Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девальвация валюты в Ямайской валютной системе.

Девальвация валюты в Бреттон – Вудской валютной системе.

Регулирование курса национальной валюты путем девальвации, которая проявляется в снижении ее официального курса по отношению к мировым твердым валютам, золоту или международным счетным единицам, обычно применяется монетарными властями в условиях фиксированных валютных курсов, поскольку предполагается резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией.

Использование такого механизма девальвации валют в регулирующих целях характерно для Бреттон – Вудской валютной системы, когда в условиях фиксированных валютных курсов страны официально закрепили определенный золотой паритет своих валют, а соотношение между долларом и золотом было зафиксировано МВФ как 35 долл. за тройскую унцию.

Как правило, девальвация использовалась для воздействия на международные операции, и в первую очередь на внешнюю торговлю, ибо для экспортеров снижение курса национальной валюты означает получение дополнительной выгоды в результате обмена экспортной валютной выручки. Но импортерам она приносит убытки, так как для них становится дороже покупка иностранной валюты для осуществления платежей. Примером может служить девальвация английского фунта стерлингов на 14.3% в ноябре 1967г. международный валютный фонд установил 10%-ный допустимый предел, свыше которого девальвация допускалась с разрешения данной организации.

Девальвация валюты в Ямайской валютной системе.

Эволюция понятия девальвации произошла в середине 70 – х годов с переходом к плавающим валютным курсам, после того как ежедневное повышение или понижение курса валют стало регулярным явлением, не всегда отражающим политику страны, а скорее сложившуюся конъюнктуру на мировом валютном рынке под воздействием операций наиболее крупных игроков.

В условиях плавающих валютных курсов девальвации продолжает использоваться как инструмент валютного регулирования и изменения соотношения валют в свою пользу. Примером может служить валютная политика США с середины 1980г. до февраля 1985 г., направленная на повышение курса доллара, создав многочисленные проблемы у американских партнеров:

ü начался отток капиталов в США, стимулируемый высокими процентными ставками, что отрицательно повлияло на всю деловую конъюнктуру других промышленно развитых стран;

ü сократились расходы США на импорт нефти, подорожание доллара значительно увеличило стоимость нефти для других стран;

ü увеличилось бремя внешней задолженности развивающихся стран, удорожив новые кредиты и погашение долга.

Достигнутое в сентябре 1985 г. в Нью-Йорке соглашение «группы пяти» о постепенном снижении завышенного курса доллара (Соглашение Плаза) должно было позволить США снизить гигантский дефицит торгового баланса (170млрд. в 1986 г.), но при этом одновременно было средством нажима на страны Западной Европы и Японию. Им было предложено снизить свои процентные ставки, оказать помощь развитию американского экспорта, минимизировать несбалансированность их торговли с США; в противном же случае предполагалось провести последующую девальвацию доллара, которая значительно снизило бы конкурентоспособность японских и западноевропейских товаров на рынке США.

Приведенные аргументы заставляют многие страны исключать девальвацию из валютного регулирования, особенно при необходимости проводить политику стабилизации. Не было исключением и политика российского правительства, которое совместно с Центральным банком в качестве основных задач на 1998 г. определило:

o недопущение девальвации рубля;

o недопущение дефолта по государственному долгу;

o преодоление платежного кризиса и выплата долгов государства получателям бюджетных средств;

o реализация промышленной политики в целях поддержания начатого в 1997 г. экономического роста.

Не трудно увидеть противоречивость перечисленных задач. При обострении финансового кризиса основные усилия должны быть сконцентрированы на решении макроэкономических проблем, которые создают базовые условия для проведения промышленной политики именно достижению этой цели должна быть подчинена валютно-финансовая политика.

В современных условиях методом косвенного воздействия на курс национальной валюты продолжает оставаться практика покупки и продажи центральными банками иностранной валюты, называемая валютной интервенцией. Для повышения курса национальной валюты производится продажа, а для снижения – покупка иностранной валюты (девизов), поэтому данная политика получила название девизной.

Очевидно, что обязательным условием для осуществления валютной интервенции являются значительные объемы официальных золотовалютных резервов, формирование которых – одна из главных задач валютной политики манитарных властей каждой страны.

