Особенности антимонопольного регулирования в России
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Совокупность нормативных актов Российской Федерации, которые направлены на защиту конкуренции, можно описать следующим образом. Первоначально, основным элементом данной системы был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948. Позднее, в него были внесены изменения в 1992 году 24 июня и 15 июля, в 1995 году25 мая, в 1998 году 6 мая, в 2000 году 2 января, в 2001 году 30 декабря, в 2002 году 21 марта и 9 октября, в 2005 году 7 марта, в 2006 году 2 февраля. После, был введен закон №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года, с дальнейшими поправками от 30 декабря 2001 года и 2 февраля 2006 года. Позднее, второй федеральный закон №117-ФЗ был отменен полностью. В настоящее время действующим законом принят Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года. Первым антимонопольным законом в современной стал принятый закон в Канаде в 1889 году. Антимонопольная инфраструктура РФ состоит из Федеральной антимонопольной службы, которая занимается также и защитой прав потребителя. Действующий Федеральный «О защите конкуренции» включает в себя ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для субъектов, с доминирующим положением на рынке. Вышеупомянутое положение на рынке определенной фирмы определяется посредством вычисления доли организации в числе общих продаж на рынке или вычислением совокупной доли, которую занимают на несколько крупных по объемам продаж фирм. Следовательно, руководителю или главному бухгалтеру того предприятия, которое принимает участие в сделках по купле-продаже активов иных организаций, стоит учитывать вероятность того, что совершенные ими сделки подлежат антимонопольному контролю ФАС России, если общая сумма стоимости активов по последнему балансу превышает четыреста миллионов рублей.
Согласно федеральному закону «О защите конкуренции» должен осуществляться контроль над слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний. Также он запрещает согласовывать цены между доминирующими организациями, разделять рынок и некоторые другие практики. Согласно данному закону субъектам при некоторых исключениях запрещается: · устанавливать монопольно высокую цену товара; · навязывать условия договора своему контрагенту, если они невыгодны для него или не относятся к предмету договора; · прекращать или сокращать производство товара с большим спросом на него, без экономически или технологически обоснованных причин; · отказывать в заключение договора с отдельными заказчиками без экономически или технологически обоснованных причин, в случае возможности производства или поставок соответствующего товара; · устанавливать различную цену на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, то есть создавать дискриминационные условия; · создавать препятствия доступа и барьеры для входа на рынок или выхода из него другим организациям; · нарушать порядок ценообразования, установленный нормативными правовыми; Главным регулирующим органом в России является Федеральная Антимонопольная Служба «ФАС». Ее основная функция антимонопольное регулирование. Она осуществляет контроль над экономической деятельностью субъектов и концентрацией их хозяйственной деятельности. Один из механизмов антимонопольного контроля это необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений о сделках, которые подлежат контролю. В основном ФАС контролирует и занимается следующим:
· создает и реорганизует коммерческие организации (в случаях, которые предусмотрены в статье 27 Закона о конкуренции); · контролирует сделки с акциями (долями), имуществом предприятий коммерческого типа и правами в их отношении (в случаях, которые предусмотрены в статье 28 Закона о конкуренции); · контролирует сделки с акциями (долями), активами предприятий финансового типа организаций и правами в их отношении (в случаях, предусмотренных в статье 29 Закона о конкуренции); · контролирует сделки, иные действия, о совершении которых должны уведомлять антимонопольный орган (в случаях, предусмотренных в статье 30 Закона о конкуренции). В случае нарушения предусмотренных законом правил, организации несут ответственность. Если коммерческая организация была создана без согласия ФАС, включая ситуации присоединения или слияния коммерческих предприятиях, в случаях, указанных в статье 27 Закона, она подлежит ликвидации либо реорганизации. Сделки с активами коммерческих организаций, которые указаны в статьях 28 и 29 Закона реализованы без согласия ФАС, их признают недействительными в судебном порядке. Если на коммерческую организацию были возложены обязательства по уведомлению ФАС об осуществлении сделок, которые указаны в пунктах 1-5 части 1 статьи 30 Закона, то в случае невыполнения данных обязательств, фирма подлежит ликвидации, либо реорганизации в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Если территориальный орган не выполняет предписания ФАС о прекращении либо недопущении действий, которые ограничивают конкуренцию, то это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Или, в некоторых случаях, получает дисквалификацию сроком до трех лет. Что касается юридических лиц, их штраф составляет сумму от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В течение каждого года разрабатываются программы, которые способствуют развитию и совершенствованию действующего антимонопольного законодательства в целях повышения его эффективности. В 2009 году был принят «второй антимонопольный пакет», сильно ужесточены санкции за нарушение антимонопольного законодательства. 27 октября 2011 года состоялась III ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России», последствием которой стало решение принятия «третьего антимонопольного пакета». По замыслу Федеральной антимонопольной службы РФ, его основная цель создание наиболее прозрачной системы антимонопольного регулирования для бизнеса.
