Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

За белыми акациями просматривалась беседка.

Продавцы положили лакомство в вафельный рожок.

Первобытные люди внесли огонь в жилище.

Хозяин обнаружил у дверей крошечного котёнка.

История о неудачном спектакле распространилась по Италии.

Строители вели под землёй длинный тоннель.

Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке.

Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф.

 

Умение распознавать части речи и их морфологические признаки

1) В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является

Первобытные люди внесли огонь в жилище.

Могучие львы обитают в жарких странах.

Хозяин обнаружил у дверей крошечного котёнка.

Продавцы положили лакомство в вафельный рожок.

Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке.

Древние люди поклонялись большим деревьям.

В средневековой Европе существовали рыцарские турниры.

Под Москвой текут подземные реки.

3) Укажи, слово какой части речи отсутствует в предложении.

Снег последний в дальнем поле тает.

o 1) глагол

o 2) местоимение

o 3) имя прилагательное

o 4) предлог

4) Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

Глухой стеной окружили нас тёмные ели.

§ 1) глагол

§ 2) местоимение

§ 3) имя прилагательное

§ 4) предлог

4) Укажите, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

Внезапно в тишине послышались хруст снега и треск сучьев.

§ 1) имя существительное

§ 2) имя прилагательное

§ 3) глагол

§ 4) предлог

5) Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

Бумагу для письма изобрели в Древнем Китае.

§ 1) глагол

§ 2) местоимение

§ 3) имя прилагательное

§ 4) предлог

6) Укажите, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

Золотые лучи солнца нежно коснулись верхушек сосен и елей.

§ 1) имя существительное

§ 2) имя прилагательное

§ 3) глагол

§ 4) предлог

7) Укажите глагол 2 спряжения, который употреблён в форме 2 лица един­ствен­ного числа настоящего времени.

o 1) прячешься

o 2) шумите

o 3) выгонишь

o 4) находишься

8) Укажите глагол 2 спряжения, который употреблён в форме 2 лица единст­вен­ного числа будущего времени.

§ 1) носишься

§ 2) посмотришь

§ 3) лепите

§ 4) размышляешь

9) Укажи неверное утверждение.

o 1) пищать – 1 спр.

o 2) вертеть – 2 спр.

o 3) возить – 2 спр.

o 4) читать – 1 спр.

10) Укажи НЕВЕРНОЕ утверждение.

§ 1) решать – 1-е спряжение

§ 2) верить – 2-е спряжение

§ 3 лететь – 1-е спряжение

§ 4)терпеть − 2-е спряжение

11) Укажи НЕВЕРНОЕ утверждение.

§ 1) гонять – 1-е спряжение

§ 2) крутить – 2-е спряжение

§ 3) свистеть – 1-е спряжение

§ 4) зависеть − 2-е спряжение

12) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени существительного (К) ВЕРХУШКЕ?

o 1)1-е скл., ед. ч., тв. п.

o 2)1-е скл., ед. ч., дат. п.

o 3)2-е скл., ед. ч., дат. п.

o 4)1-е скл., ед. ч., предл. п.

13) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного (с) муравьём.

§ 1)1-е скл., ед. ч., Т. п.

§ 2)2-е скл., ед. ч., П. п.

§ 3)2-е скл., ед. ч., Т. п.

§ 4)3-е скл., ед. ч., Т. п.

14) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного (в) чехле?

§ 1)1-е скл., ед. ч., П. п.

§ 2)2-е скл., ед. ч., Т. п.

§ 3)2-е скл., ед. ч., П. п.

§ 4)3-е скл., ед. ч., Т. п.

15) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени существительного (В) РУЧЕЙКЕ?

§ 1)1-е скл., ед. ч., тв. п.

§ 2)1-е скл., ед. ч., предл. п.

§ 3)2-е скл., ед. ч., предл. п.

§ 4)2-е скл., ед. ч., тв. п.

