Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет нематериальных активов




К нематериальным активам относятся принадлежащие обладателю имущественные права на:

- объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных схем, секреты производства (ноу-хау), селекционные достижения, фирменные наименования, товарные знаки и т.п.

- произведения науки, литературы и искусства, являющиеся объектами авторского права: литературные и научные статьи, монографии, отчеты, переводы, рефераты, обзоры, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства;

- программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;

- использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающее из лицензионных и авторских договоров;

- пользования природными ресурсами, землей;

- прочие: лицензии на осуществление вида деятельности, лицензии на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, лицензии на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

К нематериальным активам не относятся:

- интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них;

- не законченные и/или не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы;

- финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях;

- организационные расходы (осуществленные в процессе приватизации и акционирования организации, при государственной регистрации или перерегистрации организации и другие);

- стоимость деловой репутации организации (гудвилл).

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости и отражаются по дебету счета 04 в корреспонденции с кредитом счета 08 или счетов учета расчетов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, принятых на учет в организацию, определяется (оценивается) в соответствии с фактическими затратами на их приобретение.

Фактические затраты, связанные с приобретением объектов нематериальных активов у организаций и физических лиц по договорам купли-продажи, отражаются по дебету счета 08 – «Капитальные вложения» в суммах, указанных в первичных учетных документах, за вычетом налога на добавленную стоимость, в корреспонденции с кредитом счетов 60 –«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 – «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По объектам нематериальных активов начисляется амортизация аналогично объектам основных средств.

 

Тема УЧЁТ МАТЕРИАЛОВ

 

1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

Существуют различные источники поступления материалов на склады предприятия:

-приобретение материалов у поставщиков;

-оприходование материалов, изготовленных в производственных подразделениях для собственных нужд;

-внутреннее перемещение;

-поступление материалов от ликвидации основных средств;

-принятие на учет излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

-поступление в качестве взноса учредителей в уставный фонд;

-поступление по бартерным сделкам.

Основным источником поступления материалов на предприятие является приобретение у поставщиков. При отгрузке материалов поставщик выписывает на имя покупателя ТТН-1 и расчетный документ - платежное требование или счет-фактуру.

Первичные документы поставщика поступают прежде всего в финансовый отдел или в финансовую группу бухгалтерии. Здесь они проверяются, регистрируются в журнале регистрации документов поставщика и передаются в ОМТС, где ведется журнал учета поступающих грузов, с помощью которого контролируют выполнение договоров поставки. ОМТС акцептует платежное требование или отказывается от акцепта, после чего документы передаются на склад для приемки и оприходования материалов.

Если количественные и качественные расхождения с документами поставщика не обнаружены, материалы приходуются с составлением приходного ордера (форма М-3, М-4).

При несоответствии поступивших материалов их ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах, составляется акт о приемке материалов (форма М-7).

 

2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ

В зависимости от направления использования материальных ценностей различают:

- отпуск и использование материалов в цехах основного производства на изготовление продукции;

- отпуск материалов для нужд административного и общехозяйственного характера;

- отпуск на нужды вспомогательных цехов, обслуживающих производств и хозяйств;

- отпуск материалов на сторону и переработку;

- внутреннее перемещение материалов.

Отпускаемые материалы должны обязательно взвешиваться, измеряться. Работники складов должны иметь утвержденные главным бухгалтером списки и образцы подписей лиц, имеющих право затребовать материалы. Для контроля за отпуском и использованием материалов используются нормы расхода материалов и предварительно установленные лимиты. Для расчета лимитов исходят из объема производственной программы цехов и норм расхода материалов на единицу изделия. Лимит устанавливает ОМТС на основе расчетов планово-производственного отдела.

Первичные расходные документы делятся на накопительные, заводимые на один вид материальных ценностей на определенный период, и разовые, которые оформляются каждый раз, когда совершается очередная операция.

К накопительным документам относятся лимитно-заборные карты (форма М-8 и М-9), которые предназначены, во-первых, для последовательного оформления отпуска материалов, потребляемых при производстве продукции в данном цехе систематически, а во-вторых, для текущего контроля за лимитами отпуска материалов на производственные нужды.

Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца передается цеху (участку) - потребителю материалов, второй – складу.

Материал, потребность в котором у цехов возникает нерегулярно, отпускается по требованиям (форма М-10, М-11). Их основными реквизитами является количество затребованного и фактически отпущенного материала (которое должно совпадать). Всякий сверхлимитный отпуск на производство и замену материалов следует оформлять выпиской специального требования.

