Этические, религиозные и мифологические основы народной педагогики
Этические, религиозные и мифологические основы народной педагогики
студент группы НО-11
Мартыновой Татьяны Васильевны
Проверила: Владимирова В.Е
Якутск 2014
Этические, религиозные и мифологические основы народной педагогики
Складывавшаяся на протяжении веков система воспитания, формирования личности — члена этнической общности — важнейшая часть культуры любого народа. Народный идеал человека, воплощающий представления о нравственности, добре и зле, разумеется, прежде всего был ориентирован на те личностные качества, которые способствовали укреплению этнической общности, повышению ее выживаемости, адаптированности к природной и социальной среде, развитию системы жизнеобеспечения. В этом смысле принципы и приемы народной педагогики довольно рациональны и конкретны, отражают определенное состояние этнической общности, особенности ее формирования, исторического развития. В то же время в этических, религиозных, мифологических представлениях разных народов отражаются не только специфические, этнорегиональные, но и некие общечеловеческие принципы жизни, жизнедеятельности, наиболее соответствующие природе человека, его биосоциодуховной сущности.
Именно это заставляет сегодня внимательней относиться к процессам «этнического ренессанса», нарастанию этномобилизационных процессов, свидетельствующих вопреки прогнозам политологов о нарастающей потребности возврата к исходным человеческим ценностям, которые выработала этническая культура.
Одностороннее эволюционистское понимание развития, прогресса, по существу, привело современное общество к отказу от многих ценностей народных традиций, к упрощенному пониманию традиции, традиционной культуры как некоего реликта, якобы «преодоленного» в процессе развития культуры, цивилизации, современных технологий, хотя социокультурная практика XX в. наглядно продемонстрировала неправомерность такого подхода.
Мы уже приводили пример с молодежной контркультурой второй половины XX в., выдвигавшей, в частности, лозунг «Назад к природе!» и отразившей в своем «неоархаизме» кризис механизмов и принципов социализации, характерный для современного индустриального общества и непосредственно связанные с ним экологический и культурно-экологический кризисы. Поэтому не случайным было появление и молодежной рок-культуры, давшей на уровне формирования молодежной субкультуры удивительный аналог этногенеза, пример трансформации и актуализации принципов этнической культуры. «Инициационный голод» современной культуры, в частности, возник как следствие отказа от некоторых ритуально-обрядовых принципов культуры, обеспечивающих более органичный и гармоничный процесс социализации — введения молодежи в мир взрослой культуры, обретение ею иного этносоциального статуса, связанного с ответственностью за жизнь общества, за его состояние, нравственное и духовное здоровье. Возврат к исходным ценностям — не декларация, не программа, а социокультурная реальность. По мнению Т. А. Апиняна, «культура XXI в. будет основываться на символе, образе, о чем свидетельствует система коммуникаций и информации, мыслящая и говорящая знаками: от знаков на улицах и в метро до компьютерного языка и визуальных картин, на которые приходится основная доля всей информации. "Компьютерная" эпоха создает виртуальную реальность, по своим законам, форме существования и характеру аналогичную мифологической. Одновременно в массовом сознании усиливается влияние астрологии, магии, мифологического и т.п. Все это позволяет говорить не только о принципиально новом типе культуры, но и возврате на новом витке цивилизации к дорациональному, мифологическому сознанию — о мифологическом ренессансе».
Отношение к народной нравственной культуре как выражению только обыденного уровня сознания, общепринятое в отечественной литературе по этике содержит, на наш взгляд, некоторую недооценку этого феномена, преувеличение его конкретно-исторического, ситуативного характера, якобы преодоленного в дальнейшем развитием профессионализированной нравственной философией, философией морали. Сегодня становится очевидным, что народная мудрость — это не романтическая метафора, а сложная и развитая философско-мировоззренческая система, отражающая важнейшие стороны жизни человека и этноса в их отношениях с природой и себе подобными, но выраженная не в форме философских трактатов, а в сложном комплексе мифологических, религиозных представлений, стиле мироотношения, многожанровом фольклорном творчестве. Системный, комплексный анализ этого феномена еще не осуществлен в полной мере, для его проведения необходимо преодоление «ведомственной разграниченности» современного гуманитарного знания. Синкретизм народной философии мироотношения (назовем именно так этот феномен) требует и адекватного исследовательского подхода — прежде всего интеграции усилий философов, культурологов, этнологов, этиков, филологов, искусствоведов, религиеведов, психологов,педагогов.