16) Укажи имя существительное в творительном падеже.

o 1) (видим) на картине

o 2) (встаёт) над поляной

o 3) (заблудился) в тумане

o 4) (шёл) по следу

17) Укажи имя существительное в творительном падеже.

1) (гуляли) в роще

2) (спрятались) под берёзу

3) (бежала) по тропинке

4) (кружила) над сосной

18) Укажи имя существительное в творительном падеже.

1) (написал) в письме

2) (играл) с сестрой

3) (вышел) на улицу

4) (спешил) к другу

19) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки глагола?

o 1) выбирал – прош. вр., ед. ч., 3-е л.

o 2) выбирает – буд. вр., ед. ч., 3-е л.

o 3) выбирать – неопред. ф., наст. вр.

o 4) выбирают – наст. вр., мн. ч., 3-е л.

20) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки глагола?

§ 1) защитить – неопред. ф., наст.вр.

§ 2) защитил – прош. вр., ед. ч., 3-е л.

§ 3) защитит – буд. вр., ед. ч., 3-е л.

§ 4) защитят – наст. вр., мн. ч., 3-е л.

21) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из данного предложения?

Скамейку поставили под старыми вязами.

o 1) мн. ч., м. р., тв. п.

o 2) ед. ч., м. р., предл. п.

o 3) мн. ч., тв. п.

o 4) мн. ч., предл. п.

22) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки прилагательного из данного ниже предложения?

Весной тополёк покрылся зелёными листочками.

§ 1)мн. ч., П. п.

§ 2)мн. ч., Т. п.

§ 3)ед. ч., м. р., Т. п.

§ 4)мн. ч., м. р., П. п.

23) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки прилагательного из данного ниже предложения?

В высоких облаках живёт солнце.

§ 1)мн. ч., Т. п.

§ 2)ед. ч., ср. р., Т. п.

§ 3)мн. ч., ср. р., П. п.

§ 4)мн. ч., П. п.

24) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из данного предложения?

За белыми акациями просматривалась беседка.

§ 1) мн. ч., ж. р., тв. п.

§ 2) ед. ч., ж. р., предл. п.

§ 3) мн. ч., предл. п.

§ 4) мн. ч., тв. п.

25) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?

o 1) исправит − наст. вр., ед. ч., 3-е л.

o 2) исправил − прош. вр., ед. ч., 3-е л.

o 3) исправить − наст. вр., неопред. ф.

o 4) исправят − буд. вр., мн. ч., 3-е л.

26) В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?

§ 1) попросит – наст. вр., ед. ч., 3-е л.

§ 2) попросят – буд. вр., мн. ч., 3-е л.

§ 3) попросить – наст. вр., неопред. ф

§ 4) попросил – прош. вр., ед. ч., 3-е л.

 

 

Умение распознавать основную мысль текста, в котором она прямо не сформулирована, при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Умение составлять план прочитанного текста. Умение распознавать значение слова.Умение подбирать к слову близкие по значению слова. Умение классифицировать слова по составу. Умение классифицировать гласные и согласные звуки

 

Текст1

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

(1)Вова рос подвижным и сильным мальчиком. (2)Все боялись его. (3)Да и как не бояться такого! (4)Он бил товарищей, стрелял в девочек из рогатки. (5)Собаке Пушку на хвост наступал, коту Мурзею усы выдёргивал, ёжика под диван загонял, даже своей бабушке грубил. (6)Никого не боялся Вова и очень этим гордился. (7)Но недолго.

(8)Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. (9)Он к девочкам побежал, но и они от него отвернулись. (10)Кинулся Вовка к Пушку, а тот на улицу удрал. (11)Хотел Вова с Мурзеем поиграть. (12)Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф. (13)Решил Вова ёжика из-под дивана выманить. (14)Куда там! (15)Ёжик давно в другой дом жить перебрался. (16)Подошёл Вова к бабушке, а она даже глаз не подняла на внука. (17)Сидит в уголке, крупу перебирает да слезинки утирает.

(18)Наступило самое страшное, что только бывает на свете: Вова остался один. (19)Один-одинёшенек!