Реализация излишних материалов на сторону осуществляется ОМТС на основании договоров, нарядов и других документов в соответствии с приказами, подписанными руководителями предприятия и главным бухгалтером. При этом оформляется накладная на отпуск материалов на сторону (форма М-15).

3.ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ

Материалы в балансе предприятия и на счете 10 отражаются по фактической себестоимости. Она включает в себя цену приобретения материалов (без НДС) и расходы на их транспортировку, погрузку и разгрузку (транспортно-заготовительные расходы - ТЗР). В течение месяца учет движения материалов ведется по учетным ценам (УЦ). В качестве учетной цены может выступать цена приобретения (без ТЗР), как в данном примере, или другая условная оценка (плановая себестоимость, нормативная, средневзвешенная за предыдущий период и т.п.). В таком случае отпущенные в производство материалы в момент отпуска оцениваются по учетным ценам, а в конце месяца определяется их фактическая себестоимость. Для этого к стоимости отпущенных материалов по учетным ценам добавляется соответствующая доля ТЗР. Для учета ТЗР первоначально определяют процентное отношение суммы ТЗР к стоимости материалов по учетным (покупным) ценам (УЦ), исходя из величины остатка материалов на складе на начало месяца и по поступившим за месяц материалам:

Процент ТЗР=(ТЗРост+ТЗРпост)/(УЦост+УЦпост)×100%

Найденное отношение затем распространяется на отпущенные в производство материалы.

Пример вычислений приведен в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 - Расчет транспортно-заготовительных расходов

и фактической себестоимости отпущенных

материалов и их остатка на конец месяца.

Показатели   Оценка материалов Порядок расчета
Учетные цены Фактическая себестоимость ТЗР
Остаток на начало месяца 10 000 12 000 2 000 12 000 - 10 000
Поступило за месяц 80 000 100 500 20 500 100 500 - 80 000
Итого 90 000 112 500 22 500 стр1 + стр2
%ТЗР     25% 22 500/90 000 × 100%
Отпущено со склада за месяц 60 000 75 000 15 000 60 000 × 25%=15 000 60 000+15000=75 000
Остаток на конец месяца 30 000 37 500 75 000 10 000+80 000-60 000 12000+100500-75000

ТЗР по отпущенным в производство материалам находится путем умножения их учетной цены на вычисленный процент. Списание этой суммы производится на те же счета издержек производства, что и стоимость израсходованных в течение месяца материалов по учетным ценам. В результате расход материалов в бухгалтерском учете отражается по фактической себестоимости.

 

4.СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ

Для организации синтетического учета материалов бухгалтерия использует классификацию материалов по их назначению и применению в производственном процессе. Каждая группа материалов учитывается на соответствующем счете или субсчете. В плане счетов бухгалтерского учета с этой целью предусмотрены следующие счета и субсчета:

Счет 10 - «Материалы» включает субсчета:

1. Сырьё и материалы.

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.

3. Топливо.

4. Тара и тарные материалы.

5. Запасные части.

6. Прочие материалы.

7. Материалы, переданные в переработку на сторону.

8. Строительные материалы.

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10. Спецоснастка и спецодежда на складе.

11. Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации.

Могут также быть использованы счет 15 - «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счет 16- «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 10 "Материалы" – активный. Сальдо (дебетовое) отражает фактическую себестоимость остатков материальных ценностей на складах, в цехах, в переработке и материалы в пути. Оборот по дебету – стоимость поступивших материальных ценностей в учетных ценах и сумма расходов по заготовлению и доставке (или отклонения от плановой себестоимости). Оборот по кредиту – стоимость отпущенных со склада материальных ценностей по учетным ценам и сумма расходов по заготовке и доставке, относящаяся к израсходованным материалам.

Учет расчетов с поставщиками ведется на счете 60 – «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет пассивный, его сальдо (кредитовое) отражает задолженность предприятия перед поставщиками и подрядчиками, оборот по кредиту - сумму акцептованных платежных документов за поступившие материалы, оборот по дебету – погашение задолженности путем перечисления платежей.

Для учета этих расчетов используется журнал-ордер № 6, в котором отражаются:

- незаконченные расчеты по счету 60 на начало месяца,

- оборот по кредиту счета 60 в дебет корреспондирующих счетов (новые поставки за месяц),

- оборот по дебету счета 60 (суммы списанные, оплаченные).

В этом же журнале-ордере регистрируются платежные требования поставщиков услуг по перевозке, погрузке, разгрузке материалов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...