Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение работоспособности машины, вызванное разными причинами, принято называть отказом.

Определение износа при оценке стоимости транспортных средств (Журавлёв Д.В.)

Обычно каждая машина характеризуется рядом выходных параметров (потребительских свойств), причем допустимое зна­чение каждого из них оговаривается в нормативных документах на машину. Например, для технологического оборудования это, прежде всего, точность и производительность. Пока значения выходных параметров находятся в допустимых пределах, машина должным образом выполняет свои функции, то есть является ра­ботоспособной.

Работоспособность — это состояние машины, при котором она способна выполнять свои функции, сохраняя значения выход­ных параметров в пределах, установленных нормативно-техниче­ской документацией.

С течением времени в любой машине происходят измене­ния, которые приводят к снижению уровня ее потребительских свойств. Различные виды энергии, действуя на машину, вызывают в ее узлах и деталях связанные со сложными физико-химическими явлениями процессы, которые приводят к износу, поломке, корро­зии и другим видам повреждений. Это влечет за собой изменение потребительских свойств машины и может привести к нарушению работоспособности машины.

Например, нагрузки и трение в подвижных соединениях стан­ка приводят к их износу и искажению начальной формы сопряже­ний, что вызывает потерю станком такого важного потребитель­ского свойства, как точность. Воздействие реактивов вызывает коррозию в резервуарах и трубопроводах агрегатов химической промышленности, что приводит сначала к загрязнению химиче­ских веществ, изменению пропускных сечений трубопроводов, а затем и полному отказу этих агрегатов. При переменных сило­вых воздействиях на детали машин (валы и оси, болты, элементы сварных и заклепочных соединений и др.) в них могут возникнуть усталостные разрушения (трещины), которые снижают прочность и могут привести к поломкам.

Нарушение работоспособности машины, вызванное разными причинами, принято называть отказом.

Все отказы можно разделить на два основных вида — внезап­ные и постепенные.

Внезапные отказы возникают в результате сочетания неблаго­приятных факторов, превышающих возможности машины, и носят случайный характер. Момент возникновения внезапного отказа не зависит от длительности предыдущей работы машины.

Постепенные (износовые) отказы связаны со старением маши­ны, ухудшающим начальные показатели ее качества. Вероятность такого отказа в значительной степени зависит от длительности предыдущей работы машины. К этому виду относится большин­ство отказов машин.

Практика идентификации машин показывает, что появление отказов во времени подчиняется определенной закономерности (рис. 2).

Это так называемые приработочные отказы, имеющие характер внезапных отказов. Здесь выходят из строя «слабые» или некондиционные элементы машин. Если качество изготовления машин высокое или на предприятии изготовителя проведена об­стоятельная обкатка машины, то начального периода вообще мо­жет и не быть. На рынке такие машины стоят дороже.

Затем наблюдается спад интенсивности отказов, и их стаби­лизация X на относительно низком уровне — это конец периода приработки. Дальше начинается период нормальной эксплуата­ции, который продолжается достаточно долго. Нагрузки, дейст­вующие на машину в этот период, не приводят к необратимым изменениям ее свойств. Отказы возникают только при значитель­ных концентрациях нагрузок и имеют преимущественно внезап­ный характер. Интенсивность их не меняется на протяжении всего периода нормальной эксплуатации и остается на самом низком уровне.

Уровень интенсивности отказов в этот период, оставаясь низ­ким, может различаться для аналогичных машин, выпущенных на разных предприятиях. Данные об интенсивности отказов характе­ризуют качество продукции разных производителей, что отража­ется на ее цене.

В этот период, в основном, в результате износа и усталости происходит постепенное накопление необратимых изменений. Сопротивляемость машины внешним нагрузкам постепенно пада­ет. Если это технологическая машина, то снижается ее производи­тельность и ухудшается качество выпускаемой продукции.

Если эксплуатация не прекращается, то может наступить пе­риод катастрофических износов, когда эксплуатация машины становится экономически нецелесообразной. Поэтому еще до на­ступления последнего периода машину подвергают капитальному ремонту.

Свойство машины сохранять во времени свою работоспособ­ность называется надежностью. Надежность — о бобщенное свой­ство, включающее в себя понятия безотказности и долговечности.

Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять ра­ботоспособность в течение некоторого времени (времени наработ­ки на отказ).

Показателями безотказности обычно служат либо вероятность безотказной работы p(t) в течение заданного интервала времени t = T (например, p = 0,95 в течение 1000 часов работы), либо интен­сивность отказов X(t), либо среднее время безотказной работы Тср (наработка на отказ).

Машины, имеющие хорошие показатели безотказности, це­нятся выше. На практике хорошие показатели безотказности часто ассоциируются с определенными фирмами-производителями ма­шин и учитываются при оценке стоимости машины или формиро­вании модели ее цены.

Износ и амортизация

Таким образом, одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является их износ. Износ — это технико-экономическое понятие, отражаю­щее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны, соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки (обесценение).

Обесценение, вызванное износом, необходимо отличать от амортизации, применяемой в бухгалтерском учете.

Амортизация в бухгалтерском учете — это процесс распре­деления первоначальных затрат, связанных с приобретением ма­шины, на весь срок ее полезного использования. Очевидно, что расчет амортизации, каким бы способом он не проводился, не является оценочной процедурой. Остаточная стоимость, которая определяется при учете амортизации, не является рыночной сто­имостью, так как не учитывает состояния машины, ее полезности и возможного отставания от уровня современных машин того же функционального назначения. Это учетная остаточная стоимость машины.

Примером, подтверждающим отсутствие связи между полез­ностью машины и ее остаточной балансовой стоимостью, является использование коэффициентов ускорения амортизации при лизин­ге, когда за три года эксплуатации машины у лизингополучателя ее балансовая стоимость практически приближается к нулю, а ры­ночная стоимость остается еще достаточно большой. Виды износа

В зависимости от причин, вызвавших износ машины, различа­ют три его вида:

  • физический износ — потеря стоимости вследствие ухуд­шения работоспособности машины (объекта оценки), об­условленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения;
  • функциональный износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых техно­логий и материалов при производстве аналогичного обору­дования;
  • внешний экономический износ — потеря стоимости маши­ной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов.

При определении стоимости подержанного оборудования с применением различных подходов не всегда приходится учиты­вать все три вида износа.

При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каж­дого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объ­екта оценки.

При использовании сравнительного подхода определение фи­зического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внеш­ний экономический износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов, у которых они одинаковы с объектом оценки.

Лишь при использовании затратного подхода процесс опреде­ления стоимости С объекта оценки сводится к определению пол­ной стоимости воспроизводства (восстановительной стоимости)

Сес последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа.

Важность учета всех трех видов износа при оценке машин и оборудования обусловлена следующими причинами:

  • относительно небольшими (на фоне других активов) нор­мативными сроками службы большинства машин, что сви­детельствует о существенности влияния физического изно­са на их стоимость;
  • высокой динамикой появления новых технологий, матери­алов и конструкций машин, способствующей их относи­тельно быстрому функциональному износу;
  • относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудовани­ем, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему эконо­мическому износу этого оборудования.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...