Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная защита и прокурорский надзор как гарантии прав и интересов граждан




 

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей.

Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Арбитражным судам так же подведомственны многие категории дел по спорам, вытекающим из административных правоотношений.

Право на судебную защиту гарантировано Конституцией РФ (ст.46). Гарантировано также право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций, а также должностных лиц (ст.53).

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Правосудие относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Такие его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. По закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Правосудие должно осуществляться путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; и рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных. Данное положение означает, что правосудие - это разбирательство двух категорий дел: гражданских и уголовных. Однако параллельно с указанными уголовными и гражданскими делами существует еще одна категория дел, требующая значительного внимания широкого круга государственных органов, в том числе судов. Это дела (материалы) об административных правонарушениях, т.е. правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего КоАП РФ. Меры взыскания, которые могут быть назначены лицу, виновному в таком правонарушении, обычно менее строги, чем те, которые применяются в отношении преступников. Эти взыскания налагаются широким кругом органов и должностных лиц. Административные взыскания могут налагать и судьи районных судов. Они уполномочены рассматривать дела (материалы) о мелких хищениях, мелком хулиганстве, проявлениях неуважения к суду, невыполнении законных требований прокуроров, неявке по вызову прокурора, нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав граждан, распространении заведомо ложных сведений о кандидатах в депутаты или на выборные должности, проведении агитации в день выборов, несоблюдении правил эксплуатации зон континентального шельфа, использования природных ресурсов, осуществления издательской деятельности, а также многих других правонарушениях. Всего в настоящее время в КоАП РФ предусматривается около пятидесяти видов административных правонарушений, по которым меры воздействия должны применяться судьями.

Реализуя полномочия по разбирательству материалов об административных правонарушениях, только судьи вправе применять сравнительно строгие меры из числа тех, которые предусмотрены в КоАП РФ. Это возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом - судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Специфика полномочий судебной власти требует того, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности, справедливости и защиты прав человека.

Одной из важных задач построения правового государства является повышение роли суда в системе демократии. Необходимо значительно укрепить гарантии осуществления таких начал российского судопроизводства, как состязательность, гласность, неукоснительное соблюдение презумпции невиновности, недопустимость как обвинительного уклона, так и попустительства по отношению к тем, кто посягнул на закон.

Одной из важных задач построения правового государства является повышение роли суда в системе демократии. Необходимо значительно укрепить гарантии осуществления таких начал российского судопроизводства, как состязательность, гласность, неукоснительное соблюдение презумпции невиновности, недопустимость как обвинительного уклона, так и попустительства по отношению к тем, кто посягнул на закон.

В процессе осуществления правосудия его участники наделяются субъективными правами и обязанностями, которые предопределяют поведение их в рамках складывающихся отношений и составляют его содержание.

Механизм гарантий реализации прав и свобод в России только формируется и во многом не совершенен. Рассмотрим некоторые примеры из практики.

На протяжении последних лет неоднократно задерживали и арестовывали Сергея Удальцова по обвинениям в совершении административных правонарушений, причём без достаточно веских доказательств (таких как фото - или видеосъёмка). Подобные аресты дают основания полагать, что его преследуют за его мирную политическую деятельность. Международная правозащитная организация Amnesty International обеспокоена тем, что в последнее время обвинения в неподчинении законным требованиям сотрудников полиции (статья 19.3 КоАП РФ) часто используются против правозащитников и политических активистов в попытке заставить их замолчать. Возможно, такие меры также применялись с целью предотвратить участие правозащитников в собраниях и акциях, например, в так называемый День гнева (12 августа 2011 г.). Активист Сергей Удальцов, лидер левого движения, подвергся задержанию 31 июля 2011 г. Первого августа районный суд города Москвы приговорил его к максимальному наказанию (15 суток) за нарушения, предусмотренному статьёй 19.3 КоАП РФ. Amnesty International имеет серьёзные основания полагать, что эти обвинения и последующий арест имеют политическую подоплёку, и что Сергей Удальцов неоднократно подвергался задержанию и арестам при обстоятельствах, которые дают основания считать, что его преследовали исключительно за попытки мирно воспользоваться своим правом на свободу слова и собраний. Это противоречит международным обязательствам Российской Федерации и Конституции РФ.

