Религия в жизни человечества
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всём пути его истории. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тысячелетние традиции и культы. Тем не менее, несомненно одно: без религии, без учёта её влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения. Это не означает, конечно, что все люди – верующие, если под «верой» понимать сознательное исповедание религии, принадлежность к определённой религиозной общине. Дело в другом: любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, всё равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается обрядов, обычаев, семейных отношений, особенностей питания, способов похорон, представлений о добре и зле. Религия возникла в первобытном обществе как попытка осознания людьми их бытия. На протяжении многих веков религия способствовала консолидации жителей стран в народы, укреплению государств. В то же время религиозный фанатизм приводил к войнам между странами и к кровавым конфликтам между общинами, принадлежащими к различным конфессиям, внутри стран. Люди обычно придерживаются той модели религии, которая им привычна, т.е. с которой прямо или косвенно (исторически) связаны они сами, их родственники, близкие, соотечественники. Эта конкретная религия представляет собой образец, по которому, как правило, люди судят о других религиях, распространённых в мире. Поэтому понять, что представляет собой религия вообще, религия как явление, невозможно, не познакомившись с различными религиозными учениями.
Рассматривая религию в аспекте антропоэкологической концепции, необходимо подчеркнуть, что религия оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на фундаментальные характеристики человеческого общества: организацию быта, нравственность, общественное здоровье, культуру, науку, экономику. Мировые религии сыграли важную роль в становлении государственности, преодолении феодальной раздробленности и формировании сильных феодальных государств – Византийской империи, империи Карла Великого, Священной римской империи, Древнерусского государства Владимира Святого и Ярослава Мудрого, Арабского Халифата. Религия была идеологической основой централизованного государства, освящая владык и призывая подчиняться мирской власти. Жёсткий идеологический диктат духовенства сковывал свободную мысль, но в силу того, что служители культа были в большинстве случаев наиболее грамотными и образованными людьми своего времени, многие из них внесли заметный, а иногда и выдающийся вклад в развитие науки и культуры. Уже во времена Шумера и Древнего Египта жрецы вели наблюдения за астрономическими объектами, фиксировали такие природные явления, как разливы рек, смену времён года, что обеспечивало своевременное начало сельскохозяйственных работ. Духовные лидеры поддерживали развитие архитектурных школ (готический и мавританский стили), создание университетов (Парижского в 1160 г., Оксфордского в 1167 г., Кембриджского в 1290 г., Пражского, Краковского и Венского в 1347–1367 гг.). Многие служители религиозных культов были выдающимися учёными, которые оставили яркий след в мировой науке. Назовём только несколько наиболее известных имён: Блаженный Августин (354 – 430), Фома Аквинский (1225–1274), Франциск Ассизский (1182–1226), Николай Коперник (1473–1543), Томас Роберт Мальтус (1766–1834), Грегор Иоганн Мендель (1822–1884). Большой вклад в мировую науку внесли современные католические мыслители: Ж. Маритен, Г. Марсель, Т. де Шарден.
На русской земле было немало выдающихся художников, учёных, просветителей, вдохновлённых величием идей, заложенных в православии: Феофан Грек (1340 – после 1405), Андрей Рублёв (ок. 1360 – ок. 1430), Дионисий (ок. 1440 – после 1502), протопоп Аввакум (1621 – 1682). В конце XIX – начале XX вв. в России работала плеяда выдающихся христианских мыслителей, среди которых В.С. Соловьёв (1853–1900), С.Н. Трубецкой (1862–1905), С.Н. Булгаков (1871–944). Трагически сложилась судьба религиозных учёных в Советском Союзе. В 1933 г. был арестован, заключён в Соловецкий концлагерь и расстрелян П.А. Флоренский (1882–1937) – философ и богослов, физик, математик, инженер. Выдающийся врач Л.М. Чичагов (митрополит Серафим) (1853–1937) был расстрелян в Таганской тюрьме в возрасте 84 лет, ещё один блистательный врач и настоящий подвижник – В.Ф. Войно-Ясенский (архиепископ Симферопольский и Крымский Лука) (1877–1961) провёл в сталинских лагерях 11 лет. Церковь заказывала скульптуры, картины, хоралы, песнопения. В монастырях трудились летописцы, записывая хронику своего времени и историю прошлых лет, там же летописи и сохранялись. Переписка книг и перевод церковной литературы также осуществлялись в монастырях. При многих монастырях оказывали медицинскую помощь всем страждущим. В ламаистских дацанах будущих лам несколько лет учили свойствам лекарственных растений, способам их применения, диагностике болезней. Отправляясь из дацана в странствия по стране, каждый лама имел при себе мешочки с целебными травами и продолжал собирать лекарственные растения в процессе странствия. В церковных школах детей и подростков обучали грамоте, основам наук и искусств. На протяжении многих веков все важнейшие события в общественной и частной жизни были освещены религиозными обрядами. Рождение ребенка, наречение его именем, заключение брака, уход из жизни – все эти события в любом обществе проходили под патронажем священнослужителей, будь то политеистическая или монотеистическая цивилизация. Народные праздники, объявление войны, заключение мира и другие важные события в жизни любого общества сопровождались религиозными церемониями. К высшим силам народ через шаманов, жрецов, священников обращался с молениями о дожде во время засухи, или о ниспослании хорошего урожая, о прекращении эпидемий, об изгнании захватчиков с родной земли и т.д. Язык каждого народа насыщен выражениями типа: «слава Богу», «не дай Бог», «помоги тебе Бог», «клянусь Богом».