Этнограф А. М. Цирульников приводит любопытный пример: своеобразную реконструкцию основанной на народном якутском эпосе этнопедагогической концепции умственного развития человека, принадлежащую кузнецу Борису Мандару. Согласно ей, это развитие проходит несколько ступеней: первая — «мать-разум» дается свыше, из космоса, от космического разума. На Солнце бывают вспышки, протуберанцы, мать-разум испускает лучи и лелеет другой тип разума, который оформляется у ребенка до семи лет. Ребенок ходит, ищет, творит — «движущийся разум». С семи лет до четырнадцати — пора «разума спорящего». Человек спорит, истину хочет найти. Потом развивается «вперед идущий разум», вперед смотрящий, вперед думающий. Человек хочет планировать жизнь, думать о будущем. Название следующей ступени можно перевести на русский язык как «ясновидящий разум». Человек созревает, смотрит ясно вокруг, вперед, туман рассеивается, колебания проходят. Самая высшая точка развития человеческого ума — разум сказителя и кузнеца. Не только кузнеца, а любого мастера, который достиг высшего мастерства в своем деле и принес наибольшую пользу людям. Реализовал свое предназначение. Проявление человека как мастера — высшая точка развития его разума. «Дальше, — говорит Мандар, — боги идут...»
В этой народной концепции отражается, в частности, и одна из высших нравственных ценностей, признаваемых любым народом, — ценность труда, отношения человека к труду как своему предназначению, как условию существования для людей и одновременно тем самым — для себя. Это одна из ведущих тем народных пословиц и поговорок — характерных нравственно назидательных предписаний, облеченных в художественно-поэтическую форму и типизирующих различные явления жизни, жанр фольклора, продемонстрировавший удивительную живучесть, ставший неотъемлемой частью и современной национальной культуры. Например, русские поговорки: «Недаром говорится, что дело мастера боится»; «Хочешь есть калачи — не сиди на печи»; «Делу — время, потехе — час». Украинские: «Тяжко тому жить, кто от работы бежит»; «Ест за вола, а работает за комара». Карельские: «Не спеши языком — торопись делом»; «Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник». Алтайские: «Наработался — за ложку берись, а лентяй — без ужина спать ложись»; «Только тот человек ценный, кто смолоду работать привык». В этих поговорках выявляются, с одной стороны, универсальное для всех без исключения народов признание ценности труда и труженика, с другой — специфика трудовой деятельности, связанная с преобладающим типом хозяйства: труд землепашца, скотовода, рыбака, охотника. Большим почетом пользовался и труд воина — ратный труд. Народные пословицы и поговорки отражают нравственное содержание этнической картины мира, ее ценностные доминанты. Собиратель и исследователь фольклора И.И.Носович считал, что русские пословицы и поговорки как выражение народной мудрости составляют для простого народа нравственно-практическую философию. Все факты, все поступки, как хорошие, так и дурные, и всякое суждение о чем-либо подводят под мерило пословиц.