С этой целью центральные банки осуществляют покупку валютных ресурсов на внутреннем валютном рынке, принимая участие в торгах валютных барж.

С развитием мировой валютной системы значение валютных интервенций меняется. Так, в условиях фиксированных валютных курсов в годы действия Бреттон – Вудской валютной системы систематические валютные интервенции осуществлялись в долларах США и выполняли роль стабилизирующего механизма. С переходом к плавающим курсам в рамках Ямайской системы, проводимые валютные интервенции способствовали сглаживанию резких курсовых колебаний.

 

2.3 Россия и МВФ.

 

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно – кредитных отношений между государствами – членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко – и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Это специализированное учреждение ООН, которое практически составляет институциональную основу мировой валютной системы. Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР (SDR – Special Drawing Rights), равную участию страны – членов в МВФ. Квота, придуманное в свое время для отражения отношения размеров экономики стран – членов, является базовым элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера стран – членов и Фонда. Она определяет количество голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде, плюс один голос за каждый 10 000 000 СДР. Квота так же определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Страна – участница обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран – участниц, определяемой МВФ согласно его Уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

Формально МВФ оказывает помощь всем странам – участницам. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серозное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. При разработке процедур деятельности МВФ предполагалось, что страны – члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, и поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходит от одной страны в другой.

Россия является членом МВФ с мая 1992 года ее квота составляет 4313,1млн. СДР (около 6млрд.долларов США, один СДР равно 1,38153 долл.) – 2.97% капитала Фонда (2.92% общего числа голосов). В рамках Одиннадцатого общего пересмотра квот членов МВФ принято решение об увеличении на 1632,3млн. СДР (т.е. до 5945,4 млн. СДР) квоты России.

В 1992 г. Россия получила от МВФ первый кредитный транш в размере 719 млн. СДР (около 1 млрд. долл.). В интересах поддержания валютных резервов весь заем был размещен в европейских банках 1993 и 1995 гг. эти средства примерно равными частями были израсходованы на выплаты по внешнему долгу.

В1993 и 1994 гг. после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю и перехода к торговле по мировым ценам России был предоставлен кредит двумя равными траншами по 1.08 млрд. СДР (около 1.5 млрд. долл.). Первая его половина поступила на внутренний валютный рынок, а вторая использована на погашение внешней задолженности.

В марте 1995 г. были завершены переговоры по кредиту стендбай (stand –by). Исполнительный совет МВФ утвердил выделение в России кредита стендбай в объеме 4313 млн. СДР (6.8млрд.долл.) сроком на 12 месяцев для поддержки программы реформ и экономической стабилизации в 1996г. исполнительный совет МВФ утвердил предоставление России самого крупного за всю историю Фонда кредита – в размере 6.9 млрд. СДР, или 10.1 млрд.долл. Программа расширенного кредитования охватывает 160 % российской квоты в МВФ и была предназначена для пополнения резервов, реализации среднесрочных бюджетных целей и на этой основе – осуществления дальнейшей структурной перестройки экономики.

В июле 1998 г. в связи с обострением финансового кризиса и угрозой девальвации рубля МВФ принял решение о предоставлении России специального «стабилизационного» кредита в размере 11.2 млрд. долл. Однако вследствие обострения кризисных явлений в августе 1998г. Фонд принял решение о приостановке кредитования России. Плановое погашение процентов и основной задолженности завершено в 2005 году. С тех пор РФ не привлекало средства МВФ и продолжает сотрудничество на уровне участия в консультациях и дискуссиях по выработке стратегии и тактики действий МВФ по регулированию международных валютных отношений. С тех пор кредитное сотрудничество России и МВФ приостановлено, продолжается плановое погашение процентов и основной задолженности.

 

2.4 Россия и Всемирный банк.

 

Практическая деятельность МБРР потребовало изменений в организационной структуре банка, Согласно Уставу МБРР не вправе осуществлять прямые производственные капиталовложения. Его задача состоит в предоставлении займов, которые гарантируются правительствами стран – заемщиков. В целях форсирования процессом становления рыночных отношений и стимулирования частного предпринимательства в странах третьего мира в 1956г. при МБРР была создана международная финансовая корпорация (МФК). В отличии от МБРР Устав МФК позволяет (с 1961г.) участвовать в акционерном капитале и предоставлять досрочные займы (на 7-12 лет) без правительственных гарантий. Цель МФК – мобилизовать и дополнить частный капитал, а не заменит его. Организация отдает предпочтение финансированию многонациональных проектов, в которых участвуют местные и иностранные капиталы.

