Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления рационального использования




 

Временные рамки безболезненной абсорбции экономикой избыточных ЗВР можно определить весьма приблизительно из-за многих непредсказуемых факторов: колебаний потребности в ЗВР в связи с конъюнктурой мирового рынка, изменений в геополитической сфере, в социально-политических условиях поддержания стабильности российского общества и государства. В таблице 4 представлены наши оценки минимальной потребности России в ЗВР.

 

Таблица 4

Минимальная потребность России в ЗВР (млрд долл)

Потребности 2007 г. 2010 г.
на покрытие шестимесячного импорта 85 130
На обеспечение внешнего госдолга 45 45
На поддержку корпоративных внешнеэкономических обязательств 85 45
Прочие 20 20
Итого 235 240

 

Указанная потребность по первым двум позициям увязана с трехлетним бюджетом на 2008-2010 гг. Часть ЗВР на поддержку корпоративных внешних заимствований определена в первом приближении из расчета 50-процентного участия государства в суммарном акционерном капитале корпораций и покрытии половины их задолженности в случае дефолта за счет ЗВР. Эта часть должна снижаться вследствие предполагаемого постепенного выхода государства из капитала частных и смешанных корпораций. Таким образом, рост потребности в ЗВР в рассматриваемом периоде связан в основном с планируемым увеличением импорта.

Продолжение стратегии наращивания ЗВР без их использования на нужды экономики и социальной сферы приведет, согласно условному расчету, приближенному к действующие тенденциям, к увеличению ЗВР страны в 2007 г. до 500 млрд долл., в 2008 г. — до 600 млрд, в 2009 г. — до 700 млрд, в 2010 г. — до 800 млрд долл. Постепенное снижение прироста ЗВР за счет экспорта продукции нефтегазового комплекса может быть компенсировано путем наращивания экспорта продукции других отраслей: цветной и черной металлургии, машиностроения, включая экспорт вооружений, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности и др. К сожалению, экспортный потенциал этих производств при составлении бюджета страны учитывается недостаточно.

Следовательно, избыточные по сравнению с минимально достаточным - не уменьшаемым уровнем ЗВР финансовые ресурсы составят в 2007 г. (500-235) - 265 млрд., в 2010 г. (800-240) -560 млрд. долл.

Очевидно, одномоментного вливания столь крупных финансовых ресурсов в российскую экономику допустить нельзя. Оно должно быть строго дозированным и целенаправленным, иначе может произойти разбалансировка экономического организма с нежелательными последствиями, прежде всего раскручиванием гиперинфляции, обострением симптомов «голландской болезни» и т. п. По нашим расчетам, избыточные ЗВР могут быть эффективно восприняты экономикой в течение пяти лет. Не будем забывать и о ресурсах Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые предполагается частично использовать для решения актуальных инвестиционных и текущих задач. Вклад средств из указанных фондов и избыточных ЗВР в развитие страны может и должен стать существенно большим, чем предполагается сейчас. И альтернативы этому нет, ибо для реализации национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», решения демографической проблемы и проблем жилищно-коммунального хозяйства, строительства современных автодорог, преодоления бедности и т. п. средств, ассигнованных в бюджете на 2007 г. и в трехлетием бюджете на 2008-2010 гг., явно недостаточно.

О масштабах нехватки нынешних бюджетных средств особенно наглядно свидетельствует ситуация с национальным проектом «Здоровье». Спустя 1,5 года после начала его реализации состояние здравоохранения остается плачевным. Так, по данным выдающегося российского кардиохирурга, председателя Комиссии по формированию здорового образа жизни Общественной палаты РФ академика Лео Бокерия, 56,4% смертей в нашей стране вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями: ими страдают 22 млн. россиян. Чтобы достичь мировых стандартов в лечения названных болезней, нужно ежегодно делать 142 тыс. операций на открытом сердце. В 2006 г. удалось осуществить лишь 24 тыс. - 17% необходимого их количества. Причина здесь все та же - нехватка финансирования. На одну операцию ниши хирурги получили от государства 4 тыс. долл., на все 24 тыс. - около 100 млн. долл., а общая потребность в финансировании составляет ежегодно 600 млн. долл.

Не лучше обстоит дело и с лечением других заболеваний. По данным бывшего главы Минздравсоцразвития М.Зурабова, потребность в выполнении операций опорио-двигательной системы и по профилю травматологии удовлетворяется лишь на 14%, по нейрохирургическому профилю - на 11-12%.

