Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Задания для самостоятельной работы




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономической теории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению практических занятий

Дисциплина: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 080102.65 "Мировая экономика"

Форма обучения: очная

 

 

Ростов-на-Дону

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра экономической теории

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от 28 апреля 2008 г. № 10)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

 

по самостоятельной работе студентов

и проведению практических занятий

 

 

Дисциплина: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Специальность 080102.65 "Мировая экономика"

 

 

Форма обучения: очная

 

 

 

Ростов-на-Дону

 

Автор-составитель:

А.А. Калинченко, к.э.н., старший преподаватель кафедры экономической теории

 

 

Ответственный за выпуск:

В.И. Панченко, зав. кафедрой экономической теории,

к.э.н., доцент

 

Рецензенты:

А.Ю. Рожкова, к.э.н., доцент, Ростовский филиал РТА;

В.Г.Смоленская, к.э.н., доцент, Ростовский филиал РТА

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  №       Название темы   Количество часов  
  Всего Аудиторные занятия   Самост. работа
Лек- ции Семи- нары Практич. занятия
             

Раздел 1. Теория экономического анализа

  1. Предмет, содержание, методика и организация экономического анализа           -   -  
  2. Способы обработки экономической информации в экономическом анализе деятельности предприятия.               -          
3. Анализ общих условий эффективности организации и функционирования производственных систем           -  
                 

Раздел 2. Методика экономического анализа деятельности предприятия

1. Анализ производства и реализации продукции          
  2. Анализ использования материальных ресурсов предприятия.              
  3. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия.              
  4. Анализ себестоимости продукции.              
  5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.              
ИТОГО:          
ЭКЗАМЕН

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Тема 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: анализ и синтез, дедукция и индукция, макро - и микроанализ, предмет и объект экономического анализа, его функции и принципы; метод, методика, детерминированность, комплексность, системность.

2. Ответить на следующие вопросы:

- В чем состоит сущность и взаимосвязь анализа и синтеза как методов научного исследования?

- В чем состоит сущность и взаимосвязь дедукции и индукции как методов научного исследования?

- В чем суть и отличия понятий «макроэкономический анализ» и «микроэкономический анализ»?

- Дать характеристику различным видам экономического анализа, образующим его подсистемы.

- Какие функции выполняет экономический анализ, и какова их взаимосвязь?

- Какие принципы определяют использование экономического анализа?

- Какова взаимосвязь предмета и объекта экономического анализа с предметами и объектами других экономических дисциплин?

- Каково место и роль экономического анализа в системе средств управления предприятием?

- Каковы характерные черты и особенности метода экономического анализа?

- В чем конкретно выражается организация и информационное обеспечение экономического анализа?

- Каково содержание методики проведения экономического анализа?

- Какие существуют основные способы обработки информации?

- Какие особенности имеет организация и проведение экономического анализа в таможенных органах?

3. Составить классификационные таблицы видов и методов экономического анализа.

4. Составить классификационную таблицу субъектов экономического анализа.

II. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

При выполнении заданий для самостоятельной работы следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучить указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- отыскав определения основных понятий, относящиеся к изучаемой теме, составить их глоссарий, подумать над тем, как данные понятия между собой соотносятся;

- при построении классификационных таблиц определить, в первую очередь, основание классификации (классификационный признак). Примером выполнения такого задания может служить таблица 3.1. «Классификация способов анализа хозяйственной деятельности предприятия», содержащаяся в учебнике Г.В.Савицкой «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» на стр. 39. Другой подход содержится в первом параграфе первой главы учебника Н.П.Любушина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности».

- при раскрытии содержания методики проведения экономического анализа обратить внимание на строгую последовательность его этапов.

 

III. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – Гл. 1- 3, 4-10.

2. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – Гл. 1, 14.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –

Мн.: ИП «Экоперспектива», 2007. – Гл. 1-3, 8, 10.

 

Дополнительная литература:

1. Приказ ГТК России от 09.01.98 № 8. «Об утверждении Методики проведения анализа оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации». (в последующих редакциях).

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2006. – Гл. 1.

3. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – Гл. 7, 8.

Тема 2. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: абсолютные, относительные и средние величины в экономическом анализе, эталонный уровень, горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный сравнительный анализ, сопоставимость показателей, стоимостные, объемные, качественные и структурные факторы, способы группировки информации в экономическом анализе, балансовый, графический и табличный способы. Найти определения понятий: детерминированный и стохастический анализ, способ ценной подстановки; индексный метод; способ абсолютных разниц; способ относительных разниц; способ пропорционального деления и долевого участия; интегральный способ; способ логарифмирования. Найти определения понятий: стохастическая связь, корреляционный анализ, парная и множественная корреляция, коэффициент эластичности, линейный коэффициент корреляции, теоретическое корреляционное отношение, индекс корреляции, факторная дисперсия. Найти определения понятий: функционально-стоимостной анализ, системный подход, рабочие свойства объекта, основные и вспомогательные функции объекта.

