Структура рынка информационных продуктов и услуг
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Реферат Рынки информационных и интеллектуальных услуг в России Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Информационный рынок 1.1 Понятие информационного рынка 1.2 Структура рынка информационных продуктов и услуг 2. Развитие информационного (интеллектуального) рынка в России на пример ИТ-услуг 2.1 Немного статистики 2.2 Приобретение ИТ-услуг: от дискретного к аутсорсингу 3. Значение рынка информационных услуг для внешнеэкономической деятельности России ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ведение
Во многих странах мира сегодня значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения. С одной стороны, она выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию подобных отношений, а с другой стороны, как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги. Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры. В действии рыночного механизма преходящего информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи. Признаки нового, постиндустриального этапа уже достаточно четко прослеживаются в развитых странах. Однако в соответствующей литературе и разработках эти новые тенденции пока еще не получают достойного отражения. Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию. Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона «знание – сила», как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста, о чем также упоминается лишь вскользь.
В связи с этим и представляется целесообразным исследование проблемы информационного рынка как авангардного элемента приходящей информационной цивилизации. Информационный рынок Понятие информационного рынка Рынок информационных продуктов и услуг (или, как его еще называют, интеллектуальный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: • центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации; • центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; • службы телекоммуникации и передачи данных; • специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
• коммерческие фирмы; • информационные брокеры. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи. Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются: 1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации. 2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. 3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. 4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя. В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Возможно следующее толкование этого понятия. Инфраструктура информационного рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:[1] • научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; • объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудио-продукции; • услуги образования – все виды обучения; • управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; • бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда. В этой инфраструктуре, однако, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества: • технический – вся аппаратно-техническая база информатики; • программный – все программные продукты информатики; • коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи. Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг: · высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности; · услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем; · домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок. Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, который считаю возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления. Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. 1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей: • биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
• статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы; • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы. 2-й сектор – информация для специалистов, содержит следующие части: • профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; • научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; • доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах. 3-й сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей: • новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; • потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; • развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст. 4-й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. 5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: • программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
• технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие; • разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных; • консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.; • подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Могут быть выделены функции информационного бизнеса: · управление финансами и ведение учета; · управление кадрами; · материально-техническое снабжение; · организация производства; · маркетинговые исследования; · лизинговые операции; · консультационное обслуживание; · страхование имущества и информации; · организация службы информационной безопасности; · сервисное обслуживание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|