Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы снижения степени риска

 

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах. Диверсификация - это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Страхование - это передача определенных рисков страховой компании- Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование - страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения [10].

По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, непредусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара [3].

Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном по лучении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии у поставщика, в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.

Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

не забывать о последствиях риска;

не рисковать многим ради малого [14]

Таким образом, было разобрано понятие «риски», их виды, критерии; изучено явление «страхование рисков», страховые и не страховые риски; найдены способы снижения степени финансовых рисков.

 


2. Методы страхования финансовых рисков и особенности их применения

 

Рынок страхования финансовых рисков. Страхование товарного кредита

 

Товарный кредит предназначен для кратковременного финансирования торговых операций. Как правило, основной гарантией данного вида кредита служит товар, являющийся объектом сделки.

Товарный кредит предлагает новые возможности, в первую очередь, для следующих групп клиентов:

предприятия, занимающиеся оптовой торговлей (в том числе транзитом);

производственные объединения, ориентированные на экспорт.

Договор товарного кредита - это договор, по которому одна сторона обязуется предоставить кредит в виде партии определенного товара. В договоре товарного кредита оговариваются условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и (или) об упаковке партии товара.

В настоящее время широкое распространение получили операции по приобретению имущества на условиях товарного кредита. Его суть в том, что вместо денег покупатель (заемщик) получает вещи (товар). Кредитором по такому договору может выступать любое юридическое или физическое лицо, а не только банк или кредитная организация, имеющие соответствующую лицензию [4].

Договор товарного кредита сочетает в себе признаки договора купли - продажи и кредитного договора, поэтому к существенным условиям последнего (предоставление кредита заемщику на оговоренных условиях и его обязанность возвратить полученный кредит и уплатить проценты) добавляются условия о количестве, наименование товара и т.д. По условиям этого договора каждая из сторон выполняет двойную роль: продавец товара является одновременно кредитором, а покупатель - заемщиком. Очевидно и практическое значение для его сторон.

Во-первых, право собственности на товар переходит от продавца к покупателю по правилам договора купли - продажи. И это происходит в момент фактической передачи товара покупателю или перевозчику (если договором не оговорено иное).

Во-вторых, за предоставление отсрочки или рассрочки оплаты товара покупатель - заемщик уплачивает продавцу - кредитору оговоренные в соглашении проценты. Поскольку оплата процентов является платой за отдельную услугу продавца - кредитора, то они не включаются в стоимость реализуемых товаров. Для него полученные проценты считаются доходом от внереализационных операций (п. 2.7 Инструкции МНС России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15 июня 2000 г. No. 62) [18]. У покупателя - заемщика оплаченные проценты относятся на себестоимость.

В-третьих, покупателю предоставляется отсрочка или рассрочка оплаты товара, что позволяет ему при отсутствии или нехватке денежных средств оплачивать стоимость приобретенного товара частями, в т.ч. и за счет денежных средств, полученных от дальнейшей реализации данного товара.

В-четвертых, к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для отношений по договору займа.

Следовательно, продавец - кредитор в случае нарушения сроков и порядка оплаты товаров в рассрочку вправе потребовать от покупателя - заемщика возврата неоплаченных товаров и процентов за предоставленную рассрочку, что соответствует п. 2 ст. 811 ГК РФ.

Такой возврат товара происходит безвозмездно и не повлечет обязанности у сторон по исчислению и уплате соответствующих налогов. Это подтверждается и положением ст. 39 НК РФ, где реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу. Особенность данного договора позволяет покупателю при возникновении затруднений по дальнейшей реализации товара избежать убытков, связанных с необходимостью оплаты некачественного товара, а продавцу - вернуть товар.

Исходя из нормы п. 4 ст. 488 ГК РФ договор товарного кредита является возмездным. По договорам, предоставляющим отсрочку платежа, начисляются проценты заемщику в качестве платы за предоставленный кредит. Сумма процентов по таким договорам и порядок их оплаты определяются договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ). Если сумма процентов не установлена, их размер определяется ставкой рефинансирования ЦБ РФ на день уплаты суммы долга или его части. Проценты начисляются начиная со дня передачи товара покупателю.

Поскольку товарный кредит не предоставляет в пользование денежные средства, то проценты по нему не относятся к операционным расходам (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99).

Как уже упоминалось выше, при невыполнении покупателем (заемщиком) обязательств по обеспечению возврата суммы кредита, продавец (заимодавец) вправе потребовать возврата неоплаченных товаров вместе с причитающимися процентами. Причем проценты в установленном договором размере могут быть взысканы по требованию продавца до дня, когда оплата должна быть совершена [16].