Неотъемлемой составной частью национального проекта «Здоровье» является программа дополнительного льготного обеспечения (ДЛО) лекарствами малоимущих граждан. Программа ДЛО систематически не выполняется. Как и в других областях, основная причина этого — недофинансирование. В конце апреля 2007 г. дефицит программы составил 40 млрд. руб. При нынешнем уровне финансирования к 2008 г. задолженность по программе ДЛО достигнет 80 млрд. туб. Нехватка лекарств влечет за собой повышение смертности, что отрицательно называется на демографии, а стало быть, и на экономике страны.

Так, против тяжелого заболевания крови - лейкемии имеется единственное эффективное лекарство - гливек, месячный курс лечения которым стоит 100 тыс. руб. - сумма, бедным не доступная. Вследствие ограниченности выделяемых средств программа ДЛО вообще не включает дорогие, эффективно действующие лекарства.

Наряду с отставанием медицины и фармакологии на смертность в России существенно влияет состояние инфраструктуры, и в частности обеспеченность автодорогами. Даже в центральной части страны плотность автодорог в три раза ниже, чем во Франции, и в 2,5 раза ниже, чем в США. России не хватает 2 млн км дорог. Во многом по причине плохих дорог в автоавариях в нашей стране погибает в среднем 35 тыс. человек в год - столько, сколько СССР потерял за всю афганскую воину 1979 - 1989 гг. Экономические потери от неудовлетворительного состояния дорожной сети оцениваются в 3% ВВП.

Последним президентским Посланием Федеральному собранию РФ на развитие улично-дорожной сети предусмотрено выделить дополнительно к первоначальным бюджетным ассигнованиям 100 млрд. руб. К сожалению, с учетом ее нынешнего состояния для решения накопившихся проблем выделенных средств явно не хватит.

Ежегодное дополнительное поступление 100 млрд. долл. на нужды экономики и населения России в корне изменит условия развития страны в обозримой перспективе и приведет к существенному повышению уровня жизни населения. Крупномасштабное использование в народном хозяйстве избыточных ЗВР будет также содействовать активному привлечению инвестиционных ресурсов бизнеса и граждан, которые получат реальные гарантии своим вложениям.

Предложения об использовании избыточных ЗВР для развития экономики и социальной сферы наталкиваются на жесткое сопротивление денежно-финансовых властей. Их аргумент - угроза инфляции. Но ведь именно накопленные финансовые ресурсы при рациональном их использовании позволят не только сдержать инфляцию, но и существенно ее снизить.

На инфляцию оказывают влияние, помимо расширения денежного предложения, и другие факторы, например рост внутренних цен на газ, электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и др. Даже увеличение вдвое личных доходов, не дотягивающих сегодня до прожиточного минимума, не привело бы к ее заметному росту, поскольку цены на многие товары потребительской корзины малоэластичны по спросу. Некоторое увеличение цен на них может быть компенсировано государственной дотацией за счет накопленных ЗВР.

Отдельные правительственные чиновники выступают против использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Однако в апрельском Послании Президента В. Путина Федеральному собранию РФ сказано: «... у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита». В нем не говорится, о каких именно резервах идет речь, но в письме профессора Б.Лавровского об этом сказано следующее: «...пенсионному фонду действительно грозит дефицит. Названную проблему вполне молено решить за счет доходов от управления золотовалютными резервами страны».

Излишки денежных ресурсов можно стерилизовать на основе расширения и большего разнообразия видов заимствований на федеральном и региональном уровнях, в том числе внедряемых с помощью банковской системы. Так, муниципальные займы на развитие и поддержание инфраструктуры могли бы в качестве инвесторов привлекать не только предприятия, но и жителей, которые непосредственно выиграют от местных инвестиций (улучшение дорог, систем связи и энергоснабжения, мелиорации и т. п.). Кроме того, систему заимствований следует диверсифицировать в интересах различных групп потенциальных инвесторов. Еще в прошлом веке С.Ю.Витте ввел новые виды ценных бумаг: бессрочные облигации, приносящие владельцам «вечный» доход, облигации, номинированные в различных конвертируемых валютах, позволяющие владельцу получать доход в любой из них.

Целесообразен сплит государственных ценных бумаг до номиналов, доступных рядовому вкладчику (такой опыт имеется в ряде стран). И, конечно, важно развивать систему гарантий заимствований под конкретные проекты, займов широкого спектра по срокам и условиям реализации. Банки могли бы использовать новые формы предоставления кредитов и возврата долгов, например путем конверсии региональных ценных бумаг в акции предприятий.

