Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 16 Семья с ребенком в кризисе переходного периода на могопредметное обучение (кризис 5-6 класса)

Особенности школьной адаптации.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю, начало предметного обучения, это новый этап жизни ребенка. В это время дети доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки.

 В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель, учителя предметники, к кабинетной системе.

Не у всех учащихся благоприятно проходит адаптация к новым условиям, к новым учителям. Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни, и во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию.

 Школа представляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности ребенка. В это время ученик сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, возникают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов преподающих разные предметы. К этому присоединяются перестройки в деятельности систем организма, обусловленные половым созреванием. Одновременно существующую нагрузку на психику младшего подростка оказывает смена ведущей деятельности в сторону приоритета общения, формирования сознания и т. п.

Смена ситуации обучения, начало подросткового возраста представляет эмоциогенный, критический период развития, сопряженный с эмоциональными специфическими трудностями. Аффективная среда детей рассматриваемой возрастной группы характеризуется неустойчивостью, преобладанием ситуативно обусловленных эмоций, сниженным фоном настроения повышенной тревожностью.

Успешная адаптация при переходе к предметному обучению положительно складывается на личностном развитии младших подростков, эффективности учебного процесса в среднем и старшем звене школы.

Различные трудности и нарушение адаптационного процесса к ситуации предметного обучения приводят к искажению формирования личности школьников, отрицательно сказывается на формировании его психического здоровья, существенно повышает риск возникновения социальной дезадаптации в дальнейшем.

Адаптация младших подростков к ситуации предметного обучения в значительной мере зависит от их эмоционального состояния. Положительно окрашенное эмоциональное состояние способствует успешному приспособлению ребенка к условиям школьного обучения, тогда как негативные характеристики эмоционального состояния усложняют выполнение школьных требований, затрудняют ход адаптационного процесса. Эмоциональное состояние школьника проявляется в его переживаниях повышенной тревожностью, относительно школьной среды и определяется особенностями отношения к процессу обучения, его содержанию, и успехами, и неуспехами к самому себе, как к ученику.

Уровень тревожного состояния подростков в школе связан как с его личностными особенностями, так и с его индивидуальными эмоциональными свойствами, Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки, обладающие повышенной тревожностью, попадают в ситуацию заколдованного психологического круга, тогда тревожность начинает сильно снижать возможности школьника, влияет на его деятельность и уровень адаптации в среде общения.

 Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

- Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

-  Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

- Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

-  Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

-  Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

- Особенности личностного, психического развития школьников в возрасте10-11 лет.

Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Отрочество- этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно10-11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (примерно 11-14 лет). Основная особенность подросткового периода резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как заметил Д.Б.Эльконин, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

Многочисленные исследования показывают, что именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии-способности делать предметом своей мысли саму мысль, - дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, и все вместе теперь они влияют на психическое развитие учащихся, учебная деятельность при этом остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности.

 С начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учение", так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно.

 Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива, мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения "для себя". Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.

 К сожалению, социальная ситуация в современной школе такова, что в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда занимает достойное место, познавательная активность школьников развита слабо, и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учебы.

Рубеж 4-5-х классов, по свидетельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения.

Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные проявления свойственны многим ученикам, но у тех из них, чье развитие уже было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения.

 Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.

Главная задача для успешной адаптации на этом этапе помочь школьнику наиболее полно реализовать возможности этого периода, помочь ему в выработке эффективных, конструктивных способов преодоления трудностей, что необходимо для полноценного перехода к юности.

Причины школьной дезадаптации. С каждым годом в школах увеличивается количество детей, не справляющихся с учебной программой. Медицинские работники озабочены ухудшающимся здоровьем учащихся. Оба этих факта соединяются сегодня в явлении, называемом школьной дезадаптацией. Иначе говоря, это невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям ребенка. Дезадаптация школьников острейшая проблема педагогики, вызываемая многими причинами, в том числе социальными: сложная, нестабильная ситуация в обществе, микроклимат в семье и атмосфера в школе.

Е.В.Новикова выделяет следующие особенности школьной дезадаптации у младших школьников:

* школьная дезадаптация связана с невозможностью овладеть, в первую очередь, операциональной (а не социальной) стороной учебной деятельности;

 *трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя;

*причины возникновения школьной дезадаптации часто связаны с отношением в семье к ребенку и его учебе.

Характер школьной дезадаптации у младших подростков, как мы считаем, определяется и другими факторами. Прежде всего, он связан с изменением ведущей деятельности и определенными физиологическими изменениями возрастного характера.

 Специфика школьной дезадаптации подростков определяется:

* расширением границ учебной деятельности и смещением акцента с ее предметной стороны на мотивационно-потребностную;

*главным становится нарушение отношений подростка со значимыми людьми по поводу учебы;

*развитием самосознания подростка, увеличением его активности в оценке себя и других;

*особой ролью общения для подростка.

Искажения самооценки, возникающие в результате нарушения общения, влияют на поступки ученика, сказываются на характере его учебной деятельности.

 Своевременное выявление причин, приводящих к нарушению школьной адаптации младших подростков на начальном этапе предметного обучения, позволит рассмотреть программу психологической помощи школьникам. И соответствующая коррекционная и консультационная работа, могут предотвратить школьную дезадаптацию. Это в свою очередь поможет снизить возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствия процесса связанного с повышенным уровнем тревожности и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве неадекватной компенсации неуспеха в школьной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...