Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темперамент и его разновидности




Тема 19. Личность и управление

Вопросы:

  1. Понятие личности
  2. Качества личности (направленность личности, способности, темперамент и его разновидности, характер и факторы, его обусловливающие)
  3. Личность и её окружение
  4. Человеческий капитал

Вопрос 1. Понятие личности

 

Под личностью понимается система взаимосвязанных, устойчивых социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир.

Часть этих качеств являются врожденными (природными), часть приобретенными (социальными).

Основными качествами (элементами) личности являются:

· Направленность

· Способности

· Психологический темперамент

· Характер

Недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими.

 

В целом качества личности зависят от следующих основных обстоятельств:

1. От индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов)

2. От положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, доступа к информации, перспектив продвижения и т.п.)

3. От специфики окружающей обстановки, формальных и неформальных отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами) (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность)

4. От пола

Психологические различия между мужчинами и женщинами

Характеристики Мужчины Женщины
Способ преодоления препятствий Интеллект, сила Хитрость, ловкость
Ориентированность на проблемы Перспективная Текущая
Потребность в эмоциональных стимулах Пониженная Повышенная
Основа решений Рассудочность Чувственность
Характер Замкнутый Открытый
Отношение к внешнему миру Реалистичное Критичное Идеализированное Интуитивное
Поведение Сдержанное Эмоциональное
Преобладающий тип мышления Словесно-логическое Наглядно-действенное
Объект внимания Содержание Форма
Наблюдательность и точность Пониженные Повышенные
Ориентированность Деловая Личная
Отношение к окружающим Прямолинейное Гибкое
Действие словесного поощрения Расслабляющее Возбуждающее

 

5. От особенностей психических состояний, т.е. относительно устойчивых проявлений психики, присущих человеку в течение сравнительно длительного времени.

Такие состояния бывают:

· Познавательными (любопытство, заинтересованность, сомнение, сосредоточенность и проч.)

· Эмоциональными (радость, грусть, злость, обида, страх, робость и т.п.)

· Волевыми, позволяющими сознательно контролировать и управлять своей деятельностью (стойкость, целеустремленность, настойчивость, решительность, дисциплинированность и проч.)

Личность проявляется в поведении, т.е. действиях, выражающих субъективную реакцию людей на общую ситуацию и поступки окружающих.

Хорошее знание и понимание перечисленных выше обстоятельств позволяют достаточно надежно его предсказывать, что открывает дорогу успешному управлению людьми.

Вопрос 2. Качества личности (направленность личности, способности, темперамент и его разновидности, характер и факторы, его обусловливающие)

 

Направленность личности

Под направленностью личности понимается её свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека, его мотивы, цели вне зависимости от конкретной ситуации.

 

Выделяют 3 типа направленности, одновременно присутствующие в той или иной степени у большинства людей:

· Направленность на взаимодействие – означает, что в процессе работы для человека главное – общение, сотрудничество с другими; конкретное содержание и результат деятельности его волнуют сравнительно мало. У таких людей всегда велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения. Это о них говорят в народе: «на миру и смерть красна».

· Направленность на задачу (деловая направленность) – предполагает, что для человека главное – достижение цели, причем неважно, собственной или кем-то заданной. Он добросовестно исполняет свои обязанности, ради дела стремиться к первенству, лидерству, требователен к себе и другим.

· Направленность на себя – проявляется в стремлении людей в первую очередь решать собственные проблемы, добиваться личного благополучия, успеха. Ради этого люди пренебрегают своими обязанностями, стремятся переложить их на плечи других. В коллективе они создают видимость работы или пытаются найти себе замену.

 

Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к ним. Оно играет важную роль в деле формирования коллективов, подбора исполнителей, облегчает процесс руководства.

 

Способности

Способности рассматриваются как совокупность качеств человека, необходимых для выполнения того или иного вида деятельности; склонность к ней, позволяющая добиться успеха.

Способности

· определяют, кого и на какое рабочее место необходимо поставить

· насколько эффективно данное лицо сможет трудиться

 

В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один вид способностей может быть условием достижений в разных сферах деятельности.