Не следует забывать, что инфляция тормозится не только ограничением эмиссии денег, но и отвлечением денежной массы из оборота в банковские долгосрочные вклады. Чтобы увеличить в банках удельный вес «длинных» денег, нужна решительная протекционистская политика государства. Наращивание «длинных» денег в кредитно-банковской сфере, ПИФах, пенсионных и других фондах возможно путем введения за счет ЗВР и других накопленных резервов льготных условий вложения средств физических и юридических лиц на длительные сроки: повышенных процентов по таким вкладам и гарантий страхования. Отметим в данной связи решение Сбербанка России, понизившего ставку по ипотечным кредитам до 10% в рублях и продлившего максимальный срок их предоставления до 30 лет.

Другое антиинфляционное направление использования накопленных финансовых средств можно реализовать, предоставляя малым и средним предприятиям с коротким (менее одного года) циклом производства и сбыта готовой продукции льготы из ЗВР на цели повышения ее качества и увеличения объема реализации. Для таких предприятий потребуется закупить за рубежом, современное высокопроизводительное оборудование, компоненты и расходные материалы, не производимые в России. Их можно передавать этим предприятиям по низким ставкам, с отсрочкой платежей до полного освоения мощностей либо за символическую плату при условии снижения цен на выпускаемую продукцию.

Большое значение имело бы увеличение финансирования приобретения за рубежом не выпускаемого в России технологического оборудования для строительства и промышленности строительных материалов, труб других изделий специального назначения, а также транспортных средств, сельхозтехники, минеральных удобрений, средств защиты растений, расширения семенного фонда и продуктивного стада сельскохозяйственных животных. Импорт указанных товаров и оборудования обеспечит опережающий рост производительности труда относительно повышения его оплаты. Подобный эффект может быть достигнут и за счет закупки за рубежом автоматизированных, высокопроизводительных технологических комплексов и предприятий, работающих на основе «безлюдных технологий» и представляющих минимальную угрозу с точки зрения увеличения инфляции.

Ежегодный стоимостной объем антиинфляционных мер при поступлении 100 млрд. долл. в год из ЗВР может быть оценен в 500 млрд. руб., что будет приблизительно соответствовать росту фонда зарплаты - основного инфляционного фактора (напомним, что удельный вес оплаты труда в ВВП России составляет менее 50%).

Наконец, нередко звучит вопрос что делать, если мы истратим накопленные резервы, а цены на нефть и газ резко упадут? Но в действительности мы предлагаем использовать лишь прирост финансовых ресурсов, поступающий сверх согласованной и законодательно утвержденной базы. Для надежности она оценивается нами «с запасом» - в значительно большем объеме, чем намечаемая правительством текущая и перспективная на ближайшие три года потребность в резервах.

К 2010 г. объем Стабфонда прогнозируется Минфином в размере 4,6 трлн. руб. При базовом, не уменьшаемом остатке в 1,6 трлн. руб. его прирост составит в перспективе около 110 млрд. долл. Таким образом, за четыре года общий прирост резервов достигнет 500 млрд. долл.

Основные направления использования избыточных ЗВР определяются национальными проектами, Посланием Президента РФ, федеральными программами и важнейшими приоритетами. Согласно трехлетнему бюджету, «главным из стратегических целей и приоритетов РФ правительство определило обеспечение достойной жизни для граждан». С учетом этого мы предлагаем примерную структуру и ориентировочные объемы среднегодового финансирования из ЗВР в размере 2,6 трлн. руб., или 100 млрд. долл. (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Возможные направления использования избыточных средств ЗВР

Основания Направления использования средств Дополнительное финансирование, млрд руб.
Национальные проекты Сельское хозяйство Жилищное строительство  Образование Здравоохранение 200 400 300 400
Послание Президента РФ Демография Оборонный комплекс 200 300
Федеральные программы Малые предприятия Наука Культура Спорт Туризм 100 50  50  50 50
Главный приоритет Обеспечение всем гражданам дохода не ниже прожиточного минимума 500
  Итого 2600

Конечно, сроки достижения многих важнейших целей выходят за пределы пятилетнего периода. Кроме того, большинство поставленных задач должно решаться перманентно. Поэтому приведенный выше расчет характеризует лишь первый этап глубоких структурных преобразований, модернизации России на основе рационального использования избыточных ЗВР, что позволит ей войти в число развитых стран.


