Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на тему «Роль прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в экономическом развитии страны»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория развития мирового хозяйства»

на тему «Роль прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в экономическом развитии страны»

 

Выполнил: студент гр. Б03-524-1

Коровина Т.С.

Научный руководитель: к. э. н., доцент

Тихонова Э.Н.

 

Ижевск-2013


Содержание

 

Введение

Глава 1.Теоретические основы анализа ПЗИ

Понятие и сущность ПЗИ

Причины экспорта и импорта ПЗИ

Формы ПЗИ

Влияние ПЗИ на принимающие и инвестирующие страны

Глава 2. ПЗИ в экономике России

Проблемы инвестиционной привлекательности Росси

Способы повышения инвестиционной привлекательности России

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Современному мировому хозяйству характерно не только перемещение между странами результатов производства товаров и услуг, но и факторов производства - капитала, рабочей силы, научно-технических достижений.

Поскольку условием создания готовых товаров является использование производственных факторов, то в принципе международное движение факторов производства может замещать движение готовых товаров. Например, если в стране имеется избыток капитала, то такая страна может либо производить капиталоемкий товар и продавать его на мировом рынке, либо экспортировать сам капитал.

Характерной особенностью развития современного мирового хозяйства являются нарастающие масштабы торговли факторами производства, в частности капиталом. Так же четко обозначилась тенденция к снижению удельного веса операций с капиталом в национальном масштабе в пользу международных и внутри региональных операций. Компании, желающие успешно выступать на том или ином рынке за границей, часто ориентируются не на вывоз соответствующих товаров, а стремятся к организации собственного производства за рубежом или покупке контрольного пакета акций местного предприятия. Хотя движение капитала из одной страны в другую базируется на тех же законах, что и ввоз и вывоз товаров, тем не менее, здесь имеются определенные особенности.

Международная миграция капитала как явление начала активно развиваться в период становления мирового хозяйства. В современной мировой экономики этот процесс приобретает все большое значение. Именно движение капитала способствует интернационализации производства, глобализации экономики, служит определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии прочих форм международных хозяйственных связей.

В отличии от внешней торговли, вывоз капитала стал важной формой внешних экономических связей.

Актуальность данной темы заключается в том, что инвестиции довольно сильно влияют на экономическое развитие инвестирующей и принимающей страны. Независимо от уровня экономического развития любая страна стремится привлечь иностранные капиталы, получить прямые или косвенные эффекты от этих инвестиций. Наибольшую роль в привлечении средств играют макроэкономические факторы, в том числе емкость внутреннего рынка, валютная, политическая стабильность, а также уровень развития инфраструктуры и квалификация рабочей силы. Кроме того, важна инвестиционная политика принимающей страны, обеспечивающая гарантии зарубежным инвесторам, эффективное и стабильное функционирование правовой системы. Инвестиционная политика определяет специфику направления вложений средств, обеспечивающих регулирование допуска зарубежных инвестиций в принимающую экономику, а также способы их стимулирования.

Предметом работы выступает комплекс устойчивых, повторяющихся причинно-следственных взаимосвязей и закономерностей, обуславливающих движение и влияние ПЗИ не только на экономику страны, но и на мировое экономическое состояние.

Целью данной курсовой работы является исследование прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), их формы, влияние на экономику и решения проблем, связанные с инвестиционной привлекательностью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) Изучить теоретические основы прямых зарубежных инвестиций;

) Выявить последствия для принимающих и инвестирующих стран;

) Изучить современное состояние и существующие проблемы в России инвестиционной привлекательности;

) Определить пути решения проблем инвестиционной привлекательности России.

Объектом исследования данной курсовой работы является инвестиционная деятельность государств по прямым зарубежным инвестициям.

Работа включает в себя две главы, в которых рассматриваются вопросы соответственно поставленным задачам, глава 1 - Теоретические основы анализа прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) - теоретическая; глава 2 - Прямые зарубежные инвестиции в экономике России - прикладного характера.

 


Глава 1. Теоретические основы анализа ПЗИ.