Но плату за товарный кредит в виде процентов нельзя считать штрафной санкцией. Такая мера предусмотрена ст. 395 ГК РФ. При невозврате суммы займа в срок на нее уплачиваются проценты в порядке и размере, предусмотренных п. 1 ст. 395 ГК РФ, со дня ее возврата независимо от уплаты процентов. Покупателю (заемщику) необходимо учесть, что отсутствие у него денежных средств, необходимых для уплаты долга по договору, не является основанием для его освобождения от уплаты процентов по ст. 395 ГК РФ (п. 5 Постановления №. 13/14).

Таким образом, если покупатель допускает просрочку оплаты переданного товара, то с него по истечении срока оплаты взыскиваются как проценты за пользование товарным кредитом, так и проценты в виде штрафной санкции за просрочку платежа. Причем такие санкции включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 15 Положения о составе затрат; п. 12 ПБУ 10/99) [15].

В условиях рыночной конкуренции одним из преимуществ любой компании, помимо цены и качества, становится порядок расчета за товары и услуги. Для усиления своих позиций компании предоставляют покупателям коммерческие кредиты (т.е. отсрочки оплаты за уже отгруженный товар и оказанную услугу) на все более длительные сроки, постоянно увеличивая размер кредита с целью стимулирования продаж. Но обычно возврат долгов покупателей - юридических лиц ничем не гарантирован. Это влечет за собой возникновение у компании риска просроченной дебиторской задолженности. Именно для таких случаев существует страхование торговых кредитов. С его помощью компания получает не только защиту на случай неисполнения дебиторами своих обязательств, но также независимую оценку кредитных рисков, которую страховая компания проводит на этапе заключения договора страхования, и их постоянный мониторинг. Как отметил Жэром Каз, генеральный директор (CEO) КОФАС С.А., международного лидера на рынке кредитного страхования, «я знаю не один случай, когда даже крупные и устойчивые компании терпели крах из-за банкротства своего контрагента». В России кредитное страхование появилось сравнительно недавно - в конце 90-х годов. Кредитное страхование покрывает такие риски как наступление несостоятельности (банкротства) покупателя и длительная просрочка платежа со стороны покупателя. Страховое покрытие предоставляется по рискам неплатежа покупателей, являющихся российскими частными компаниями. Договор страхования заключается на весь торговый оборот на условиях отсрочки платежа по контрактам со всеми покупателями. Страховое возмещение составляет 80-90% от суммы застрахованного долга. Одним из важных моментов кредитного страхования является максимально полное владение информацией о контрагентах. Без этого невозможен мониторинг и качественная оценка рисков. Поэтому страховая компания должна обладать широкой информационной базой, «пользуясь» которой ее клиенты смогут еще при заключении договоров существенно снизить свои риски. Одной из существенных особенностей договора кредитного страхования, является то, что он подразумевает планомерное и долгосрочное сотрудничество страховщика и страхователя. Их общей целью становится контролирование и минимизация рисков застрахованной компании. Таким образом, страхование становится эффективным инструментом риск-менеджмента».

Страхование кредитных рисков в нашей стране имеет огромный потенциал. Пока оно охватывает не более 1-2% от торгового оборота с отсрочкой платежа. Бизнес в России становится более прозрачным, партнеры хотят сотрудничать на долгосрочной основе и быть уверенными друг в друге. В таких условиях этот вид страхования будет активно развиваться [12].

 

Страхование банковских кредитов. Секьюритизация

 

Страхование кредитов - совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховщиком выплат страхового возмещения в случаях невыполнения контрагентами страхователя обязательств по возврату предоставленного кредита или уплате процентов за пользование им по оговоренным в договоре страхования причинам. Цель страхования кредитов - уменьшение или устранение для страхователей кредитных рисков, предоставление кредиторам страховых гарантий погашения кредитов в обусловленные сроки в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по иным причинам. Страхование кредитов имеет несколько разновидностей, которые могут быть классифицированы по ряду признаков. По объектам его подразделяют на страхование коммерческих кредитов, предоставляемых поставщиком покупателю, и страхование банковских кредитов. По характеру страховых рисков страхование кредитов включает страхование от экономических (коммерческих) и политических рисков. К экономии, относятся, например, банкротство частного покупателя, отказ от платежа или принятия товара, неоплата долга в обусловленный срок и др. Страхование от экономических рисков проводится как при осуществлении сделок внутри страны, так и для обеспечения страховой защитой внешнеэкономической деятельности. В то же время страхование на случай наступления политических рисков проводится, как правило, только при осуществлении внешнеэкономических операций. К таким рискам относят военные действия, гражданские волнения и революции, национализацию, конфискацию, введение эмбарго, запреты на перевод платежей за границу, отмену импортных лицензий, неплатежи государственных покупателей и т.д [6].

