Если известен автор фразеологического оборота, то последний называется крылатым словом.
При употреблении фразеологических оборотов возможны следующие ошибки: § использование фразеологического оборота без учета его значения; § искажение грамматической формы компонента фразеологического оборота; § замена компонента фразеологического оборота или его пропуск; § вставка лишнего компонента; § контаминация фразеологического оборота. Например, во фразе: Врет без зазрения совести – хоть глаз выколи употреблены две устойчивые единицы. И если первая идиома употреблена верно, то употребление второй – ошибочно. Ошибка произошла из-за незнания значения фразеологизма (он означает «темно, ничего не видно»). А вот во фразе: Вопрос о дисциплине пора ставить на ребро - искажена грамматическая форма фразеологической единицы: надо поставить вопрос ребром. Во фразеологизм нельзя, как правило, вставить новое слово или выбрасывать какой-либо компонент, нельзя подменять слово даже близкими по значению и структуре. Поэтому ошибочны такие выражения, как взяться за свой ум (надо: взяться за ум), с больной на здоровую (надо: с больной головы на здоровую), подливать масло в костер (надо: подливать масло в огонь). Контаминацию фразеологических оборотов мы наблюдаем, например, во фразе: Раздавая почести, председатель начал мерить всех под одну гребенку (надо: или стричь под одну гребенку, или мерить на один аршин).
Использованная литература 1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 47 – 48) 2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 62 – 64)
ВОПРОСЫ для самопроверки ? Что понимается под лексическими нормами? ? В каких случаях можно говорить о нарушении лексической сочетаемости? ? Почему слова надо употреблять в точном соответствии с их значением? ? Что такое паронимы? В чем их отличие от парономазов? ? Что такое плеоназм и каковы причины смысловой избыточности? ? Что такое речевая избыточность? ? Нарушение каких лексических норм может стать причиной двусмысленности фразы? ? Что такое фразеологизм? ? В каких случаях мы используем термин «крылатые слова и выражения»? ? Каковы основные ошибки, допускаемые при употреблении фразеологических оборотов?
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Запишите 10 наиболее употребительных, с вашей точки зрения, устойчивых глагольно-именных сочетаний. Задание 2. Употребите эти сочетания в небольшом рассказе на тему: «Случай из моей жизни». Задание 3. Приведите примеры, в которых наблюдается смысловая избыточность.
ТЕСТЫ
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях; b) правила употребления терминов и иноязычных слов; c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах; d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
a) слова, противоположные по значению; b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию; c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению; d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.
a) Каждый участник собрания высказал свое кредо. b) Русский народный фольклор богат и разнообразен. c) Металлургический цех запущен. d) Работая над романом, пришлось долгие часы просиживать в архиве.
a) Хочется особо отметить дуэт двух скрипок.
b) В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. c) Своими соображениями я поделился с коллегами по работе. d) Он рассказал нам о своих планах.
a) Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. b) Рост преступности за последние годы значительно вырос. c) Необходимо поурочное планирование уроков. d) Новая программа регулярно знакомит нас с новинками литературы.
a) Он испытывал крепкую зависть к коллеге. b) На улице лил сильный дождь. c) В разговоре он допустил серьезную ошибку. d) Надо смело выдвигать свои требования.
a) Артист завоевал признательность зрителей. b) Свое призвание он видит в служении искусству. c) Главный герой драмы «На дне». d) Он невежда в вопросах искусства.
a) общее количество присутствующих на собрании b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным c) наиболее авторитетная часть присутствующих d) собрание
a) пресс-конференция b) инструктаж c) встреча с глазу на глаз d) вид спорта
a) каинова печать b) долгая песня c) петь Лазаря d) лебединая песня
a) Это был глас вопящего в пустыне. b) Наконец-то приказ вступил в законную силу. c) Вот и пришла пора заморить червячков. d) Это все равно, что валить с больной головы на здоровую.
a) грамматических b) словообразовательных c) орфоэпических d) лексических Тема 4. Морфологические нормы русского языка
Читайте также: AТексти доповідей друкуються за редакцією авторів. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|