 

Понятие и сущность ПЗИ.

 

Прямые зарубежные инвестиции - это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10% акционерного капитала и дают право контроля над предприятиями. Прямые инвестиции осуществляются в форме вложений капитала в зарубежные промышленные, торговые и другие предприятия путем организации экспортером капитала производства на территории другой страны. Создаваемые за рубежом предприятия могут иметь форму:

• филиала - предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору;

• дочерней компании - предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют более 50%;

• ассоциированной компании - предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют менее 50%.

В современных условиях основная часть прямых зарубежных инвестиций приходится на долю международных корпораций. Именно прямые зарубежные инвестиции - важный признак международной корпорации. Сегодня на долю 100 крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) приходится около трети всех прямых иностранных инвестиций. Портфельные зарубежные инвестиции - это вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектами инвестирования. Портфельные инвестиции осуществляются путем приобретения акций, облигаций, казначейских векселей, опционов, фьючерсов, варрантов, свопов и т.п. Цель портфельных инвестиций - получение дохода за счет роста курсовой стоимости ценных бумаг и выплачиваемых дивидендов.

С появлением ТНК (т.е. предприятий, которые являются собственниками или контролируют производство товаров и услуг за пределами страны, в которой они базируются) важная часть международного движения капитала принимает формы ПЗИ.

ПЗИ представляют собой потоки предпринимательского капитала в форме, соединяющей управленческий опыт ТНК с кредитованием.

-ой отличительной чертой ПЗИ является то, что они включают в себя не только перевод ресурсов, но и приобретение контроля. Иначе говоря, филиал имеет не только финансовые обязательства перед материнской компаний, он становится частью той же организационной структуры ТНК.

-ой отличительная черта ПЗИ состоит в том, что они не только осуществляются посредством деятельности ТНК, но и в свою очередь способствуют формированию и расширению деятельности ТНК.

Целесообразность ПЗИ мотивирована, в конечном итоге, прибылью. Тем не менее, для того, чтобы понять возможность получения этой прибыли, необходимо остановиться на характеристике ряда факторов, объясняющих природу возможностей.

Основные факторы прямых зарубежных инвестиций.

Маркетинговые факторы:

. Размер рынка.

. Рост рынка.

. Стремление удержать долю рынка.

. Стремление добиться успеха в экспорте материнской компании.

. Необходимость поддерживать тесные контакты с покупателями.

. Неудовлетворенность существующим состоянием рынка.

. Экспортная база.

. Следование за покупателями.

. Следование за конкуренцией.

Торговые ограничения:

. Торговые барьеры.

. Предпочтение местными покупателями отечественных продуктов.

Стоимостные факторы:

. Стремление быть ближе к источникам снабжения.

. Наличие трудовых ресурсов.

. Наличие сырья.

. Наличие капитала и технологии.

. Низкая стоимость труда.

. Низкая стоимость других издержек производства.

. Низкие транспортные расходы.

. Финансовые (и другие) стимулы со стороны государства.

. Более благоприятные уровни цен.

Инвестиционный климат:

. Общее отношение к зарубежным инвестициям.

. Политическая стабильность.

. Ограничение на собственность.

. Регулирование валютных курсов.

. Стабильность иностранной валюты.

. Структура налогов.

. Хорошее знание страны.

Общие:

. Ожидание высоких прибылей.

. Другие.

Охарактеризованные факторы, содействующие ПЗИ, конкретизируются при разработке критерия выбора принимающей страны. Для этого используется система индикаторов, включающая около 340 показателей и более 100 оценок экспертов в экономической, юридической, технической, социальной и других областях. Данные анализа образуют 10 основных факторов, позволяющих дать оценку потенциальным возможностям страны выступить в качестве принимающей ПЗИ или так называемый конкурентный потенциал страны. Эти факторы включают в себя:

• динамику экономики (экономического потенциала);

• производственную мощность промышленности;

• динамику рынка;

• финансовую помощь со стороны правительства;

• человеческий капитал;

• престиж государства;

• обеспеченность сырьем;

• ориентация на внешний рынок (экспортные возможности),

• инновационный потенциал;

• общественная стабильность.