Страхование кредитов - сравнительно молодая, получившая широкое развитие только в последние десятилетия XX в. разновидность страховой деятельности. Для него характерна высокая степень монополизации: при заключении договоров страхования от экономических рисков страхование кредитов осуществляется, как правило, в каждой стране небольшим числом частных страховых компаний; при страховании внешнеторговых операций от политических рисков - в основном государственными страховыми агентствами. В России широкую популярность в начале 90-х гг. получили договоры страхования банковских кредитов, предусматривавшие обязательства страховщика возместить банкам застрахованный кредит и проценты за пользование им практически во всех случаях, когда такие выплаты не производили заемщики. Однако условия, по которым проводилось такое страхование, оказались крайне неэффективными как для страховщиков, так и для банков. К середине 90-х гг. договоры страхования по таким условиям практически перестали заключаться. Перспективным является страхование кредитов на условиях, апробированных мировым опытом. В 80-е годы в политике банков произошли некоторые изменения, связанные с последними нововведениями на рынке ценных бумаг и тенденцией к секьюритизации долговых обязательств промышленных компаний и фирм, расширением масштабов выпуска и обращения коммерческих ценных бумаг, в том числе различного рода векселей, долговых обязательств с плавающей процентной ставкой, облигаций, обеспеченных материальными ценностями, переданными на хранение трастовому фонду, появлением «гибридных» ценных бумаг, сочетающих в себе черты, как акций, так и облигаций, а также обострением конкуренции банков и инвестиционных компаний, прочих кредитно-финансовых институтов.

Предприниматель, желающей добиться высокой прибыли, нередко вынужден идти на большие риски. Именно поэтому кредитные организации столь неохотно выдают кредиты малому и даже среднему бизнесу. Спасти ситуацию могли бы страховщики, взявшие на себя риски банков по кредитованию. Однако из-за высокой рисковости страховые компании не спешат широкомасштабно выходить на рынок с подобного рода услугами. Страхование банковских кредитов является фактически единственной возможностью обеспечить для банка возвратность кредита, а для заемщика - получить кредит в случае отсутствия у него залога или поручителей, имеющих залог на полную сумму кредита. Следует учитывать, что страхование полностью не заменяет залог, так как оно распространяется только на сумму основного долга, но не на величину процентов по нему, на которые кредитополучателю все равно требуется предоставить другое обеспечение [7].

Кроме страхования риска невозвращения кредита страховые компании могут страховать и так называемые финансовые риски, то есть риски неисполнения контрагентами своих обязательств по договорам, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К такого рода договорам относятся договора купли-продажи, договора аренды, в том числе лизинга - финансовой аренды, договора найма, договора дарения, возмездного оказания услуг и договора хранения. По договорам купли-продажи может страховаться, например, риски недоставки товара, недопоставки товара, поставки некачественного товара, а также риски неплатежей за поставленный товар, невозврата предоплаты за товар и т.п. Главные сложности, связанные со страхованием подобного рода, заключаются в установлении факта наступления страхового случая. В частности, при страхования риска неосуществления платежей необходимо, чтобы контрагент не просто не выполнил свои обязательства, а оказался бы не способным их выполнить - например, в случае неплатежеспособности, экономической несостоятельности или банкротства. Поэтому в том случае, если контрагент просто не считает необходимым платить, что обычно и имеет место, то страховка выплачена не будет, так как данный факт не является страховым случаем. В настоящее время услуги по страхованию риска непогашения кредита и финансового риска могут оказывать все крупнейшие страховые компании, однако реально выбор компаний ограничен, так как страховые компании стараются оказывать данные услуги главным образом тем банкам и компаниям, с которыми они сотрудничают. Под секьюритизацией банковских кредитов понимается операция, в процессе которой банк «продает» полностью или частично выданный кредит, списывая его со своего баланса до истечения срока его погашения, и передает право получения основного долга и процентов по нему новому кредитору, причем не обязательно банку [4].

Тенденция к секьюритизации долга объясняется в основном тем, что для промышленных компаний выпуск коммерческих ценных бумаг является более дешевым методом мобилизации средств по сравнению с банковским кредитом. Однако в конечном счете относительная эффективность секьюритизации по сравнению с ориентацией на банковский кредит зависит от того, насколько безразличен потенциальному инвестору фактор риска при принятии решения о вложении средств либо в ценные бумаги промышленных компаний, либо в форме депозита в банке.