(По Е. Пермяку)

А) Как ты понимаешь значение слова «диван»? Запиши своё объяснение.

Б ) Замени слово «удрать» (из предложения 10) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).

В) В предложении 1 найди слово, строение которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Г) За что бабушка обиделась на Вову? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Вова часто грубил своей бабушке.

o 2) Вова поздно приходил домой с прогулки.

o 3) Вова не помогал бабушке по хозяйству.

o 4) Вова выгнал ёжика из дома.

Д) Почему Вова остался один? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Вова любил проводить время в одиночестве.

o 2) Вова всем досаждал.

o 3) Бабушка заперла Вову дома.

o 4) Вова испытывал одиночеством характер.

Е) В предложении 2 найди слово (слова), в котором (которых) буква «е» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «лес». Выпиши это слово (эти слова).

Текст 2

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)Всего сто лет назад Москва была двух-трёхэтажной. (2)Горожане толпами ходили к первому пятиэтажному дому. (3)Десятиэтажное здание, построенное в 1913 году, потрясло воображение москвичей. (4)Но в целом Москва оставалась малоэтажным городом, поэтому, когда начали строить высотные дома – высотки, это стало настоящим событием.

(5)В 1947 году Москва отмечала юбилей – 800 лет со дня основания. (6)В этот праздник и заложили первые камни в основания восьми высотных зданий – по числу столетий, которые прожил город. (7)Однако сейчас нашу столицу украшают семь высоток, одно здание так и не было построено. (8)Строительство таких зданий очень сложное и дорогое дело. (9)Высотные здания в Нью-Йорке построены на твёрдом грунте – на скалах. (10)А под Москвой – непрочные глина, песок и подземные реки, которые размывают почву. (11)Московские строители специально замораживали землю. (12)Это делали для того, чтобы фундамент высоток был надёжным.

(13)Все семь высоток – уникальные сооружения, украшенные статуями, редкими породами камня. (14)Пышные, монументальные московские высотки – один из символов столицы России.

(По Н. и В. Волковым)

А) Как ты понимаешь значение слова «столица»? Запиши своё объяснение.

Б) Замени слово «надёжный» (из предложения 12) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).

В) В предложении 2 найди слово, строение которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Г) Почему в 1947 году в Москве планировали построить восемь высотных зданий? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) В то время у города были средства на постройку только восьми зданий.

o 2) Число зданий соответствовало бы числу столетий, которые прожил город.

o 3) В городе было только восемь подходящих для строительства мест.

o 4) Архитекторы хотели, чтобы высотки стали «восьмым чудом света».

Д) Почему строить высотные здания в Нью-Йорке проще, чем в Москве? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) В Нью-Йорке лучше развиты технологии строительства.

o 2) У строителей Нью-Йорка больше опыта в строительстве высоток.

o 3) В Нью-Йорке, в отличие от Москвы, твёрдый грунт.

o 4) На строительстве высоток в Нью-Йорке работает больше строителей, чем в Москве.

Текст 3

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)Цирковой слон Бэби не переносил одиночества: он топорщил уши и ревел. (2)В слоновнике с ним обязательно должен был спать служащий, иначе слон своим рёвом не давал никому покоя. (3)Поэтому в стойла возле слона поместили с одной стороны верблюда, а с другой – ослика Оську.

(4)Слон очень привык к своим соседям, особенно он подружился с Оськой. (5)Бэби часто просовывал хобот через перегородку и нежно гладил ослика по шее и спине. (6)Раз Оська заболел расстройством желудка, и ему не дали обычной порции овса. (7)Уныло опустив голову, он, голодный, скучал в стойле. (8)А рядом Бэби, наевшись досыта, развлекался как мог: то положит клок сена в рот, то вынет, повертит во все стороны. (9)Случайно хобот Бэби с сеном потянулся к ослику. (10)Оська не прозевал: он схватил сено и стал жевать. (11)Бэби это понравилось. (12)Он начал загребать хоботом сено и передавать его через перегородку другу-ослику…

(13)Так мы стали свидетелями настоящей звериной дружбы и заботы.

