Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответ на вопрос 28 :НЭП причинын сущность последствия.




НЭП вводился с большим опозданием и в большей спешке, поэтому четкого плана и программы реформ у большевиков в марте 1921 года не было. Поиском форм и методов реализации нового курса велись на всем протяжении НЭПа. Правовые и практические вопросы решались методом проб и ошибок, экономические уступки частному сектору то сужались, то расширялись.

Сущность НЭПа состояла в использовании элементов рыночной экономики при сохранении большевиками «командных высот» в политике и экономике (руководящая роль РКП(б), государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли).

НЭП включал в себя комплекс экономических и социально-политических мер, неоднозначных и противоречивых.

В политико-идеологической области НЭП представлял собой жесткий однопартийный режим, подавлявший всякое инакомыслие и инакодействие.

В экономической области наблюдалось сочетание элементов рыночной и административной систем хозяйствования:

· Сохранение государственной собственности на транспорт, крупную и часть средней промышленности;

· Предоставление относительной свободы мелкотоварному частному хозяйству в деревне с разрешением аренды земли и найма рабочей силы;

· Допущение частнокапиталистического сектора в промышленности;

· Экономическое и законодательное ограничение частнокапиталистического сектора, тормозившее развитие производительных сил;

· Государственный капитализм – концессии и аренда государственных предприятий;

· Относительная свобода торговли; неэквивалентный обмен между городом и деревней на основе продналога и ценовой политики;

· Ограниченный хозрасчет в промышленности на уровне трестов;

· Финансовая реформа в целях стабилизации бюджета, создания твердой валюты и формирования налоговой системы;

· Частичная децентрализация управления народным хозяйством;

· Сдельная оплата труда на госпредприятиях;

· Сохранение монополии внешней торговли и минимальная связь с мировой экономикой.

Наибольшие уступки в пользу рыночной экономики были сделаны в аграрной, финансовой, кооперативной сферах, в области мелкой и частично средней промышленности.

Первоначальный замысел существенно отличался от новой экономической политики, сложившейся к середине 20-гг.

Весной 1921г. главным направлением в отношениях промышленности и сельского хозяйства был признан прямой товарообмен, т.е. предполагалось, минуя рыночные отношения, менять промышленные товары на сельскохозяйственную продукцию через аппарат Наркомпрода и кооперацию. Следовательно, первоначально НЭП мыслился как продналог и «небольшая торговля» излишками, ограниченная пределами местного оборота.

Одна из важнейших задач первоначального варианта НЭПа – побудить крестьян резко увеличить посевы, производство продовольствия и сырья, пообещав не забирать излишки. Однако резкого увеличения посевов весной 1921 года не произошло; сказались недоверия крестьян, общая хозяйственная разруха в стране.

В результате весной 1921 г. разразился продовольственный кризис, охвативший Поволжье, Украину, Крым, Северный Кавказ, где проживали более 30 млн. человек. От голода умерли 5,4 млн. человек, 2 млн. детей остались сиротами, в стране появились сотни тысячи беспризорников. Государство не располагало необходимым резервом продовольствия; чтобы обеспечить города хлебом, требовалось 400 млн. пудов. С осени 1920г. по весну 1921г. государству удалось на основе жестких методов продразверстки собрать лишь около 280 млн. пудов хлеба.

Засуха, голод, сокращение посевов ставили под сомнение предстоящий сбор продналога. Ситуация в стране ухудшилась. Летом 1921г. стало ясно, что необходимо расширять экономические рамки НЭПа.

 

В 1926г. под давлением внутрипартийной оппозиции руководство партии большевиков вновь взяло курс на сужение экономических рамок НЭПа. Правительство отменило многое из того, что было разрешено весной 1925г. По-прежнему стал в полной мере применяться тезис о классовой борьбе с кулаком, а фактически с мелкотоварным производителем. В результате усиливалось давление на частника в городе и деревне.

 

Финансовая реформа

 

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.

Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.

В соответствии с декретом СНК с ноября 1922г. начался выпуск параллельной советской валюты – «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику – 78, 24 доли или 7, 74234 г чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Червонцы на ¼ были обеспечены драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой, а на остальную сумму – краткосрочными векселями и товарами повышенного спроса. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.

Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996г.).

Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.

В 1923 и 1924гг. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.

В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.

Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.

Нельзя упрощенно трактовать денежную реформу 1922-1924гг. как чисто механическое мероприятие по замене совзнаков золотыми червонцами.

Во-первых, это были меры по урегулированию денежного обращения:

· Максимальное ограничение бюджетного дефицита;

· Сжатие банкнотной эмиссии;

· Валютная и золотая интервенции на вольном рынке;

· Создание в банках фондов червонцев для обмена казначейских билетов (совзнаков);

· Льготный досрочный выкуп совзнаков у кооперации и госторговли для обеспечения снижения цен;

· Отказ от выкупа денежных суррогатов (т.е. незаконных платежных средств);

· Повышение процента по пассивным операциям Госбанка и понижение процента по его активным операциям;

· Повышение процента по вкладам в сберкассах;

· Обеспечение более выгодных условий процентной оплаты платежных обязательств Наркомфина.