Следует подчеркнуть еще одну важную особенность народной педагогики, во многом утраченную в современных воспитательных методах, — цельность и органичность воспитательного воздействия, использующего для сохранения и «трансляции» традиции нравственно-эстетический потенциал обряда, праздника. По мнению Г.Н.Волкова, трудовые народные традиции и обряды в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску. Это: помочь у русских; хошар и хашар — у узбеков и таджиков; талкас, талгут и талка — соответственно у латышей, эстонцев и литовцев; толока — у украинцев и белорусов. В старой русской деревне, если идет, например, по окончании жатвы толпа мимо отстающей жницы, чаще всего одинокой и многодетной, то считалось обычным делом в таких случаях артельно подсобить ей. Со временем подобная помощь превратилась в обычай взаимной помощи — помочь и была распространена особенно среди молодежи. Как правило, она завершалась общим весельем — играми, танцами, песнями. В то же время к числу главных, исторически, в процессе этногенеза сложившихся этических особенностей можно отнести то, что в основе регламентации поведения здесь были запреты, а не положительные предписания. Дело в том, что в основу положи-
тельных установок был заложен принцип личного примера «Делай, как я», не имеющий часто словесного выражения. Отношения в семье воспринимались как естественные и осваивались через простой механизм подражания. Мудрость народной этики выражалась в том, что «воспитание на положительных примерах» велось ненавязчиво (в отличие, увы, от профессионализированной современной педагогической практики), так, чтобы не вызвать сопротивления, ощущения ущемления личной свободы. Запреты же (табу) четко и определенно регламентировали и ограничивали поведение.
У каждого народа сложилась своя, связанная с особенностями его жизни, система запретов, но к числу универсалий, имеющих древний и всеобщий характер, могут быть отнесены группы запретов, отражающих первоочередные общественные потребности:
а) защиту трудовой деятельности
б) защиту огня и жилища;
в) сбережение орудий труда и оружия;
г) защиту слабых — женщин, детей и стариков;
д) охрану важных лиц (вождей, жрецов);
е) защиту от опасностей, связанных со смертью;
ж) защиту от опасностей, связанных с употреблением некоторых видов пищи;
з) запреты и ограничения, связанные с особо важными актами личной и общественной жизни: инициациями (возрастными, профессиональными и браком, половым актом, родами и др).
и)защиту общественной и личной собственности. Нетрудно заметить, что эти этноэтические универсалии вполне современны, в значительной степени сохраняют свой смысл и в нашем обществе с его развитой системой морали и правовой культурой. В то же время в этнической культуре каждого народа эти базовые запреты дополняются своими, специфическими, связанными с особенностями жизнедеятельности, религиозно-мифологическими представлениями, духовными традициями.
Чрезвычайно поучительный материал для современной этно-педагогики дает изучение норм поведения коренных народов, которые в определенной степени сохраняют традиционный уклад жизни, традиционную культуру, традиционный этикет (т.е. правила ритуализированного поведения человека в обществе). Например, по этическим представлениям хантов нарушение запретов влечет за собой наказание, приносит человеку вред, нарушает «гармонию его жизни». Но гуманность народных этических норм заключается в том, что здесь учитывается и возможность непреднамеренного нарушения запретов. В этом случае предусматривается возможность «искупления вины», избежания наказания или снижения его степени. Человек должен выполнить действия очистительного характера или «откупиться».Например,когда женшин-хантов в гостях угостили супом из утиного мяса (а им нельзя было есть селезня, так как антропоморфный дух-покровитель их рода принимает образ этого вида уток), они выполнили обряд очищения и бескровного жертвоприношения: тут же выбежали на улицу, имитируя рвоту.
Нередко ответственность за нарушение важного запрета (особенно имеющего религиозный характер) несет не только сам нарушивший, но и весь его род, причем не только в настоящем, но и в будущем. У хантов — одного из коренных малочисленных народов Западной Сибири — одна из самых сложных и разработанных систем запретов, строящихся также по половозрастному признаку: для мужчин, женщин, для мальчиков, девочек, беременных женщин, для новорожденных, грудных детей, подростков, совершеннолетних, взрослых, пожилых. Но главный смысл этих запретов, казалось бы, ограничивающих свободу поведения, — охранить, уберечь от последствий тех или иных действий.