Современный мир – это, прежде всего, пёстрое множество жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии, которые в значительной мере обусловлены религиозными воззрениями прошлого и настоящего. Даже в нашей стране, где большинство населения десятилетиями воспитывалось в духе воинствующего атеизма, и многие люди утратили религиозность, в повседневной жизни они отмечают Рождество, Пасху, Троицу. Религия и здоровье
Любые религиозные направления всегда уделяли большое внимание здоровью людей, лечению болезней. Первоначально болезни рассматривались как внешнее и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вызывающее болезненное состояние. Беспомощность перед силами природы, непонимание окружающего мира привели к возникновению представлений о злых духах, вселяющихся в человека, и применению ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и др.), заключавших в себе зачатки психотерапии. Развивались знахарство, шаманство, возникла жреческая, храмовая медицина. Шаманы, ламы, жрецы лечили население. В монастырях собирались, переписывались, накапливались и сохранялись травники, медицинские наставления. Врачи и жрецы далёкого прошлого, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной медицины. Большое значение придавалось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургические методы: трепанация черепа, в случае трудных родов – кесарево сечение, эмбриотомия и другие приёмы. Древнекитайская медицина использовала более 2000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфара и др. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии.
Обширные сведения о медицине народов, живших в I тысячелетии до н.э. на территории Средней Азии, Ирана, Азербайджана и Афганистана, содержит «Авеста» (IX в. до н. э. – III в. н. э.) – священная книга зороастризма. В тот период сложились первые представления об анатомии и физиологии человека. Важное место отводилось предупреждению болезней («Вырви недуг прежде, чем он коснётся тебя»), из чего следовали многие предписания гигиенического характера, в том числе о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и др. Медицина Древней Греции использовала накопленные древневосточными народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах сына Аполлона обожествлённого врача Асклепия (в Древнем Риме – Эскулап) и его дочерей: Гигиен – охранительницы здоровья (отсюда название науки – гигиена) и Панакии – покровительницы лечебного дела (отсюда термин панацея – средство от всех болезней). Лечение проводилось в храмовых «асклепейонах» и домашних лечебницах. Разные варианты учения о здоровье наметились ещё в медицине государств Древнего Востока, но наиболее чётко оно сформулировано в IV в. до н. э. Гиппократом, который на много веков вперёд определил направление развития медицины. Он превратил наблюдение у постели больного в собственный врачебный метод исследования, указал на значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний, учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного. Проследить истоки медицинской науки и её достижения на ранних этапах исторического развития можно на основании изучения Библии, в которой встречается большое число сюжетов, так или иначе связанных с медициной, неоднократно речь идёт о врачах и врачевании. Вопрос о медицинских сюжетах в Библии занимал многих исследователей. В 1901 и 1903 гг. в Санкт-Петербурге вышли два выпуска работы А.А. Пясецкого «Медицина по Библии и Талмуду». В 1998 г. появилась книга Т.И. Грековой и А.Ф. Мефодовского «Библейская медицина». По мере развития медицинских знаний фигура целителя становилась все более значимой, и профессия врачевателя начала обретать самостоятельное значение. Талант и знания врачей считались божественным даром, а сам он – посланцем Бога на земле. В Библии говорится: «Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание.... Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почёте. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими...»
