Россия в мировом цивилизационным пространстве: основные специфические черты и этапы российской империи.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса. История – это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано. История – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всём его многообразии. Предметом изучения истории являетсядеятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. История выполняет целый ряд функций: 1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития. 2)Воспитательная - способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. 3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. 4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 5) Практически-рекомендательная - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни. Классификация источников: (Ковальченко И.Д) 1) Вещественные 2) Письменные 3) Изобразительные (худ. работы) 4) Фонические (документы аудио и видео ряда) Методы изучения истории: 1) Хронологический 2) Хронологическо-проблемный метод 3) Проблемно-хронологический 4) Синхронический 5) Ретроспективный
Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
Периодизация всемирной истории: 1) Первобытное общество (2 млн. лет назад – 4 тысячелетие до н.э.) 2) Древний мир (5 тысячелетие до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.) 3) Средние века (476 г. – сер.17 в.) 4) Новое время (сер. 17 в. – начало 20 в.) 5) Новейшая история (1918 г. – начало 21в.) Чаще всего под Западом понимают экономически развитые государства Западной Европы. В отличие от Запада единого Востока не существует. Простое географическое деление (Восток - это Азия, а Запад - это Европа) ничего не даёт. Восток представляет собой причудливую смесь различных экономических укладов, религий и культур. Во-первых, на Западе выше уровень экономического и технологического развития. Во-вторых, культура Запада основана главным образом на христианских ценностях (хотя это не значит, что все жители Запада исповедуют христианство), а культура Востока сформировалась на основе ислама, буддизма, индуизма и др. Кроме того, по мнению учёных-социологов, на Западе в характере людей преобладают такие черты, как индивидуализм, личная ответственность и инициатива, а на Востоке - общинность, а следовательно, коллективная ответственность. Таким образом, Запад" и "Восток - это не столько географические, сколько экономические и в первую очередь культурные понятия. А как соотносятся Восток и Запад в самой России? Существуют две точки зрения. Согласно одной, Восток - неславянское, преимущественно нехристианское население как европейской, так и азиатской части страны. Другая точка зрения отрицает существование общеевропейской цивилизации. Согласно данной теории, есть две христианские цивилизации: одна - собственно западная, а другая, противостоящая ей, - восточнохристианская. По мнению приверженцев подобного взгляда, в нашей стране Восток соседствует с особым, славянским, миром, поэтому России уготован собственный путь развития, не похожий ни на какой другой. В XIX в. защитников этих теорий назвали соответственно западниками и славянофилами..
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ - НЕОКОНЧЕННЫЙ СПОР Ярко выраженным "западником" являлся Пётр I. Вся его деятельность была направлена на приобщение России к европейским ценностям и прошла в ожесточённой борьбе со старой аристократией, не желавшей расставаться с привычным укладом жизни. "Западниками" можно назвать и всех последующих русских монархов: никто из них не пытался восстановить допетровские порядки, да и по крови, по культуре, по воспитанию они были куда больше западноевропейцами, нежели русскими. Сами понятия "западник" и "славянофил" появились довольно поздно, в середине XIX в. Славянофилы того времени выступали за особый путь развития России, принципиально отличный от западного. Они считали, что необходимо развивать собственную - русскую или "общеславянскую" - культуру, в определенной мере отгородившись от Запада. Другие, неевропейские народы страны, по мысли славянофилов, необходимо приобщать к славянским, а в религиозном плане - к православным ценностям. Западники видели путь развития России совсем иным. По их мнению, славянские народы России должны воспринять западную культуру и политические идеалы, а потом распространить эти идеалы среди других народов страны. И западники, и славянофилы в равной мере без особых симпатий относились к исламу, а буддийские и индуистские ценности либо вообще их не интересовали, либо представляли чисто познавательный интерес.
Россия в мировом цивилизационным пространстве: основные специфические черты и этапы российской империи. Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.). Критерии типологии общества: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур;
4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации. Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Коллективизма. 6. Политическая преобладание государства над обществом. Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество. Современная цивилизационная идентификация России может быть представлена следующим образом: 1. Россия часть европейской и западно-европейской цивилизации, и она должна развиваться на этой цивилизационной основе 2. Россия составная часть особой славянской цивилизации, входит в цивилизационную орбиту государств с преимущественно славянским населением 3. Россия особая мультиэтническая цивилизация. 4. Россия вобрала в себя элементы множества других цивилизаций, и этот сплав образовал нечто самостоятельное, уникальное и несводимое ни к одному из компонентов сплава.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|