Разумеется, такие принципы нравственного регулирования жизни выглядят сегодня архаично, но именно они обеспечивали (и в значительной степени обеспечивают) высокую степень нравственной культуры, в частности, на основном уровне, на основной «территории» народной педагогики — в семье.
Важнейшая сторона народной педагогики — экологическая. В отношении к природе с особой силой проявляются нравственные основы народной системы воспитания. Вспомним описанную нами ранее этнологическую концепцию Л. Н. Гумилева, который настаивал на широкой трактовке понятия «этнос», включая в него и ландшафт, и домашних животных (известно утверждение ученого о том, что в этногенезе русский народ неотделим от коровы — главной составляющей хозяйственной деятельности этноса). Природа в народном сознании — идеал гармонии, красоты, разумности. Человек воспринимается и в материальном, и в духовном смысле как неотъемлемая часть природы. Более того, природа и обожествляется,и одно временно очеловечивается.
В европоцентристской рационалистической концепции отношений человека с природой, приведшей современное человечество на грань экологической катастрофы, господство человека над природой оказывается главным критерием прогресса. Сегодня можно говорить об остром противоречии между так называемым «цивилизационным» отношением к природе, основанном на попытках изменить ее и подчинить сегодняшним потребностям технического и технологического развития, и народным, традиционным, в основе которого — вживание в природу, передаваемое из поколения в поколение знание ее законов, регламентирующих и хозяйственную деятельность человека, принцип «не навреди».
Особенно ярко и болезненно это противоречие проявляется в ситуации промышленного освоения земель, территорий традиционного природопользования коренных народов. Такая ситуация складывается, в частности, в Западной Сибири, где огромная по объемам добыча нефти и газа необратимо меняет природную среду, нанося ей огромный вред и нарушая при этом и среду обитания коренных народов. Сохранение территории традиционного природопользования для этих народов (ханты, манси, ненцы, селькупы и др.) — вопрос выживаемости, вопрос существования. И речь идет не о прекращении добычи важнейших для всей России природных ресурсов, а об использовании технологий, учитывающих особенности, условия и границы естественного воспроизводства, которыми обладают эти земли.
Причем совершенно очевидно, что грубое нарушение экологического равновесия сегодня чревато впоследствии, в будущем огромными экономическими же потерями. Вот здесь и заключен главный нравственный «узел» противоречий — между нравственностью народной, традиционной, освещенной многовековым опытом природопользования и устремленной в будущее, и нравственностью тех, кто думает только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде «современного», «цивилизованного», технологически хорошо оснащенного человека, моральный смысл позиции которого лучше всего выражает опять-таки народная поговорка «После меня хоть трава не расти!».
Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока выработали самобытную этику отношений с природой, в основе которой — принцип биологического равенства, равного права на существование человека и любого природного явления. Наполнение природы духами, которое было характерно для ранних языческих форм религиозного и мифологического сознания и сегодня трактуется как религиозный пережиток, преодоленный монотеистическими религиозными системами, тем не менее всегда имело огромный нравственный человеческий смысл. Известно, например, что у некоторых народов Севера не развивалось огородничество из-за нежелания людей «ранить землю» орудиями труда, у охотников, вынужденных убивать зверя, сложился особый этикет во взаимоотношениях с объектом охоты, включающий обрядовые «извинительные» действия и заклинания, запечатленные, в частности, в поэтике фольклора.
У народов, раньше христианизированных, в том числе и у русского, особое развитие получило художественно-эстетическое выражение преклонения перед природой, ее обожествление. У чувашей обожествлялись озера, реки, овраги, холмы, родники, отдельные деревья, они объявлялись местопребыванием определенных богов-покровителей и назывались их именами. К каждой травинке здесь относились трепетно. Каждый уголок нес лирику и функционировал автономно. Однако грубое вмешательство в жизнь природы имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холодными, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И тогда погибает страна, исчезает народ.
