Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективное управление персоналом

Персонал и его структура

Структура персонала предприятия в значительной степени зависит от:

- роли тех или иных групп персонала в производственном процессе, определяемой общественным разделением труда;

- специфики влияния различных групп персонала на конечный результат деятельности предприятия.

Общественное разделение труда находит свое предметное воплощение, получает конкретность в обособлении профессий (специальностей), т.е. профессиональном разделении труда.

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Вид занятий в рамках данной профессии определяется специальностью. Это более узкая классификация рода трудовой деятельности, которая требует конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных благодаря специальному образованию и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

Важной характеристикой в этой связи является также квалификация. Различают квалификацию работы и квалификацию работника. Квалификация работы - это характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. Играет важную роль при установлении тарифных ставок рабочим и должностных окладов служащим. Квалификация работника – это способность человека выполнять работу определенной степени сложности. Критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности.

Следовательно, принимая во внимание роль тех или иных групп персонала в производственном процессе, которая определяется общественным разделением труда, существенными элементами структуры персонала предприятия должны быть профессионально - квалификационные группы работников.

В зависимости от роли работников в процессе достижения целей функционирования и развития персонал предприятия может быть разделен на две группы: рабочий персонал и персонал управления. К рабочему персоналу относятся работники преимущественно физического труда, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию различных производственных услуг и перемещению грузов. Результаты труда рабочих поддаются прямому количественному измерению.

К персоналу управления относятся работники преимущественно умственного труда, выполняющие или способствующие выполнению конкретных управленческих функций. Труд этой категории персонала, воздействуя на деятельность управляемого производственно - хозяйственного объекта (цех, участок, предприятие), является производительным трудом.

В соответствии со сложившимся разделением труда в процессе принятия и реализации решений персонал управления делится на категории: руководители, специалисты и другие служащие.

Руководители распоряжаются ресурсами организации и принимают решения по всем важнейшим вопросам деятельности предприятия. В зависимости от масштаба управляемого объекта руководители бывают трех уровней:

- высшего (президент, вице-президент, директор);

- среднего (начальник или заведующий отделом, начальник производства, цеха, участка);

- низшего (руководитель сектора, группы, бюро, мастер).

Специалисты выполняют работы, связанные с подготовкой решений, принимаемых затем руководителями. Они являются экспертами в определенной области и оказывают помощь руководителям в процессе принятия решения. В зависимости от характера выполняемых работ специалистов можно разделить на технических и функциональных.

Служащие осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль, техническое и хозяйственное обслуживание производства, труда и управления.

В России существуют нормативно-правовые документы, создающие основу для классификации и описания профессий рабочих и должностей служащих. К таким документам можно отнести:

- отраслевые Единые тарифно-квалификационные справочники (ЕТКС);

- общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), который введен в действие с 1 января 1995 года Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 декабря 1993 года N 298;

- общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, который введен в действие с 1 января 1996 года Постановлением Госстандарта России N 367 от 26.12.96.

Система управления персоналом на предприятии должна быть построена с соблюдением общих принципов рациональной организации систем. Такими принципами являются:

- принцип эффективности;

- принцип системности;

- принцип обратной связи;

- принцип внешнего дополнения;

- принцип партнерства;

- принцип экономичности.

Управление персоналом можно определить как процесс воздействия организации на её сотрудников с помощью определенных методов, направленных на обеспечение производственного поведения работников, ведущего к достижению целей организации. На производственное поведение работников оказывают влияние различные факторы, в том числе уровень квалификации работника, его психологические, психофизиологические и медико-биологические качества, а также прилежание (мотивация), с которой работает сотрудник.

Кадровый потенциал управления

Под кадровым потенциалом управления следует понимать совокупность способностей и возможностей кадров управления обеспечивать эффективное функционирование системы управления. Поэтому исходными элементами для создания кадрового потенциала управления является определение потребности в кадрах и формирование оптимальной структуры управленческого персонала.

