Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел XII. Преступления против мира




Раздел XII. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Глава 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

 

Комментарий к статье 353

 

Объектом этого преступления является мир, т. е. такое состояние взаимоотношений между государствами, при котором отсутствует ведение военных действий. Все же действия, перечисленные в ст. 353 УК РФ, ведут к разрушению нормальных отношений между народами, суверенными государствами, нарушению политического состояния взаимоотношений между субъектами (государствами, народами), при котором отсутствует их вооруженное противостояние, выраженное в ведении военных действий.

Результатом ведения военных действий могут быть многочисленные человеческие жертвы, страдания населения, разрушение экономики государств, невосполнимые материальные потери, причинение значительного вреда национальной и мировой культуре и т. п.

Объективная сторона преступления заключается в совершении одного или нескольких действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 353 УК РФ. При этом состав преступления будет оконченным с момента совершения любого из них. Поскольку для наличия оконченного состава преступления закон не требует наступления общественно опасных последствий, состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных составов.

Под планированием агрессивной войны понимается разработка системы мер, включающей в себя составление перечня действий, перечня необходимых материальных, финансовых и людских ресурсов, определение порядка и сроков выполнения подготовительных и военных действий, их последовательности, составление схем и т. д. Поэтому к планированию агрессивной войны можно, например, отнести такие действия, как составление мобилизационных планов, планирование передислокации войск, планирование перепрофилирования промышленности для военных нужд, составление стратегических и тактических планов проведения боевых операций и др.

Подготовка войны представляет собой совершение действий, направленных на обеспечение реальной готовности к ведению агрессивной войны. Это могут быть и отдельные действия, и комплекс разработанных мероприятий: проведение мобилизации населения, перевод дополнительных воинских соединений к границе проведения боевых операций, увеличение выпуска продукции военного назначения наступательного характера, проведение пропагандистских кампаний, оправдывающих агрессивную войну, создание резервов материальных ресурсов, необходимых для ведения войны. Подготовка войны во многом означает непосредственную реализацию запланированных действий.

Под развязыванием войны следует понимать не только объявление войны, начало ведения широкомасштабных или локального значения военных операций, но и другие действия, создающие повод для начала проведения военных акций: действия дипломатического характера (например, разрыв дипломатических отношений, предъявление ультиматума), провокации пограничных конфликтов и т. п.

Война - это борьба между государствами или народами с использованием вооружения. При этом использоваться может как все имеющееся у сторон вооружение, так и его часть. Так, например, держава, обладающая ядерным оружием, при проведении военных действий использует только обычное вооружение.

Содержание понятия " агрессивная война" в УК РФ не раскрывается. Понятие агрессии сформулировано в ст. 1 Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. < 1>. В соответствии с указанной статьей агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Таким образом, понятие агрессии связывается с целевым назначением применения вооруженной силы (посягательство на суверенитет, политическую независимость и т. д. ).

--------------------------------

< 1> Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 3 - 5.

 

В ст. 2 этого же приложения понятие агрессивной войны уточняется путем указания на временной фактор. В соответствии с указанной нормой свидетельством акта агрессии является применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН. В то же время уточняется: " Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера".

Статьей 3 приложения определяются виды действий, которые независимо от объявления войны должны квалифицироваться в качестве акта агрессии. К ним относятся следующие действия:

" a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них".

Перечень перечисленных выше действий, относящихся к категории актов агрессии, в соответствии со ст. 4 рассматриваемого международного правового акта не является исчерпывающим. Совет Безопасности к актам агрессии может отнести и иные действия, ведущие к развязыванию войны.

При этом с учетом опасности рассматриваемых действий для всего мира в Резолюции подчеркивается, что никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5).

Таким образом, при определении понятия " агрессия" следует учитывать целый ряд позиций: целевую направленность военных действий, их характер, а также временной фактор, т. е. установление государства, первым совершившего нападение.

В то же время необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что согласно Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. к агрессивной войне не относятся действия, вытекающие из реализации права на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, и в частности борьбы народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства.

Еще одно, но более краткое определение понятия " агрессия" содержится в Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г. ). Согласно этому документу (ст. 2) нападающим в международном конфликте признается государство, которое первое совершит одно из следующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию, суда или воздушные суда другого государства;

4) морскую блокаду берегов или портов другого государства;

5) поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

И все же при определении понятия агрессии, думается, следует исходить из понятия, данного Генеральной Ассамблеей ООН, поскольку, во-первых, оно является более полным и, во-вторых, поддержано большим числом государств.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. При этом умыслом виновного должен охватываться не только тот факт, что им осуществляются действия по планированию, подготовке или развязыванию войны, но и то обстоятельство, что война носит агрессивный характер.

Мотивация преступных действий не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления, но учитывается при назначении наказания. Мотивы могут быть самыми различными: стремление к власти или ее укреплению, личные, корыстные мотивы, ложно понятые интересы государства, общества и др.

Формально субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, может быть любое лицо, поскольку в данной норме отсутствует указание на специального субъекта. Вместе с тем реально субъектами планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности (в результате выборов или по назначению), к компетенции которых относятся вопросы военного характера. Перечень таких высших государственных должностей определяется на основе Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ " О системе государственной службы Российской Федерации" < 1> (в ред. от 1 декабря 2007 г. ), а также соответствующих Указов Президента РФ (например, Указа Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 " О государственных должностях Российской Федерации" < 2>, Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 " О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" < 3> ) и других документов.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

< 2> РГ. 1995. 17 янв.