Но было бы ошибкой думать, что такое отношение к природе — стереотип, порожденный прежде всего языческим, дохристианским сознанием. Речь идет, на наш взгляд, об одной из общечеловеческих нравственных универсалий, что подтверждается принципами мироотношения, характерными для одного из самых авторитетных христианских (канонизированных при жизни католической церковью) святых XIII в. — Франциску Ассизскому. Франциск, основатель нищенствующего братства миноритов — меньших братьев (а не церковного института — францисканского ордена, как пишут в большинстве энциклопедий) — воспринимал весь мир, природу как божье творение, имеющее право на существование и восприимчивое к «слову Божьему». Отсюда странная на первый взгляд особенность его проповедей, которые были обращены не только к людям, но и к животным, птицам (это запечатлено, в частности, в сборнике народных преданий и легенд о Франциске — «Цветочки Франциска Ассизского»). Неслучайно его знаменитая молитва «Гимн брату солнцу», воспринимающаяся как поэтическое произведение, уже в своем названии несет, с одной стороны, ассоциирующийся с язычеством «нравственно-экологический» смысл, а с другой — высокий пафос возрожденческого отношения к материальному миру, природе, к его красоте и совершенству, который позволяет трактовать мировосприятие Франциска как «проторенессансное», предвосхищающее наступление эпохи гуманизма. Франциск, живший по заповедям Христа, был аскетом, в его мироотношении не было того чисто схоластического, официально церковного средневекового отношения к природе, телесности, чувственности, которое выразилось в знаменитых формулах-определениях: «Тело — могила души», «Горы, холмы — бородавки и прыщи на теле природы». Неожиданная аналогия между Франциском Ассизским и коренными малочисленными народами Севера оказывается в этом контексте вполне оправданной и неслучайной.
Религиозно-мифологические основы народной педагогики — особый и сложный для изучения вопрос, поскольку велико обилие и разнообразие этнических культур и существует ряд проблем, касающихся соотношения религиозной и этнической культуры, взаимоотношений различных конфессий, отношений церкви с государством, процессами христианизации и исламизации малочисленных народов, соотношения религиозного и светского образования и многим другим. Сегодня эти проблемы приобрели особую остроту, связанную, как мы уже отмечали, со всеобщим «этническим ренессансом»,нарастанием этнической мобилизации, ростом значения этнического и национального самосознания, идентичности, обострением межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Сегодня и социокультурная практика последних десятилетий истории нашего государства показала, что религия — неотъемлемый, выработанный тысячелетиями компонент культуры, искусственное вытеснение которого наносит удар по культуре общества в целом, в частности по ее духовно-нравственной составляющей. Несомненно, что религиозная нравственность сыграла огромную роль в формировании морально-этических принципов, которые мы сегодня называем народными и относим к сфере народной педагогики.
К числу сложных проблем относится соотношение религии и мифологии, религиозного и мифологического сознания. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, уделив внимание прежде всего нерасторжимой исторической связи религиозного и мифологического мироотношения как важнейших компонентов народной культуры. Научные школы в этнологии, культурологии, социально-культурной антропологии занимают различные позиции в вопросе о том, что первично: мифы или религия, мифы или обряды. Но указанная связь признается абсолютно всеми.
Возникновение мифологии обычно связывается с попытками объяснить причинную связь между явлениями окружающего мира. Во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в разных частях мира. Во-вторых, круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, — вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др. — затрагивается широчайший. Так, одной из мифологических универсалий, в разных вариантах присутствующих почти у всех народов, оказывается образ «мирового древа», олицетворяющий строение мира, космоса с его нижним, средним и верхним уровнями, населенными духами. Мифология, таким образом, оказалась формой духовной культуры, наиболее соответствующей синкретизму, т.е. целостности, нерасчлененности первобытного, а затем и традиционного сознания, объясняющего мир. Поэтому в ней переплетается философское, обыденное, поэтически-образное и религиозно-культовое. Фигурирующие в мифе события, явления относятся к далекому прошлому (к так называемой мифологической эпохе), объясняются трансформацией в народную сказку.