А вот пример необоснованного, как представляется, отказа в регистрации партии. Замоскворецкий районный суд Москвы признал законными три отказа в регистрации левой партии "РОТ-Фронт". Об этом рассказал один членов оргкомитета политической организации Сергей Удальцов. Решение было вынесено 4 февраля 2011 г. По словам политика, Министерство юстиции России, которое отказывается выдать партии свидетельство о регистрации, нарушает конституционные права 58 тысяч граждан России. Именно столько человек, как утверждает Удальцов, состоит в "РОТ-Фронте". Причем Минюст уже в четвертый раз отказался зарегистрировать "РОТ-Фронт". Три предыдущих отказа оппозиционеры получили в 2010 г. Первая попытка зарегистрироваться была предпринята в июне, а последняя - в сентябре. Отметим, что "РОТ-Фронт" создается на базе нескольких левых движений и других незарегистрированных партий. В нее вошли "Левый фронт", РКРП-РПК, КПСС и другие организации. "РОТ-Фронт" позиционирует себя как партию трудящихся.

Большую роль в защите прав и свобод граждан в России играет Конституционный Суд РФ. Ведь конституционный строй не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая. Понятие "конституционный строй" применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, причем государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Понятие "конституционный строй" имеет не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягавшего на конституционные порядки. Охрана конституции в самом широком смысле предполагает совокупность разнообразных мер по обеспечению действия конституции. Это не только меры юридического характера, но и меры образовательного и воспитательного плана, меры экономические и политические.

Правовое государство наделяет судебную власть функцией конституционного контроля. Ведь каким бы совершенным не был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат конституции страны. Во-первых, потому, что законов и других нормативных правовых актов принимается много и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых, на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, столь сложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки. Между тем, вред от неконституционных законов, а тем более от антиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размывается конституционный порядок, и страдают права и свободы граждан.

Вскоре после принятия Конституции РФ на ее основе был принят Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Бондарь Н.С. в связи с этим подчеркивает, что "соблюдение Конституции и обеспечение ее прямого действия является одной из главных задач судов". Важным полномочием обладает Конституционный Суд РФ в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего в конкретном деле.

В Конституционном Суде РФ по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле и принимаются соответствующие постановления (п.4 ст.125 Конституции РФ). В процессе этой работы Конституционный Суд РФ толкует обжалуемые, примененные или подлежащие применению нормы материального или процессуального права, уясняя их содержание. Затем Конституционный Суд РФ проверяет их соответствие Конституции РФ. Проводя эту работу, Конституционный Суд РФ должен уяснить и содержание конституционной нормы.

Конституционный надзор увязывают с самой важной задачей, которой подчинены все органы государственной власти, а именно - с защитой прав и свобод человека и гражданина. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.

Большое значение в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина играет надзор прокуратуры. Федеральный закон от 18 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" в ст.1, определяя понятие прокуратуры, раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции, каждая из которых сохраняет все структурные части функции, наполняя их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относится, в частности, надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор).

Надзор за исполнением законов является достаточно сложным по своей структуре и содержанию видом деятельности. Сущность надзора состоит в деятельности прокурора по проверке соблюдения законов, установлению правонарушений, их правовой оценке, а также в требовании (предложении), обращенном к компетентным органам и должностным лицам, о принятии мер к устранению выявленных нарушений. Исключение составляют сферы правовых отношений, в которых, в связи с их соответствующей спецификой, прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение и т.п.).

Прокурорский надзор состоит в реагировании на нарушение законности в решениях должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства; в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением официально опубликованных законов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на территории РФ конституций республик, уставов (основных законов) иных субъектов Федерации, а также законов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

Результаты надзорной деятельности прокуратуры показывают, что к типичным нарушениям в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях относятся следующие: рассмотрение протоколов об административных правонарушениях, которые оформлены с нарушением установленных процессуальных правил; рассмотрение дел неправомочными органами (должностными лицами); нарушение процессуальных прав участников производства по делам об административных правонарушениях; неполное исследование обстоятельств совершения административного правонарушения; неверная квалификация совершенных деяний; применение административных взысканий, не предусмотренных санкциями норм, устанавливающих ответственность за соответствующие административные правонарушения, и др.. Из этого можно сделать вывод, что роль прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях очень важна, поскольку его участие является важной гарантией соблюдения процессуальных прав участников данного административного производства. А с дальнейшим усложнением общественных отношений, регламентируемых нормами административного права, его роль в производстве будет еще больше возрастать.


Заключение

 

Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент - права, свободы и обязанности личности. Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план "человеческое измерение", т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав - эти и другие составляющие человеческого измерения превращают его в основной критерий оценок прогресса государства.

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) - он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет Конституция РФ.

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.

Следует, правда, подчеркнуть, что в нашей стране пока еще не все обстоит благополучно с реализацией конституционных гарантий прав и свобод личности. Поэтому необходимо сместить акценты в трактовке модной ныне темы в практическую плоскость, в плоскость достижения конечных целей, фокусируемых на личность. Не права ради прав, а права ради возвышения и свободного развития личности - "меры всех вещей". Последняя - критерий эффективности всего института прав и свобод. Только учитывая это, можно претворить в жизнь задачу построения в России правового государства.

Система административно-правового регулирования должна формировать соответствующую нормативно-правовую основу как для государственных служащих и должностных лиц, так и для граждан, которым предоставляются административно-правовые средства борьбы с произвольным публичным управлением. Немаловажными правовыми институтами являются уже реально действующие способы и формы обеспечения законности в сфере публичного управления: обращения граждан, парламентский и судебный контроль, административный надзор, судопроизводство.

Административное право, с одной стороны, должно регламентировать процедуры управления, устанавливать права и свободы граждан, ограничения для государственных служащих и должностных лиц. А с другой стороны, административное право должно обеспечивать законность осуществляемых представителями публичной администрации действий и принятия ими решений. Именно на поиске наиболее лучших форм и способов обеспечения законности деятельности государственных служащих и улучшении их работы и должна концентрировать свое внимание административно-правовая наука. Административное право должно еще более "погрузиться" в правовую государственность, то есть создать предпосылки для применения должностными лицами законов и иных нормативных правовых актов при решении всех управленческих дел и при принятии как нормативных, так и индивидуальных административных правовых актов.


Литература

 

Нормативно-правовые акты

1.  Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета.10.12.1998.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

3. Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г.,20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). ETS N 005 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст.3835.

5. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета.21.01.2009.

.   Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Гражданский кодекс РФ // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Федеральный закон от 18 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Федеральный закон от 26 декабря 2001 г. "Об охране окружающей среды" (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. "О полиции" // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729) (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

.   Указ Президента РФ от 06.11.2004 №1417 "О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека" // Российская газета. 2004.10 нояб.

.   Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. №6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской,

.   3.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. №7.

.   Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (с последующ. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 15 авг. 2012 г.

Список литературы

1. Анчишкина О. Бюрократия начинает, но. выигрывает ли? // Отечественные записки. 2004. №2.

2. Аристотель. Соч. М., 1970. Т.4.

.   Арутюнян Д.Г., Шапиев К.А. К аспектам деятельности системы ООН в области прав человека // Юридический мир. 2008. №4.

.   Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. 2010. №1.

.   Боброва Н.А. О понятии "конституционный строй" // Закон и право. 2003. №10.

6. Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // http://www.Lawmix. RV/comm. php? id=3532 <http://www.Lawmix.RV/comm.php?id=3532>.

.   Глушаченко С.Б., Знаменщикова Н.Н. Становление института обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан - субъектов производства по делам об административных правонарушениях // История государства и права. 2008. №7.

.   Грудцына Л.Ю. Правовая природа институтов защиты и охраны прав человека в России // Российская юстиция. 2008. №2.

.   Ильенкова А. Права прокуратуры на защиту граждан // Законность. 2005. №3.

.   Казаков В.Л. Право человека как объект защиты в правовом государстве // История государства и права. 2007. №14.

.   Кравченко В.В. Право граждан Российской Федерации на обращение (правовое регулирование и практика реализации) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №4.

.   Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009.

.   Макаров Ю.Я. Судебная защита прав личности в уголовном процессе // Российский судья. 2008. №3.

.   Материалы проекта "Права человека перед вызовами XXI века" (РАПН); материалы Петербургского семинара по правам человека // Материалы Исследовательского комитета по правам человека Российской ассоциации политических исследований // <http://vtt.net.ru/book/export/html/50>.

.   Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.В. В. Лазарева // http://constitution. garant.ru/ <http://constitution.garant.ru/>.

.   Осейчук В.И. О стратегии строительства в России демократического правового социального государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. №21.

.   Официальный сайт Комиссии по правам человека при Президенте РФ: http://www.h-rights.ru.

.   Официальный сайт Президента РФ: http://президент. рф/.

.   Павлов Е. Сервис-центр для народа: Реформа госслужбы заставит чиновника думать о человеке // Российская газета. 2004.27 окт.

.   Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. // Федеральный правовой портал "юридическая Россия" // http://law.edu.ru/doc/document. asp? doc-ID=1126523 (19.12.2010).

.   Полянский В.В. "Административный ресурс" и законность в деятельности органов исполнительной власти // Административное право: Теория и практика: (Укрепление государства и динамика социально-экономического развития): Материалы научной конференции. Москва, 28 ноября 2001 г. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2002.

.   Попова Н.Ф. Место Президента РФ и Правительства РФ в сфере государственного управления // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. №7.

.   Права человека в России | лента новостей // <http://www.hro.org/node>.

.   Снежко О.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. №2.

.   Францифорова С.Ю. Юридические гарантии прав личности // Адвокатская практика. 2008. №3.

.   Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002.

.   Широбоков С.А. Механизм демократических правоотношений человека и государства // Конституционное и муниципальное право. 2008. №3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...