Темперамент и его разновидности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 19. Личность и управление Вопросы:
Вопрос 1. Понятие личности
Под личностью понимается система взаимосвязанных, устойчивых социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир. Часть этих качеств являются врожденными (природными), часть приобретенными (социальными). Основными качествами (элементами) личности являются: · Направленность · Способности · Психологический темперамент · Характер Недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими.
В целом качества личности зависят от следующих основных обстоятельств: 1. От индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов) 2. От положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, доступа к информации, перспектив продвижения и т.п.) 3. От специфики окружающей обстановки, формальных и неформальных отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами) (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность) 4. От пола Психологические различия между мужчинами и женщинами
5. От особенностей психических состояний, т.е. относительно устойчивых проявлений психики, присущих человеку в течение сравнительно длительного времени. Такие состояния бывают: · Познавательными (любопытство, заинтересованность, сомнение, сосредоточенность и проч.) · Эмоциональными (радость, грусть, злость, обида, страх, робость и т.п.) · Волевыми, позволяющими сознательно контролировать и управлять своей деятельностью (стойкость, целеустремленность, настойчивость, решительность, дисциплинированность и проч.) Личность проявляется в поведении, т.е. действиях, выражающих субъективную реакцию людей на общую ситуацию и поступки окружающих. Хорошее знание и понимание перечисленных выше обстоятельств позволяют достаточно надежно его предсказывать, что открывает дорогу успешному управлению людьми. Вопрос 2. Качества личности (направленность личности, способности, темперамент и его разновидности, характер и факторы, его обусловливающие)
Направленность личности Под направленностью личности понимается её свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека, его мотивы, цели вне зависимости от конкретной ситуации.
Выделяют 3 типа направленности, одновременно присутствующие в той или иной степени у большинства людей: · Направленность на взаимодействие – означает, что в процессе работы для человека главное – общение, сотрудничество с другими; конкретное содержание и результат деятельности его волнуют сравнительно мало. У таких людей всегда велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения. Это о них говорят в народе: «на миру и смерть красна».
· Направленность на задачу (деловая направленность) – предполагает, что для человека главное – достижение цели, причем неважно, собственной или кем-то заданной. Он добросовестно исполняет свои обязанности, ради дела стремиться к первенству, лидерству, требователен к себе и другим. · Направленность на себя – проявляется в стремлении людей в первую очередь решать собственные проблемы, добиваться личного благополучия, успеха. Ради этого люди пренебрегают своими обязанностями, стремятся переложить их на плечи других. В коллективе они создают видимость работы или пытаются найти себе замену.
Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к ним. Оно играет важную роль в деле формирования коллективов, подбора исполнителей, облегчает процесс руководства.
Способности Способности рассматриваются как совокупность качеств человека, необходимых для выполнения того или иного вида деятельности; склонность к ней, позволяющая добиться успеха. Способности · определяют, кого и на какое рабочее место необходимо поставить · насколько эффективно данное лицо сможет трудиться
В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один вид способностей может быть условием достижений в разных сферах деятельности. Принято считать, что способности даются человеку от природы. На самом деле от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности под воздействием обучения, опыта и воспитания. Т.о. способности представляют сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного развития и саморазвития.
Способности подразделяются на: - Физические Подразделяются на: - механические (например, сила, выносливость) - двигательно-координационные (например, ловкость, быстрота перемещения и пр.) - Интеллектуальные Могут относиться к: - репродуктивной (усвоение и применение информации)
- творческой деятельности - Психические Могут быть: - общими, присущими в той или иной мере всем людям (работать, думать, ощущать, действовать) и лежащими в основе остальных способностей. - элементарными частными (решительность, настойчивость, критичность и проч.). Ими обладают уже далеко не все люди. - сложными частными -бывают: - Профессиональными (применительно к отдельным видам деятельности – технике, экономике, праву и т.д.) - Специальными (применительно к определенному характеру деятельности)
Существует 3 типа специальных способностей: · Интерсоциальные – ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими; они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими внешними контактами. · Конструктивные – направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и др.; их реализация не требует активных контактов с окружающими. В управлении такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики организации, а также специалистам. · Аналитические – предполагают склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их роли, последствий, формулировке выводов и общих рекомендаций Первые 2 вида способностей могут быть теоретическими и прикладными, третий – только теоретическим.
Развитые аналитические и конструктивные теоретические способности вкупе с определенным уровнем образования формируют способности интеллектуальные. По диапазону специальные способности классифицируют по 3 уровням:
Уровень специальных способностей, а, следовательно, возможность занятия определенных должностей зависят в основном от полученного образования и данного от природы типа мышления, для развития которого образование создает определенную базу.
