Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Бюджетное право: понятие, предмет, нормы и источники.





В процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления возникают сложные общественные отношения. Эти отношения регулируются нормами финансового права, которые в совокупности образуют бюджетное право. Бюджетное право – основной и самый крупный раздел финансового права. Именно с бюджетного права начинается Особенная часть ФП.

Предмет Бюджетного права – это отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием системы денежных фондов государства и местного самоуправления.

Предмет БП составляет группа норм, которые закрепляют и регулируют:

· Бюджетное устройство РФ;

· Состав доходов и расходов бюджетной системы;

· Сбалансированность бюджетов;

· Права РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области бюджета;

· Бюджетный процесс;

· Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

 

Бюджетное право – это подотрасль финансового права, включающая в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития стран, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Норма бюджетного права - это установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношении, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Нормы бюджетного права наиболее ярко проявляются по характеру воздействия на участников отношений.

· Управомочивающие нормы содержат конкретные предписания органам государственной власти и местного самоуправлении в отношении формирования доходов и осуществления расходов бюджета, порядка составления проекта бюджета, управления государственным долгом, применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

· Запрещающие нормы предписывают субъектам БП (в том числе и органам власти различного уровня) не совершать определенные действия. Например, ст. 161 БК РФ казенным учреждениям запрещено предоставлять и получать кредиты (займы) в том числе бюджетные кредиты, а также приобретать ценные бумаги. (Казенные учреждения — это государственное учреждение, оказывающее государственные услуги, выполняющее работы или исполняющее государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы Казенные учреждения – это новый тип учреждений. Бюджетная система будет состоять из государственных учреждений трех типов: бюджетные, автономные и казенные).



 

По своему содержанию нормы БП подразделяются на материальные и процессуальные:

· Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, состав доходов и расходов бюджетов, распределение их между бюджетами и т.д.

· К процессуальным нормам относятся, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и внебюджетных фондов, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной сфере и иные отношения.

 

Нормы БП находят свое закрепление в различных законодательных и подзаконных актах.

Источники БП

1. В Конституции РФ устанавливаются общие положения и принципы бюджетного устройства государства. Ст. 71, 72 Конституции устанавливают компетенцию и сферы совместной деятельности РФ и субъектов РФ в отношении бюджета. А в ст. 101, 104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля его исполнения, а также полномочия органов государственной власти в области бюджетной политики. Конституционные нормы определяют основные принципы и формы взаимоотношений государства и административно-территориальных образований в области бюджета, устанавливают способы защиты прав и законных интересов участников бюджетных правоотношений.

2. Бюджетное законодательство.Принятие БК РФ в 1998 году стало новым этапом развития Бюджетного законодательства. БК установил общие принципы Бюджетного законодательства, правовые основы бюджетной системы, правовые положения и статус бюджетных отношений. Ст. 2 БК РФ закрепляет структуру бюджетного законодательства РФ.

· БК РФ;

· Федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондах, принятые в соответствии с БК РФ (1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»);

· Законы субъектов РФ о бюджете на соответствующие годи бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;Закон Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 г. N 747-145 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 25 ноября 2015 года).

· Муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о бюджете (Постановление МО Новоизмайловское «об утверждении планов мероприятий МО Новоизмайловское на 2016 од»)

· Иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные отношения.

При этом ФЗ, ФЗ субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить кодексу РФ.

3. подзаконный акт— это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

§ на указы и распоряжения Президента РФ;

§ акты Правительства РФ;

§ акты федеральных министерств и ведомств;

§ акты исполнительной власти субъектов РФ;

§ акты органов местного самоуправления;

§ локальные акты.

Указы Президента РФ, Нормативно-правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции. Однако данные правовые акты не входят в систему бюджетного законодательства и недолжны противоречить его нормам.

Особое место среди НПА занимают акты Министерства Финансов РФ, касающиеся практической организации бюджетной деятельности (порядка ведения бюджетного учета и отчетности об исполнении федерального бюджета, нормативного и методического обеспечения управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и др.) приказ МИНФИН от 06.12.2010 № 162Н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

4. международные договоры РФ, если МД установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Так Россия перешла на единую бюджетную классификацию (группировку доходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европейского Союза; Счетная палата РФ вошла в Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля; Правительство и МИНфин РФ исполняют рекомендации по использованию кредитов Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.