Но главным для этнопедагогики оказывается не «донаучный» характер мифологических объяснений мира, а то, что в недрах мифологизирующего природную и социальную реальность народного сознания зарождались универсальные, в значительной степени соответствующие природе человека и этнической общности нравственные принципы и нормы поведения, в основном сохраняющие целостный взгляд на мир, на глубинную взаимосвязь человека с природой и себе подобными, отрицающие эгоцентризм, равнодушное отношение к другим, к своему народу как жизненную позицию. Эти принципы и нормы, генетически восходящие к языческому религиозному сознанию, сохранили свой смысл и в период возникновения, укрепления и распространения мировых религиозных систем — христианства, ислама, буддизма. Более того, именно традиционная народная культура способствовала возникновению того симбиоза языческих и христианских религиозных принципов, которые получили название «религиозный синкретизм». Он себя проявил и в развитии русской православной церкви, в системе религиозных обрядов и праздников. Яркий пример — Масленица (название праздника стало употребляться лишь с XVI в.). Масленица, по существу, языческий древнеславянский праздник в честь Белеса — бога плодородия. Блин — символ круглого, горячего, щедрого солнца, обещавшего наступление весны и богатый урожай. А сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали, опоясывали, обували в лапти. Народ, готовясь к Великому посту, веселился, наедался и напивался. Очевидно, прочность этого праздника, его вхождение в христианскую православную традицию связано именно с тем, что для традиционного этнического сознания календарность, смена времен года и соответственно сельскохозяйственный труд — ценностные доминанты, которые не могли не стать культурными константами и после Крещения, принятия христианства.
Некоторые современные исследователи утверждают, что русской православной религиозности вообще свойствен особый тип и способ взаимодействия, сочетания и существования этнического и конфессионального. «Русское христианство, впитывая в себя народные традиции, принимало новый национальный облик в силу своего "оязычивания", что делало его отличным от христианства византийского толка»1. Западные христианские «наблюдатели» еще в XV в. отмечали, что русские чрезвычайно сблизили христианство с язычеством, и трудно определить, что преобладает в образовавшейся смеси — христианское или языческое.
Всем мировым религиям присуще утверждение общечеловеческих нравственных ценностей и норм поведения, выработанных народной практикой гармоничного сосуществования с природой и другими народами, не опровергнутых и исторической практикой, в которой эти ценности и нормы соблюдались далеко не всегда. Любовь, добро, благочестие — эти и многие другие добродетели как высшие ценности объединяют мировые религии при всех их более частных различиях и их этико-педагогические концепции. В христианстве мать возвышается до божественного уровня, утверждается святость материнской любви. Будда побуждал окружающих жить в любви. Магомет предостерегал: «Кто оскорбляет Христа, оскорбляет и меня». Со всем известными христианскими заповедями перекликаются заповеди буддийские: «Ты не должен убивать», «Ты не должен красть», «Ты не должен лгать» и др. В Коране наибольшей силы исполнены созвучные и христианским, и буддистским заповеди милосердия, связанные с удивительно простым и логичным предписанием, определяющим нравственный долг правоверных: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступили». Это «золотое правило» человеческого общежития проповедуется и в других религиозных конфессиях, религиозных учениях — индуизме, иудаизме, даосизме, конфуцианстве, синтоизме.
Предостережение против ненависти к другим, против фанатизма, призыв к терпимости — также чрезвычайно характерные и важные темы в религиозных заповедях. По мнению М.Ю.Мартынова, все конфессии, несмотря на частные различия, сходны в главных нравственных принципах и универсальных общечеловеческих идеалах — необходимости любви к ближнему, важности заботы об окружающих.
