Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы управления организацией.




Понятие и сущность менеджмента.

Термин менеджмент – аналог термина управление, но управление гораздо шире, т.к. применяется к разным сферам деятельности человека.

Наиболее распространенное толкование:

менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:

1) Дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;

2) Непосредственно процесс управления;

3) Аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления.
Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.
Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.
Задачи менеджмента:

1)тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации; 2)стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

Подходы характерные для японского и американского менеджмента.

Модели менеджмента в Японии:

1) пожизненный найм на работу.

2) Оплата труда по старшин­ству.

3) Не четкое описание рабочего задания.

4)Коллективная ответствен­ность.

5) Нет зависимости от должности и заданием.

6) Акцепт на координацию и сотрудничество.

7) Коллегиальное решение.

8)Управление снизу вверх.

9) Обучение без отрыва от производства.

10)Вербовка новых выпускников вузов.

11) Долгосроч­ная ориентация на пр-во.

Американская

1.Индивидуальный характер принятия решений

2.Индивидуальная ответственность

3.Строго формальная процедура и органы контроля

4.Строго формальная структура управления

5.Развит индивидуальный контроль рук-ля

6.быстрая оценка результатов труда и ускоренное продвижение по службе

7.Основные качества руководителя профессионализм, инициатива

8.Ориентация управления на отельную личность

9.Оценка управления по индивидуальным результатам каждого.

10.Формальное отношение с подчиненными

11. Деловая карьера обусловлена личным результатами и достижениями.

12.Подгтовка менеджеров узко специализированного типа.

13.Оплата труда менеджеров по индивидуальным качествам и результатам. 14.Краткосрочный найм на работу

3.Задачи и аспекты менеджмента. (аспекты-подробнее ниЧо не нашлА….. ва эт всё….. туп из лекцЫй… то, что его интересовать будет…… L)

Задача менедж.: выявление закономерностей, разработка принципов и методов орг-циии координирование деятельности сотрудников для достиж. Максимального эффекта в процессе производства.

Задачи менеджмента: 1)тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации; 2)стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

Осн. аспекты менедж.:

1. Экономич., (из интернета: Всю деятельность предприятия по разработке и внедрению экономических аспектов качества можно разбить в общем случае на шесть этапов:

· определение цели внедрения экономических аспектов качества в организации;

· обучение персонала;

· выбор направления работ в области экономики качества;

· создание документов, регламентирующих деятельность в области экономики качества;

· апробация выбранного метода на примере нескольких структурных подразделений (нескольких процессов системы менеджмента качества);

· полномасштабное внедрение.)

2.социально-психологич.,

3.правовой аспект(деят-ть гос-ва и т.д., отражает структуру гос-ых, экономич-их, и политич. Институтов, проводимую ими политику и определяемое ими зак-во.

4. Требования, предъявляемые к менеджеру.

Мeнeджepы - этo, люди, кoтopыe дoбивaютcя peaлизaции цeлeй opгaнизaции зa cчeт дpyгиx людeй, т. e. этo pyкoвoдитeли или aдминиcтpaтopы.
Тpeбoвaния, пpeдъявляeмыe к pyкoвoдитeлю:

1. Мeнeджep дoлжeн быть твepдым, нo cпpaвeдливым;

2. Дoлжeн oтнocитьcя к cвoим coтpyдникaм кaк к члeнaм ceмьи.

Нa пpaктикe этoт пpинцип нaибoлee шиpoкo иcпoльзyeтcя в япoнcкoм мeнeджмeнтe, гдe пpинaдлeжнocть к фиpмe кaк к ceмьe вocпитывaeтcя c дeтcтвa.
В peзyльтaтe cвoeй дeятeльнocти мeнeджep пpoявляeт ceбя c нecкoлькиx cтopoн:

1. yпpaвляющий, oблaдaющий пoлнoмoчиями, кoтopыe пoзвoляют eмy pyкoвoдить гpyппaми людeй;

2. лидep, вeдyщий зa coбoй пoдчинeнныx нa ocнoвe cвoeгo aвтopитeтa, пpoфeccиoнaлизмa и чeлoвeчecкиx кaчecтв;

3. диплoмaт, кoтopый в cocтoянии paзpeшaть нe тoлькo внyтpeнниe, нo и внeшниe paзнoглacия c coтpyдникaми и кoнтpaгeнтaми, пpи этoм нe пoтepяв cвoeгo aвтopитeтa и нe ypoнив пpecтиж фиpмы;

4. вocпитaтeль, paзбиpaющийcя в людяx и cпocoбный coздaть cплoчeнный кoллeктив и нaпpaвить ycилия cвoиx paбoтникoв в нyжнoe pycлo;

5. иннoвaтop, пocтoяннo coвepшeнcтвyющий дeятeльнocть нa пpeдпpиятии в cooтвeтcтвии c coвpeмeнными тeндeнциями;

6. пpocтo чeлoвeк c oпpeдeлeнным ypoвнeм paзвития, oбpaзoвaния и кyльтypы, кoтopый дocтoин быть пpимepoм для oкpyжaющиx.