Столкнувшись с обострением конкуренции в результате развития рынка коммерческих ценных бумаг и ориентации компаний и фирм на более дешевые по сравнению с банковским кредитом формы мобилизации средств, коммерческие банки стали практиковать продажу ссудной задолженности, тем самым вводя элементы вторичного обращения (т.е. последующей купли-продажи, характерного для рынка ценных бумаг) и для банковских кредитов. С формированием первичного (предоставление ссуд) и вторичного (их последующая перепродажа) рынков банковских кредитов стала возможной трансформация неликвидных активов в форме банковских ссуд в ликвидные, т.е. обращающиеся на рынке активы [11].

В следствие этого определены главные направления развития и особенности российского рынка страхования финансовых рисков как важной сферы хозяйственной деятельности и институционального фактора экономического роста. Показаны на этой основе пути совершенствования структуры и механизма государственного регулирования данной подотрасли страхования, изучены методов страхования финансовых рисков и их особенности применения.

 


3. Анализ организационно-экономических отношений при страховании финансовых рисков. Хеджирование

 

Хеджирование - использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструментом, или на генерируемые им денежные потоки.

В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству.

Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива [2].

Хеджирование может применяться как для снижения риска потерь, связанных с изменением цен на товары, так и других рыночных факторов (обменных курсов валют, процентных ставок). В дальнейшем, однако, основное внимание мы уделим именно хеджированию товарных позиций.

Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.

В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.

Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам) [8].

Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на биржах; существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли - продажи является расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).

Внебиржевые инструменты, достоинства: в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки Недостатки: низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками. относительно высокие накладные расходы. существенные ограничения на минимальный размер партии. сложности поиска контрагента; в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

Биржевые инструменты, достоинства: высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент). высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи. сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки. доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты. Недостатки: весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки фьючерсная цена [9].

Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.

Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены «спот» и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара. Однако, как мы уже отмечали, это сходство не является совершенным. Изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с помощью хеджирования.

Существует 2 основных типа хеджирования - хедж покупателя и хедж продавца. Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара является покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа «колл» или продажа опциона типа «пут». Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного контракта, покупка опциона типа «пут» или продажа опциона типа «колл».

Эта стратегия заключается в продаже на срочном рынке фьючерсных контрактов в количестве, соответствующем объему хеджируемой партии реального товара (полный хедж) или в меньшем (частичный хедж) [18].

Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов фиксирует цену будущей поставки товара; при этом в случае снижения цен на рынке «спот» недополученная прибыль будет компенсирована доходом по проданным срочным контрактам (при снижении фьючерсной цены проданный фьючерс приносит прибыль). Однако, оборотной стороной медали является невозможность воспользоваться ростом цен на реальном рынке - дополнительная прибыль на рынке «спот» в этом случае, будет «съедена» убытками по проданным фьючерсам. Другим недостатком этого способа хеджирования является необходимость постоянно поддерживать определенный размер гарантийного обеспечения открытых срочных позиций. При падения цены «спот» на реальный товар, поддержание минимального размера гарантийного обеспечения не является критическим условием, т. к. в этом случае биржевой счет продавца пополняется вариационной маржой по проданным фьючерсным контрактам; однако, при росте цены «спот» (а вместе с ней - и фьючерсной цены) вариационная маржа по открытым срочным позициям уходит с биржевого счета, и может потребоваться внесение дополнительных средств.

Владелец американского опциона типа «пут» имеет право (но не обязан) в любой момент времени продать фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона). Купив опцион этого типа, продавец товара фиксирует минимальную цену продажи, сохранив за собой возможность воспользоваться благоприятным для него повышением цены. При снижении фьючерсной цены ниже цены исполнения опциона, владелец исполняет его (или продает), компенсируя потери на рынке реального товара; при повышении цены, он отказывается от своего права исполнить опцион и продает товар по максимально возможной цене. Однако, в отличие от фьючерсного контракта, при покупке опциона выплачивается премия, которая пропадает при отказе от исполнения. Гарантийного обеспечения купленный опцион не требует [14].