Принято считать, что способности даются человеку от природы. На самом деле от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности под воздействием обучения, опыта и воспитания. Т.о. способности представляют сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного развития и саморазвития.

 

Способности подразделяются на:

- Физические

Подразделяются на:

- механические (например, сила, выносливость)

- двигательно-координационные (например, ловкость, быстрота перемещения и пр.)

- Интеллектуальные

Могут относиться к:

- репродуктивной (усвоение и применение информации)

- творческой деятельности

- Психические

Могут быть:

- общими, присущими в той или иной мере всем людям (работать, думать, ощущать, действовать) и лежащими в основе остальных способностей.

- элементарными частными (решительность, настойчивость, критичность и проч.). Ими обладают уже далеко не все люди.

- сложными частными -бывают:

- Профессиональными (применительно к отдельным видам деятельности – технике, экономике, праву и т.д.)

- Специальными (применительно к определенному характеру деятельности)

 

Существует 3 типа специальных способностей:

· Интерсоциальные – ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими; они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими внешними контактами.

· Конструктивные – направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и др.; их реализация не требует активных контактов с окружающими. В управлении такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики организации, а также специалистам.

· Аналитические – предполагают склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их роли, последствий, формулировке выводов и общих рекомендаций

Первые 2 вида способностей могут быть теоретическими и прикладными, третий – только теоретическим.

 

Развитые аналитические и конструктивные теоретические способности вкупе с определенным уровнем образования формируют способности интеллектуальные.

По диапазону специальные способности классифицируют по 3 уровням:

  • Одаренность – это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из окружения. Обычно она проявляется в наличии у него возможности что-то улучшать, совершенствовать.
  • Талантливость представляет собой задатки, реализуемые через создание нового, необычного.
  • Гениальность – является высшей степенью одаренности, когда её обладатели генерируют результаты, имеющие общеисторическое значение.

Уровень специальных способностей, а, следовательно, возможность занятия определенных должностей зависят в основном от полученного образования и данного от природы типа мышления, для развития которого образование создает определенную базу.

Типы мышления:

· Образное – ему свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.

· Логическое характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, не всегда понятными окружающим.

· Смешанное – ему присущи черты предыдущих, но не столь ярко выраженные. Это даёт его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяет успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Сосредоточенность, направленность мышления на конкретные цели, концен­трация психической энергии на их достижение называется вниманием.

Внимание бывает:

· произвольным, находящимся под волевым контролем челове­ка

· непроизвольным, которое определяется воздействием раздражителей, особен­ностями внутреннего состояния человека, его чувствами, прежним опытом и т. д.

 

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Раз­рыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.

 

Известный западный психолог Дж. П. Голланд на основе комбинации способ­ностей выделил следующие типы личности людей.

 

· Реалистичный отражает склонность манипулировать инструментами и механизма­ми, решать практические задачи с конкретными результатами; инициативность, са­мостоятельность, смелость.

 

· Исследовательский. Его обладатель предпочитает анализировать и решать творче­ские задачи абстрактного характера, формулировать идеи; он критичен, независим, открыт новому.

 

 

· Артистический, присущий людям эмоциональным, оригиналам, любителям выра­жать себя художественными средствами.

 

· Социальный, свойственный демократичным, стремящимся к совместной работе, широким контактам людям, оказывающим помощь, обучающим, воспитывающим ок­ружающих, налаживающим межличностные отношения, любителям философство­вать и выступать.

 

· Предпринимательский характеризует энергичных, стремящихся к успеху и матери­альной выгоде людей, умеющих влиять на других и добиваться своего, в том числе на основе компромиссов, неспособных к кропотливой рутинной работе.

· Конвекционный - это тип бухгалтера, исполнителя, предпочитающего подчиняться установленному порядку и руководителям; он уравновешен, педантичен, осторожен, ответствен, любит стабильность и материальное благополучие.

Способности автоматически выполнять отдельные элементы трудового процес­са называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачи­вает сил, тем рациональнее и ритмичнее работает. В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобрете­ния новых знаний (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей.

