Хозяйственная стратегия предприятия
Тема 9 Планирование деятельности предприятия
1. Понятие и технология планирования. Планирование – это разработка и корректировка плана, предвидение, обоснование, конкретизация и описание деятельности хозяйствующего субъекта на ближайшую и долгосрочную перспективу. Планирование является одной из функций управления предприятием. План – необходимое условие своевременной подготовки всех ресурсов для организации производства. Это также основа контрактов между предпринимателями и его деловыми партнерами, основа коммерческого успеха предприятия. Содержание плана определяется в первую очередь его назначением, но любой план должен содержать в себе следующие основные элементы: – цель деятельности (предприятия в целом или его структурных подразделений), выраженная количественно и конкретно системой установленных показателей; – средства достижение цели; – методы и сроки увязки целей и средств; – этапы и сроки выполнения работ; – исполнители; – методы, этапы и средства контроля достижения плана. Технология планирования предлагает трехэтапную работу над составлением плана предприятия. Первый этап планирования заключается в анализе необходимой информации. Внешняя информация включает сведения об экономической и политической ситуации, конъюнктуре рынка, правовой среде и т.д. Внутренняя информация – это сведения о ресурсах (производственных мощностях, численности и составе персонала, обеспеченности оборотными средствами), а также о других составляющих внутренней среды предприятия (структуре управления, технологии производства, хозяйственной стратегии и др.) Второй этап планирования – подготовка проектов отдельных частей плана (планов различного функционального назначения, планов структурных подразделений) по следующему алгоритму:
– определение и обоснование целей и задач; – установление конкретных показателей и заданий для исполнителей; – детализация заданий по видам работ, рабочим местам и срокам исполнения; – расчет затрат и результатов реализации плана на весь период планирования. Третий этап – взаимная корректировка частей плана до полной сбалансированности по ресурсам и времени исполнения. Формируется план как динамичная система взаимосвязанных производственных, технологических, экономических, организационных и социальных мероприятий, направленных на достижение основной цели предприятия. Структура планов предприятия определяется его административно-хозяйственной структурой и функциями.
2. Классификация планов Классификация планов: 1) по срокам исполнения различают оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические; 2) по функциональному назначению на предприятии составляются производственные, коммерческие, финансовые, инвестиционные планы, планы по труду и развитию персонала и др.; 3) по уровням управления предприятием различают общефирменные, цеховые планы, планы работ отделов и лабораторий, участков и бригад; 4) по видам изделий и работ составляются планы по продукции проектируемой, находящейся в процессе освоения и освоенной производством. Виды планов, разрабатываемых на предприятии, определяются: – размерами предприятия (на малых предприятиях система планов проще, чем на крупных и средних); – отраслевой принадлежностью, продолжительностью производственного цикла и жизненного цикла продукции (отраслях с длительным циклам производства применяют планирование на более длительную перспективу, в отраслях с часто меняющейся номенклатурой продукции – преимущественно краткосрочное планирование).
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. В долгосрочных, текущих и оперативно-календарных планах разрабатываются одни и те же показатели (перечень продукции, расходы, сроки, исполнители и результаты) с разной степенью детализации. Все они определяют промежуточные задачи на пути достижения стратегических целей. Самыми детальными и конкретными являются оперативно-календарные планы, задача которых состоит в обеспечении согласованной работы всех подразделений и работников предпрития в каждый момент времени (наличия производственных заданий, исправного оборудования, материалов и т.д.). Задачей стратегического планирования является формирование общей идеи будущего развития предприятия и определение средств ее достижения. В стратегическом плане не приводятся конкретные показатели результатов работы, ресурсов и точные сроки исполнения вследствие их неизбежной корректировки.
Хозяйственная стратегия предприятия Формирование хозяйственной стратегии представляет собой процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели. Выбор хозяйственной стратегии зависит от таких внешних факторов как уровень конкуренции в отрасли, общая экономическая ситуация в стране (в частности, уровень инфляции), экономическая политика правительства, сравнительные преимущества национальной экономики на мировом рынке, от внутренних факторов, связанных с производственными, коммерческими и финансовыми возможностями самого предприятия. Хозяйственная стратегия предприятия, таким образом, тесно взаимосвязана с его конкурентоспособностью. В зависимости от уровня конкурентоспособности различают: – предприятия, занявшие определенную рыночную нишу, – предприятия, следующие за лидером, – компании передовых систем управления, – компании мирового уровня, опережающие конкурентов по всем параметрам. Хозяйственные стратегии можно подразделить на два типа: 1) Стратегии первого типа направлены на расширенное воспроизводство капитала и получение долгосрочной прибыли, предусматривая повышение эффективности производства на постоянной основе, крупные инвестиции в производстве, перестройку систем управления, переподготовку кадров, изменение в сбытовой сети. К первому типу относятся стратегии минимизации издержек производства, увеличения доли рынка, инвестиционного программирования НИОКР (создание новых рынков инвестиционных товаров и услуг).
2) Стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей и максимизацию краткосрочной прибыли путем маневрирования имуществом предприятия, спекуляций на финансовом рынке, искусственного завышения цен на продукцию. В долгосрочном плане такие стратегии могут привести к снижению конкурентоспособности компании. Ко второму типу относятся стратегии искусственного завышения издержек производства, перекладывание издержек на потребителя, манипулирование инвестиционным портфелем, имитационного программирования НИОКР (обновление ассортимента за счет «косметических» улучшений уже внедренной на рынок продукции). Процесс разработки и реализации, хозяйственной стратегии включает в себя следующие этапы: 1) определение миссии организации, т.е. основной цели или причины ее существования; 2) формулировка целей, детализирующих миссию (цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми и ориентированными во времени); 3) оценка и анализ внешней среды, т.е. экономических, политических, международных, рыночных, технологических и иных факторов, влияющих извне на деятельность компании; 4) анализ сильных и слабых сторон компании или управленческое обследование ее преимуществ и недостатков в области маркетинга, производства, финансов, кадров, внутрипромышленной культуры и имиджа; 5) анализ стратегических альтернатив и выбору стратегии; 6) реализация стратегии, оценка и корректировка. 4. Бизнес-план Бизнес-план – это комплексный план развития предприятия, определяющий цели и направления его хозяйственной деятельности, содержащий экономическое обоснование затрат и результатов деятельности предпрития, его производственных и финансовых возможностей, коммерческого успеха.
Назначение бизнес-плана – обоснование эффективности инвестиционных проектов привлечения к сотрудничеству инвесторов и иных деловых партнеров, определение перспектив реализации продукции предприятия, разъяснение задач, стоящих перед персоналом организации по достижению ее целей. Краткий бизнес-план – это документ широкого пользования, не содержащий коммерческой тайны, в котором в концентрированной форме излагаются содержание проекта развития предприятия. Полный бизнес-план предоставляется ограниченному кругу лиц, пользующих доверием фирмы и включает следующие разделы: резюме (обзорный раздел), анализ рынка, сущность проекта и характеристика фирмы, производственный план, инвестиционный план, финансовый план, оценка риска и заключение об эффективности проекта и возможностях его реализации. Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий на 1-2 года период реализации проекта. Основными требованиями к его составлению являются: четкая структура документа, достоверность приводимой информации и обоснованность экономических показателей, ясность изложений и наглядность представленных материалов. Начинается бизнес-план с титульного листа. Он должен содержать следующую информацию: полное официальное название предприятия и его организационно-правовая форма; юридический и почтовый адрес; телекоммуникационные реквизиты (номера телефонов, факсов, электронной почты); фамилии и должности сотрудников предприятия, которые будут выступать как контактные лица; дата составления; порядковый номер экземпляра, гриф конфиденциального характера документа. Далее следует подробное оглавление с указанием страниц и начинается изложение всех разделов бизнес-плана, составляющих его содержание. Структура бизнес-плана может быть представлена следующими разделами. 1. Обзорный раздел (резюме) составляется, когда весь бизнес-план уже сформирован, содержание его должно быть лаконичным, но максимально информативным. Цель – привлечь и заинтересовать потенциального инвестора, изложив концепцию проекта, указав требуемую сумму инвестиций, факторы коммерческого успеха проекта, его предполагаемые результаты, срок реализации. 2. Описание предприятия и отрасли. Здесь характеризуется текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, его место на рынке, основные клиенты и партнеры. Описание отраслипозволяет рассмотреть влияние внешней среды на перспективы проекта (рассматривается инвестиционная привлекательность отрасли, ее место в структурной политике государства, тенденции изменения спроса на продукцию отрасли, средний уровень прибыльности капитала).
3. Описание продукции (услуг) – характеризует отличительные особенности продукции (услуги), ее преимущества и недостатки по сравнению с аналогами, ее конкурентоспособность по ценовым и качественным параметрам. Раздел также содержит прогноз жизненного цикла продукции. 4. План маркетинга – рассматривает требования потребителей к продукции, стратегию продвижения ее на рынок, ценовую политику и возможных конкурентов. 5. Производственный план. Всесторонне анализируются возможности осуществления проекта по производству: наличие необходимых ресурсов – технологий, оборудования, производственных площадей, инфраструктуры, сырья, квалифицированного персонала и т.д. 6. Организационный план – характеризует команду управления проектом и ведущих специалистов, возможных партнеров по реализации проекта, его правовое обеспечение, имеющиеся льготы. 7. Финансовый план. Приводятся все финансово-экономические расчеты по проекту, калькуляция себестоимости продукции, источники финансирования и схема выплат по кредитам. В этом разделе содержатся также «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и «Прогнозный баланс». Здесь же приводятся показатели эффективности реализации проекта. 8. Риски и гарантии. Дается оценка уровня рисков в разрезе отдельных их видов, определяется общий уровень риска по проекту, приводятся формы страхования от указанных видов рисков, возможные формы выхода из проекта на любой стадии его реализации, а также гарантии возврата средств партнерам и инвесторам. Приложения (исходная информация, экономические прогнозы, контрактная документация и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|