Деятельность руководителя и психологические основы принятия решений.
Характеристика мышления руководителя. 1.Практичность мышления. 2.Воля и ум. 3.Прогностичность мышления. Рефлексивность мышления. Рефлексия означает способность встать на позицию другого и предвидеть на основе этого его поведение; строить свое поведение исходя из предполагаемых ответных реакций другого. Наиболее важна роль рефлексивных механизмов мышления в конфликтных ситуациях, в ситуациях конкуренции. Здесь собственное поведение уже изначально строится с учетом возможного поведения другого лица (лиц). В этом плане существуют общие правила руководства: «никогда не следует исходить из того, что другой менее умен и компетентен, хитер и изощрен, чем ты сам»; «в качестве прогнозируемых вариантов надо рассматривать те, которые для данной ситуации являются наиболее правильными». Используя это правило, руководитель в конкурентных ситуациях может использовать прием выбора «необычных» вариантов поведения. Они обладают преимуществом внезапности и ставят предлагающего их субъекта в выигрышное положение.
Конкретность мышления. Чем более конкретным является решение, тем более оно понятно другим. Это очень важно для решений именно руководителя, так как их исполняют обычно другие — подчиненные. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажений, тем больше возможности для четкого контроля за его исполнением. Создавать «простые планы», ведущие, однако, к победе, несравненно труднее, чем придумывать планы хитроумные. Усложнять — просто; упрощать — сложно. Умение составлять простые планы — это следствие не интеллектуальней слабости, а напротив — интеллектуальной мощи.
Вопросы контроля и контроллинга в современных теориях управления. Контроль- одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроляосуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. Современная система управления, представляющая собой администрирование деятельности предприятия с помощью таких элементов как планирование, мотивация и контроль, в процессе принятия управленческих решений опирается на систему контроллинга.
Характеристика концепций контроллинга
Таким образом, можно заключить, что контролинг значительно шире управленческого учета, направлен на достижение стратегических целей развития предприятия и предполагает реализацию разнообразных функций: документирование и контроль денежных и товарных потоков, целеполагание, планирование, учет и контроль, объектом оперирования которых является информация о деятельности хозяйствующего субъекта.
Деятельность руководителя и психологические основы принятия решений. На эффективность деятельности руководителя оказывает влияние организаторская направленность его личности.Анализ различных точек зрения на содержание понятия направленности и ее места в структуре личности позволяет сделать следующие обобщения: 1. Направленность является стержневым и многогранным свойством личности, обусловливающим ее индивидуальность и своеобразие. 2. Направленность определяется потребностями, интересами, склонностями личности. 3. Направленность характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности. На основании системно-параметрического подхода, была разработана и апробирована методика измерения психологических характеристик направленности личности руководителя (ПХЛР), к характеристикам которой были отнесены: определенность, валентность, специфичность, креативность, удовлетворенность, целеустремленность, сопротивляемость, избирательность, осознанность и устойчивость.
Принятие решений является центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется в планировании, организации, управлении, контроле и пр. Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для реализации данной цели. Решения принято классифицировать по разным основаниям: 1) по широте охвата (общие и частные); 2) по срокам действия и степени воздействия на будущее решение (оперативные, тактические, стратегические); 3) по функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование планирования,организации, мотивации, контроля); 4) по содержанию (политические, технические, технологические); 5) по степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные); 6) по уровню определенности проблем, которые эти решения призваны разрешить (решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях риска); 7) по обращенности к интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере личности. Работа по принятию решений включает в себя три основных составляющих: 4. личностный — соотнесение целей принимающего решение руководителя с целями организации; 5. процедурный — определение текущего состояния конкретной проблемы, определение степени последующих изменений и пр.; 6. технологический — определение результата и его показателей, прогнозирование последствий риска, поиск ресурсов и пр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|