Мир дрессированной собачки. Человек заслуживающий
МИР ДРЕССИРОВАННОЙ СОБАЧКИ
Здесь мне кажется удобной аналогия с разницей между дрессированным зверем и диким. Например, между дикой собакой - дворняжкой и дрессированной собачкой. Дворняжка всегда вынуждена всякую свою напряженность воспринимать как стимул к поиску. Чего ей надо? Где и каким способом этого добиться? В противоположность ей - дрессированная собачка... Помните этот пример Евгения Николаевича Литвинова? Дрессированная собачка в магазине стоит на задних лапах над куском мяса и служит. Падает, встает, падает, снова встает - служит... А хозяина нет! И сама она отучена взять мясо, которое лежит перед ней! Только в качестве хозяйского одобрения за службу, и только из его рук! Потом я и сам видел такие ситуации в жизни... Эта, рассказанная Евгением Николаевичем сцена, по-моему, очень иллюстративна! Дрессированная собачка отучена действовать самостоятельно. Дрессированная собачка отучена действовать по собственному почину - инициативно, отучена узнавать, что ей надо, отучена заниматься самообслуживанием. Взамен она выучена в ответ на любую напряженность неудовлетворенности, что бы ей ни было нужно: - привлекать внимание дрессировщика, - добиваться его одобрения и - получать нужное в награду от него. Внимание, одобрение и забота дрессировщика стали главной потребностью дрессированной собачки! Даже узнавать, что ей надо, тоже не ее, а его печаль!
Человек заслуживающий
Так вот, есть второй способ существования и человека. Способ, когда человек, - вместо того, чтобы самостоятельно и осознанно встречаться с этим неведомым миром, - вместо того, чтобы открывать в нем и себя неведомого, когда человек
- вместо того, чтобы самостоятельно о себе заботиться, - вместо того, чтобы заниматься самообслуживанием, свое существование заслуживает! Перекладывает заботу о себе на всех тех, у кого он, как ему мнится, эту заботу заслужил. Он осуществляет в жизни те же стратегии, живет так же, как эта дрессированная собачка. С той только разницей, что собачка-то свои стратегии осуществляет всерьез, не сетует и, одичав, может вернуться к самообслуживанию... Но об этом чуть позже. Заметьте еще раз, что ей надо - этой собачке? Ей надо: - обратить на себя внимание дрессировщика, - произвести впечатление, что она действует таким образом, что он может ее одобрить, и - вместе с одобрением получить от него все, что ей угодно - на свадьбу сводят, накормят, напоят и постригут и оденут вот сейчас вот по такой погоде и так далее. Другой способ существования - это, когда человек заслуживает жизнь! И сегодня я хочу поговорить о том, что из этого заслуживания получается! На мой взгляд, эти, казалось бы, парадоксальные, но чрезвычайно тревожные вещи - причина всех бед, с которыми мы, как психотерапевты сталкиваемся! Заслуживающий не живет, а заслуживает жизнь! О себе не заботится, но заботу о себе перекладывает на всех! Задача заслуживающего В отличие от здорового человека, задача заслуживающего - не узнать, что ему надо, не найти, где это нужное есть, и самостоятельно его добыть! Задача заслуживающего - стать, а чаще показаться хорошим. Найти правила игры, нужной не ему, и показать, что он именно по ним и играет. Узнать, что правильно, и показать, что он правильный и действует по этим чужим, ему ненужным правилам. Так как во всем, что он по чужим правилам делает, для него нет никакого смысла, а он потратил на их осуществление и время и силы, то заслуживающий уверен, что те, для кого он так самоотверженно старался, теперь его пожизненные должники. В награду за его старания они обязаны дать ему все нужное, и что ему нужно, должны сами знать!
Задача заслуживающего показаться хорошим! Во всем, что заслуживающий делает, нет смысла для него самого! Но здесь очевидны и две принципиально разные картины мира. Две картины мира Если для того, кого мы здесь назвали здоровым, мир неизвестен, постижим, но никогда не постигнут и для познания бесконечен,., если поэтому, будучи здоровым, ты всегда пребываешь в тревоге встречи с самим собой и с миром,., то для заслуживающего - мир ограничен, якобы создан по готовым правилам, то есть в каких-то инструкциях уже описан и известен. Отсюда и это его детское ощущение - вот еще немножко и я все узнаю! А, когда я, осуществлю все эти, мне доступные правила игры, все станет волшебным образом хорошо! Будучи заслуживающим, я не пытаюсь узнавать ни себя, ни других - не ищу, чего хочу я, что хотят другие. Я стремлюсь узнать только правила, по которым следует организовать мою и вашу жизнь. Верю, что по этим правилам живут все. Соответственно такой уверенности, формирую свои невольные и осознанные ожидания. На деле же, я осваиваю правила, за выполнение которых меня, одобряя, поощряли мои воспитатели. Для здорового - мир естествен и неизвестен! Для заслуживающего - мир искусствен и известен! Заслуживающий не узнает ни себя, ни других! Не интересуется узнавать, чего хочет он! Не узнает, что хотят другие! Стремится узнать лишь готовые правила, по которым будто бы должна строиться его и ваша жизнь!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|