Каждый из перечисленных 10 факторов включает в себя систему конкретных показателей.

Итак, ПЗИ - это любой финансовый поток, или кредит, или приобретение собственности в зарубежном предприятии, которое в значительной степени контролируется резидентами инвестирующей страны, страны базирования.

 

Причины экспорта и импорта ПЗИ.

 

Причины экспорта и импорта прямых зарубежных инвестиций весьма разнообразны. Главное - стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и диверсифицировать риск. Многомерные эконометрические исследования, проводившиеся под эгидой экономических служб ООН, показали, что специфические причины экспорта и импорта прямых инвестиций в значительной мере пересекаются, но их относительная роль различна.

Причины экспорта капитала:

·   Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Чем ниже доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем меньше объем ее экспорта за рубеж. Предпринимая прямые инвестиции за рубеж, корпорации стремятся тем самым удержать контроль над ключевой технологией, дающей им конкурентные преимущества. Прямая взаимосвязь уровня развития НИОКР с объемами экспорта капитала подтверждается практически во всех развитых странах.

·   Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряются уровнем оплаты труда работников. Чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций.

·   Преимущества в рекламе, которая отражает накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем ниже удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций.

·   Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем больше объем экспорта прямых инвестиций. Чем меньше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем меньше объем экспорта прямых инвестиций. Большинство корпораций, перед тем как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономики масштаба в рамках внутреннего рынка.

·   Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем меньше размер корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций.

·   Степень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций. Чем ниже уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций.

·   Обеспечение доступа к природным ресурсам. Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем ее экспорта в ту страну, которая обладает этим ресурсом. Чем ниже потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем меньше объем ее экспорта прямых инвестиций в ту страну, где этот ресурс имеется.

·   Прочие причины экспорта капитала: сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него; преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории.

Причины импорта капитала:

·   Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций из-за рубежа. Чем ниже доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем меньше объем ее импорта из-за рубежа. Прямые инвестиции обычно связаны с импортом новейшей зарубежной технологии, над которой прямой инвестор стремится сохранить свой контроль.

·   Уровень квалификации рабочей силы. Чем выше уровень оплаты труда корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем ниже уровень оплаты труда в корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций.

·   Преимущества в рекламе, которая отражает накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем ниже удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций.

·   Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем обычно меньше объем импорта прямых инвестиций. Чем меньше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем обычно больше объем экспорта прямых инвестиций.

·   Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем меньше размер корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций.

·   Степень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем ниже уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций.

·   Потребность в капитале. Чем выше потребность корпорации в капитале, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем ниже потребность корпорации в капитале, тем меньше ее объем импорта прямых инвестиций.

·   Количество национальных филиалов. Чем большее количество подразделений имеет корпорация внутри страны, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем меньше подразделений имеет корпорация внутри страны, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций.

·   Издержки производства. Чем ниже издержки производства в принимающей стране, тем больше ее объем импорта прямых инвестиций. Чем выше издержки производства в принимающей стране, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций.

·   Уровень защиты внутреннего товарного рынка. Поскольку импорт капитала является альтернативой импорту товаров, то чем выше уровень таможенной или иной защиты внутреннего товарного рынка страны, тем больше ее импорт прямых инвестиций. Чем ниже уровень защиты внутреннего товарного рынка страны, тем меньше ее импорт прямых инвестиций.

·   Размер рынка. Чем больше размер внутреннего рынка страны, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций. Чем меньше объем внутреннего рынка страны, тем меньше объем ее прямых инвестиций.

·   Прочие факторы: экспортная ориентация промышленности, которая основана за счет иностранных прямых инвестиций, существование правительственных программ экономического развития.