В Новозаветное время Иисус Христос выступает фактически как глава медицинской школы. В Евангелие от Луки сказано: «Созвав же двенадцать (апостолов), дал силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных». Исцеление больных рассматривалось в раннехристианскую эпоху как первейший долг Церкви. Апостол Павел пишет: «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений». Библия повествует об отказе иудеев употреблять в пищу свинину. В наши дни известно, что этот обычай появился у иудеев и мусульман из опасения заражения трихинеллёзом, личинки которого находятся в свином мясе. В Библии сказано о необходимости обряда обрезания. Жрецы толковали этот обряд как доказательство принадлежности к истинной религии Бога Яхве, признак избранности еврейского народа. Гигиенический смысл обряда обрезания крайней плоти, который евреи заимствовали у египтян, состоит в профилактике воспалительных заболеваний мужских половых органов. Санитарно-гигиенический свод правил, которые разработал Моисей, был закреплён в книгах Ветхого Завета. Методы и средства лечения несут явный след египетской медицины. Они сохраняют связь с магией, да и врачеванием у евреев так же, как у египтян, занимаются жрецы. Отголоски прежних верований ещё звучали в представлениях о злых духах, вселяющихся в человека, но основным распорядителем здоровья, жизни и смерти евреев предстает Господь Бог. Болезнь могла возникнуть с Божьего попущения или соизволения через посредство нечистой силы: «И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его и по самое темя его». Поскольку болезни посылались как кара за грехи, то и исцелить от них мог только Господь: «Я, Иегова, твой врач!». А соответственно и терапия вначале сводилась исключительно к мольбам об исцелении, которые могли быть услышаны и признаны достойными внимания, о чём свидетельствовало выздоровление больного, или, напротив, могли оказаться недостаточными, и человек превращался в тяжелого хроника или умирал. Исцеление всегда воспринималось как свидетельство прощения грешника: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать». Проблемы, связанные с пьянством и алкоголизмом, совсем не новы на нашей земле. Они заботили ещё израильтян. Отражено это и в Библии. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного». Пьяный человек забывает о приличиях – его глаза «будут смотреть на чужих жён, и сердце его заговорит развратное». Дочери Лота напоили своего отца и вступили с ним в интимные отношения, чтобы забеременеть – надо полагать, что трезвый он не пошёл бы на эту противоестественную связь. В период религиозно-нравственного упадка всё шире стала проявляться склонность к пьянству, соответственно усилилось и осуждение этого порока, влекущего за собой болезни, нищету, нарушение норм морали, правил общежития и законов. «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом, потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище», – наставляет отец своего сына. «Работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое, мало-помалу придёт в упадок. Вино и женщины развратят разумных». Неоднократно говорится в Библии о недопустимости решать в нетрезвом виде серьёзные дела, отправлять государственные обязанности: «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания... чтобы не умереть». Мать царя Лемуила предостерегает его от соблазна: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру (крепкий напиток), иначе они, напившись, забудут устав и извратят закон в отношении страдальцев». «Горе тем, которые с утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином, – угрожает пророк Исайя. – Горе тем, которые храбры, пить вино... За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесётся, как прах». В Библии много внимания уделяется принципам правильного питания, неоднократно говорится о гигиене сексуальной жизни, осуждаются половые извращения, а также инцест – сексуальные контакты с близкими родственниками [4, c. 271]. В Византийской империи в этот период возникли крупные больницы для гражданского населения. Опустошительные эпидемии и войны обусловили создание в Европе карантинов, монастырских больниц и лазаретов. На Руси первые учреждения по оказанию медицинской помощи населению появились при монастырях. Первая больница была основана в XI в. при Киево-Печерской лавре. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни религии). В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно большое значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями религии были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм; более поздняя форма доклассовой религии – многобожие, почитание многих богов. В политеизме сверхъестественный мир представляется как иерархия богов, обладающих большей или меньшей властью, имеющих каждый своё индивидуальное имя, свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Во главе пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. Политеизм не исключает признания богов других народов. В ритуале политеизма главную роль играет жречество, группирующееся вокруг храмов. Таковы были религии древних египтян, греков, римлян и других народов древности. Период формирования раннефеодальной цивилизации характеризуется становлением мировых религий, стремлением церкви охватить, подчинить себе духовный мир и все стороны деятельности человека. На Аравийском полуострове за 1200 лет до н. э. возник иудаизм. На полуострове Индостан зародился буддизм, который потом распространился на страны Южной и Восточной Азии. В Европе это был период стремительного распространения и утверждения христианства, на Ближнем Востоке с VII в. – мусульманства. Монотеистические религии вырастали не на пустом месте. Они впитывали в себя, преображая и подчиняя своим идеологическим и этическим системам, ряд унаследованных элементов языческих верований и ритуалов. Значение религии состоит в том, что она решала жизненно важные задачи людей, живших в конкретное время в конкретных условиях. В первобытных обществах религиозные культы давали людям видимость безопасности. Они верили: «Наши тотемы, наши фетиши, наши боги защитят нас, принесут удачу на охоте, отгонят злых духов, приносящих болезни, после смерти проводят нас в «верхний мир», где ждут нас наши предки». Эти же культы регулировали уклад жизни семьи, общины, племени. Накопленный веками опыт, сосредоточенный в знаниях шамана или жреца, позволял защитить людей от реальных опасностей – строгое табу на употребление в пищу ядовитых растений, некоторых видов животных и их органов; запрет на охоту в «священных» местах, где размножаются промысловые животные; строгий контроль за сексуальными отношениями, чтобы не допустить близкородственных браков, и т.д. Функции монотеистических религий были более сложными и более обширными. В какой-то степени они решали те же задачи, что и религии более ранних цивилизаций, но к ним присоединились государственные проблемы. Они регулировали отношения между различными социальными группами граждан, объясняли божественное происхождение верховной власти, призывали к терпению угнетённых и обездоленных. Важная роль принадлежала религии в сплочении народа в период становления государства, при необходимости отразить нашествие завоевателей. Церковные иерархи вселяли в людей надежду во времена эпидемий и в голодные годы. Библиографический список 1. Гусейнов, А.А. Природа как ценность культуры [Текст] / А.А. Гусейнов // Экология, культура, образование. – М.: Б.и., 2009. – С. 5–7. 2. Гусейнов, А.А. Краткая история этики [Текст] / А.А. Гусейнов, Г.Г. Иррлитц. – М.: Мысль, 2007. – 589 с., ил. 3. Дёжкин, В.В. За гуманность с разумом и сердцем [Текст] / В.В. Дёжкин // Охота и охотничье хозяйство. – 2007. – № 5. – С. 1–4. 4. Дёжкин, В.В. Охотничье хозяйство США [Текст] / В.В. Дёжкин. – М.: НИА – Природа, 2006. – 59 с. 5. Дёжкин, В.В. Основы биологического природопользования [Текст] / В.В. Дёжкин, Л.В. Попова. – М.: Модус-К – Этерна, 2008. – 320 с. 6. Дёжкин, В.В. Экология природопользования [Текст] / В.В. Дёжкин, В.В. Снокин, Л.В. Попова // Инф.-спр. бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». – 2007. – № 4. – С. 19–26. 7. Егошин, А.В. Глобальное потепление: факты, гипотезы, комментарии [Текст] / А.В. Егошин. – URL: http: www.priroda.su, 2008. 8. Заварзин, Г.А. Становление биосферы [Текст] / Г.А. Заварзин // Вестник Российской Академии наук. – 2009. – Т. 71, № 11. – С. 988–1001. 9. Иллюстрированная история религий. в 2 т. / под общ. ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. – М.: Российский Фонд Мира, Валаамский Монастырь, 2008. – т. 2. 10. Кант, И. Критика практического разума [Текст] / И. Кант. – М.: Мысль, 2006. – 528 с. – (Сочинения: в 6 т. / И. Кант; т. 4.) 11. Келлер, В. Библия как история [Текст] / В. Келлер. – М.: Крон-Пресс, 2008. – 344 с. 12. Косидовский, З. Библейские сказания. Сказания евангелистов [Текст] / З. Косидовский. – М.: Политиздат, 2011. – 479 с.: ил. 13. Кочергин, А.Н. Экологическое знание и сознание: особенности формирования [Текст] / А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, И.Г. Васильев. – Новосибирск: Наука, 2007. – 149 с. 14. Климович, Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии [Текст] / Л.И. Климович. – М.: Политиздат, 2006. – 270 с. 15. Когай, Е. А. Экологическая парадигма культуры и образования [Текст] / Е.А. Когай // Соц. и гуманит. знания. – 2010. – № 4. – С. 114–129. 16. Куражковский, Ю.Н. Очерки природопользования [Текст] / Ю.Н. Куражковский. – М.: Мысль, 2009. – 268 с. 17. Лосев, А.В. Социальная экология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин; под общ. ред. В.И. Жукова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 312 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|