Результаты расчета средних значений, дисперсий и средних
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ ЛОКОМОТИВОВ Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 150700 - Локомотивы Составители: Целиковская В.С. Добронос А.М. Ворошилов Э.А. Бочкарев С.А. Самара — 2002
УДК 629.42-192 Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Теоретические основы надежности локомотивов» для студентов заочной формы обучения. – Самара: СамИИТ, 2002. - с. Утверждена на заседании кафедры «Локомотивы» СамИИТа «22» января 2002 г., протокол № 5. Печатается по решению редакционно-издательского совета института.
Методические указания посвящены решению практических задач по дисциплине «Теоретические основы надежности локомотивов» и позволяют студентам в процессе самостоятельной индивидуальной работы усвоить исходные положения теории надежности применительно к подвижному составу.
Составители: Целиковская Валентина Семеновна Добронос Алексей Мефодиевич Ворошилов Эдуард Александрович Бочкарев Сергей Александрович
Рецензенты: главный инженер службы локомотивного хозяйства Куйбышевской железной дороги С.М. Перов; заведующий кафедрой «Локомотивы», д.т.н., профессор Ю.Е. Просвиров
Подписано в печать Формат Бумага писчая. Усл. п.л. Тираж экз. Заказ № © Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта СОДЕРЖАНИЕ
Стр. Введение............................................ Содержание и оформление контрольной работы........... Задание 1............................................ Задание 2............................................ Задание 3............................................ Задание 4............................................ Задание 5............................................
Задание 6............................................ Список рекомендуемых источников...................... Приложение..........................................
ВВЕДЕНИЕ Надежность локомотивов является одним из важнейших условий, определяющих ритмичную и устойчивую работу железных дорог. Выполнение контрольной работыимеет своей целью помочь студенту усвоить исходные положения теории надежности и получить первые навыки практических расчетов показателей надежности применительно к подвижному составу. В контрольной работе предложено выполнить расчеты для некоторого объекта (им может быть любой элемент, подсистема или локомотив в целом) и колесной пары. Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен прежде всего усвоить основные термины и определения теории надежности: работоспособное и исправное состояния, отказ и повреждение, внезапный и постепенный отказы, восстанавливаемое и невосстанавливаемое, ремонтируемое и неремонтируемое изделия, предельное состояние, наработка и продолжительность эксплуатации, ресурс, срок службы, безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость, надежность. Далее необходимо восстановить в памяти основные положения теории вероятностей: случайное событие, вероятность события, статистическая вероятность (частота), сложение и умножение вероятностей, несовместные и независимые события, случайная величина, распределение случайной величины, среднее значение и математическое ожидание случайной величины, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, функция распределения, плотность распределения, принцип практической уверенности, экспоненциальный и нормальный законы распределения, теоремы о числовых характеристиках случайных величин, случайная функция. Важно усвоить связь между вероятностью и статистической вероятностью (частотой) события, средним значением и математическим ожиданием случайной величины. Для выполнения контрольной работы нужно также получить основные представления о повышении надежности путем резервирования. Прежде всего имеется в виду структурное резервирование. Необходимоусвоить понятия: основной и резервный элемент, нагруженный резерв, кратность резерва, дублирование, общее резервирование и др.
После этого студент может перейти к изучению способов расчета единичных и комплексных показателей надежности. В контрольной работе студенту предлагается из множества используемых на практике показателей надежности рассчитать вероятность безотказной работы, среднюю наработку до отказа и интенсивность отказов. Эти показатели обычно рассчитываются для невосстанавливаемых объектов, а для восстанавливаемых - только применительно к периоду эксплуатации до первого отказа. Тем не менее, эти показатели достаточно широко используются для оценки безотказности, как на стадии проектирования и испытания объектов, так и при их эксплуатации. Умение рассчитывать указанные показатели дает студенту ключ к расчету других единичных и комплексных показателей надежности и формирует понимание основных закономерностей изменения исправности и работоспособности локомотивов, их агрегатов и узлов. Вся контрольная работа разбита на отдельные задания, отражающие рациональную последовательность освоения материала курса и сопровождаемые методическими указаниями. Выполнение каждого задания завершается контрольным вопросом, который имеет целью помочь студенту лучше осмыслить выполняемую работу и подготовиться к зачету, при выполнении контрольной работы ответы на контрольные вопросы можно не записывать.