Итак, факторы, определяющие экспорт и импорт прямых зарубежных инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям. Преимущества в развитии НИОКР, уровень квалификации рабочей силы, преимущества в рекламе, отражающей накопленный опыт международного маркетинга, и размер корпорации являются одновременно факторами как экспорта, так и импорта прямых зарубежных инвестиций. Экономика масштаба, высокий уровень концентрации производства и потребность в природных ресурсах, напротив, являются факторами экспорта, но не импорта прямых зарубежных инвестиций.

 

Формы ПЗИ

зарубежный инвестиция россия

ПЗИ осуществляются в форме передачи капитала из одной страны в другую. Это осуществляется как правило посредством кредитования, либо приобретения акций в зарубежном предприятии, находящимся в значительной степени в собственности инвестора или под его контролем. В современных условиях распространенной формой ПЗИ становятся невещественные, подвижные активы. Последние имеют место при небольшом первоначальном финансировании, а то и без всякого перемещения финансового капитала за рубеж.

Наиболее вероятной причиной распространения названной формы является боязнь экспроприации. Названная форма ПЗИ предполагает передачу подконтрольному филиалу управленческих навыков, торговых секретов, технологий, права использования торговой марки родительской компании и т.д. В этой связи особое внимание следует обратить на технологический трансфер. Технологический трансфер включает не только появление на рынке нового оборудования, но также и умение работать не нем (техники исполнения операций не нем). В отраслях промышленности, в которых роль интеллектуальной собственности существенна, таких как фармакология или образование, медицина, научные исследования доступ к ресурсам и разработкам материнской компании приводит к получению выгод, возможно, намного превышающих те, которые могли быть получены вследствие вливания капитала. Интегральной частью технологического трансфера являются менеджерские способности, которые выступают наиболее значительным компонентом ПЗИ.

К принципам технологического трансфера относят:

. Полезность соответствующей технологии.

. Благоприятные социальные и экономические условия, обеспечивающие передачу.

. Готовность и способность принимающей стороны использовать и приспособлять технологию.

Технологический трансфер, вероятно, возрастет с ростом индустриализации, которая будет создавать не только потребность в новых технологиях, но также усложнять процессы и технологии в уже существующих секторах экономики.

 

Влияние ПЗИ на принимающие и инвестирующие страны.

 

Общий экономический эффект прямых зарубежных инвестиций проявляется в том, что перемещение инвестиций с одной страны к другой увеличивает объем совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. При этом в стране, которая вывозит капитал, доходы владельцев капитала растут, а доходы владельцев других факторов производства (труда и земли) сокращаются. В стране, которая ввозит капитал, доходы владельцев капитала уменьшаются, а доходы владельцев других факторов производства увеличиваются.

На отдельные принимающие страны и инвестирующие страны прямых зарубежных инвестиций, оказывают как позитивное, так и негативное, влияние.

Положительное влияние ПЗИ на принимающие страны:

1. Накопление капитала.

2. Внутренняя конкуренция и предпринимательство.

.   Технологические и управленческие знания.

.   Региональное и отраслевое развитие.

.   Труд.

.   Платежный баланс.

В принимающих странах прямые зарубежные инвестиции оказывают позитивное влияние на накопление капитала, принося вместе с инвестициями новую технологию производства и управления, уменьшая размеры безработицы, стимулируя внутреннюю конкуренцию. Положительно влияют прямые зарубежные инвестиции и на состояние платежного баланса, уменьшая зависимость страны от импорта за счет внутреннего производства и на определенное время, сокращая дефицит за текущими операциями.

Негативное влияние ПЗИ на принимающие страны:

1. Индустриальное господство.

2. Технологическая зависимость.

.   Нарушение экономических планов.

.   Культурные изменения.

Вмешательство ТНК в деятельность правительства принимающей страны.

Негативное влияние прямых зарубежных инвестиций на принимающие страны заключается в том, что они создают опасность: зависимости от внедряемой новой технологии, отплыву умов в исследовательские центры главного предприятия в стране базирования, подавление конкуренции, нарушение трудового законодательства, увеличение импорта товаров, необходимых транснациональной корпорации, экономического и политического вмешательства транснациональных компаний в деятельность правительства принимающей страны.