Эффективное управление персоналом

Основными задачами, которые приходится решать, чтобы обеспечить эффективное управление персоналом на предприятии, являются:

1. Планирование человеческих ресурсов, т.е. обеспечение удовлетворения потребностей предприятия в работниках в соответствии с его стратегией развития. Алгоритм планирования персонала включает в себя следующие этапы:

- анализ кадровых ресурсов предприятия;

- прогнозирование потребностей в новых работниках;

- разработка плана и программы удовлетворения этих потребностей.

2. Организация набора персонала за счет внешних источников и создания резерва на замещение должностей внутри предприятия.

Можно выделить три основных метода набора персонала: внешний, внутренний и смешанный.

Различают активную и компенсаторскую кадровую политику. Активная кадровая политика основана на подборе кадров непосредственно в учебных заведениях. Она предусматривает затем длительное обучение работника в учебном центре предприятия. Компенсаторская кадровая политика заключается в подборе рабочей силы на рынке труда среди тех, кто уже имеет определенную специальность, а не из числа выпускников школ. Её реализация обходится фирме гораздо дешевле, так как фирма не занимается подготовкой кадров, а также организацией и содержанием учебных заведений.

В качестве методов отбора кадров используют собеседование и тестирование, в процессе которых предварительно устанавливается способность кандидата выполнять те или иные функции.

3. Организация заработной платы, включая разработку структуры, форм и методов стимулирования, обеспечивающих привлечение и сохранение персонала предприятия.

4. Ориентация и адаптация работников на предприятии, т.е. усвоение работниками целей организации, возможностей своего вклада в их достижение. Адаптация работников и динамичное развитие предприятия во многом определяется тем, насколько эффективно организовано обучение персонала по специальным программам, целью которого является постоянное повышение качества выполняемой работы.

5. Оценка трудовой деятельности, которая должна осуществляться по специально разработанным методикам, суть которых в обязательном порядке должна быть доведена до работников. В настоящее время можно говорить о двух основных типах систем оценивания:

- оценивание работника по выбранному перечню черт характера (личности), качеств, характеристик его поведения;

- оценивание работника по результатам его деятельности и степени достижения стоящих перед ним целей.

6. Разработка системы перемещения персонала (повышение, перевод, понижение и увольнение). С помощью этой системы эти проблемы могут быть решены с наибольшей эффективность с точки зрения достижения экономических целей и с наименьшими негативными последствиями для отдельной личности и коллектива в целом.

7. Подготовка руководящих кадров, обеспечение продвижения лучших из них по служебной лестнице. Для этого необходимо разрабатывать и осуществлять программы развития способностей руководителей всех уровней.

8. Группа задач, связанная с трудовыми отношениями на предприятии и вне его. Решая эти задачи, следует позаботиться об организации межличностных отношений, отношений между работниками и администрацией, между ними и общественными организациями.

Стратегическое мышление является очень важным условием эффективного управления предприятием. При рассмотрении взаимосвязи между этапами жизнедеятельности предприятия и особенностями стратегического мышления на каждом из них необходимы различные его типы.

На первом этапе жизнедеятельности предприятия следует отдавать предпочтение лидерам с ярко выраженным "взглядом в будущее". Такой руководитель должен видеть потребности развития, требующие удовлетворения.

Во второй фазе требуется более прагматические руководители, способные осуществить задуманное на основе достигнутых результатов, накопленных ресурсов. Эта фаза требует серьезного отношения к повседневному руководству предприятием, иногда требующего осуществления непопулярных решений (например, сокращение численности).

И, наконец, в период спада необходимо ориентироваться на неординарно творчески мыслящих руководителей, которые способны своими новыми идеями и методами работы возродить предприятие.

Именно руководители среднего и нижнего уровня принимают решения, имеющие достаточно большое значение, несмотря на то, что они ограничены в возможностях. Умение стратегически мыслить на нижних уровнях управлениях является базой для стратегических действий на верхних.

Все это позволяет говорить о важнейшей стратегической роли человеческих ресурсов предприятия, управления его персоналом, так как большинство проблем в организациях так или иначе связаны с людьми. Поэтому, для менеджера очень важно постоянно изучать свой персонал, выявлять его сильные и слабые стороны, с точки зрения стратегического развития. Рис.1. Концептуальная схема системы управления предприятием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...