Этический пафос религии, безусловно, воплощен и в тех нравственных идеалах, которые сформировались у разных народов и нашли отражение в их мифологии, фольклоре, поведенческих установках. Но было бы нецелесообразным непосредственно связывать эти идеалы с особенностями национального характера. Ранее мы уже отмечали условность понятия «национальный характер», отсутствие научно обоснованного представления об этнической спецификации черт характера личности, из которых обычно конструируется его национальный «набор». Тем более когда мы говорим о «нравственных идеалах народа», речь идет о национальном самосознании, вырабатывающем образцы поведения, к коим необходимо стремиться. Если же мы касаемся национального характера, то имеем в виду не самосознание, а фиксируемые извне наиболее типичные особенности сознания и поведения представителей народа, которые могут быть далеки от идеалов.
Интересны примеры нравственных идеалов у разных народов. Среди чувашей распространено представление о «семи благах», «семи заповедях»: трудолюбии, здоровье, уме, дружбе, доброте, целомудрии, честности. А у народов Дагестана, где большое значение придается самовоспитанию, сопротивлению дурному влиянию извне, перечень добродетелей и того, что препятствует их формированию у личности, выглядит следующим образом: «Первое — ум, его омрачают раздражения, озлобления; второе — дружба, ее губит зависть; третье — совесть, ее уничтожает жадность; четвертое — хорошее воспитание, но на него может повлиять дурная среда; пятое — скромность, ей вредит распущенность; шестое — доброта, ей мешает себялюбие; седьмое — счастье, его губит ревность».
В этноэтической системе калмыков шесть основных добродетелей: трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, честность — и десять черт характера мужчины. По данным В.С.Кукушина, у калмыков настоящий мужчина «всесторонне совершенен»: он мужественный, проявляет в нужный момент силу воли, презрение к смерти, воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитает заветы дружбы, обладает чувством собственного достоинства, самолюбив и горд, бережет честь семьи, рода, племени.
Одна из важнейших этических универсалий, отразившихся во всех религиозных учениях, — отношение к старшим, уважение к родителям, семье, учителям-наставникам. С культурологической точки зрения это нравственный фундамент культуры, без которого невозможна преемственность в развитии человека, общества, этноса.
В практике народной педагогики сложились характерные этно-дидактические принципы, связанные с освоением ребенком знаний о своих предках, об их жизни, их участии в развитии рода, результатом которого было формирование образа «родового древа». В русских крестьянских семьях господствовал принцип «Старший сказал — делай». При этом старший — это и отец, и дед, и старший брат, и просто сосед. В русской общине воспитание детей не было заботой одной лишь семьи. То, как ребенок себя ведет, касалось всех, всей общины, всего «мира». Для народа «нет чужих детей». Одной из первых заповедей здесь было и уважение к матери, материнству. Поэтому и важнейшим критерием воспитанности в русской народной педагогике было отношение к матери, забота о ней.
Но эта особенность свойственна и другим народам, устойчивая, фундаментальная универсалия этноэтики, безусловный закон жизни, которым руководствуется и православный христианин, и мусульманин, и буддист. Именно против этого нравственного закона направлена и практика многих современных псевдорелигиозных сект, вырывающих своих участников из семьи и требующих беспрекословного рабского подчинения новоявленному «гуру». Чувашские поговорки гласят: «Чти отца и мать, не придется тебе горевать», «Счастье рождается из любви к родителям», «Благословение отца-матери сбывается». В системе запретов долган (одного из коренных малочисленных народов Севера) к числу важных, регламентирующих поведение младших относятся такие: «Не перебивай старших — грех», «Не смейся над поступками, поведением старших — грех». «Как относишься к своим родителям, так отнесутся к тебе твои дети» — предупреждает карачаевская народная мудрость.
Почитание старших (геронтотимия) получило особое развитие у северокавказских народов (карачаевцев, балкарцев, абхазов, чеченцев, ингушей и др.), долгое время сохранявших традиционный уклад жизни. То же можно сказать и о коренных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока, и об особом русском субэтносе — старообрядцах, для которых характерна особая забота об одиноких пожилых людях, опекаемых всей общиной. Но отношение к старшим имеет своей оборотной стороной отношение к младшим. Эта жизненная диалектика замечательно выражена в башкирской народной мудрости: «Непослушание старшим — признак невоспитанности, непризнание младших — признак недобропорядочности. Уважь и цени старших,умей быть старшим для младших».