(по В. Дурову)

А) В каком предложении содержится слово со значением «до полного насыщения»?

o 1) в предложении 6

o 2) в предложении 7

o 3) в предложении 8

o 4) в предложении 10

Б) Зачем в стойла возле слона помеcтили верблюда и ослика? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

    • 1) Слон не выносил одиночества.
    • 2) Зверей так удобнее было кормить.
    • 3) В цирке было мало помещений.
    • 4) Верблюд, слон и ослик были давними друзьями.

 

Текст 4

В каком предложении содержится основная мысль текста? Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)Обычай поддерживать неугасимый огонь один из самых древних на Земле. (2)Тысячи лет назад люди не умели добывать огонь. (3)Они искали его и берегли, как сокровище. (4)Если бы он погас, другого негде было бы достать.

(5)Первобытный человек был смелым существом. (6)Ему часто приходилось вступать в бой и с огромным мамонтом, и с могучим пещерным медведем. (7)Нашлись и храбрецы, которые не побоялись приблизиться к угасающему огню. (8)Они схватили горящий сук и внесли его в своё жилище. (9)Эти удивительные, смелые люди приручили огонь, как приручают диких зверей. (10)Изобретение Э́дисона, который сделал первую электрическую лампочку, ничто по сравнению с изобретением этих покрытых шерстью, длинноруких, косолапых людей. (11)Не будь огня, мы и сейчас мало чем отличались бы от обезьян.

(12)Научившись добывать огонь, человек мог не бояться его потерять. (13)Но ещё долго в храмах горели неугасимые светильники. (14)Они напоминали о том времени, когда огонь не умели добывать, когда он был редкой и драгоценной находкой.

(По М. Ильину)

А) Как ты понимаешь значение слова «сокровище»? Запиши своё объяснение.

Б) Замени слово «добывать» (из предложения 12) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).

В) В предложении 8 найди слово, строение которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Г) Что изобрели первобытные люди? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Первобытные люди изобрели первую электрическую лампочку.

o 2) Первобытные люди изобрели способ борьбы с пещерным медведем.

o 3) Первобытные люди изобрели способ внести огонь в своё жилище.

o 4) Первобытные люди изобрели неугасимые светильники для храмов.

Д) Почему в храмах долгое время горели неугасимые светильники? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) На протяжении долгого времени люди боялись потерять огонь.

o 2) Огнём люди оберегали себя от опасности.

o 3) Светильники напоминали о времени, когда огонь был драгоценной находкой.

o 4) Люди показывали, что не боятся внести огонь в своё жилище.

Е) В предложении 4 найди слово (слова), в котором (которых) буква «е» везде обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «звери». Выпиши это слово (эти слова).

 

Текст 5

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)В средневековой Европе существовали рыцарские турниры. (2)На глазах у восхищённых зрителей вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. (3)Но любимые всеми праздники часто омрачались смертью бесстрашных рыцарей.

(4)Однажды французский король Генрих II тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монтгомери в силе и ловкости. (5)Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король был смертельно ранен. (6)С тех пор рыцарские турниры были запрещены. (7)Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. (8)Такие скачки назвали «карусель» (от итальянских слов «кароа» – хоровод и «села» – седло), что буквально означает «хоровод в седле».

(9)В восемнадцатом веке французские инженеры придумали для развлечения народа механическую карусель. (10)Это был огромный круг с деревянными лошадками и лодочками. (11)Когда круглую платформу раскручивали, лошадки и лодочки начинали двигаться. (12)В таком виде карусель сохранилась до наших дней и стала одним из самых популярных детских аттракционов.

А) Как ты понимаешь значение слова «аттракцион»? Запиши своё объяснение.

Б) Замени слово «турнир» (из предложения 6) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).