Негативные последствия прямых зарубежных инвестиций достаточно существенны, особенно для стран, что развиваются, однако при условиях недостатка инвестиционных ресурсов большинство принимающих стран стремятся привлечь иностранный капитал путем предоставления налоговых и других льгот.

Последствия ПЗИ для инвестирующей страны.

Большинство аспектов ПЗИ, которые касались принимающей страны, с таким же успехом могут быть отнесены и к инвестирующей стране.

1. Зарубежные прямые инвестиции означают дополнение к ВНП инвестирующей страны за счет прибылей и отчислений, перечисленных филиалами.

2. Во многих случаях, внутрифирменные трансферы создают дополнительные экспортные возможности.

3. Многие страны содействуют ПЗИ, рассматривая их как средство стимулирующее рост, расширение экспортных рынков и служащее другим целям, включая политические.

. Главный отрицательный момент касается занятости. Многие организации указывают не только на открытую потерю работы, но также на воздействие на импорт И экспорт. Наиболее спорным являются инвестиции в предприятия в развивающихся странах, продукция которых идет на экспорт в материнскую страну.

. Еще одна важная проблема относится к технологическому преимуществу. Некоторые критики утверждают, что создав за границей предприятия или совместные предприятия с зарубежными партнерами, страна может потерять свои конкурентные позиции на мировом рынке. Это особенно справедливо, когда получатель (реципиент) может упустить время и не вложить средства в развитие новых технологий.

Для страны базирования позитивный эффект прямых зарубежных инвестиций превышает такие негативные последствия, как потери рабочих мест для трудящихся, выведение из-под налогообложения части прибыли транснациональных корпораций, возможность потери последними конкурентных позиций на мировом рынке в результате недостаточного использования технологических преимуществ.

Для транснациональных корпораций прямые зарубежные инвестиции являются инструментом создания системы международного производства, размещенного во многих странах, но контролируемого из одного центра.

 


Глава 2. ПЗИ в экономике России.

 

Проблемы инвестиционной привлекательности России

 

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от ее инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная привлекательность - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. В настоящее время инвестиционная привлекательность России является недостаточно благоприятной для полномасштабного привлечения инвестиций.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем надувательство, и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Например, в 2005 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9 трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд. долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в России являются наихудшими по сравнению с другими государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам, но и Казахстану.

В сентябре 2008 г. эксперты Эуромаки поставили Россию в своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е, Литву на 130-е, Казахстан на 129-е. Как показывает анализ законодательства стран республик бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска.

Сейчас правительство готовит поправки к Закону об иностранных инвестициях. Предполагается: «налоговые каникулы», освободить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и, что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий. В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Рассмотрим факторы, которые сдерживают приток инвестиций в экономику России. Анализ проблем привлечения инвестиционных средств в экономику РФ показал, что наибольшую трудность представляют следующие:

низкий инвестиционный рейтинг России;

нестабильность российского рынка;

несовершенство нормативной базы и действующей системы налогообложения;

проблемы таможенного регулирования;

преступность и коррупция;

недостаточная развитость финансово-кредитной системы;

нехватка квалифицированных кадров;

недостаток современной связи;

несовершенная социальная инфраструктура, консульские и визовые проблемы;

практическое отсутствие финансовых инструментов сопровождения инвестиций и убедительных для инвесторов финансовых схем;

недостаточная развитость и надежность систем гарантий государства и региона для защиты интересов инвестора;

слабая экспертная база и подготовка технической документации;

крайне сложное текущее состояние предприятий, в подавляющей массе находящихся в тяжелом финансовом положении, неспособность управленцев предприятий четко продемонстрировать свои потенциальные возможности и показать инвестору, в результате каких действий будет обеспечено преодоление кризисного состояния и достигнут рост доходов;

отсутствие конкуренции на рынке капиталов и стройной финансовой, организационной и правовой среды, позволяющей работать иностранным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным инвесторам в привычных для них условиях. С такими же трудностями сталкиваются и российские компании, работающие на рынке капиталов.