 

Наряду с навыками можно выделить привычки, т. е. стандартные, автоматиче­ские (часто даже неосознанные) формы поведения людей. Они формируются на основе многократных прошлых действий, которые благодаря повторению ста­новятся для них необходимостью, долго сохраняясь в изменившихся обстоя­тельствах. Привычки, с одной стороны, освобождают сознание от контроля над рутинными действиями или принятия множества мелких повторяющихся решений, позволяя сосредоточиться на выполнении важных функций. С другой стороны, привычки осложняют работу, например, могут порождать сопротивление переменам неадекватное поведение в новых необычных обстоятельствах.

Темперамент и его разновидности

 

Личность человека внешне проявляется в его поведении, которое бывает по характеру стабильным или нестабильным (невротическим).

Характер поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир (интровесия), либо на окружающих (экстраверсия) образует четыре типа темперамента, отражающих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

 

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения: эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. В извест­ной мере он влияет на характер, стиль работы, отношения с окружающими.

 

Первая попытка классификации типов темперамента была осуществлена Гиппократом в IV в. до н.э. В соответствии с представлениями своего времени он исходил из наличия в организме 4 основных жидкостей (соков) – крови, слизи, желтой желчи, черной желчи. Смешиваясь в определенной пропорции, они и образовывали, по его мнению, темперамент.

Конкретное наименование каждый тип темперамента получил по преобладающей жидкости: сангвинический (от лат. sangius – кровь); холерический (от греч. cholẽ - желчь); флегматический (от греч. phlegma – слизь); меланхолический (от греч. Melanos chloẽ - черная желчь).

В дальнейшем эта классификация была развита во II в.н.э. греческим врачом Галеном и выдающимся отечественным естествоиспытателем И.П. Павловым.

 

Холерики представляют собой неустойчивых, нестабильных, а сангвиники – стабильных экстравертов; меланхолики - нестабильных, а флегматики – стабильных интровертов.

Экстраверты ориентированы на окружение, общительны, деятельны любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. Им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровня, у которых значительная часть времени уходит на общение с подчиненными.

Интроверты погружены в себя, аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокийуровень интеллекта. При стабильном типе поведения они представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном типе они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей.

 

Примеры темпераментов дает мировая литература в лице наиболее известных героев книг. Так, д’Артаньян является типичным холериком, Портос - сангвиником, Атос –флегматиком, Арамис - меланхоликом.

 

Эту классификацию можно представить несколько по-иному. Сначала выделяются сильный и слабый (меланхолический) типы темперамента. Сильный разделяется на уравновешенный и неуравновешенный (холерический). Уравновешенный, в свою очередь, разделяется на подвижный (сангвинический) и инертный (флегма­тический). В то же время в «чистом» виде в реальности темпераменты практически не встречаются — у одних все они выражены примерно в равной степени, у других какой-то один может преобладать над остальными, когда доля соответствующих черт будет составлять 40—60 процентов.

 

Основные свойства темперамента приведены в таблице:

Свойства Темперамент
Холерический Сангвинический Флегматический Меланхолический
Уравновешенность плохая хорошая очень хорошая очень плохая
Настроение неустойчивое устойчивое устойчивое неустойчивое
Эмоции сильные, кратковременные слабые, кратковременные слабые, длительные сильные, длительные
Речь громкая, неровная громкая, плавная тихая, плавная тихая неровная
Терпение низкое умеренное высокое низкое
Адаптация хорошая отличная медленная плохая
Контактность высокая умеренная невысокая низкая
Отношение к критике агрессивное спокойное безразличное обидчивое
Отношение к новому положительное безразличное отрицательное неопределенное
Поведение в сложных ситуациях нерасчетливое расчетливое хладнокровное растерянное
Самооценка значительно завышенная несколько завышенная реальная заниженная
Подверженность влиянию умеренная слабая слабая высокая

Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе специалистов для различных видов деятельности, формирования малых коллективов, организации работы в специальных условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...