Образ человека в концепциях управления персоналом (экономический, организационный, гуманистический)
Теория человеческого капитала. Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста.Вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик[7], С. Кузнец, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели[1][2].
Используют классификацию человеческого капитала[4]: Индивидуальный человеческий капитал. Человеческий капитал фирмы. Национальный человеческий капитал. В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %. Личность в системе управления персоналом. Система управления персоналом меняется в зависимости от форм собственности. Многие государственные предприятия сохранили черты административно-командной системы, отсутствие мотивации и стимулирования. Появились мелкие предприниматели, которые большой упор делают на быстрое получение прибыли и дохода, мало акцентируя внимание на персонале, личностных качества сотрудников. Но положительным моментом, является то, что происходит развитие среднего бизнеса различные ООО, ЗАО, АО, совместные предприятия, которые уделяют внимание возможности стимулирования персонала, мотивации, контролю. Для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом, поэтому в предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение управленческих отношений. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или группа. Сегодня наиболее эффективно такое управление, которое направлено на повышение роли человеческого фактора. Нацеленное на человека, на личность управление обеспечивает свободное развитие каждого работника, удовлетворение его личных интересов, замыслов, чаяний, раскрывает инициативу, творческие способности каждого члена коллектива. Такой менеджмент именуется нравственным, поскольку базируется на нравственных основах, на совокупности интересов, ориентирован на развитие человеческих отношений, в фундаменте которых заложены культура, свобода и инициатива.
Образ человека в концепциях управления персоналом (экономический, организационный, гуманистический) Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (инструментальная), а не управленческая подготовка людей на предприятии. В этом подходе организация – это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно, предсказуемо. Этот этап характеризуется: -отношением к людям как к «винтикам»; -ориентацией на авторитарный стиль руководства ими, требование безусловного подчинения; -стремлением к минимизации затрат на привлечение, повышение квалификации кадров, решение социальных вопросов; -использованием преимущественно денежных стимулов; -индивидуальной организацией труда и его жесткой регламентацией; -сосредоточенностью кадровых служб исключительно на «бумажной работе», не выходящей за рамки фиксации процессов найма, перемещения и увольнения, планирования потребности в кадрах в соответствии с заданиями производственных планов. Условия эффективности подхода: -наличие четкой задачи для исполнения; -стабильная внешняя среда; -производство одного и того же продукта; -человек согласен быть «деталью машины», его поведение запланировано и предсказуемо. Организационный подход предполагает использование системного анализа по отношению к организации. Это некое подобие живого организма, который живет в неразрывной связи с окружающей средой и сам является системой взаимосвязанных элементов. Персонал – одна из подсистем.А управление этой подсистемой переориентировано на потребности организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест, а не существующим кадровым потенциалом организации. Условия эффективности подхода: -подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой (открытость системы);
-действие на основе неполной информации и нестабильной внешней среды; -производство в условиях диверсификации; -улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей Гуманистический подход исходит из концепции управления человеком и понимания организации как культурного феномена. Такое отношение к человеку является целью гуманного общества и находится в зачаточном состоянии. Так, японские фирмы рассматривают производство не как совокупность рабочих мест и даже не как их систему, объединяющую отдельных работников, а как коллектив, связанный духом сотрудничества, взаимозависимости. Пожизненный найм превращает коллектив в продолжение семьи, а между начальником и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения. В развитии управленческой мысли наметилась тенденция так называемого «организованного гуманизма» с широкой постановкой социальных проблем, выявлением потенциальных возможностей человека и критикой голого рационализма и технократизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|