Поскольку, развитие международного сотрудничества антимонопольных органов способствует расширению практических границ и возможностей обмену у антимонопольных органов, многие законодательства различных стран сближаются, что дает возможность для более эффективного функционирования. Например, между ФАС России и Европейской Комиссией был подписан меморандум о взаимопонимании в сфере конкуренции, также было подписано соглашение о взаимодействии между российским антимонопольным ведомством и антимонопольными ведомствами США. В России среди естественных монополий выделяют РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Рассмотрим применение антимонопольного регулирования на примере рынка газа, поскольку в данной сфере применение антимонопольного законодательства достаточно велико. Ежегодно рассматривается около 75 нарушений, наиболее распространенные из них - злоупотребления доминирующим положением: их доля составляет примерно 85%. В 2007 г. количество этих нарушений достигло 170 возбужденных дел. Естественным способом сохранить свое доминирующее положение на рынке и укрепить рыночную власть является создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам. В 2007 г. в РФ рассмотрено более 200 заявлений. Доля данной группы нарушений составляла 3.76% от общего количества ежегодных нарушений. Под препятствием (барьерами) для доступа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, экономического, технологического и финансового характера, препятствующие вступлению новых хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок и ограничивающие их возможности на равных условиях конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
В 2004 году было открыто дело антимонопольным ведомством по отношению группы лиц ОАО «Газпром». Данное предприятие нарушило, предусмотренное ФАС законодательство и создавало компаниям-конкурентам барьеры к доступу на рынок природного газа
Таблица 3. Структура выданных предписаний по фактам злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке по системе ФАС РФ в 2009 г.
Поскольку, создание препятствий является способом сохранения доминирующего положения фирмой на рынке, то организации всячески стараются укрепить барьеры для входа на рынок новый фирмам. В таблице 3 приведены данные о выданных предписаниях по фактам злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов за 2009 год. Доля нарушений подобного рода среди общего количества нарушений по стране составила 3,76%. В 2009 году было рассмотрено более двести заявлений. Как видно из таблицы выше, наиболее часто свершаются нарушения раздела прочих нарушений, в т.ч. изъятия товаров из обращения и навязывание невыгодных условий договора.
Таблица 4. Структура возбужденных дел по видам соглашений и согласованных действий по системе ФАС в РФ в 2007 г.
Из данных выше видно, что в 2007 году наиболее распространенным видом нарушений стало установление (поддержание) цен (тарифов), скидок и нарушения конкурирующих хозяйствующих субъектов., которые препятствуют конкуренции.
Таблица 5. Динамика нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующего положения
Статистический анализ деятельность антимонопольных органов за весь период показывает, что злоупотребление доминирующим положением хозяйствующих субъектов превалирует в структуре выявленных нарушений антимонопольного законодательства. На их долю в 2007-2009 годах приходилось от 53 до 59% рассмотренных ФАС РФ и его территориальными управлениями заявлений. По данным на 2011 год было выявлено 8 нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения 8 данных дел было выдано и исполнено 1 предписание. В Российской федерации обобщение статистических показателей и практики показывает, что создание картельных сговоров возникает в отраслях с высокой степенью концентрации капитала и производственного потенциала. Антимонопольные органы рассматривают много заявлений по ценовым сговорам в сфере нефтепродуктов. Как было сказано раннее, подобные сложившиеся ситуации неэффективны, а самостоятельно, с проблемой монополизации той или иной отрасли рынок справиться не может, поэтому иная проблема, обусловленная вмешательством государства в экономику это регулирование монополий. Что касается Российской практики, антимонопольные органы активно осуществляют контроль над деятельностью субъектов, стараясь препятствовать барьерам, создающимся доминирующими фирмами на рынке, и стараясь поддерживать конкурентоспособность рынка, как наиболее эффективную систему.