В 1960 г. был создан другой филиал МБРР – международная ассоциация (МАР), которая предоставляет развивающимся странам беспроцентные займы с 10 летним льготным периодом и сроком погашения последующие 40 лет.

В 2000 г. было выдано кредитов на сумму более 28 млрд.долл. примерно 75% всех сумм, распределяемых МБРР, предоставляют собой кредиты, выдаваемые под конкретные проекты развития – осуществление приватизации, развитие энергетики, сельского хозяйства, транспорта и так далее; оставшиеся 25% идут на так называемую структурную перестройку с целю поддержать усилие правительства, направленные на глубокие экономические реформы на рыночных принципах.

Российская Федерация вступила в МБРР – а так же МАР,МФК и МАГИ, входящий в группу всемирного банка, в июне 1992 г. кредитное сотрудничество МБРР с его членами строиться на основе утверждаемой ежегодно для каждой страны стратегии содействия, которая базируется на анализе текущей социально – экономической обстановке и потребностях в кредитных ресурсах, вытекающих из определяемых правительством страны приоритетов развитии.

В 1992 г. Совет директоров МБРР одобрил решение о выделении России первого «реабилитационного» займа (600млн. долл.), направленного на поддержку программы рыночных реформ. К настоящему времени он практически освоен после решения МВФ выделить России вторую часть так называемого системного кредита.

За время сотрудничества МБРР предоставил России более 60 займов на общую сумму свыше 20 млрд. долл., три гранта по линии Глобального экологического фонда (83.3млн. долл.) и один гарантий – ную операцию по проекту (морской старт) на 100 млн. долл.

 

 

Заключение.

 

В курсовой работе мною рассмотрено понятие валюты, понятие национальной валютной системы, международные валютные отношения понятие валютное регулирование и метод валютного регулирования так же рассмотрен вопрос Россия и МВФ и Россия и Всемирный банк.

Функционирование мирового хозяйства невозможно без налаженной системы валютных, т.е. денежных, отношений между странами. Развитие международных валютных отношений обусловлено интернационализацией хозяйственных связей, формированием мировой системы хозяйства. Экономические, хозяйственные отношения, обмен товарами поневоле приводят к денежным отношениям.

Историческими предшественником современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865 – 1926 гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 год оформило создание первой мировой валютной системы – золото – монетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922 год оформило создание золото – девизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 год закрепило принципы послевоенной валютной системы.

Важнейшими в валютной политике правительства России стали следующие в известной мире противоречивые цели:

1) достижение конвертируемости национальной валюты;

2) поддержание стабильности курса рубля;

3) превращение рубля в единственное законное платежное средство на территории России с 1992 года. Система валютного регулирования перетерпела радикальные изменения. Был введен единый валютный курс по всем видам операций, который устанавливался дважды в неделю по итогам аукционов на московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и носил статус официального курса банка России. Одновременно было введено требования к экспортерам за рубли 50% валютной выручки

Официальный курс рубля. С мая 1996 г. Центральный банк РФ отменил механизм установления официального курса рубля на основе котировок курса на ММВБ и перешел к объявлению ежедневных курсов покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском и биржевым рынках, разница между которыми не превышала 1,5%. при этом официальный курс рубля к доллару США устанавливался ежедневно как средний курс между объявленными курсами покупки и продажи и вводился со следующего календарного дня после их объявления.

После тяжелейшего финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г., Центральный банк был вынужден вернуться к определению официального курса рубля на основе биржевых котировок

За годы реформ номинальный рыночный курс рубля по отношению к доллару снизился почти в 500 раз и поддерживался в 200 году. На уровне 27-28 руб. за один доллар. В 2013 году на уровне 35.05 руб. за один доллар.

Механизмом реагирования на изменения, проходящей в мировой валютной системе и на национальных валютных рынках, валютное регулирование, которое представляет собой комплекс мер, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом рынке. Валютное регулирование ограничено интегрируется в систему денежно-кредитного регулирования и позволяет странам, используя законы рынка, урегулировать противоречия внутренних и внешних приоритетов экономической политики.