Владелец американского опциона типа «колл» имеет право (но не обязан) в любой момент времени купить фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона). Т.е., владелец опциона может исполнить его, если текущая фьючерсная цена больше цены исполнения. Для продавца опциона ситуация обратная - за полученную при продаже опциона премию он берет на себя обязанность продать по требованию покупателя опциона фьючерсный контракт по цене исполнения. Гарантийный депозит по проданному опциону типа «колл» рассчитывается аналогично гарантийному депозиту на проданный фьючерсный контракт. Т.е., эти две стратегии во многом схожи; отличие их заключается в том, что получаемая продавцом опциона премия ограничивает его доход по срочной позиции; в результате, проданный опцион компенсирует снижение цены товара на величину, не большую, чем полученная им премия.

Разработано значительное количество других способов хеджирования на основе опционов. Самым простым с точки зрения реализации является полное краткосрочное хеджирование единичной партии товара. В этом случае хеджер открывает на срочном рынке позицию, объем которой как можно более точно соответствует объему реализуемой партии реального товара, а срок исполнения фьючерсного контракта выбирается близком к сроку исполнения реальной сделки. Закрываются позиции на срочном рынке в момент исполнения сделки на рынке «спот».

Целью хеджирования является снижение ценового риска. Однако, полностью исключить зависимость от неблагоприятного движения цены на рынке реального актива обычно не удается, более того, недостаточно проработанная стратегия хеджирования может увеличить подверженность компании ценовому риску [2].

Основной тип риска, свойственный хеджированию, - это риск, связанный с непараллельным движением цены реального актива и соответствующего срочного инструмента (иными словами - с изменчивостью базиса). Базисный риск присутствует из-за несколько различного действия закона спроса и предложения на наличном и срочном рынках. Цены реального и срочного рынков не могут отличаться слишком сильно, т. к. при этом возникают арбитражные возможности, которые, благодаря высокой ликвидности срочного рынка, практически сразу сводятся на нет, однако некоторый базисный риск всегда сохраняется.

Основные принципы хеджирования:

) эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

) при принятии решения о хеджировании важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

) как и любая другая финансовая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур.

) эффективность хеджирования может быть оценена только в контексте (бессмысленно говорить о доходности операции хеджирования или об убытках по операции хеджирования в отрыве от основной деятельности на спот-рынке) Таким образом, несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может встретиться при разработке и реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного развития очень велика: Происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции; хеджирование процентных ставок и обменных курсов снижает неопределенности будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством [5].

Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает как риск, так и затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество, минимизируя риски, не являющимися центральными. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы.

Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты [5].

Таким образом, предметом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынка страховых услуг в условиях трансформируемой российской экономики.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время рисковый бизнес занял прочное место в хозяйственном механизме развитых экономических стран. Рисковое предпринимательство успешно конкурирует с крупными корпорациями в разработке и производстве новых продуктов, хотя, конечно, технические и, особенно, экономические возможности малых наукоёмких фирм остаются несопоставимыми с мощью крупных корпораций. Понятно, что обострение соперничества на новых перспективных рынках выгодно потребителю.

Было разобрано понятие «риски», их виды, критерии; изучено явление «страхование рисков», страховые и не страховые риски; найдены способы снижения степени финансовых рисков.

Определены главные направления развития и особенности российского рынка страхования финансовых рисков как важной сферы хозяйственной деятельности и институционального фактора экономического роста. Показаны на этой основе пути совершенствования структуры и механизма государственного регулирования данной подотрасли страхования, изучены методов страхования финансовых рисков и их особенности применения.

Таким образом, предметом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынка страховых услуг в условиях трансформируемой российской экономики.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

) методы управления рисками могут быть классифицированы по разным признакам.

) к числу наиболее часто используемых относятся следующие две классификации: по признаку «вариант воздействия на риск» и по признаку «содержание процедуры управления рисками».

) по признаку «вариант воздействия на риск» все методы управления рисками делятся на две группы: группу методов трансформации рисков, связанную с непосредственным воздействием на риск, и группу методов финансирования рисков, направленную на возмещение возможного ущерба.

Риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели. Основными элементами, составляющими сущность понятия «риск» являются:

) вероятность достижения желаемого результата.

) отсутствие уверенности в достижении поставленной цели.

3)возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

По причине возникновения риск выступает как следствие, он вызван неопределенностью будущего. Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определения цели, выяснения риска, оценки риска, выбора методов управления риском, применения выбранного метода, оценки результатов. При этом оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.

финансовый риск страхование хеджирование


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие, 2006

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента, 2010

Выборова Е.Н. Диагностика финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, Аудитор. - 2002

4 Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий <http://www.ozon.ru/context/detail/id/3675793/>: Учебник для ВУЗов - М.: ЭКСМО, 2008

Замуруев А. Время определиться в терми<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...