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из пояснительной записки (текстовая часть) и графической части, оформляемых в соответствии с требованиями ГОСТ и ЕСКД. Пояснительная записка состоит из следующих разделов: титульный лист; реферат (аннотация); основная часть; список использованных источников и оформляется либо в тетради, либо на листах формата А4 разборчиво и без использования не принятых сокращений. На титульном листе указываются название института, кафедры, дисциплины, фамилия и инициалы студента, учебный шифр, курс, а также фамилия и инициалы преподавателя, год выполнения работы.
Реферат (аннотация) в объеме 5-10 строк должен отражать основное содержание контрольной работы. Основная часть состоит из разделов «Содержание», «Введение» и шести заданий. В каждом задании полностью формулируются условия с исходными данными в соответствии с вариантом. В процессе решения приводятся все используемые формулы с расшифровкой входящих в них переменных и необходимыми текстовыми пояснениями. Графическая часть оформляется либо в тексте пояснительной записки, либо на миллиметровой бумаге. Список использованных источников приводится в соответствии с ГОСТ. На последней странице проставляется дата выполнения контрольной работы и роспись студента.
Задание 1
В табл.1 приведены значения наработок до отказа в находившейся под контролем партии одинаковых объектов.
Таблица 1 Значения наработок объекта до отказа и заданные значения t и T0.
Продолжение табл. 1
Продолжение табл. 1
Требуется определить статистические вероятности безотказной работы P(t) и отказа Q(t) объекта для заданного значения t, указанного в табл.1. Далее необходимо рассчитать значение вероятности безотказной работы P*(t) по первым 20 значениям наработки до отказа, указанным для соответствующего варианта в табл.1. Затем для заданной наработки t требуется рассчитать математическое ожидание числа работоспособных устройств Np(t) при общем числе находившихся в эксплуатации объектов, указанном в табл.2. Таблица 2 Объем партии объектов и заданное значение k
Методические указания. Наработка исследуемых объектов до отказа есть непрерывная случайная величина Т. По результатам испытания (наблюдения в эксплуатации) партиииз N объектов получена дискретная совокупность из N ее значений t1,……, tj,…… tN, указанных в табл. 1. Статистически вероятность безотказной работы устройства для наработки t определяется как: , (1) где Np(t) - число объектов, работоспособных на момент времени t. Для определения Np(t)из табл.1 следует выбрать значения Т, превышающие t. При выполнении расчетов необходимо быть очень внимательным, поскольку полученные результаты используются в последующем и ошибка на первом шаге приводит к неверным результатам всех последующих вычислений. Вероятность отказа устройствазанаработку t статистически определяется как: Q , (2)
где Nнр(t) - число объектов, неработоспособных к наработке t. Для определения Nнр(t) из табл.1 следует выбрать значения Т< t. Поскольку Np(t)+Nнp(t)=N, нетрудно видеть, чему равна сумма вероятностей P(t)+Q(t). Подсчет этой суммы используйте для проверки правильности своих вычислений. Оценку вероятности безотказной работы устройства по первым 20-ти значениям наработки до отказа обозначим как Р*(t).Еe значение определяется также по формуле (1), но при этом N=20, и число работоспособных объектов Np(t) выбирается из этой совокупности. Будем считать, что условия опыта, включающего 50 наблюдений, позволили однозначно определить вероятность безотказной работы объекта, т.е. P(t) = 1 – F(t). Здесь F(t) - функция распределения случайной величины "наработка до отказа”, определяющая вероятность события Т£ t при N®¥.
Тогда с учетом формулы (1) математическое ожидание числа объектовNp(t), работоспособных к наработке t, определяется как: Np(t) = P(t)´N, где N - объем партии устройств, определяемый из табл.2.
Контрольный вопрос. Чем объясняется возможное различие значений P(t) и P*(t)? Задание 2 Требуется рассчитать среднюю наработку до отказа рассматриваемого объекта. Первоначально вычисления произвести непосредственно по выборочным значениям Т, указанным в табл.1, а затем с использованием метода разложения в статистический ряд. Методические указания. Для вычислений среднего значения случайной величины Т непосредственно по ее выборочным значениям t1, t2,…, tj,…, tN используют формулу: . (3) Уточним, что здесь N равно числу значений Т в табл.1 для заданного Вам варианта. Ошибки, которые можно сделать при расчетах, разделяют на технические и методические. Техническая ошибка является следствием неправильных действий вычислителя (ошибка при введении числа в калькулятор, повторное введение одного и того же числа, пропуск одного или нескольких чисел и т.п.). Методическая ошибка определяется используемым методом и формулами расчета. Формула(3) не несет в себе методической ошибки, однако расчетыс ее помощью обычно трудоемки и часто приводят к неверным результатам в силу технических ошибок. Чтобы избежать технических ошибок, расчеты полезно выполнить, как минимум, дважды, вводя в калькулятор значения tj первоначально с 1-го значения до N -го, а затем с N -го до 1-го. Значительно упростить и ускорить вычисления можно путем использования преобразования результатов наблюдений (совокупности значений tj) в статистический ряд. Первоначально необходимо построить вариационный ряд, т.е. расположить значения Т из табл.1 в порядке неубывания (tj-1£ tj£ tj+1). Затем весь диапазон наблюдаемых значений Т делят на m интервалов и подсчитывают число значений nj, приходящихся на каждый j–ый интервал. Результаты такого подсчета удобно записывать в форме, соответствующей табл.3. При этом значение нижней границы первого интервала соответствует значению T0 из табл.1.
Таблица 3 Преобразование значений наработки до отказа в статистический ряд
Длины Dtвсех интервалов чаще всего принимают одинаковыми, а число интервалов m обычно устанавливают используя одно из известных в математической статистике эвристических соотношений. Для выполнения данного задания примите Dt=3*I0 3 ч, а m=4. Для примера в табл.3 показаны результаты систематизации в виде статистического ряда 100 значений случайной величины, распределенной на интервале [8,5*I03ч; 20,5*I03 ч] для тех же условий, т.е. Dt=3*I0 3 ч, а m=4. Заполнять таблицу несложно. Просматривая вариационный ряд, подсчитывают n 1, …, n j,…. n m – число попаданий значений случайной величины соответственно в 1 -ый,..., j-ый, …., m–ый интервал. Правильность подсчетов определяют, используя соотношение: .
Статистический ряд можно отобразить графически, как показано на рис.1.
Рис. 1 С этой целью по оси абсцисс отложите значения границ интервалов и на каждом интервале постройте прямоугольник, высота которого равна статистической вероятности попадания случайной величины на данный интервал. Статистическая вероятность qj попадания случайной величины на j -ый интервал рассчитывается как: . Подсчитайте значения qj для всех интервалов и проверьте правильность расчетов, используя выражение: . Для расчета среднего значения случайной величины в качестве "представителя" всех ее значений, принадлежащих j -му интервалу, принимают его середину tj. Тогда средняя наработка до отказа, определяется как: . (4) Расчет с использованием формулы (4) вносит некоторую методическую ошибку. Однако,ее значение обычно пренебрежимо мало. Эту ошибку в Ваших расчетах оцените по формуле: . где и - средние значения, вычисленные соответственно с использованием формул (3) и (4).
Контрольный вопрос. Каким образом можно уменьшить ошибки в расчетах с использованием второго метода?
Задание 3
Требуется рассчитать интенсивность отказов λ(t)для заданных значений t и ∆t. Затем в предположении, что безотказность некоторого узла в системе характеризуется интенсивностью отказов, численно равной рассчитанной, причем, эта интенсивность не меняется в течение всего срока службы локомотива, необходимо определить среднюю наработку до отказа такого узла. Пусть некоторая подсистема включает в себя k последовательно соединённых узлов (рис.2).