Регулирование курса национальной валюты путем девальвации, которая проявляется в снижении ее официального курса по отношению к мировым твердым валютам, золоту или международным счетным единицам, обычно применяется монетарными властями в условиях фиксированных валютных курсов, поскольку предполагается резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией.

С развитием мировой валютной системы значение валютных интервенций меняется. Так, в условиях фиксированных валютных курсов в годы действия Бреттон – Вудской валютной системы систематические валютные интервенции осуществлялись в долларах США и выполняли роль стабилизирующего механизма. С переходом к плавающим курсам в рамках Ямайской системы, проводимые валютные интервенции способствовали сглаживанию резких курсовых колебаний.

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно – кредитных отношений между государствами – членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко – и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Россия является членом МВФ с мая 1992 года ее квота составляет 4313,1млн. СДР (около 6млрд.долларов США, один СДР равно 1,38153 долл.) – 2.97% капитала Фонда (2.92% общего числа голосов). В рамках Одиннадцатого общего пересмотра квот членов МВФ принято решение об увеличении на 1632,3млн. СДР (т.е. до 5945,4 млн. СДР) квоты России.

В июле 1998 г. в связи с обострением финансового кризиса и угрозой девальвации рубля МВФ принял решение о предоставлении России специального «стабилизационного» кредита в размере 11.2 млрд. долл. Однако вследствие обострения кризисных явлений в августе 1998г. Фонд принял решение о приостановке кредитования России. Плановое погашение процентов и основной задолженности завершено в 2005 году. С тех пор РФ не привлекало средства МВФ и продолжает сотрудничество на уровне участия в консультациях и дискуссиях по выработке стратегии и тактики действий МВФ по регулированию международных валютных отношений. С тех пор кредитное сотрудничество России и МВФ приостановлено, продолжается плановое погашение процентов и основной задолженности.

Российская Федерация вступила в МБРР – а так же МАР,МФК и МАГИ, входящий в группу всемирного банка, в июне 1992 г. кредитное сотрудничество МБРР с его членами строиться на основе утверждаемой ежегодно для каждой страны стратегии содействия, которая базируется на анализе текущей социально – экономической обстановке и потребностях в кредитных ресурсах, вытекающих из определяемых правительством страны приоритетов развитии.

За время сотрудничества МБРР предоставил России более 60 займов на общую сумму свыше 20 млрд. долл., три гранта по линии Глобального экологического фонда (83.3млн. долл.) и один гарантий – ную операцию по проекту (морской старт) на 100 млн. долл.

В заключении следует отметить, что на определение российских позиций, российских интересов в процессе сотрудничесвта с МФИ влияет один не маловажный фактор. По утверждению некоторых экспертов, МВФ и МБРР до пследнего времени пытались учавствовать в формировании внутренней и внешней экономической политике России. Это влияние подчинено одной цели – вне зовисимости от внутренней и внешней конъюнтуре обеспечить реализацию экономической реформы в России, направленной на достижение устойчивого экономического роста на безинфляционной основе. При этом МВФ и МБРР обеспечивали не российские интересы, а стремились сделать российскую экономику превлекательной для масштабного долгосрочного вложения иностранного частного капитала. Современные стандарты взаимоотношений правттельства, общества и бизнеса, признанные в развитых странах, нельзя насильно навязать и перенести корректировки ни в одну национальную экономику, тем более в российскую, с ее исторически сложившимися искажениями экономической и социальной структуры, масштабностью и инертностью.

 

Список литературы.

 

1.Басовский Л.Е. /Мировая экономика: Курс лекций - М., ИНФРА- М. 2009.

 

2. Алибегов Т.И.; Былиняк С.А.;валовая Т.Д.; Красавина Л.Н; /Международные валютно–кредитные и финансовые отношения// «Финансы и Статистика» - М. 2003. 180с.

 

3. Райзберг Б.А.; Стародубцева Е.Б. / Курс Экономики. 5-е издание – ИНФРА – М. 2008.

 

4. Халевинская Е.Д. / Мировая экономика и международные экономические отношения. 2-е издание/ Магистр – М. 2009.

 

5. Чернецкий Ю.А. / Мировая экономика. 2-е издание /эксмо – М. 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...