Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность руководителя и психологические основы принятия решений.

Характеристика мышления руководителя.

1.Практичность мышления.
Прежде чем решать задачу, руководитель должен вначале ее сам сформулировать — «увидеть», а затем вычленить как проблему из деятельности. Следовательно, особенностью практического мышления является необходимость решения не только готовых сформулированных задач и проблем, но и умение их вычленять, правильно ставить и формулировать. Это требует важного мыслительного качества — умения видеть проблему; различать в череде дел и «текучке» задачи, требующие разрешения.

2.Воля и ум.
Волевые качества-это непременный и важнейший атрибут личности руководителя. Сочетание именно этих двух качеств (ума и воли)является важнейшим условием эффективности руководства, лежит в основе таких профессионально-важных свойств руководителя, как сила характера, решительность, мужество, упорство, энергичность и т.п.Волевое начало в деятельности руководителя, влияние волевых процессов на мыслительные формируют и специфические его свойства: инициативность, умение брать ответственность на себя, решительность,

3.Прогностичность мышления.
умение учитывать не только актуальную информацию, но и «информацию предвидения». Она является продуктом опережающего отражения будущего состояния управляемой системы. Это свойство дифференцирует руководителей на «дальновидных» и «близоруких», а его наличие предоставляет первым преимущества перед вторыми

Рефлексивность мышления.

Рефлексия означает способность встать на позицию другого и предвидеть на основе этого его поведение; строить свое поведение исходя из предполагаемых ответных реакций другого. Наиболее важна роль рефлексивных механизмов мышления в конфликтных ситуациях, в ситуациях конкуренции. Здесь собственное поведение уже изначально строится с учетом возможного поведения другого лица (лиц). В этом плане существуют общие правила руководства: «никогда не следует исходить из того, что другой менее умен и компетентен, хитер и изощрен, чем ты сам»; «в качестве прогнозируемых вариантов надо рассматривать те, которые для данной ситуации являются наиболее правильными». Используя это правило, руководитель в конкурентных ситуациях может использовать прием выбора «необычных» вариантов поведения. Они обладают преимуществом внезапности и ставят предлагающего их субъекта в выигрышное положение.

Конкретность мышления.

Чем более конкретным является решение, тем более оно понятно другим. Это очень важно для решений именно руководителя, так как их исполняют обычно другие — подчиненные. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажений, тем больше возможности для четкого контроля за его исполнением. Создавать «простые планы», ведущие, однако, к победе, несравненно труднее, чем придумывать планы хитроумные. Усложнять — просто; упрощать — сложно. Умение составлять простые планы — это следствие не интеллектуальней слабости, а напротив — интеллектуальной мощи.

 

Вопросы контроля и контроллинга в современных теориях управления.

Контроль- одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроляосуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Современная система управления, представляющая собой администрирование деятельности предприятия с помощью таких элементов как планирование, мотивация и контроль, в процессе принятия управленческих решений опирается на систему контроллинга.

Характеристика концепций контроллинга

Вид концепции Период возникновения Характеристика концепции
  С ориентацией на учет (Х.Ю. Кюппер, Е. Хейнен) 1930-е гг. - переориентация системы учета из прошлого в будущее; - создание на основе данных учета информационной системы для поддержки управленческих решений,
  С ориентацией на информационную систему (Т. Райхман, Е. Шеффлер) 1970-1980-е гг. - создание общей информационной системы управления; - разработка соответствующей концепции и ее внедрение
  С ориентацией на координацию (Д.Хан, П. Хорват, И. Вебер, Д. Шнайдер) 1990-е гг. - планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия; - координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)

Таким образом, можно заключить, что контролинг значительно шире управленческого учета, направлен на достижение стратегических целей развития предприятия и предполагает реализацию разнообразных функций: документирование и контроль денежных и товарных потоков, целеполагание, планирование, учет и контроль, объектом оперирования которых является информация о деятельности хозяйствующего субъекта.

 

 

Деятельность руководителя и психологические основы принятия решений.

На эффективность деятельности руководителя оказывает влияние организаторская направленность его личности.Анализ различных точек зрения на содержание понятия направленности и ее места в структуре личности позволяет сделать следующие обобщения:

1. Направленность является стержневым и многогранным свойством личности, обусловливающим ее индивидуальность и своеобразие.

2. Направленность определяется потребностями, интересами, склонностями личности.

3. Направленность характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности.

На основании системно-параметрического подхода, была разработана и апробирована методика измерения психологических характеристик направленности личности руководителя (ПХЛР), к характеристикам которой были отнесены: определенность, валентность, специфичность, креативность, удовлетворенность, целеустремленность, сопротивляемость, избирательность, осознанность и устойчивость.

Принятие решений является центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется в планировании, организации, управлении, контроле и пр. Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для реализации данной цели.

Решения принято классифицировать по разным основаниям:

1) по широте охвата (общие и частные);

2) по срокам действия и степени воздействия на будущее решение (оперативные, тактические, стратегические);

3) по функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование планирования,организации, мотивации, контроля);

4) по содержанию (политические, технические, технологические);

5) по степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные);

6) по уровню определенности проблем, которые эти решения призваны разрешить (решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях риска);

7) по обращенности к интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере личности.

Работа по принятию решений включает в себя три основных составляющих:

4. личностный — соотнесение целей принимающего решение руководителя с целями организации;

5. процедурный — определение текущего состояния конкретной проблемы, определение степени последующих изменений и пр.;

6. технологический — определение результата и его показателей, прогнозирование последствий риска, поиск ресурсов и пр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...