Особенностью современной социокультурной ситуации в европейских странах стало формирование того, что совершенно неприемлемо для традиционного общества, — культурного конфликта поколений, отчуждения ценностей предшествующих поколений в сознании молодежи, жесткой «возрастной» дифференциации культуры, которая разрушает преемственность, деформирует нравственные основы культуры.
Невозможно перечислить все варианты этических кодексов, сформированных различными народами, составляющих многонациональную российскую общность, но их близость несомненна. Это основа разумного и толерантного сосуществования этносов, различающихся по многим культурным особенностям и по религиозным убеждениям.
Развитый этический кодекс русского народа, ставший объединяющим, консолидирующим центром российской общности, российского многонационального государства, сыграл в этом важную историческую роль. В то же время в сегодняшней социокультурной ситуации, осложняющейся многими политическими и демографическими факторами, миграционными процессами, принципы народной этики проходят новое испытание. Тем более сегодня этнопедагогике принадлежит важнейшая роль в том, чтобы высокие нравственные принципы, родившиеся в недрах народной культуры, не воспринимались лишь как культурное наследие, отразившееся в различных жанрах фольклора, но актуализировались, становились фактором современной жизни, современной межэтнической и межконфессиональной коммуникации, фактором развития не имеющей альтернативы для современного общества толерантности.
Вопросы и задания
1. Какова роль ритуально-обрядовой культуры для процесса этносоциализации личности?
2. Объясните смысл выражения «инициационный голод современной культуры».
3. В чем состоит религиозно-этический смысл традиционных праздников?
4. Объясните смысл запретов (табу) как регуляторов нравственной жизни этноса и важнейших компонентов его этикета.
5. Каков основной смысл этноэкологии как ценностного основания народной культуры.
Ответы на вопросы
1. Народный идеал человека, воплощающий представления о нравственности, добре и зле, разумеется, прежде всего был ориентирован на те личностные качества, которые способствовали укреплению этнической общности, повышению ее выживаемости, адаптированности к природной и социальной среде, развитию системы жизнеобеспечения. В этом смысле принципы и приемы народной педагогики довольно рациональны и конкретны, отражают определенное состояние этнической общности, особенности ее формирования, исторического развития. В то же время в этических, религиозных, мифологических представлениях разных народов отражаются не только специфические, этнорегиональные, но и некие общечеловеческие принципы жизни, жизнедеятельности, наиболее соответствующие природе человека, его биосоциодуховной сущности.
2. «Инициационный голод» современной культуры, в частности, возник как следствие отказа от некоторых ритуально-обрядовых принципов культуры, обеспечивающих более органичный и гармоничный процесс социализации — введения молодежи в мир взрослой культуры, обретение ею иного этносоциального статуса, связанного с ответственностью за жизнь общества, за его состояние, нравственное и духовное здоровье. Возврат к исходным ценностям — не декларация, не программа, а социокультурная реальность.
3. Важнуя особенность народной педагогики, во многом утраченную в современных воспитательных методах, — цельность и органичность воспитательного воздействия, использующего для сохранения и «трансляции» традиции нравственно-эстетический потенциал обряда, праздника. По мнению Г.Н.Волкова, трудовые народные традиции и обряды в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску. Это: помочь у русских; хошар и хашар — у узбеков и таджиков; талкас, талгут и талка — соответственно у латышей, эстонцев и литовцев; толока — у украинцев и белорусов. В старой русской деревне, если идет, например, по окончании жатвы толпа мимо отстающей жницы, чаще всего одинокой и многодетной, то считалось обычным делом в таких случаях артельно подсобить ей. Со временем подобная помощь превратилась в обычай взаимной помощи — помочь и была распространена особенно среди молодежи. Как <
Воспользуйтесь поиском по сайту: