Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).




Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях используется в следующих целях:

- установления уровня безубыточной цены;

- контроля затрат в производстве (предупреждение потерь в результате неоправданного роста себестоимости или недостаточного его снижения);

- определения эффективности проектируемых и осуществляемых агрозоотехнических, технологических, организационных мероприятий по развитию и совершенствованию производства;

- расчета прибыльности (рентабельности, доходности) продукции (работ, услуг). Калькуляция предполагает разграничение затрат, относящихся на продукцию производства текущего года (отчетного года) и на незавершенное производство, а также использование отдельных счетов исчисления себестоимости конкретных видов продукции (всей и калькуляционной единицы).

Затраты, приходящиеся на продукцию отчетного периода, исчисляются следующим образом:

 

З = (НЗП + З - НЗП),

факт. н оп К

 

где З - фактические затраты, приходящиеся на продукцию

факт.

отчетного периода, т.е. затраты по отдельному объекту учета,

подлежащие включению в себестоимость производственной продукции;

НЗП - размер незавершенного производства на начало отчетного

н

периода;

НЗП - размер незавершенного производства на конец отчетного

К

периода;

З - сумма производственных затрат за отчетный период.

оп

Калькулирование себестоимости производится, как правило, в два этапа. Сначала исчисляется себестоимость всего объема отдельных видов продукции (калькуляционного объекта), а затем - себестоимость калькуляционной единицы. При этом наиболее трудоемким и сложным является разграничение затрат по объектам калькуляции - отдельным видам продукции, которые осуществляются различными способами. Поэтому при выборе способов калькуляции себестоимости продукции необходимо исходить не из заключительной стадии (расчета единицы продукции), а из всего комплекса калькуляционных работ.

Метод калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции включает в себя следующие приемы и способы:

- прямое отнесение затрат по видам продукции;

- исключение общей суммы затрат;

- применение установленных коэффициентов;

- распределение затрат пропорционально стоимости сопряженных видов продукции;

- распределение затрат согласно установленным базам;

- суммирование затрат;

- комбинированное исчисление себестоимости продукции.

Способ прямого расчета. Применяется в тех случаях, когда объект учета затрат на производство совпадает с объектом калькуляции. В этом случае себестоимость конкретного вида продукции (калькуляционного объекта) определяется непосредственно по данным прямого учета затрат по соответствующему объекту, а себестоимость калькуляционной единицы продукции определяется путем одного действия - деления затрат по объекту их учета на количество единиц производственной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Например, по этому способу определяется себестоимость помидоров, огурцов, фруктов в специализированных организациях при разделенном учете затрат, сеянцев, саженцев плодовых питомников, картофеля, подсолнечника и др.

Способ исключения затрат состоит в том, что из общей суммы затрат на производство исключается стоимость отходов (возвратных и безвозвратных). Применяется при исчислении себестоимости продукции промышленных производств. В процессе изготовления продукции образуются технологические отходы - остатки исходных материалов или полуфабрикатов, утратившие полностью или частично их физические и химические свойства, полномерность, форму и т.п. С точки зрения возможности их дальнейшего использования отходы производства могут быть использованы в организации, либо проданы на сторону. К числу безвозвратных относятся отходы, которые не могут быть использованы. Безвозвратные отходы (отбросы) не оцениваются.

На плодоовощеперерабатывающих производствах, например, могут быть обрезки овощей и фруктов, косточки слив, семена яблок, помидоров и др.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

- по пониженной цене исходного материала (если отходы могут быть потреблены в основном производстве, но с повышенными затратами - пониженным выходом готовой продукции или для нужд вспомогательного производства, либо проданы на сторону);

- по полной цене, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

Способ коэффициентов. Используется в тех случаях, когда затраты, учтенные по одному объекту, необходимо распределить между несколькими видами продукции. Суть этого приема состоит в том, что вся полученная из производства продукция при помощи коэффициентов переводится в условную полноценную продукцию и определяется количеством калькуляционных единиц. Затем затраты делят на количество калькуляционных единиц, определяют себестоимость одной единицы. Умножая себестоимость одной калькуляционной единицы на количество условной продукции каждого вида, определяют затраты по каждому виду продукции.

Распределение затрат можно также производить и по удельному весу условной продукции каждого вида в общем качестве. Способ единичных коэффициентов широко используется при исчислении себестоимости продукции однолетних и многолетних трав.

Распределение затрат может быть произведено при помощи разновидностей этого способа - приема натурально-периодических коэффициентов. Основными критериями при этом являются квадратные метро-дни, рамо-дни. В овощеводстве закрытого грунта квадратные метро-дни, рамо-дни по каждой культуре определяются умножением количества метров (в теплице) или рам (в парниках) занятой площади на дни вегетационного периода. Пропорционально этим величинам распределяют фактические затраты по культурам, присоединяя к ним стоимость семян и побочного материала.

Способом стоимостных коэффициентов распределяют фактические затраты между основной, сопряженной и побочной продукцией при помощи реализационных цен. Применяется он при определении себестоимости овощей открытого грунта, фруктов в неспециализированных хозяйствах с производством небольших размеров и т.д. Все виды продукции конкретного объекта учета умножают на фактические затраты, распределяют пропорционально стоимости, принятой на учет продукции в оценке по реализационным ценам.

При распределении затрат пропорционально стоимости сопряженных видов продукции (разновидность коэффициентного способа) используют установленные отношения в процентах между соответствующими видами основной и сопряженной продукции (например, в молочном скотоводстве при распределении общей суммы затрат на содержание основного молочного стада между молоком и приплодом).

Способ распределения затрат пропорционально обоснованной базе, при необходимости распределяют затраты, учтенные по одному объекту, между несколькими видами продукции, на которые не установлены коэффициенты. В этом случае затраты, учтенные по определенному объекту, распределяются между видами продукции пропорционально установленной базе. В качестве такой базы может использоваться стоимость продукции, кормовые единицы и другие показатели. Например, чтобы исчислить себестоимость корнеплодных овощей, необходимо затраты на выращивание и уборку продукции корнеплодных овощных культур распределить между отдельными овощами пропорционально их стоимости.

Сущность способа суммирования затрат состоит в том, что себестоимость конкретного вида продукции исчисляется путем суммирования затрат, учтенных по соответствующим технологическим процессам (фазам, переделам). Например, при крупном круглогодовом производстве черепицы применяют попередельный способ учета затрат. Таких переделов в кирпично-черепичном производстве три: заготовка сырья (песка, глины), изготовление сырого изделия, обжиг кирпича или черепицы. В данном случае себестоимость готовой продукции определяется суммированием затрат, учтенных по соответствующим переделам.

Комбинированный способ основывается одновременно на нескольких последовательно используемых приемах. Например, в шерстно-мясном овцеводстве из общей суммы издержек исключается стоимость побочной продукции в установленном порядке и стоимость приплода в размере 10% общей суммы затрат на содержание овец (способ исключений). Оставшиеся затраты распределяются пропорционально установленной базе. Далее применяется способ прямого счета для определения себестоимости единицы продукции шерсти и прироста живой массы овец.

56. Цена продукции и еѐ виды. Методы ценообразования.

Виды цен и их классификация.

Виды цен классифицируются в зависимости от различных признаков:

 

I. В зависимости от масштабов обслуживаемого рынка, цены бывают:

 

. Национальные или внутренние цены, то есть цены, которые обслуживают национальную экономику, формируются с учетом отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражают конъюнктуру внутреннего рынка;

 

. Мировые цены обслуживают международный рынок, наиболее полно отражают конъюнктуру товаров, услуг в масштабе общего рынка;

 

. Цены международных региональных рынков, является конкретной формой реализации мировых цен, обслуживают международные региональные рынки, на которых сосредоточено наибольшее количество международных центров купли-продажи товаров.

 

II. Национальные или внутренние цены, в зависимости от сферы товарного обращения подразделяются:Цены оптовые или отпускные; Цены закупочные;Цены оптовых организаций;Трансфертные цены; Биржевые цены;Цены торгов; Цены аукционов;Розничные цены.

 

Оптовая цена – по этой цене реализуется отечественная продукция промышленных предприятий, других предприятий промышленности, строительство оптовой и розничной торговли. Закупочные цены – устанавливаются на продукции сельскохозяйственных производителей, по этим ценам продукция реализуется государству и предприятию. Цены оптовых организаций – по этим ценам оптовые снабженческо-сбытовые организации реализуют товары другим организациям, предприятиям с целями их последующей перепродажи или профессионального использования. Трансфертные цены – это внутрихозяйственные цены, по ним осуществляются расчеты между подразделениями одной хозяйственной структуры. Биржевые цены – то есть цены, которые формируют оптовый рынок, это цены специально ориентированного и специально действующего рынка. Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов. Объединяет биржа много продавцов и много покупателей. Распространяется, как правило, на массовые сырьевые товары, продовольственные товары и некоторые виды промышленных товаров. Цены торгов. Торги представляют собой состязательную форму борьбы на размещение заказа товаров, на производство товаров и др. Цены аукционов. В классическом понимании, аукцион это рынок продавца. Цены аукционов действуют на специально организованных рынках, открываемых на определенное время. На аукционе выступает один или несколько продавцов и много покупателей. Розничные цены. Это цена, по которой товары реализуются непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи, несвязанной с предпринимательской деятельностью.

 

III. В зависимости от порядка установления, по степени регулирования государством цены внутри рынка бывают: Регулируемые;Свободные.

 

IV. В зависимости от времени действия цены внутреннего рынка бывают: Постоянные; Гибкие; Сезонные;

 

V. По территории действия цены внутреннего рынка бывают: Единые;Региональные; Местные. Задачи ценообразования — задачи, решаемые при реализации того или иного варианта ценового поведения.

Основной перечень задач ценообразования, как показывает экономическая практика, является общим для любого современного государства, но варьирует в зависимости от типов и стадий развития экономики.

Основными принято считать следующие задачи ценообразования:

покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее реализации) и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника);

учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;

решение социальных вопросов;

реализация экологической политики;

решение внешнеполитических вопросов.

Первые две задачи стоят не только перед современным обществом, они решались и на ранних этапах развития рынка, особенностью которого были горизонтальные связи между производителями, посредниками и потребителями (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема раннего этапа развития рынка

В этих условиях цена представляет собой исключительно функцию рынка.

Первая задача — покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли — требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, т. е. чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.

Вторая задача — учет взаимозаменяемости продукции — это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.

Другие задачи возникли уже на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому.

В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы. Развитый рынок представлен на рис. 2.

 

Рис. 2. Схема развития рынка

В этих условиях цена является функцией и рынка, и государства. Экологические, политические, социальные вопросы, вопросы стимулирования научно-технического прогресса — это, по сути, общенациональные вопросы. Поэтому при отсутствии органа, представляющего общенациональные интересы, они решаться не могут.

Основным ценовым рычагом в решении внешнеполитических вопросов выступает поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.

Социальная ценовая политика во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышении по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т. д.).

Для стимулирования выпуска прогрессивных (с общенациональных позиций) средств производства государство продумывает систему поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений, установление нижних пределов цен для укрепления конкурентоспособности производителей и пр.). В целях стимулирования скорейшего внедрения прогрессивных средств производства государство разрабатывает льготную систему цен для потребителей. Разница между относительно повышенными ценами производителей и заниженными потребительскими ценами часто дотируется государством.

Примером использования ценовых рычагов в рамках экологической политики (четвертая задача) может служить разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов. При этом наиболее важны вопросы оценки вторичных ресурсов, отходов и продуктов их переработки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...