Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методический приём показа в движение, его формы, связь с постановкой задач экскурсии.

Понятие, сущность и признаки экскурсии.

Понятие "сущность" означает совокупность сторон и связей, свойственных вещи, рассмотренных в их естественной взаимозависимости.

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.

Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым.

Понятие "экскурсия" согласно толкованию Б.В.Емельянова являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.

Таким образом, экскурсия — это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурс—там объекты и сопровождает показ анализом, пояснения—т историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Такт образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия.

А сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности. При отсутствии хотя бы одного из них она не может быть названа экскурсией. Экскурсии присущи следующие признаки:

- наличие темы, цели и задач экскурсии; наличие группы;

- наличие экскурсовода;

- протяженность во времени (от одного академического часа до двух суток);

- показ экскурсионных объектов;

- целенаправленность осмотра;

- передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту.

В основу любой экскурсии положены следующие принципы:

- принцип научности, т. е. все факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение;

- принцип идейности;

- принцип правдивости;

- связь теории с практикой;

- доходчивость;

- убедительность.

К функциям экскурсии относятся:

- идейно-политическая направленность;

- функция информации;

- функция организации культурного отдыха;

- функция расширения культурного и специального (технического) кругозора;

- функция формирования интересов человека;

- специализированная функция — подготовка, переподготовка

- кадров.

Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов:

- выбор темы экскурсии;

- создание новой экскурсии под выбранную тему;

- подготовка экскурсовода для проведения данного мероприятия.

Подготовка экскурсии ведется творческой группой, состав которой зависит от темы экскурсии. В творческую группу могут быть привлечены работники музеев, научных учреждений, галерей, специализированных туристско-экскурсионных организаций. Наиболее опытный из них назначается руководителем группы.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема экскурсии — это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Тема экскурсии тесно связана с объектами показа и определяет содержание рассказа.

Эмоциональное воздействие на участников экскурсии, приёмы.

Эмоции на экскурсии

Большое значение для успеха экскурсии, усвоения и запоминания экскурсионного материала имеет эмоциональная сторона дела. Психология, рассматривающая психические процессы и состояния личности, важную роль отводит эмоциям и чувствам.

В экскурсии эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывает рассказ экскурсовода, его содержание, хорошо подобранные примеры, пояснительный материал, правильный акцент в его изложении.

Активные эмоции у аудитории вызывает зрительный ряд - здания, сооружения, исторические места, связанные со знаменательными событиями, мемориальные доски, экспонаты в музеях. И в меньшей степени эмоциональность экскурсантов является следствием собственных эмоций экскурсовода. Важное значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет сопереживание- уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности. В качестве примера может быть приведен показ произведений изобразительного искусства (живопись, графика), в ходе которого экскурсовод помогает экскурсантам увидеть изображенные в них предметы и явления окружающего нас мира глазами художника. Экскурсант как бы воспринимает отношение художника к тому, что он воспроизводит в своем произведении, его эмоции и чувства.

Для экскурсовода важно обладать комплексом знаний и умений, чтобы донести до аудитории творческий замысел авторов - создателей конкретных объектов. Эмоции экскурсантов, их уровень (удовлетворение, восхищение и др.) зависят от того, насколько они удовлетворены полученной информацией. При этом имеет значение и другое - насколько правильно и четко выражено отношение экскурсовода к объекту показа и содержанию рассказа. Показ и рассказ создают впечатление, вызывают определенные чувства экскурсантов (восторг, гордость, гнев, жалость и др.). Бывает и так, что экскурсовод ведет экскурсию эмоционально, увлеченно, но это не вызывает ожидаемых эмоций у экскурсантов, они остаются равнодушными. Так происходит потому, что экскурсионный материал далек от их интересов, что они не подготовлены к его восприятию.

Знание экскурсионными работниками основ психологии помогает им правильно строить экскурсионный процесс, умело преподносить информацию по теме, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, замечать отношение экскурсантов к рассказу и показу, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие).

Изучение психологии, знание ее элементов при подготовке и проведении экскурсий поможет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью знаний. Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения - основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько экскурсовод владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью экскурсантов (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целом потоке экскурсантов, но и в границах одной экскурсионной группы люди по-разному воспринимают преподносимый им материал.

Композиция экскурсии.

Каждая экскурсия композиционно делится на три основные части:

1) вступление (вводная часть);

2) главная (основная) часть;

3) заключение (заключительная часть).

Эти части обязательны и находятся в логической взаимосвязи. Вступление - установление контакта с аудиторией. Представление, информация о маршруте и объектах, продолжительности экскурсии, орга­низационных моментах, порядке осмотра и фотографирования. Необхо­димо сообщить название экскурсии. Вступление всегда должно быть яр­ким и лаконичным (8-10 минут), актуальным и интересным на тему того дня, когда проводится данная экскурсия. Хорошо, если главная мысль экс­курсии, обозначенная во вступлении, затем красной нитью будет прохо­дить через всю экскурсию. Этот прием чаще всего применяется при про­ведении обзорных экскурсий по городу, но в арсенале гидов-переводчиков есть целый ряд других приемов: начать экскурсию с цитаты или четверо­стишия о Москве А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова и др.

Вступление лучше давать у гостиницы, когда автобус еще стоит или по пути до первой остановки, где начинается изложение главной части экскурсии.

Главная часть. Изложение основного материала дается при движе­нии автобуса от объекта к объекту и на остановках. Практика показывает, что обычно во время экскурсии по Москве удается сделать 6-8 остано­вок, во время некоторых возможен выход туристов из автобуса.

Главная часть экскурсии разбита на подтемы, изложение которых происходит как на остановках у определенного объекта, так и на маршру­те с учетом соответствующего зрительного ряда.