В) В предложении 3 найди слово, строение которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Г) Почему в 1559 году были запрещены рыцарские турниры? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1)На турнирах погибло много доблестных рыцарей.

o 2)Новый король Франции предпочитал устраивать не рыцарские турниры, а пышные балы.

o 3)Торжественные скачки по кругу вытеснили рыцарские турниры из моды.

o 4)Во время участия в рыцарском турнире французский король был смертельно ранен.

Д) Зачем были придуманы карусели с деревянными лошадками и лодочками? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Для того чтобы развлекать народ.

o 2) Для того чтобы развлекать короля и придворных.

o 3) Для того чтобы зарабатывать деньги.

o 4) Для того чтобы катать детей.

Е) В предложении 10 найди слово, в котором есть глухой согласный звук на конце слова. Выпиши это слово.

 

Текст 6

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)Обычно в дневные часы на середину поляны, где возвышался дуб, заяц забегал редко. (2)Однако на этот раз его сбила с толку туманная хмурь – поленился сторонкой обежать. (3)За осиновой корой прямиком направился через поляну.
(4)И до середины поляны ещё не допрыгал, как страшно зашумело над головой, – коршун! (5)Едва успел заяц на спину броситься; закричал тонко, ударил навстречу врагу сильными задними лапами. (6)Пух, перья полетели… (7)Не ждал такого отпора коршун, взмыл вверх, а косой тем временем вскочил и помчался к лесу. (8)Лишь несколько скачков сделал, а птица опять вниз летит – в атаку идёт. (9)Заяц снова на спину повалился, визжит и сечёт перед собой коготками.
(10)Ничего у коршуна не выходит. (11)Пока он отлетит да развернётся, косой всё ближе и ближе к лесу, так и ушёл в гущину. (12)Сел недовольный коршун на верхушку дуба, озирается сердито, ищет, на ком бы зло сорвать. (13)Обидно ему: от зайца попало. (14)А старый дуб доволен: косой жив остался. (15)Вот ведь как, значит, – если надо, заяц-то вовсе не трус!
(по В. Спице)

А) В предложении 8 найдите слово со значением «быстрое и решительное наступление». Выпишите это слово.

Б) Почему коршун сердито озирается, сидя на верхушке дуба? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Коршун смотрит, нет ли свидетелей его неудачной охоты.

o 2) Коршун боится пропустить приближающихся к поляне охотников.

o 3) Коршун ищет, на ком бы сорвать зло за неудачную охоту.

o 4) Коршун глядит в том направлении, куда убежал заяц.

 

 

Текст 7

В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)Каждые три секунды на нашей планете съедают одну порцию мороженого! (2)Сейчас это самый любимый десерт детей и взрослых всего мира, поэтому в каждой стране есть занимательные истории о мороженом.

(3)Родиной мороженого считают Китай: там мороженое было лакомством императоров. (4)Тогда оно больше напоминало фруктовый лёд. (5)В Европу секрет рецепта мороженого привёз итальянский путешественник Марко Поло. (6)Оно долго оставалось государственной тайной Италии. (7)Затем знатная итальянка вышла замуж за французского короля и познакомила с мороженым Францию. (8)В Америке придумали вафельный стаканчик. (9)Как-то на ярмарке у продавца мороженого закончились бумажные блюдца, на которых он подавал свой товар. (10)Не растерявшись, он попросил у торговавшего рядом продавца его продукцию – горячие вафли. (11)Продавцы свернули вафли рожком и наполнили его мороженым, подарив миру новое лакомство.

(12)В России, где льдом и холодом никого не удивишь, тоже было своё мороженое. (13)В деревнях Сибири хозяйки замораживали молоко, потом мелко его стругали, посыпали ледяные стружки ягодами и подавали к столу.

(По Д. Арсеньевой)

А) Как ты понимаешь значение слова «лакомство»? Запиши своё объяснение.

Б) Замени слово «занимательный» (из предложения 2) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).