Типы мышления: · Образное – ему свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства. · Логическое характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, не всегда понятными окружающим. · Смешанное – ему присущи черты предыдущих, но не столь ярко выраженные. Это даёт его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяет успешно справляться с различными управленческими проблемами. Сосредоточенность, направленность мышления на конкретные цели, концентрация психической энергии на их достижение называется вниманием. Внимание бывает: · произвольным, находящимся под волевым контролем человека · непроизвольным, которое определяется воздействием раздражителей, особенностями внутреннего состояния человека, его чувствами, прежним опытом и т. д.
Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Разрыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.
Известный западный психолог Дж. П. Голланд на основе комбинации способностей выделил следующие типы личности людей.
· Реалистичный отражает склонность манипулировать инструментами и механизмами, решать практические задачи с конкретными результатами; инициативность, самостоятельность, смелость.
· Исследовательский. Его обладатель предпочитает анализировать и решать творческие задачи абстрактного характера, формулировать идеи; он критичен, независим, открыт новому.
· Артистический, присущий людям эмоциональным, оригиналам, любителям выражать себя художественными средствами.
· Социальный, свойственный демократичным, стремящимся к совместной работе, широким контактам людям, оказывающим помощь, обучающим, воспитывающим окружающих, налаживающим межличностные отношения, любителям философствовать и выступать.
· Предпринимательский характеризует энергичных, стремящихся к успеху и материальной выгоде людей, умеющих влиять на других и добиваться своего, в том числе на основе компромиссов, неспособных к кропотливой рутинной работе. · Конвекционный - это тип бухгалтера, исполнителя, предпочитающего подчиняться установленному порядку и руководителям; он уравновешен, педантичен, осторожен, ответствен, любит стабильность и материальное благополучие. Способности автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, тем рациональнее и ритмичнее работает. В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых знаний (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей.
Наряду с навыками можно выделить привычки, т. е. стандартные, автоматические (часто даже неосознанные) формы поведения людей. Они формируются на основе многократных прошлых действий, которые благодаря повторению становятся для них необходимостью, долго сохраняясь в изменившихся обстоятельствах. Привычки, с одной стороны, освобождают сознание от контроля над рутинными действиями или принятия множества мелких повторяющихся решений, позволяя сосредоточиться на выполнении важных функций. С другой стороны, привычки осложняют работу, например, могут порождать сопротивление переменам неадекватное поведение в новых необычных обстоятельствах. Темперамент и его разновидности
Личность человека внешне проявляется в его поведении, которое бывает по характеру стабильным или нестабильным (невротическим). Характер поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир (интровесия), либо на окружающих (экстраверсия) образует четыре типа темперамента, отражающих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения: эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. В известной мере он влияет на характер, стиль работы, отношения с окружающими.
Первая попытка классификации типов темперамента была осуществлена Гиппократом в IV в. до н.э. В соответствии с представлениями своего времени он исходил из наличия в организме 4 основных жидкостей (соков) – крови, слизи, желтой желчи, черной желчи. Смешиваясь в определенной пропорции, они и образовывали, по его мнению, темперамент. Конкретное наименование каждый тип темперамента получил по преобладающей жидкости: сангвинический (от лат. sangius – кровь); холерический (от греч. cholẽ - желчь); флегматический (от греч. phlegma – слизь); меланхолический (от греч. Melanos chloẽ - черная желчь). В дальнейшем эта классификация была развита во II в.н.э. греческим врачом Галеном и выдающимся отечественным естествоиспытателем И.П. Павловым.
Холерики представляют собой неустойчивых, нестабильных, а сангвиники – стабильных экстравертов; меланхолики - нестабильных, а флегматики – стабильных интровертов. Экстраверты ориентированы на окружение, общительны, деятельны любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. Им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровня, у которых значительная часть времени уходит на общение с подчиненными. Интроверты погружены в себя, аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокийуровень интеллекта. При стабильном типе поведения они представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном типе они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей.
Примеры темпераментов дает мировая литература в лице наиболее известных героев книг. Так, д’Артаньян является типичным холериком, Портос - сангвиником, Атос –флегматиком, Арамис - меланхоликом.
Эту классификацию можно представить несколько по-иному. Сначала выделяются сильный и слабый (меланхолический) типы темперамента. Сильный разделяется на уравновешенный и неуравновешенный (холерический). Уравновешенный, в свою очередь, разделяется на подвижный (сангвинический) и инертный (флегматический). В то же время в «чистом» виде в реальности темпераменты практически не встречаются — у одних все они выражены примерно в равной степени, у других какой-то один может преобладать над остальными, когда доля соответствующих черт будет составлять 40—60 процентов.
Основные свойства темперамента приведены в таблице:
Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе специалистов для различных видов деятельности, формирования малых коллективов, организации работы в специальных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|