Нарушение работоспособности машины, вызванное разными причинами, принято называть отказом.
Определение износа при оценке стоимости транспортных средств (Журавлёв Д.В.) Обычно каждая машина характеризуется рядом выходных параметров (потребительских свойств), причем допустимое значение каждого из них оговаривается в нормативных документах на машину. Например, для технологического оборудования это, прежде всего, точность и производительность. Пока значения выходных параметров находятся в допустимых пределах, машина должным образом выполняет свои функции, то есть является работоспособной. Работоспособность — это состояние машины, при котором она способна выполнять свои функции, сохраняя значения выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. С течением времени в любой машине происходят изменения, которые приводят к снижению уровня ее потребительских свойств. Различные виды энергии, действуя на машину, вызывают в ее узлах и деталях связанные со сложными физико-химическими явлениями процессы, которые приводят к износу, поломке, коррозии и другим видам повреждений. Это влечет за собой изменение потребительских свойств машины и может привести к нарушению работоспособности машины. Например, нагрузки и трение в подвижных соединениях станка приводят к их износу и искажению начальной формы сопряжений, что вызывает потерю станком такого важного потребительского свойства, как точность. Воздействие реактивов вызывает коррозию в резервуарах и трубопроводах агрегатов химической промышленности, что приводит сначала к загрязнению химических веществ, изменению пропускных сечений трубопроводов, а затем и полному отказу этих агрегатов. При переменных силовых воздействиях на детали машин (валы и оси, болты, элементы сварных и заклепочных соединений и др.) в них могут возникнуть усталостные разрушения (трещины), которые снижают прочность и могут привести к поломкам.
Нарушение работоспособности машины, вызванное разными причинами, принято называть отказом. Все отказы можно разделить на два основных вида — внезапные и постепенные. Внезапные отказы возникают в результате сочетания неблагоприятных факторов, превышающих возможности машины, и носят случайный характер. Момент возникновения внезапного отказа не зависит от длительности предыдущей работы машины. Постепенные (износовые) отказы связаны со старением машины, ухудшающим начальные показатели ее качества. Вероятность такого отказа в значительной степени зависит от длительности предыдущей работы машины. К этому виду относится большинство отказов машин. Практика идентификации машин показывает, что появление отказов во времени подчиняется определенной закономерности (рис. 2). Это так называемые приработочные отказы, имеющие характер внезапных отказов. Здесь выходят из строя «слабые» или некондиционные элементы машин. Если качество изготовления машин высокое или на предприятии изготовителя проведена обстоятельная обкатка машины, то начального периода вообще может и не быть. На рынке такие машины стоят дороже. Затем наблюдается спад интенсивности отказов, и их стабилизация X на относительно низком уровне — это конец периода приработки. Дальше начинается период нормальной эксплуатации, который продолжается достаточно долго. Нагрузки, действующие на машину в этот период, не приводят к необратимым изменениям ее свойств. Отказы возникают только при значительных концентрациях нагрузок и имеют преимущественно внезапный характер. Интенсивность их не меняется на протяжении всего периода нормальной эксплуатации и остается на самом низком уровне.
Уровень интенсивности отказов в этот период, оставаясь низким, может различаться для аналогичных машин, выпущенных на разных предприятиях. Данные об интенсивности отказов характеризуют качество продукции разных производителей, что отражается на ее цене. В этот период, в основном, в результате износа и усталости происходит постепенное накопление необратимых изменений. Сопротивляемость машины внешним нагрузкам постепенно падает. Если это технологическая машина, то снижается ее производительность и ухудшается качество выпускаемой продукции. Если эксплуатация не прекращается, то может наступить период катастрофических износов, когда эксплуатация машины становится экономически нецелесообразной. Поэтому еще до наступления последнего периода машину подвергают капитальному ремонту. Свойство машины сохранять во времени свою работоспособность называется надежностью. Надежность — о бобщенное свойство, включающее в себя понятия безотказности и долговечности. Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени (времени наработки на отказ). Показателями безотказности обычно служат либо вероятность безотказной работы p(t) в течение заданного интервала времени t = T (например, p = 0,95 в течение 1000 часов работы), либо интенсивность отказов X(t), либо среднее время безотказной работы Тср (наработка на отказ). Машины, имеющие хорошие показатели безотказности, ценятся выше. На практике хорошие показатели безотказности часто ассоциируются с определенными фирмами-производителями машин и учитываются при оценке стоимости машины или формировании модели ее цены. Износ и амортизация Таким образом, одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является их износ. Износ — это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны, соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки (обесценение). Обесценение, вызванное износом, необходимо отличать от амортизации, применяемой в бухгалтерском учете.
Амортизация в бухгалтерском учете — это процесс распределения первоначальных затрат, связанных с приобретением машины, на весь срок ее полезного использования. Очевидно, что расчет амортизации, каким бы способом он не проводился, не является оценочной процедурой. Остаточная стоимость, которая определяется при учете амортизации, не является рыночной стоимостью, так как не учитывает состояния машины, ее полезности и возможного отставания от уровня современных машин того же функционального назначения. Это учетная остаточная стоимость машины. Примером, подтверждающим отсутствие связи между полезностью машины и ее остаточной балансовой стоимостью, является использование коэффициентов ускорения амортизации при лизинге, когда за три года эксплуатации машины у лизингополучателя ее балансовая стоимость практически приближается к нулю, а рыночная стоимость остается еще достаточно большой. Виды износа В зависимости от причин, вызвавших износ машины, различают три его вида:
При определении стоимости подержанного оборудования с применением различных подходов не всегда приходится учитывать все три вида износа. При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.
При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний экономический износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов, у которых они одинаковы с объектом оценки. Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости С объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (восстановительной стоимости) Сес последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа. Важность учета всех трех видов износа при оценке машин и оборудования обусловлена следующими причинами:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|