Заключение

 

Начало формирования золотовалютных резервов в России можно отнести ко второй половине XIX в. В 1861г. в России был создан Государственный банк, перед которым была поставлена задача накопление золотого запаса страны.

Формирование золотого запаса России было призвано решить три важные финансово-экономические задачи: образование фонда международных платежей; создание фонда для поддержания периодически расширяющегося внутреннего металлического обращения; создание резерва для производства платежей по вкладам физических и юридических лиц и др.

Современные золотовалютные резервы (ЗВР) состоят из четырех компонентов, одним из них является золотой запас. Второй компонент ЗВР - запасы иностранных свободно конвертируемых валют (СКВ). Третьим компонентом выступает резервная позиция доля страны в Международном валютном фонде. Наконец, четвертым компонентом официальных международных резервов являются принадлежащие странам специальные права заимствования (СДР).

Официальные золотовалютные резервы призваны выполнять следующие функции: финансирование дефицита баланса текущих операций; обслуживание международных расчетов, прежде всего государственного внешнего долга; осуществление валютных интервенций при проведении курсовой политики; формирование запаса ликвидности; извлечение прибыли.

При управлении ЗВР необходимо стремиться к обеспечению максимальной эффективности их использования. В этих целях органы валютного регулирования страны должны всесторонне анализировать динамику ЗВР и вырабатывать управленческие решения по нескольким направлениям.

В сегодняшних условиях, по нашему мнению, возможно использование значительной части ЗВР для финансирования экономики и социальной сферы. Впрочем, существуют и другие соображения, а именно: чем ЗВР больше, тем лучше, а использовать их следует лишь в форс - мажорных обстоятельствах, чтобы не подвергать риску сам институт резервирования. В данной связи приведем высказывание директора Института экономики РАН Р.Гринберга, с которым мы полностью согласны: «Копить на черный день бессмысленно, поскольку он уже наступил! Социальные и экономические проблемы России надо решать сейчас, а не передавать их в наследство будущим поколениям».

Основная цель управления золотовалютными резервами - достижение приемлемых значений показателей ликвидности и доходности. Такая задача оказывается достаточно сложной для любого финансового института, особенно для ЦБ РФ.

При оптимизации структуры резервов по странам и видам инструментов и свопе части резервов на кредиты иностранных государств российскому правительству значительно возрастут доходы от активов Банка России.

Основные направления использования избыточных ЗВР определяются национальными проектами, Посланием Президента РФ, федеральными программами и важнейшими приоритетами. Согласно трехлетнему бюджету, «главным из стратегических целей и приоритетов РФ правительство определило обеспечение достойной жизни для граждан».


Список литературы

 

1.Андрианов В. Золотовалютные резервы: принципы нормирования, структура и эффективность использования: История и современность/ В. Андрианов // Маркетинг. - 2008.-N 5, сентябрь-октябрь. - С.9-20.

2.Андрианов В. Золотовалютные резервы: принципы формирования, структура и эффективность использования: Показатели и зарубежный опыт/ В. Андрианов // Бизнес и банки. - 2008.-N 29, август. - С,1-6.

3.Белкин В. Золотовалютные резервы России и направления их рационального использования: Анализ. Прогнозирование федерального бюджета; на 2008-2010 гг. / В. Белкин // Вопросы экономики. - 2007.-N 10. - С.4 -51.

4.Данилов Ю.Г. Три кита регулирования: Возможности регулирования финансовой системы Российской Федерации / Ю. Г. Данилов // ЭКО. - 2008.- N 9. - С.158-165.

5.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1999.

6.Джумов A.M. Золотовалютные резервы России: Анализ. Графики / А. М. Джумов // ЭКО. - 2007.-М 7. - С. 163-171.

7.Климов Д.А. Золотой запас против "золотовалютных резервов": Анализ. Статистика 2006 года. /Д. А. Климов // Финансы и кредит. - 2007.-N 4, январь. С.27-34.

8.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – 2-е изд. Перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000

9.Ольшанный А.И. Золотовалютные резервы РФ: объемы, структура и управление: Распределение. Графики / А. И. Ольшанный // Бизнес и банки. - 2007.-N 16, апрель. - С.1-7.

10.Ольшаный А. Золотовалютные резервы РФ: структура и управление / А. Ольшаный // Инвестиции в России. - 2007.-N 2. - С. 18 23.

11.Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Науч. ред. д-р экон. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 1998.

12.Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. – М.: Панорама, 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...