В) В предложении 4 найди слово, строение которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

В) Какую страну считают родиной мороженого? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Китай

o 2) Италию

o 3) Россию

o 4) Америку

Г) Какое мороженое издавна готовили в деревнях Сибири? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) фруктовый лёд

o 2) замороженные ягоды

o 3) замороженное молоко

o 4) мороженое в вафельных стаканчиках

 

Текст 8

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)У моей бабушки был когда-то очень умный кот по имени Барсик. (2)Всё лето они с бабушкой проводили на даче. (3)А на соседском участке обитал огромный злой пёс по кличке Рекс, который никому проходу не давал, особенно котам.

(4)И вот решили как-то соседи поменять забор между дачами. (5)Старый забор снесли, а новый ещё не поставили. (6)Рекс должен был находиться на привязи. (7)Но то ли хозяева забыли и не посадили его на привязь, то ли он сам её оборвал… (8)Одним словом, хулиган вырвался на свободу и прямиком побежал на наш участок. (9)Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке. (10)Рекс увидел кота и рванул прямо к нему. (11)У бабушки на душе похолодело от страха за любимца.

(12)А Барсик и ухом не повёл, сидит себе и пристально смотрит на приближающуюся овчарку. (13)Рекс подбежал совсем близко и вдруг засмущался от такой кошачьей храбрости и уверенности. (14)Пёс аккуратно, даже с каким-то уважением обнюхал Барсика и быстренько убрался с его территории.

А) Как ты понимаешь значение слова «территория»? Запиши своё объяснение.

Б) Замени слово «обитать» (из предложения 3) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).

В) В предложении 5 найди слово, строение которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Г) Почему Рекс не нападал на Барсика? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Смелость и уверенность кота внушили псу уважение.

o 2) Пёс испугался агрессивно настроенного кота.

o 3) В последнюю минуту Рекс пожалел Барсика.

o 4) Рекс боялся, что его за это накажут.

Д) Зачем соседи снесли забор между дачами? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

    • 1) Соседи хотели объединить два участка.
    • 2) Они хотели заменить забор на новый.
    • 3) Они хотели дать Рексу возможность погулять на соседнем участке.
    • 4) Соседи хотели перенести забор на другое место.

Е) В предложении 7 найди слово, в котором есть глухой согласный звук на конце слова. Выпиши это слово.

 

Текст 9

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1) В один из осенних дней, когда с подвозом продовольствия были перебои и солдаты голодали в окопах, рядовой Лукашук нашёл в обвалившейся части траншеи вещевой мешок, доверху набитый овсянкой.

(2) Вещевые мешки солдаты прятали в траншеях перед атакой, чтобы легче было, и нередко хозяин мешка не мог вернуться назад — продолжал наступление или погибал в бою. (3) Потому не зазорно было Лукашуку с солдатами воспользоваться находкой.

(4) Но едва удалось разложить костёр, чтобы сварить овсяную кашу, в траншею спрыгнул незнакомый рыжий солдат. (5) «Ребята, давайте мешок назад! Это я оставил», – сердито проговорил незнакомец. (6) По фронтовому закону если хозяин за мешком вернулся, то делать нечего − надо отдать. (7) Отдали молча, а Лукашук с обидой подумал: «Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает!»

(8) Наступила зима, дороги замёрзли, подвоз продовольствия наладился, и про историю с овсянкой забыли…

(9) В одном из ожесточённых январских боёв с немцами Лукашука тяжело ранило. (10) Пуля попала в грудь, и от боли он потерял сознание. (11) Когда солдат очнулся, он, перебинтованный, лежал около палатки-госпиталя на фанерных саночках, к которым были привязаны три тяжело дышавшие собаки. (12) Рядом стоял тощий рыжий солдат-санитар с каской дымящейся овсяной каши. (13) «Где-то я видел его раньше, − подумал Лукашук и вдруг вспомнил: − Овсянка!»

(14) Санитар поставил каску с овсянкой в снег. (15) «Молодцы, други мои, успели, спасли, − приговаривал он, гладя собак. − Ну, подкрепитесь − и вперёд!» (16) Лукашук слабо улыбнулся санитару и сказал: «Так ты не себе овсянку? В том мешке, значит, чья-то жизнь солдатская лежала… Плохо я о тебе подумал… Прости, брат!»