2. Ответить на следующие вопросы:

- Каковы задачи и содержание статистических способов обработки информации, используемых в экономическом анализе?

- Каковы задачи и содержание различных видов сравнительного анализа, используемых в экономическом анализе?

- Каков алгоритм составления группировок для построения аналитических таблиц в экономическом анализе?

- Каковы задачи и содержание балансового способа в экономическом анализе?

- Какова роль стохастического анализа в составлении бизнес-плана?

- Чем отличаются друг от друга различные формы корреляционного анализа?

- Чем отличаются друг от друга различные формы стохастической связи?

 

3. Представить в виде схемы или таблицы классификацию статистических способов обработки информации, используемых в экономическом анализе.

4. Привести примеры использования балансового способа в экономическом анализе.

5. Привести примеры использования горизонтального, вертикального, трендового, одномерного и многомерного сравнительного анализа в экономическом анализе.

6. Построить классификационную схему способов детерминированного факторного анализа.

7. Назвать основные типы факторных детерминированных моделей.

8. Построить таблицу, в которой представить классификацию и систематизацию факторов в экономическом анализе.

9. Ответить письменно на вопрос о типах и задачах факторного анализа.

10. Привести примеры использования уравнения связи для оценки деятельности предприятий, в т. ч. таможенных.

11. Составить алгоритм решения уравнения тренда.

12. Отразить схематично содержание механизма функционально-стоимостного анализа.

13. Составить перечень этапов проведения функционально-стоимостного анализа.

14. Составить таблицу, в которой отразить содержание каждого этапа проведения функционально-стоимостного анализа.

15. Раскрыть содержание методов, используемых на творческом этапе проведения функционально-стоимостного анализа.

16. Решить задачи:

1) Рассчитать размер влияния трудовых факторов на выполнение товарооборота изменения численности, сред­него числа дней, отработанного одним торговым работни­ком, средней продолжительности рабочего дня и средне­часовой выработки на одного работника, используя метод цепной подстановки. Данные в нижеприведенной таблице 1.1.

 

Показатели План Факт Отклонение (±)
1. Среднесписочная численность, чел.        
2. Среднее число дней, отработанных одним торговым работником за год        
3. Средняя продолжительность рабочего дня, ч 8,2 8,1    
4. Среднечасовая продажа на одного работника, руб.        
5. Розничный товарооборот за год              

 

2) Рассчитать размер влияния на фондоотдачу измeнeния:

а) доли активной части основных фондов

б) удельного веса действующего оборудования

в) фондоотдачи действующего оборудования.

Сформулировать выводы, наметить мероприятия по увели­чению фондоотдачи.

Данные для расчета влияния на фондоотдачу:

Таблица 1.2

 

Показатели Базис­ный год Отчет­ный год Отклоне­ние (±) Темп изме­нения (±)
1. Объем продукции (N), тыс. руб. 1150,0 1235,0        
2.Среднегодовая стоимость основных фондов (S), тыс. руб. 910,0 920,0        
3.Среднегодовая стоимость активной части производствен­ных фондов (Sa), тыс. руб. 497,0 520,0        
4. Среднегодовая стои­мость действующего оборудования (Sд), тыс. руб. 310,0 340,0        
5. Удельный вес актив­ной части основных фондов, %                
6. Удельный вес дей­ствующего оборудова­ния в стоимости актив­ной части производ­ственных фондов, %                
7.Количество единиц действующего оборудования (Qд)            
8. Средняя стоимость единиды действующего оборудования (Sд),тыс. руб.            
9. Количество рабочих дней (Tдн)          
10.Фондоотдача основ­ных фондов                
11. Фондоотдача дей­ствующего оборудо­вания.              

 

3) По 8 однородным магазинам имеются следующие данные в табл.1.3

Товарооборот, тыс. руб.                
Уровень издержек обращения по отношению к товарообороту 10,0 9,0 7,5 6,9 6,3 5,8 5,4 5,0

 

Найти уравнение корреляционной связи товарооборота и уровня издержек обращения. Изобразить графически корреляционную связь.

Вычислить коэффициенты эластичности, показатели тесноты корреляционной связи. Проверить найденную модель на адекватность.

Сделать выводы. Построить графики.

4) С помощью корреляционного анализа (выравнивания по гиперболе) найти коэффициенты уравнения регрессии и сделать прогноз, относительно уровня себестоимости одной тонны металлопроката, при мощности завода в 17 тыс. т выпуска в год.

Данные:

Объем продукции тыс. т: 5 6 8 11 13

Себестоимость 1 т, тыс. руб. 3,5 3,8 3,0 2,8 2,4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...