Одной из важнейших причин снижения инвестиционной привлекательности России для внутренних и внешних инвесторов наряду с рассмотренными выше является отсутствие государственной инвестиционной политики, реальных государственных гарантий и стимулов инвесторам и инвестициям из всех источников. Например, на внутреннем рынке кредитов коммерческие инвестиции предлагаются под высокую процентную ставку, которая неприемлема для крупных инвестиционных проектов. Государственная система стимулирования коммерческих инвестиций не создана. Государственная инвестиционная программа не является защищенной статьей бюджета, поэтому обострение бюджетного дефицита всегда приводит к ее сокращению. В то время как расходы на содержание администрации президента, правительства и Федерального Собрания превышаются.

Механизм стимулирования собственных инвестиций действует в пределах 50% прибыли предприятий. Других льгот налоговой системой не предусмотрено. Если учесть кризисное состояние экономики России, то собственно прибыль на основной массе промышленных предприятий не выходит за пределы 8-10% в машиностроительных отраслях и 10-15% - в пищевой промышленности. Это говорит о недостаточной инвестиционной мощности этого источника.

Предоставление внешних инвестиций наиболее перспективно, но их массовому притоку мешает низкий инвестиционный рейтинг России, что приводит к завышенной процентной ставке кредита, или предоставление надежных гарантий, что в условиях политической нестабильности само по себе недостаточно надежно. В результате происходит технологическая и моральная деградация основных фондов промышленности.

Обвал инвестиционного процесса определяет крайне острую ситуацию с состоянием основного капитала. Износ основных фондов достиг критического уровня. Более чем на 60% изношено свыше половины оборудования в нефтедобывающей промышленности, в электроэнергетике отработает в ближайшее время половина мощностей электростанций. Эта острая проблема неразрешима за короткие сроки. По расчетам независимых экспертов, даже при самом благоприятном развитии событий в области инвестиций не удастся остановить процесс устаревания основных фондов в целом по народному хозяйству еще в течение 5-7 лет.

Сохраняющаяся неблагоприятная ситуация в инвестиционной сфере вызывает обострение воспроизводственных проблем. Огромные масштабы недоинвестирования привели к образованию в производстве колоссальной массы обесцененных кризисом, физически и морально устаревших изношенных основных фондов. Подавляющая часть основных фондов российской промышленности морально устарела, и уже давно эксплуатируется за пределами экономически целесообразных периодов. По некоторым оценкам, сегодня рынком реально востребовано не более 40% основных фондов экономического сектора страны, остальная часть по степени изношенности не отвечает требованиям рынка, спросовой конъюнктуре и требует замены.

Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что пока между инвестиционным потенциалом России и сформировавшимся мнением иностранных инвесторов о перспективах и институциональных условиях инвестирования в российскую экономику существует значительный разрыв.

Плохо и то, что помимо незначительного общего объема, инвестиции в Россию поступают в основном в форме торговых и прочих кредитов, тогда как в других странах преобладают прямые и портфельные инвестиции. При этом основная доля иностранных вложений приходится на торговлю и сырьевые отрасли нашей экономики. Большая часть инвестиций осуществляется крупными компаниями в торговлю - для увеличения доли на внутреннем рынке продуктов питания, потребительских товаров, либо в разработку и транспортировку на иностранные рынки нефти и газа. В отличие от России в большинстве других государств иностранные инвестиции направляются, в первую очередь, в современные высокотехнологичные производства, что позволяет вывести данные государства на передовые позиции в области научно-технического прогресса.

Особо острой проблемой для страны является утечка капитала, которая все последние годы сохраняется на высоком уровне, а в последнее время даже увеличилась. К сожалению, незначительно растет и число стран-инвесторов, вкладывающих средства в российскую экономику.

Важным фактором, негативно влияющим на формирование инвестиционного климата России, является и то обстоятельство, что на сегодняшний день зарубежные инвесторы, принимающие решения о размещении инвестиций <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...