(по А.В. Митяеву)

А) В каком предложении содержится слово со значением «защитный шлем военнослужащих»?

o 1) в 4-м предложении

o 2) в 10-м предложении

o 3) в 12-м предложении

o 4) в 16-м предложении

Б) Почему голодные солдаты вернули вещевой мешок с овсянкой его владельцу? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

    • 1) владелец мешка был очень тощий
    • 2) на всех солдат каши бы не хватило
    • 3) солдаты подчинились фронтовому закону
    • 4) солдатам некогда было варить кашу

 

 

Текст 10

В каком предложении выражена основная мысль текста? Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)В лесу мало кто любит сороку: шкодливая птица. (2)Трещит она не по делу, яйца из чужих гнёзд таскает. (3)А лисица и вовсе терпеть не может белобокую. (4) В год, когда сорока поселилась возле её норы, рыжей никакого житья не стало. (5) Не успеет лисица голову из норы высунуть – сорока тут как тут. (6)Вертится на ветке и прямо-таки заходится в трескотне, оповещает весь лес: «Берегись! Вышла рыжая на разбой!»
(7)Подрастают в норе лисята, хнычут, скулят, постоянно просят есть. (8)Мать с ног сбилась, стараясь накормить их досыта, а малышам всё мало. (9)Вот и приходится ей не только ночью, но и днём на промысел идти.
(10)Осторожно выбирается лисица наверх и при солнце крадётся по лесу. (11)Но куда бы ни направлялась рыжая, в какую бы гущину ни забиралась, неотступно следует за ней, перелетая от дерева к дереву, сорока. (12)Какая уж тут охота! (13)Не сдержавшись, сердито тявкает лиса на назойливую птицу и понуро возвращается домой дожидаться темноты. (14)Вот так при всей своей шкодливости сорока немало жизней спасает в лесу, сопровождая хищницу.
(по В. Спице)

А) В предложении 1 найдите слово со значением «озорной, проказливый». Выпишите это слово.

Б) Что, по мнению автора текста, заставляет лисицу выходить на охоту днём? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Лисица испытывает постоянный голод.

o 2) Дневная охота всегда удачнее ночной.

o 3) Подрастающим лисятам не хватает еды.

o 4) Днём легче заметить охотничьи капканы.

 

Текст 11

В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1) Есть подвиги, за которые не полагается ни орденов, ни медалей: за доброту, милосердие награда одна – память.

(2) Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, когда немцы окружили Ленинград, на позолоченный Адмиралтейский шпиль для маскировки натянули прочный чехол. (3) Зачехлили и трёхмачтовый кораблик-флюгер с надутыми парусами, венчающий шпиль на семидесятидвухметровой высоте. (4) И сам шпиль, который называют Адмиралтейской иглой, и кораблик на нём – один из дорогих сердцу каждого ленинградца символов города.

(5) Однако снаряды, которыми забрасывали Ленинград фашисты, рвались в самом центре осаждённого города, и поэтому к лету 1943 года Адмиралтейский шпиль с флюгером уже посверкивал через множество прорех и дыр.

(6) Двое музыкантов, О.А. Фирсова и М.И. Шестаков, увлекавшиеся до войны альпинизмом, мужественно поднялись на шпиль и залатали прорехи. (7) Шпиль снова стал невидимым.

(8) Для людей, ослабленных голодом, работа на высоте – труд неимоверно тяжёлый и очень опасный. (9) И вот, когда многочасовая работа была закончена и вконец уставшие мастера уже стали спускаться вниз, вдруг раздались крики ласточек. (10) Чехол закрыл под карнизом шпиля гнёзда. (11) Что было делать? (12) Да ничего другого, как спасать жизни!

(13) Оба музыканта-альпиниста были без сил. (14) Но распороли парусину и снова зашили, освободив гнёзда, а это ещё несколько часов изнурительной работы.

(15) Опустились верхолазы на землю едва живые, но счастливые. (16) Ласточки летали над родным городом. (17) Родные ласточки!

