Особенности общения младших школьников.
Особенности мотивационно-потребностной сферы младшего школьника. Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Мотивационно-потребностная сфера (МПС), как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности. Содержание МПС у младшего школьника: 1) сохраняются потребности из дошкольного детства: - потребность в игре (для пробуждения интереса к УД используют игру); - потребность в движении, которая часто мешает сосредоточиться на уроке (как следствие – большая активность на перемене, соответственно учитель как воспитатель должен уметь организовать перемену); - потребность во внешних впечатлениях, на основе которой развиваются потребности связанные с УД, и прежде всего – познавательная потребность. Таким образом, потребность во внешних впечатлениях становится движущей силой развития в начале обучения.
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться, причем – учиться на «отлично». Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. 2) формируются новые мотивы – мотивы УД. Мотивы УД: § ведущие (содержательные), порождаемые самой УД, связаны с содержанием и процессом учения; способами усвоения знаний) – внутренние или познавательные мотивы: интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации; § второстепенные (околосодержательные) находятся за пределами учебного процесса, связаны лишь с результатом УД – внешние или социальные мотивы:
Широкие социальные мотивы осознаются детьми, но остаются, по выражению А.Н. Леонтьева, только «знаемыми» (то есть ради похвалы или получения хорошей отметки ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнять задание, а абстрактное понятие «дома» или далекая перспектива учебы в ВУЗе не могут побуждать его к учебной деятельности). Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения радуется тому, что он что-то понял, чему-то научился – значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников очень мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Яркие различия наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Обычно он сочетается с развитием специальных способностей. Таких детей считают одаренными. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Мотивация достижения успеха в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью она ярко выражена (желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат).
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха, и хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки – все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий, способствуя формированию саморегуляции. Мотивация избегания неудач связана с тем, что дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Престижная мотивация – менее распространенная, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым. Если престижная мотивация сочетается с достаточно важными способностями, она становится мощным двигателем развития отличника. Индивидуализм, постоянное соперничество искажают развитие личности таких детей. Взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельности, но оказываются неспособными к творчеству. Если престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно неосознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний, приводит к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха.
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. В начале обучения для них характерна мотивация достижения успеха, но и в это время отчетливо проявляется мотивация избежания неудач. Эта мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальной школе и к окончанию начальной школы отстающие ученики чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления получать высокие оценки, но продолжают рассчитывать на похвалу. Мотивация избегания неудачи приобретает значительную силу, сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. К этому времени у неуспевающих детей возникает компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области.
Таким образом, практически все дети приходят в школу с желанием хорошо учиться. В процессе обучения у них формируются различные учебные мотивы. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется. Отрицательное отношение складывается у хронически неуспевающих учеников. Низкая успеваемость или цепь учебных неудач могут вызвать у детей тяжелые переживания и даже невротические реакции.
В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения, характеризующие личность ученика. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы, которые имеют ряд особенностей: - носят конкретный характер (героические личности из книг, кино и т.д.); - неустойчивы, меняются под влиянием новых, ярких впечатлений; - дети подражают, как правило, внешней стороне их поступков.
Особенности общения младших школьников. Потребность в общении удовлетворяется в ведущей УД, которая является индивидуальной по своему существу, что на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных связей и взаимоотношений. На первом месте – личность учителя, который вводит ребёнка в УД. В начале обучения: · ребёнок воспринимает других «через учителя»; · отсутствует нравственная оценка одноклассников; · нет подлинных межличностных отношений; · отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают складываться в процессе УД и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив, начинаются формироваться малые группы, выделяются лидеры.
На 2-3 году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется: появляется новое отношение к учёбе и личности учителя (личность учителя становится всё менее значимой, устанавливаются более тесные контакты с товарищами, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни). Развитие нравственных чувств ребенка происходит под влиянием оценки со стороны взрослого. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка развивается ответственность как черта личности. Появляется нравственная оценка поведения каждого, все глубже осознаются те или иные стороны личности сверстников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|