Для эффeктивнoй paбoты мeнeджep дoлжeн oблaдaть aвтopитeтoм, кoтopый пoзвoляeт eмy влиять нa пoдчинeнныx. Автopитeт ocнoвывaeтcя нa фopмaльнoм cтaтyce мeнeджepa и зaвoeвaннoм yвaжeнии. Увaжeниe к личнocти являeтcя нeoтъeмлeмoй чacтью aвтopитeтa, тaк кaк влacтныe пoлнoмoчия нe кoмпeнcиpyют нeдocтaткoв xapaктepa.
Пo мepe cвoeй дeятeльнocти мeнeджepy пpиxoдитcя paбoтaть c пapтнepaми и кoнкypeнтaми.
Иx пoвeдeниe мoжeт быть yгpoжaющим и вызывaющим, нo oбщaтьcя c ними, нecмoтpя ни нa чтo нeoбxoдимo пpeдeльнo кoppeктнo, пpи этoм мeнeджep дoлжeн yмeть вecти пepeгoвopы и тopгoвaтьcя.
Дpyгoй кaтeгopиeй людeй, c кoтopыми пpиxoдитcя oбщaтьcя мeнeджepy, являютcя pyкoвoдитeли paзличныx ypoвнeй. С ними нyжнo чeткo и нeдвycмыcлeннo фopмyлиpoвaть cвoи мыcли, пpидepживaяcь тoлькo фaктoв. Тpeтьeй гpyппoй людeй являютcя пoдчинeнныe. В oбщeнии c ними нyжнo быть cтpoгим, нo дoбpoжeлaтeльным. От иx paбoты зaвиcит ycпeшнocть дeятeльнocти фиpмы и кapьepa caмoгo мeнeджepa. Пoмимo вышeпepeчиcлeнныx кaтeгopий, pyкoвoдитeлю пpиxoдитcя oбщaтьcя c кoллeгaми, кoтopыe eмy нe пoдчиняютcя, нo oт взaимooтнoшeний c ними зaвиcит пpoдyктивнocть paбoты фиpмы. В дaннoм cлyчae, кaк и c пapтнepaми, мeнeджepy нeoбxoдимo yмeниe вecти пepeгoвopы и yбeждaть.

 

Законы управления организацией.

1. закон Синергии: возможности орг-ции, как единого целого превышают сумму возможностей её отдельных мастей, что обусловлено их взаимной поддержкой и доп-ем в результате преимущества от объедин. в орг-цию для её членов должны перекрывать потери, связ-ых с огранич-ем их самостоятельности.

2.закон сохр-ия пропорциональности между орг-цией и её отдельными подразделениями. При любых изм-ях окр. Среды в организации работники не должны нах-ся без дела или быть перегружены работой.

3.закон композиции-функц-ие всех, без искл. подразделений орг-ций подчиняется общей цели.

4. закон самосохранения предполагает, что любая орг-ция стремится сохр-ть себя, как единое целое.

5. закон информирования утверждает, что только хорошо информир-ые сотрудники орг-ции могут принимать осмысленный и эффективные решения.

6. закон необходимого разнообразия – для устойчивого функц-ия орг-ции необходимо диверсифицировать (разнообразить) её деятельность.

7. закон индивид. Развития. Жизненный цикл любой орг-ции состоит из 3 основных фаз: становление, развитие, угасание.

 

История менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления.

Основные идеи работ:

1. Роль менеджеров

2. Стимулирование и вознаграждение

3. Нормирование работ

Заслуга Тейлора и его последователей школы заключается в утверждении принципов научного управления.

Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка и Лилиан Гилбретов, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Вклад данной школы заключается в том, что они рассматривают управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Они сформировали теорию управления всей организацией.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Дальнейшее развитие менеджмента относят к современному этапу. Начиная с 1940, происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.

В период 1970-1980 гг. учеными-управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация? это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...