Спрашивать обладателей знания из «ахлю Сунна».
Лечение разногласия возникшего между нынешними «ахлю Сунна». Воистину, разногласия, возникшие между «ахлю Сунна» прекратятся, с дозволения Аллаха, посредством следующих вещей: Из них: Возвращение за решением к Корану и Сунне. Пречистый и Всевышний Аллах сказал: ﴿ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَٰلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا ﴾ «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» [Ан-Ниса: 59]. И сказал Всевышний: ﴿ فوَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِن شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ ﴾ «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» [Аш-Шура: 10]. И сказал Пречистый и Всевышний Аллах: ﴿ وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لَاتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلَّا قَلِيلًا ﴾
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за сатаной» [Ан-Ниса: 83]. И из них: Спрашивать обладателей знания из «ахлю Сунна». Пречистый и Всевышний Аллах сказал: ﴿ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴾ «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» [Ан-Нахль: 43]. Но некоторые требующие знания довольны тем знанием, которым они обладают. И он спорит посредством него со всеми, кто ему противоречит, а это причина из причин разделения и разногласия. Имам ат-Тирмизи передает в своем сборнике от Абу Умамы, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует: ما ضَلَّ قومٌ بعدَ هُدًى كَانُوا عليهِ إِلَّا أُوتُوا الجَدَلَ ثُمَّ تقرأ: ﴿ ما ضَرَبُوهُ لكَ إِلَّا جَدَلا بَلْ هُمْ قومٌ خَصِموُنَ ﴾
«Не заблуждался народ, после того как был на прямом пути, кроме как из-за того, что занялся спорами». Затем он прочитал: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися» [Аз-Зухруф: 58][22]. Из них: Усердие в требовании знаний. Если ты поразмышляешь над своими недостатками, даже в том, что ты ничего не представляешь из себя в сравнении с предшествовавшими учеными, такими как хафиз[23] Ибн Касир, и теми, кто ему предшествовал из выдающихся хафизов в различных науках, если ты посмотришь на этих хафизов, то займешься собой, а не критикой других. Из них: Размышление над разногласием сподвижников – да будет доволен ими Аллах – и выдающихся ученых. И если ты посмотришь на их разногласие, то придешь с тем, кто тебе противоречит, к благополучию, и не станешь требовать от него, чтобы он подчинился твоему мнению, и познаешь, что своим требованием подчиниться твоему мнению, ты тем самым призываешь его к признанию им несостоятельными его понимания и разума, и призываешь его к таклиду[24], а таклид в религии запрещен. И сказал Пречистый и Всевышний Аллах: ﴿ وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ ﴾ «Не следуй за тем, о чем у тебя нет знания» [Аль-Исра: 36]. И так далее из доводов, которые широко привел аш-Шаукани в книге «Аль-Каулю ль-муфид фи адиля-ти ль-иджтихади ва-т-таклид». Из них: Взгляд на состояние исламского общества и на то, что окружает его из опасностей, и незнание многих из его приверженцев о нем. И если ты посмотришь на исламское общество, то это отвлечет тебя от того, чтобы заниматься своим братом, который противоречит тебе в твоем понимании, и ты поставишь вперед то, что более важно. Так как Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует – посылая Му‘аза в Йемен, сказал ему:
أوَّلُ ما تدعوهم إليه شهادةَ أنْ لا إلهَ إلَّا اللهُ وأنَّ محمَّدًا رسولُ اللهِ «Первое, к чему ты будешь их призывать, свидетельство, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и что Мухаммад Посланник Аллаха» [25]. Хадис согласован[26], и передается со слов Ибн ‘Абаса. А затем: Мы посмотрели на вопросы, в которых разногласят нынешние «ахлю Сунна», те которые не разногласят из-за страстей, и нашли их приблизительно в тридцати вопросах. И мы их распределили среди наших братьев из «ахлю Сунна», и они, с дозволения, Аллаха упомянут хадисы с их цепочкой передатчиков, и посмотрят, что говорят комментаторы хадисов в понимании этих хадисов. И если (при этом) потребуется посмотреть в книги факихов - да смилуется над ними Аллах –, то они сделают это. А по окончанию работы это будет распространено в небольшом послании. И до меня дошло что «ахлю сунна», которых