Заключение
Таким образом, любая экономическая структура не может нормально функционировать без вмешательства государства. Некоторые рыночные процессы могут быть разрушительны для природы и негативно сказываться на благосостоянии общества, при отсутствии контроля. Поэтому любая экономика, в том числе и рыночная, нуждается в регулировании. Под государственным регулированием экономики понимается система опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и, как следствие, экономику в целом, путем различных законодательств, налоговой системой, таможенными пошлинами и иными политическими инструментами ограничения или, наоборот, стимулирования к какой-либо деятельности. Объектами государственного регулирования в экономической среде являются сферы или отрасли, или же экономические ситуации, где заложена потенциальная проблема возникновения каких-либо трудностей и проблем, пагубно сказывающихся на благосостоянии страны и устранение тех видов частного производства, которые несут в себе негативные последствия. Устранять подобные проблемы государство может посредством каких-либо законодательств, запрещающих ту или иную деятельность, а также налоговыми штрафами, размер которых превышает размер тех выгод, которое мог бы получить производитель. Экономическая роль государства проявляется через его функции. Основной целью государственной деятельности является достижение генеральной цели, то есть блага человека, его благополучия, как материального, так нравственного, а также защита его правовой и социальной личности. По статистическим данным, в результате государственно - экономической деятельности в январе 2012 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступил доход с налогообложения на сумму в 106,1 млрд. рублей, что на 8,8% больше, чем за соответствующий период 2011 года. Как правило, налоговые поступления расходуются на блага и программы для повышения уровни жизни населения. Также, государство обеспечивает благоприятную экономическую конъюнктуру и стабильное социально-политическое положение в стране, что в свою очередь способствует экономическому росту. А развитая инфраструктура рынка причина производственного роста товаров и услуг. Экономическая роль государства - это необходимость, обусловленная неспособностью рынка самостоятельно справиться в определенных условиях и решить возникшие проблемы, как и развивающихся странах, так и в экономически-развитых.
Список литературы
1. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ 2003, 2004, 2005 гг. [«Электронный ресурс]: - Доступ из информационного - правового обеспечения «Гарант». 2. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2011 г. №816 «Об утверждении Положения об Управлении контроля промышленности и оборонного комплекса Федеральной антимонопольной службы». [«Электронный ресурс]: - Доступ из информационного - правового обеспечения «Гарант». 3. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2005. 608 с. 4. Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др. Экономическая теория Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 752 с. 5. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003. - 496 с. 6. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА - М, 2005. 672 с. 7. Князева И.В. Социальные аспекты государственной конкурентной политики // Идеи и идеалы 2010- №2 (4), с. 36. 8. Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: Российская критика в контексте мирового опыта // Экономический журнал высшей школы экономики-2007 - №2 с. 42 9. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://fas.gov.ru/law/, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 10.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 11.Российская правовая газета [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.gazeta-yurist.ru/, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 12.Экономика, менеджмент, маркетинг [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://topknowledge.ru/, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 13.Министерство Финансов РФ официальный сайт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://minfin.ru /, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 14.Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.vedomosti.ru, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 15.«Капитал страны» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 16.Юридическая фирма Jus Privatum [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.jusprivatum.ru/, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 17.Министерство экономического развития и торговли [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/portal, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 18.Экономика труда [Электронный ресурс] - режим доступа: http://laboureconomics.ru/, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский 19.Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.aup.ru/, свободный - Заглавие с экрана. - Язык русский конкурентоспособность монополия экономический государство
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|