(по В.А. Бахревскому)

А) В каком предложении содержится слово со значением «вид спорта, цель которого − восхождение на вершины гор»?

o 1) в 4-м предложении

o 2) в 6-м предложении

o 3) в 8-м предложении

o 4) в 15-м предложении

Б) С какой целью музыканты-альпинисты поднялись на Адмиралтейский шпиль в первый раз? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) для того чтобы потренироваться в восхождении

o 2) для того чтобы спасти гнёзда ласточек

o 3) для того чтобы сверху посмотреть на Ленинград

o 4) для того чтобы залатать прорехи на чехле

 

Текст 12

В каком предложении выражена основная мысль текста? Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)Плотники жили в строящемся Петербурге, на правом берегу Невы. (2) По имени реки, впадающей здесь в Неву, местность эта называется Охтой.

(3)Хотя и было приказано строить город из камня, но строились больше мазанки. (4)Рубили также дома из брёвен и брусьев. (5)Весь Петербург был покрыт щепками, потому что строили флот парусный и флот галерный. (6)Били сваи, укрепляли набережные, возводили мосты.

(7) Царь Пётр заботился о плотниках, часто бывал у них на Охте. (8)Однажды заехал он в дом плотника Ямщикова и видит: Ямщиков-старик метёт двор. (9)Странно это показалось царю. (10)Позвал он Ямщикова-сына и сказал: «Такая работа главе семейства и человеку старому неприлична».

(11)Ямщиков-сын ответил: «Государь, наше дело рабочее. (12)Я, когда сплю, так и во сне себя с топором вижу. (13)Руки у меня без дела висеть не привыкли. (14)Как ослабну и топором стучать не смогу, так тоже возьму метлу».

(15)«Рад я, что ошибся, − сказал Пётр, − иначе ощутили бы гнев мой. (16)Ведь непочитающие родителей – самые неблагодарные люди».

(по В.Шкловскому)

А) В каком предложении содержится слово со значением «ручной инструмент для обработки древесины и её разрубания»?

o 1) в 3-м предложении

o 2) в 4-м предложении

o 3) в 7-м предложении

o 4) в 12-м предложении

Б) Почему Ямщиков-старик стал мести двор? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.

o 1) Старик забыл тайны плотнического мастерства.

o 2) Старик не справлялся с работой плотника, а без дела сидеть не мог.

o 3) Ему было неприятно видеть двор, покрытый щепками.

o 4) Ямщиков-старик выполнял распоряжение Ямщикова-сына.

 

Текст 13

В каком предложении выражена основная мысль текста? Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.

 

(1)Слово «фиаско» происходит из итальянского языка и означает большую бутыль. (2)Однако почему «бутылка», и притом итальянская, стала обозначением неудачи?

(3)В позапрошлом веке в Италии жил знаменитый комик Бианконелли. (4)Он был любимцем публики и часто появлялся на сцене с какой-нибудь вещью в руках. (5) Это могла быть и шляпа, и трость, и книга. (6)С их помощью он разыгрывал целые спектакли. (7)Зал не раз взрывался хохотом и аплодисментами. (8)И вот однажды, появившись с бутылью, Бианконелли разыграл с ней очередную сценку. (9)Но его остроты на этот раз оказались несмешными. (10)Выступление провалилось, и под свист недовольных зрителей бедный актёр закричал: «Это ты, фиаско, всему виной!» (11)И с этими словами он разбил бутылку об пол.

(12)История неудачного выступления распространилась по Италии. (13)Возникло устойчивое выражение «фиаско Бианконелли». (14)Так стали называть любую провалившуюся пьесу. (15)А затем слово «фиаско» в значении «провал» постепенно разошлось по всему миру.

(По Э. Вартаньяну)

А) Как ты понимаешь значение слова «зритель»? Запиши своё объяснение.

Б ) Замени слово «бедный» (из предложения 10) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).

В) В предложении 9 найди слово, строение которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Г) Почему зрители были недовольны выступлением Би

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...