Рис. 2 Эти узлы (блоки) имеют одинаковую интенсивность отказов, численно равную рассчитанной. Требуется определить интенсивность отказов подсистемы λП и среднюю наработку ее до отказа , построить зависимости вероятности безотказной работы одного блока РБ(t) и подсистемы РП(t) от наработки и определить вероятности безотказной работы блока РБ(t) и подсистемы РП(t) к наработке t= . Значение k указано в табл.2. Методические указания. Интенсивность отказов λ(t) рассчитывается по формуле: , (5) где q(t, ∆t) - статистическая вероятность отказа устройства на интервале ]t, t+∆t] или иначе - статистическая вероятность попадания на указанный интервал случайной величины Т, которая выбирается из табл. 3 при совпадении заданного интервала и табличного интервала, либо рассчитывается аналогично значениям qj из табл. 3 для заданного интервала при его несовпадении с табличным интервалом; P(t) - рассчитанная в задании 1 вероятность безотказной работы объекта. Напомним, что значение t определяется из табл.1, а принятое в работе значение ∆t=3 ´ 103 ч. Если интенсивность отказов не меняется в течение всего срока службы объекта, т.е. λ(t)=λ=const, то наработка до отказа распределена по экспоненциальному (показательному) закону. В этом случае вероятность безотказной работы блока: PБ(t)=е-λt= exp(-λt), (6) а средняя наработка блока до отказа находится как: . (7) При последовательном соединении k блоков интенсивность отказов образуемойими подсистемы: . (8) Если интенсивности отказоввсех блоков одинаковы, тоинтенсивность отказов подсистемы: , (9) а вероятность безотказной работы подсистемы: PП(t)=exp(-λПt)=exp(-kλt). (10) С учетом (7) и (8) средняя наработка подсистемы до отказа находится как: . (11) Для построения зависимостей PБ(t) и PП(t) можно пользоваться калькулятором или данными приложения 1. Для расчета значений PБ(t) и PП(t) интервал наработки t примите равным 400 ч. Расчеты сведите в таблицу вида (табл. 4). Таблица 4 Расчет значений PБ(t) и PП(t)
График постройте, установив максимальное значение t=5200 ч, но при этом при вычислении РП (t) расчеты можно прекратить, достигнув значения 0,05. Пояснения к приложению. В приложении приведены значения функции ехр(-х) от 0,00 до 3,09 через 0,01. С целью сокращения объема таблицы приведены только цифры дробной части после нуля целых или нуля целых и нуля десятых. Например: ехр(-0,05) = 0,9512; еxр(-2,53) = 0,07966. Соотношения (8) и (9) справедливы для экспоненциального распределения. Для любого распределения наработки до отказа вероятность безотказной работы подсистемы, состоящей из k последовательно соединенных блоков, связана с вероятностями безотказной работы этих блоков следующим соотношением: . (12) Если блоки равнонадежны, как принято в задании, то: . (13) Рассчитав значение РП (t) по формуле (13) для t= , сравните его со значением, рассчитанным по формуле (10).
Контрольный вопрос. В какой период эксплуатации - начальный или по мере приближения к предельному состоянию - интенсивность отказов объектов обычно резко и неуклонно возрастает, и почему?
Задание 4
Для наработки t = требуется рассчитать вероятность безотказной работы системы РС (рис.3), состоящей из двух подсистем, одна из которых является резервной.
Рис.3 Методические указания. Расчет ведется в предположении, что отказы каждой из двух подсистем независимы, т.е. отказ первой подсистемы не нарушает работоспособность второй, и наоборот. Вероятности безотказной работы каждой подсистемы одинаковы и равны РП . Тогда вероятность отказа одной подсистемы: Q П . Вероятность отказа всей системы QС определяетсяиз условия, что отказала и первая, и вторая подсистемы, т.е.: QС =QП * QП =Q2П , Отсюда вероятность безотказной работы системы: РС =1-QC .
Контрольный вопрос. Какие недостатки Вы видите в принятой схеме резервирования?
Задание 5
По данным табл.5 требуется определить зависимости от наработки (пробега локомотива) математического ожидания (среднего значения) проката бандажей колесных пар и дисперсии проката D(y), полученные уравнения необходимо записать. Параметры искомых зависимостей следует рассчитать с использованием правила определения уравнения прямой, проходящей через две точки с известными координатами. Методические указания. Данное задание выполняется в предположении, что математическое ожидание (среднее значение) и дисперсия проката бандажей представляют собой линейные функции пробега локомотива. Это подтверждается исследованиями, проведенными в различных депо. Обозначим прокат бандажей как некоторую переменную величину Y. Зависимость Y от наработки (пробега локомотива) представляет собой случайную функцию, реализации которой являются монотонными неубывающими функциями. Для описания такой случайной функции часто вполне достаточно знать, как изменяются в зависимости от наработки ее математическое ожидание (среднее значение) и дисперсия: и D(у).
