданных живописцами.
Выразительное чтение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.
Создать
свою иллю
страцию
к сказке
или сфор
мулировать
и записать
в тетрадь
законы,
по которым
построена
сказка
Русская народная сказка
«Царевна-лягушка».
Числовая магия и магия
слова, наличие волшебного помощника.
Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Сравнение сказок, характеристика особенностей волшебной народной сказки. Анализ средств, используемых в сказках, для уточнения особенностей этого жанра. Формулирование простых выводов. Конструирование монологического высказывания на заданную тему.
Чтение вслух плавно, целыми словами
Дочитать
сказку
до конца
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности положения
героя в семье, особенности
его внешности.
Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Сравнение сказок, характеристика особенностей волшебной народной сказки. Анализ средств, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого жанра. Формулирование выводов. Рассматривание и анализ иллюстраций, толкование художественных образов, созданных художниками
Чтение вслух плавно, целыми словами
Работа
с «кадрами
фильма»,
с. 40
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Мир волшебной сказки
в живописи: В. Васнецов, Т. Маврина.
Упражнение в восприятии на слух текста в исполнении учеников. Анализ текстов. Дополнение, оценивание выполненной работы. Участие в диалоге.
Проведение оценки работы своей группы, самооценки.
Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализ текста, ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Формулирование с опорой на текст простых выводов о загадке как древнем способе шифровать и запоминать сведения о природе; о построении загадки.
Работа в группе. Пересказ сказки.
Творческое
задание,
с. 42
Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки.
Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение прочитанной сказки с другими и характеристика особенностей волшебной народной сказки. Анализ средств, используемых в сказках, для подчеркивания особенностей этого жанра. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников
Рассказывать сказку
с опорой
на схему,
с. 47
Русская народная сказка «Хаврошечка».
Конструирование монологического высказывания, отбор доказательств, логичное и последовательное построение текста (высказывания). Формулирование выводов. Приобретение опыта участия в диалоге: построение собственных реплик, дополнение высказывания других, замечания в соответствии с правилами речевого этикета.
Работа в группе, понимание вопросов собеседника и ответы на них в соответствии с правилами речевого общения
Сочинение
собственной сказки в подражание фольклорной,
по законам
волшебной
народной сказки;
– написание отзыва на самостоятельно
прочитанную сказку
Обобщающий урок по сказкам. Отзыв о произведении. Викторина.
Конструирование монологического высказывания, отбор доказательств, логичное и последовательное построение текста (высказывания).
Формулирование выводов. Приобретение опыта участия в диалоге: построение собственных реплик, дополнение высказывания других, замечания в соответствии с правилами речевого этикета
Работа в группе, понимание вопросов собеседника.
Особенности авторского взгляда на мир.
Г.М. Новицкая «Береза», И.А. Бунин «Все лес
и лес».
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логических ударений, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.
Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.
Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.
Одно из двух стихотворений
выучить наизусть.
Воспитание творческого отношения к миру.
Ф.И. Тютчев «Полдень».
Декламация стихотворения.
Упражнение в восприятии произведения на слух.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного литературного текста.
Анализ образа, созданного в стихотворении.
Определение настроения литературного произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.
Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.
Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.
Выразительное чтение стихотворного текста.
Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи:
Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан».
Упражнение в восприятии произведения на слух.
Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины)
Декламация стихотворения
Повторить
стихотворение
Ф.И. Тютчева «Полдень»
Юмористическое освещение темы колдовства
в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки».
Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя. Оценка своих эмоциональных реакций. Участие в диалоге. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения. Поиск частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Чтение вслух частей текста с изменением интонации, темпа чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Объяснение смысла и значения названия произведения. Описание переживания литературного героя с использованием выборочного пересказа близко к тексту.
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.
Дочитать
рассказ
до конца
Характер литературного героя, выраженный
в поступках, речи, рассуждениях, в рассказе
Н.Н. Носова «Шурик у дедушки».
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.
Участие в диалоге. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения. Чтение вслух частей текста с изменением интонации, темпа чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Описание переживания литературного героя с использованием выборочного пересказа близко к тексту.
Деление рассказа на смысловые части, выделение завязки, кульминации, развязки
Сочинение
о летних
впечатлениях (с обязательным
условием
использования эпитетов);
рассмотреть картину в соответствии
с заданием
на c. 60
Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.
Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.
Вопрос 3
и задание 1
(«...О чем же
рассказ?»),
c. 60
Глава 2
В единой семье всего живого
(22 часа)
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;– чувства любви к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа;– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;– представления о своей семейной и этнической идентичности;– чувства ответственности за мир природы;– первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;– представления о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;– контролировать свои действия в коллективной работе;– контролировать и оценивать результаты;– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
– ориентироваться в содержании учебника;
– отличать художественный текст от научного и научно - популярного;
– на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты;
– структурировать знания при сопоставлении текстов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать текст по плану;– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;– искать информацию, представлять найденную информацию;– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;– проявлять самостоятельность в групповой работе;– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.
Планируемые предметные результаты
Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, представленную в виде схемы – родословного древа.
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении отрывков из мифов.
Отвечать на вопросы по учебному тексту. Ориентироваться в мифологических представлениях древних греков о богах, разделении власти над миром между ними, о связи богов с природными стихиями. Рассматривать и толковать скульптурные образы, символику, использованную в изображении богов, в оформлении учебного текста, схемы. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенные в учебнике. Выбирать словарь (или раздел словаря) в зависимости от цели поиска. Осознавать отличительную особенность этого мифа – присутствие в образе Прометея черт героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти природы. Иметь представление о делении мира, богов на «добрых» и «злых», противоборстве этих миров. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении страниц учебного текста, схемы. Использовать термины «эпитет», «повторы» при анализе стихотворения. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Коллективно создавать диафильм по содержанию сказки (или иная форма работы, где ученики смогут прочитать наизусть отрывки, выученные дома, и продемонстрировать иллюстрации). Познакомиться с другими сказками А.С. Пушкина с помощью выставки книг или в библиотеке. Обнаруживать прием олицетворения, использованный автором. Сравнивать олицетворения в произведениях разных авторов. Уметь использовать литературоведческие термины «эпитет», «сравнение», «олицетворение» в анализе стихотворения. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия).
Цели
Совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;
Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование мировоззрения;
Формирование личностных качеств ребенка;
Развитие речи, мышления, памяти;
Формирование литературоведческих представлений.
Задачи
Формировать общее представление о мифах Древней Греции. Познакомить с мифом о Персее;
развивать навыки выразительного чтения.
Уметь различать понятия миф и эпос. Знать литературные приемы в мифах и в былинах.
Обобщить и проверить знания по изученной теме.
Знать малые фольклорные жанры
Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов.
Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположений на основании имеющихся знаний. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Сравнение и характеристика изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке – схеме.
Сопоставление оценки обучающихся с оценкой партнера, учителя. Ответ на вопрос собеседника
Исследовательское задание
со c. 68;
принести
книгу,
в которой
можно
познакомиться с мифами