заботит положение мусульман, очень сильно желают увидеть эту работу. И это, с дозволения Аллаха, заставит ненавистников «ахлю Сунны», которые насмехаются над ними и говорят: «Они разногласят в пустяках», и тем самым отпугивают (людей) от них и высмеивают их тем, чего нет в них, прикусить свои языки. Заботой нововведенцев и тех, кто следует страстям, везде и во все времена было то, что они отпугивают (людей) от «ахлю Сунны». И Ибн Кутейба – да смилуется над ним Аллах – в своей книге «Тавиль мухталиф-ль хадис» привел от них множество примеров из их насмехательства над «Ахлю Сунной». Ведь помер и Ан-Наззам[27], и Абу аль-Хузайль[28], и другие из врагов Сунны, но осталась Сунна Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует – белая, чистая, и не принесла ей вреда их насмешка. Также помрут и сегодняшние враги Сунны, и останется Сунна Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует –, потому что Аллах гарантировал беречь ее, сказав:
﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ﴾ «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» [Аль-Хиджр: 9]. (Слово) «напоминание» (в этом аяте) охватывает собой как Коран, так и Сунну, так как оба они являются откровением от Аллаха. Сказал Пречистый и Всевышний Аллах: ﴿ وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ (3) إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ ﴾ «Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается» [Ан-Наджм: 3-4]. И сказал Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует: ألا إنِّي أوتيتُ القرآنَ ومثلَهُ معهُ «Воистину, мне был дан Коран и нечто подобное ему». [29] И надо сказать, что мы не требуем от нынешних «ахлю Сунна» не разногласить относительно достоверности хадиса и его слабости, или чтобы они не разногласили относительно понимания доводов, так как в этом деле даже разногласили те, кто им предшествовал – да смилуется над ними Аллах – как это известно из их биографий, Разногласили даже благородные ангелы - мир им - как сказал Пречистый и Всевышний Аллах: ﴿ قُلْ هُوَ نَبَأٌ عَظِيمٌ (67) أَنتُمْ عَنْهُ مُعْرِضُونَ (68) مَا كَانَ لِيَ مِنْ عِلْمٍ بِالْمَلَإِ الْأَعْلَىٰ إِذْ يَخْتَصِمُونَ ﴾ "Скажи: «Это – великая весть, от которой вы отворачиваетесь. У меня не было знания о том, как препирались в высшем сонме» [30] " [Сад: 67-69]. И противоречил Сулейман своему отцу Дауду – мир им. Пречистый и Всевышний Аллах сказал: ﴿ وَدَاوُودَ وَسُلَيْمَانَ إِذْ يَحْكُمَانِ فِي الْحَرْثِ إِذْ نَفَشَتْ فِيهِ غَنَمُ الْقَوْمِ وَكُنَّا لِحُكْمِهِمْ شَاهِدِينَ (78) فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا ﴾
«Помяни также Давуда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда. [31] Мы помогли Сулейману разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание [32]» [Аль-Анбийа: 78-79]. И приходит в двух достоверных сборниках от Абу Хурейры, от Пророка - да благословит его Аллах и да приветствует - то, что он сказал: كَانَتِ امْرَأَتَانِ مَعَهُمَا ابْنَاهُمَا ، جَاءَ الذِّئْبُ فَذَهَبَ بِابْنِ إِحْدَاهُمَا ، فَقَالَتْ صَاحِبَتُهَا: إِنَّمَا ذَهَبَ بِابْنِكِ ، وَقَالَتِ الأُخْرَى: إِنَّمَا ذَهَبَ بِابْنِكِ ، فَتَحَاكَمَتَا إِلَى دَاوُدَ ، فَقَضَى بِهِ لِلْكُبْرَى ، فَخَرَجَتَا عَلَى سُلَيْمَانَ بْنِ دَاوُدَ فَأَخْبَرَتَاهُ ، فَقَالَ: ائْتُونِي بِالسِّكِّينِ أَشُقُّهُ بَيْنَهُمَا ، فَقَالَتِ الصُّغْرَى: لاَ تَفْعَلْ يَرْحَمُكَ اللَّهُ ، هُوَ ابْنُهَا ، فَقَضَى بِهِ لِلصُّغْرَى «Были две женщины, с каждой из которых находился её сын. (Вдруг) прибежал волк, который унёс сына одной из них, и тогда её подруга сказала: “Он унёс твоего сына!” — другая же сказала: “Это твоего сына он унёс!” – и они обратились на суд к Дауду, который решил (, что ребёнка следует отдать) старшей. После этого они пошли к Сулейману, сыну Дауда, рассказали ему (обо всём) и он сказал: “Принесите мне нож, и я разделю его между ними!” Услышав его (слова,) младшая воскликнула: “Не делай этого, да помилует тебя Аллах, это её сын!” — и он решил (отдать ребёнка) младшей» [33]. Абу Хурейра сказал: «Я до сегодняшнего дня никогда не слышал слово «сиккин» (нож), мы же называли его (нож) «мидья»[34]». Это мое наставление моим братьям в Аллахе «ахлю Сунна», и прошу Аллаха даровать им победу и помощь. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников.
[1] Отец Сухайля - Абу Салих Закван ас-Самман аз-Зайат аль-Мадани, умер в 101 г.х. [2] Т.е. Суфьян слышал этот хадис от `Амра бин Динара от аль-Ка`ка`а от Абу Салиха. И таким образом между ним и Абу Салихом было два посредника в передаче сообщения, он же захотел услышать этот хадис без двух посредников, т.е. напрямую от Сухайля от его отца (Абу Салиха) так, чтобы между ним (Суфьяном) и Абу Салихом был лишь один посредник, а это - Сухайль. Но Сухайль сообщил ему, что он слышал этот хадис от шейха своего отца, и тем самым убрал трех посредников: `Амра, аль-Ка`ка`а и Абу Салиха («аль-Бахру ль-мухиту-с-саджадж фи шархи «Сахих» Муслим бин аль-Хаджадж»). [3] Т.е. `Ато бин Язид. [4] Т.е. рассказал Мухаммад бин `Аббад. [5] Муслим, 55. [6] Муслим, 2812. [7] Т.е. произнес слова: ”إنّا لله وإنّا إليه راجعون”- «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся», - потому что посчитал это бедой, так как `Усман – да будет доволен им Аллах - поступил вопреки Сунне, а Аллах Всевышний говорит: «...которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» (аль-Бакара, 156) («аль-Бахру-ль-мухиту-с-саджадж фи шархи «Сахих» Муслим бин аль-Хаджадж»). [8] Муслим, 432. [9] Аль-Бухари, 717. [10] Аль-Бухари, 114 и Муслим, 1637. [11] Аль-Бухари, 2023. [12] Муслим, 1167. [13] ‘Амар бин ‘Усман, один из передатчиков хадиса. [14] Абу Дауд, 2628. [15] Аль- Бухари, 3707. [16] То есть их много, но вместе с тем их не стало видно в среде окружающих их социумов. (ред.) [17] Аль-Бухари, 2446 и Муслим, 2585. [18] Аль-Бухари, 6011 и Муслим, 2586. [19] Очевидно речь идет о проиранских демонстрациях во время хаджа в конце июля 1987 года. (От переводчика). [20] Джахилия: то, что было до Ислама.
[22] Ат-Тирмизи, 3253. [23] Хафиз - тот, кто знает наизусть сто тысяч хадисов с их текстом и цепочкой передатчиков, зная при этом положение их передатчиков, с их дискредитацией и признанием надежности и достойности, а также дату их смерти. [24] Таклид - это «действие по слову другого без доказательства» (Ибн Аль-Хаджиб). [25] Аль-Бухари 7372 и Муслим 19. [26] То есть приводится в обоих «Сахихах» аль-Бухари и Муслима. (ред.) [27] Абу Исхак Ибрахим ибн Сийяр ан-Наззам (род.185, ум. 221г. по хиджре), мутазилит, основатель секты наззамийя. [28] Абуль-Хузайль Мухаммад ибн аль-Хузайль аль-Алляф (род. 135, ум. 235 г. по хиджре) — один из лидеров басрийской школы мутазилитов (хузайлитов), полемист. [29] Ахмад, 4/130 и Абу Дауд, 4604. [30] Т.е.: «Мне ничего не было ведомо об ангелах. Если бы Аллах не открыл мне часть сокровенного знания, то я никогда не узнал бы о том, как ангелы препирались по поводу сотворения Адама» (Тафсир ас-Саади). [31] Т.е.: «О Мухаммад! Помяни также добрым словом двух благородных пророков - Давуда и Сулеймана. Аллах одарил их безграничным знанием и умением принимать правильные решения. Однажды к ним обратился с жалобой хозяин нивы, потравленной чужими овцами. Выяснилось, что ночью чужие овцы забрели в его сад и потравили его ниву. И тогда Давуд решил, что овцы должны перейти хозяину нивы, потому что их хозяева допустили упущение и должны были понести наказание. Однако правильное решение пришло на ум Сулейману. Он решил, что хозяин сада должен получить стадо овец во временное пользование и пользоваться молоком и шерстью животных до тех пор, пока хозяева овец не приведут его сад в прежний вид, после чего каждый из них должен получить свое имущество обратно. Это решение свидетельствовало о том, что Сулейман был рассудительным и проницательным человеком» (Тафсир ас-Саади). [32] Аллах помог Сулейману правильно разобраться именно в этом вопросе, однако это никоим образом не свидетельствует о том, что все остальные решения пророка Давуда были несовершенными. Именно поэтому Аллах поведал о том, что каждому из них были дарованы знание и умение выносить правильные решения. Все это свидетельствует о том, что правитель может принимать правильные решения, но может ошибаться. Однако он не заслуживает порицания за допущенные ошибки, если старался найти истину. [33] Аль-Бухари 3426 и Муслим 1720. [34] Дело в том, что в хадисе Дауд попросил, что бы ему дали «сиккин», т.е. нож, а Абу Хурейра был из Йемена а они называли нож «мидья». (От переводчика).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|