Таблица 5 Результаты обработки измерения износа бандажей колесных пар локомотивов
Исследования, проведенные в различных депо, показывают, что для описания зависимости проката бандажа колесной пары от пробега локомотива могут быть использованы линейные функции. В соответствие с этим запишем: , (14) , (15) где и D(y0) соответственно – среднее значение и дисперсия проката бандажей при t =0, при этом началом отсчета является последняя обточка бандажей; - средняя скорость увеличения проката, мм/тыс.км; - скорость увеличения дисперсии проката, мм2/тыс.км; t - пробег локомотива, тыс.км. Искомыми параметрами функций (14) и (15) являются , , D(y0) и . На практике для их нахождения необходимо область возможных значений наработки (нижняя граница которой t = 0, а верхняя находится из условия достижения предельного значения проката) разбить на несколько (обычно 10-20) интервалов. При каждом из разделяемых этими интервалами пробегов локомотива t1, t2,….., tj,… производят измерения проката большого количества колесных пар и вычисляют соответствующие пробегам средние значения , ,….., ,…., а затем дисперсии D(y1), D(y2),..., D(yj), …. Располагая такими наборами значений, можно, используя метод наименьших квадратов, определить искомые зависимости (t) и D(y). В контрольной работе задача существенно упрощена. Предполагается, что массивы данных о прокате бандажей для каждого tjуже обработаны. Считается также возможным определить искомые линейные зависимости, располагая координатами только двух точек. В таком случае параметры и зависимостей (14) и (15) могут быть определены соответственно: , (16)
. (17) После этого, используя координаты любойиз известных двух точек, например, второй (t2, ) или ( t2, D(y2)),можно найти два других параметра: , (18) . (19) Подставив значения, полученные расчетом по формулам (16), (17), (18) и (19), в уравнения (14) и (15), получите выражения, определяющие зависимости среднего проката бандажей колесных пар и дисперсии проката от пробега локомотива для Вашего варианта.
Контрольный вопрос. Могут ли исходные значения среднего проката бандажей и дисперсии проката D(y0) соответствующие t=0, быть равными 0? Отрицательными числами?
Задание 6
Требуется рассчитать средние значения , дисперсии D(y)и средние квадратические отклоненения проката при нескольких значениях пробега, пользуясь зависимостями (14) и (15), полученными при решении задания 5. Затем требуется для тех же значений пробега определить нижнюю y(t)min и верхнюю y(t)max границы практически возможных значений проката. Результаты расчетов следует занести в таблицу, выполненную по форме табл.6, и построить поним линии, представляющие собой зависимость среднего проката бандажей от пробега, нижнюю и верхнюю границы практически возможных значений проката. Таблица 6 Результаты расчета средних значений, дисперсий и средних квадратических отклонений проката бандажей
Предельное значение yпр проката бандажей колесных пар грузовых тепловозов установлено равным 7 мм, а пассажирских тепловозов - 5 мм. Заданная серия тепловоза указана в табл.7. Таблица 7 Заданная серия тепловоза
Методические указания. Заполните таблицу формы 6, последовательно производя вычисления по формулам (14) и (15), полученным при выполнении задания 5, для значений пробега локомотива от 0 до 350 тысяч километров через 50 тыс. км. Расчет средних квадратических отклонений произведите по формуле: . Принятой модели процесса износа бандажа, определяемой выражениями (14) и (15), соответствует такое постепенное увеличение проката, при котором среднее значение и дисперсия приращения проката за некоторый интервал пробега Δt пропорциональны длине этого интервала и не зависят от достигнутого значения y. В таком случае вполне допустимо, основываясь на основных теоремах теории вероятностей, считать, что для любого t (пока y < yпр ) значения проката распределены по нормальному закону с плотностью распределения: . Сужение области определения функции до интервала [0, yпр] практически не оказывает влияния на результаты расчетов. Для нахождения области практически возможных значений случайной величины, распределенной по нормальному закону, пользуются "правилом трех сигма". В соответствии с этим правилом для каждого пробега локомотива t верхняя и нижняя границы практически возможных значений проката бандажей находятся как: , (20)
. (21)
Полученные зависимости иллюстрирует рис.4.
Рис.4 По результатам расчетов, сведенным в табл.6, постройте график зависимости среднего проката бандажей от пробега (рис.4). Проведите на графике прямую y=yПР. Пользуясь данными табл. 6, постройте на этом же графике кривые, показывающие верхнюю и нижнюю границы практически возможных значений проката бандажей. Покажите на графике обе исходные точки (t1, ), ( t2, ) и отметьте их координаты. При построении графика рекомендуется использовать следующий масштаб: пробег – в 1 мм 1 тыс.км, прокат - в 1 мм 0,05 мм проката.
Контрольный вопрос. Имеет ли смысл при заданных условиях вычислятьзначения среднего проката и дисперсии проката для наработки t=360 тыс.км и более?
Читайте также: I. Результаты опытных посевов лесных полос гнездовым способом весной 1949 и 1950 годов Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|