Отбор объектов показа в каждой экскурсии определен ее темой, и объекты служат средством раскрытия подтемы.

При проведении экскурсий необходимо выдерживать логическое един­ство всех составных частей темы, т.е. подтем. Между подтемами должна прослеживаться внутренняя связь, необходимы логические переходы от одной подтемы к другой.

В экскурсии большую роль играет последовательность показа объек­тов и рассказа о них. В связи с этим гиды должны соблюдать маршрут экскурсии, в котором показ объектов выстроен в определенной последо­вательности - по степени значимости при раскрытии основной темы экс­курсии.

В обзорных экскурсиях по городу главную часть лучше выстраивать в исторической последовательности - от основания города до настояще­го времени.

Важно учитывать пропорциональность остановок и проездов. Оста­новки лучше распределять по всему маршруту экскурсии; соразмерно распределять и материал экскурсии, излагаемый на остановках и проездах, в зависимости от строго отведенного времени на проезды и остановки.

Вместе с тем делать паузы в экскурсии необходимо, чтобы дать воз­можность туристам подумать об услышанном или просто насладиться кра­сотой объекта, видом из окна, задать вопросы и т.д.

Заключение-окончание экскурсии. Оно всегда продумывается и го­товится заранее. Лучше если в нем содержатся краткие выводы по теме экскурсии, рекомендации относительно приобретения литературы, посе­щения того или иного музейного объекта, а также приглашение принять участие в спецмероприятиях и посетить город вновь.

Метод моторности является неотъемлемым элементом любой экс­курсии и находится в логической взаимосвязи с методами показа и рас­сказа. Передвижение от объекта к объекту, будь то во время экскурсии по городу или музею, придает экскурсионной работе динамичность, улучша­ет восприятие излагаемого материала. Гид-переводчик должен сам опре­делить темп передвижения от объекта к объекту. Во время автобусной экскурсии гиду-переводчику необходимо установить хороший контакт с водителем и заранее определить маршрут, остановки с выходом турис­тов из автобуса и скорость на разных отрезках маршрута.

При проведении экскурсий в музеях гид-переводчик должен наблю­дать за тем, чтобы группа следовала за ним, выбирать средний темп и пе­ремещать группу от объекта к объекту с учетом времени, выделяемого на осмотр экспозиции.

Композиционное построение должно выдерживаться не только в экс­курсиях по городу, но -я при осмотре уникальных архитектурно-археоло­гических и природно-культурных комплексов, которыми богаты Москва и Подмосковье, исторического центра, в частности Красной площади.

Из сказанного можно сделать следующие основные выводы:

- методика - главный инструмент в экскурсионной работе;

- методику необходимо изучать постоянно;

- обязательно нужно составлять тексты экскурсий на иностранных языках, регулярно обновлять и дополнять их;

-требуется изучать варианты маршрутов и знать о вводимых в строй объектах показа;

- гиды-переводчики должны заниматься вопросами страноведения;

- гидам-переводчикам нужно быть в курсе политической, экономи­ческой и культурной жизни страны;

- гиды-переводчики должны совершенствовать знание иностранно­го языка, постоянно отрабатывать новую терминологию;

- нужно учиться у коллег, посещать проводимые ими экскурсии, использовать их опыт в практике своей работы.

Методический приём показа в движение, его формы, связь с постановкой задач экскурсии.

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность: а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события; б) представить данный объект в естественной обстановке; в) дать определенную оценку объекту; г) получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени), произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т.е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. (Например, эффективно использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: «В этом цехе был построен первый в стране трактор».)

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием абстрагирования построен на наблюдении: а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице; б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы. Этот прием получил свое название от термина «абстрагирование», означающего мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета[1]. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, какие части предмета, здания явятся предметом показа. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время, затрачиваемое на объяснение.

Одна из задач данного методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подведя итоги «наблюдения» экскурсовод называет сходные элементы двух объектов или их отличие друг от друга.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т.е. объединения различных сторон, деталей, свойств в единое целое.

Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами. Например, в экскурсии «Архитектурные памятники Вологды» он предлагает сравнить находящуюся перед экскурсантами колокольню Софийского собора с колокольней Ивана Великого в Москве; стены Кирилло-Белозерского монастыря со стенами Московского Кремля. Они толще стен Московского Кремля и созданы с учетом достижений фортификационной техники своего времени.

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия.

Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное – белое, холод – тепло, свет – темнота), по порядку времен, по единству места расположения объектов или действий (исторических событий).

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Это разные вещи.

Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т.п. Кроме этого, движение в экскурсиях используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов. Во время такого движения комплекс наблюдаемых объектов на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя все новые объекты.

Иногда движение пешеходной группы организуется при панорамном показе, например, можно повести движение экскурсионной группы вдоль смотровой площадки на Воробьевых горах, напротив высотного здания МГУ им. М. В. Ломоносова и др. Этот методический прием дает возможность вести многоплановый показ панорамы, позволяет выявлять повторяемость деталей, сходство объектов, их различия, характерные особенности.

Другой вариант движения как методического приема – обход вокруг здания, сооружения, памятника. Движение вокруг жилого микрорайона помогает выявить преимущество новой застройки города, показать рациональность расположения зданий – жилых, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и др., выявить их функциональные особенности. Третий вариант – движение к памятнику. Методически оно построено таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться все явственней, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события. С этим приемом, в частности, связан показ Брестской крепости или Малахова кургана в Волгограде, памятных мест, где действовали партизанские отряды в Белоруссии. Такое передвижение (обход) позволяет ощутить расстояние, размеры древнего города, ратного поля.

Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...