Во-вторых, это были меры, регулирующие товарооборот и товарные цены:

· Всемерная приостановка экспорта хлеба (за исключением вывоза уже закупленного);

· Отмена реквизиций экспортной пшеницы;

· Продажа хлеба госорганами и кооперацией по лимитным ценам – максимум (в потребляющих районах);

· Организация продовольственной интервенции по товарам рабочего потребления (мясо, сахар, жиры, и т.п.);

· Снижение цен на уголь, нефть, хлопок, ткани, резину;

· Ликвидация товарного рубля;

· Введение публикации цен розничной торговли.

Все эти меры способствовали укреплению финансовой системы Советского государства.

Однако финансовая система, созданная на базе НЭПа, стала дестабилизироваться во второй половине 20-х гг. в силу нескольких причин. Государство усилило плановые начала в экономике. В контрольных цифрах на 1925/26 хозяйственный год утверждалась идея о поддержании денежного обращения возрастающей эмиссией. К декабрю 1925 г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924г. в 1,5 раза. Это привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и денежной массой. Поскольку Госбанк постоянно вводил в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки и поддерживать курс червонца, вскоре валютные резервы государства истощились. Борьба с инфляцией была проиграна. С июля 1926г. было запрещено вывозить червонец за рубеж и прекращена скупка червонцев на внешнем рынке. Червонец из конвертируемой валюты превратился во внутреннюю валюту СССР.

Таким образом, денежная реформа 1922-1924гг. являлась комплексной реформой сферы обращения. Денежная система перестраивалась одновременно с налаживанием оптовой и розничной торговли, ликвидацией бюджетного дефицита, пересмотром цен. Все эти меры помогли восстановить и упорядочить денежное обращение, преодолеть эмиссию, обеспечить формирование твердого бюджета. Одновременно финансово-экономическая реформа помогла упорядочить налогообложение. Твердая валюта и твердый государственный бюджет были важнейшими достижениями финансовой политике Советского государства тех лет. В целом денежная реформа и финансовое оздоровление способствовали перестройке механизма действия всего народного хозяйства на основе НЭПа.

Налоговая политика

Налоговая политика в период НЭПа выполняла две основные функции – экономическую (пополнение бюджета) и политическую (орудие классовой борьбы). В итоге принципы налогообложения носили двойственный характер и сочетали в себе экономические и административные подходы. С населения стали взиматься прямые и косвенные налоги: продналог, промысловый налог, подоходный налог, налог на регистрацию актов гражданского состояния; с 1926г. стал взиматься налог на сверхприбыль.

Значительную часть налогов собирали в местный бюджет (имущественное страхование, квартирный налог, за торговое помещение, гербовой сбор на деловые бумаги, сбор в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды).

Налоговая система складывалась и совершенствовалась на всем протяжении НЭПа. На первом этапе сохранялась множественность различных налоговых сборов. Так, с крестьян взималась целая группа общегосударственных и местных налогов: продналог, подворно-денежный, трудгужналог и др. В 1922-1924гг. была проведена определенная унификация налогов с крестьян: вместо 14-18 видов налогообложения государство ввело единый налог и сельхозпродуктами, и деньгами, а в 1924г. натуральный налог был переведен в денежную форму. Таким образом, продналог был преобразован в единый сельскохозяйственный налог. Чисто денежный налог 1924-1925ггю способствовал развитию товарно-денежных отношений и создавал благоприятные условия для осуществлявшейся денежной реформы.

При сборе сельхозналога в 1925-1926гг. наметились некоторые тенденции к ослаблению сословного характера налогообложения деревни. Это принесло политический успех «рыковскому» (по имени председателя Совнаркома СССР А.И. Рыкова) сельхозналогу 1925-1926гг., но не дало соответствующих экономических результатов. В связи с этим в апреле 1926г. была проведена реформа единого сельхозналога. Ужесточился классовый подход к налогообложению. Маломощные хозяйства полностью освобождались от налога, усиливался прогрессивный характер обложения крепких хозяйств. В ответ на такую налоговую политику начались сокращение производства и самоликвидация хозяйств. Государство оказалось на пороге применения чрезвычайных мер в борьбе за хлеб и продовольствие.

В городе государство сочетало налоговый нажим на предпринимателей с классовой кредитной политикой. Если в начале НЭПа государственный кредит составлял 85% всех средств частного капитал, 1926-1927гг. только 20%. В 1927-1928гг. под воздействием налоговой политики, сокращение кредитов, повышения арендной платы и т.д. начинается ускоренное свертывание частных предприятий. НЭП прекращал свое существование.

Четко просматривался классовый принцип налогообложения частных торговых и промышленных предприятий: владельцев частных предприятий государство облагало повышенным налогом, они были обязаны получать патент, выплачивать уравнительный сбор, поимущественный и подоходный налоги, страховой взнос, вносить другие центральные и местные сборы и налоги. В общей массе расходов частных предприятий налоги и сборы составляли в середине 20-х гг. около 60% учтенных доходов.

В 1924-1925гг. с предпринимателей было получено 124 млн. руб. промыслового налога (с местной надбавкой), 65 млн. руб. подоходного налога, 102 млн. руб. арендной платы, - в целом более 2700 млн. руб. Весь же сбор прямых налогов в 1924-1925гг. составил около 600 млн. руб. Следовательно, частных предприниматели внесли примерно 50% всех прямых налогов; при этом налоговый нажим постоянно возрастал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...