< 3> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

 

Так, в ст. 1 названного Закона государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации" < 1> (в ред. от 14 февраля 2010 г. ) должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

По категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Перечисленные и иные положения российского законодательства имеют важное значение для определения субъекта преступления, поскольку, например, подготовка и развязывание агрессивной войны связаны с обладанием субъектом определенных полномочий для совершения указанных действий (проведение мобилизации, переориентирование промышленности, объявление войны и др. ). То же самое следует сказать и о планировании войны. Конечно, составлять планы ведения войны может и обычный гражданин, не наделенный никакими властными полномочиями. Но подобные действия объективно не могут причинить вред политическим отношениям между государствами. Субъект же рассматриваемого состава преступления должен обладать такими полномочиями, при наличии которых планирование агрессивной войны может приобрести практическое значение.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, необходим специальный субъект. Действия лиц, не являющихся такими субъектами, но оказывающих содействие в совершении рассматриваемого преступления, должны квалифицироваться со ссылкой на соответствующие части ст. 33 УК РФ в зависимости от характера совершенных действий.

Частью 2 ст. 353 УК РФ предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. За совершение этого деяния установлена более строгая уголовная ответственность.

К ведению агрессивной войны следует отнести осуществление военных операций (при наличии рассмотренных выше условий) против другого государства, а также совершение некоторых иных действий. Ряд из них перечислен в ст. 3 приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.

Ведение агрессивной войны относится к числу длящихся преступлений. Оно начинается с момента совершения преступных действий (вторжения на территорию другого государства, проведения войсковой операции и др. ) и заканчивается с их прекращением в результате мер, принятых виновным, или наступления событий, делающих невозможным их продолжение (капитуляции, заключения мирного договора, уничтожения вооруженных сил и др. ). Вместе с тем, поскольку состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных, он будет являться оконченным не с момента прекращения военных действий, а с момента совершения любого из действий, охватываемых понятием " ведение войны".

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Мотивы, как и в предыдущем случае, не играют роли для определения наличия состава преступления. Обязательным для наличия субъективной стороны является осознание виновным характера ведущейся войны.

Как и ранее, закон не содержит ограничительных признаков относительно субъекта ведения агрессивной войны. Поэтому следует признать, что субъектом рассматриваемого преступления могут быть как лица, в функции которых в соответствии с Конституцией РФ входит решение вопросов войны и мира, так и лица, непосредственно руководящие проведением военных операций.

Говоря об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Уставом Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (оси " Берлин-Рим" ) (Лондон, 8 августа 1945 г. ), подписанным СССР 8 августа 1945 г., Трибунал имел право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, а именно: планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий, а также за иные преступления, перечисленные в ст. 6 Устава.

В этом же нормативном акте отмечается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. При этом (ст. 7) должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания.

Тот факт, что виновный действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия.

Такие же, как и вышеизложенные, положения закреплены и в Уставе Международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г. ) и ряде других международных правовых актов, что еще раз подтверждает реализацию на международном уровне принципа личной индивидуальной ответственности.

Перечисленными положениями определяются направления решения вопросов о субъекте преступления, следуя которым, субъектами ведения агрессивной войны необходимо признавать как лиц, обладающих соответствующими правами отдавать приказы на ведение агрессивной войны, так и лиц, подобные приказы выполняющих, в свою очередь, обладающих распорядительными полномочиями по реализации действий, охватываемых понятием " ведение войны". В этой связи, думается, нельзя признать субъектами рассматриваемого состава преступления лиц, участвующих в военных операциях, но не обладающих какими-либо полномочиями по ведению войны.

 

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

 

Комментарий к статье 354

 

Объектом преступления является состояние мира между государствами и народами. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны также относятся к числу преступлений, непосредственным объектом которых является мир. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно способствует формированию в обществе милитаристских тенденций, росту агрессивных настроений по отношению к другим государствам или народам, создает основу для политического, морального и нравственного оправдания агрессивных войн и, наконец, провоцирует или создает условия лицам, занимающим высшие государственные должности, для принятия решения о развязывании агрессивной войны. Призывы к войне являются одной из форм пропагандистской деятельности, способствующей формированию в обществе ее идеологических основ, причем эти основы не только создаются по отношению к народу страны, готовящейся к войне, но и являются способом влияния на позиции других стран. Практика, в том числе и последних лет, показывает, что, как правило, агрессивным войнам предшествуют мощные пропагандистские кампании, имеющие целью обосновать необходимость войны в глазах собственного народа и мирового сообщества. Пропаганда войны - это мощное оружие, используемое для обеспечения поддержки агрессии, осуждаемое международным сообществом. Так, например, осуждение пропаганды войны содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (СССР подписал пакт 18 марта 1968 г. ). В ст. 20 этого документа говорится о том, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом < 1>.

--------------------------------

< 1> Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 470 - 482.

 

Объективная сторона публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выражается в письменных призывах или устных обращениях, доводимых до сведения более чем одного лица. При этом призывы могут сопровождаться обоснованием необходимости или целесообразности проведения военных действий против другого государства (государств), обращением к представителям власти с призывом объявления войны. Вместе с тем призывы к развязыванию агрессивной войны могут и не содержать в себе обоснований, аргументации. Их формой могут быть лозунги, плакаты, иная наглядная агитация. Для установления факта наличия призыва важно лишь то, что обращения в той или иной форме к аудитории по своему содержанию были прямо направлены на возбуждение или укрепление желания у субъектов развязывания агрессивной войны. Таким образом, призывы должны носить открытый характер. Завуалированное, подспудное воздействие на сознание населения, его отдельных групп не может расцениваться как рассматриваемые призывы к развязыванию агрессивной войны именно потому, что последние должны иметь открытый и явный характер. Например, выпуск кинофильма, где противная сторона показана в негативном плане, с правовых позиций не может быть квалифицирован как призыв к войне, хотя и способствует формированию у населения отрицательного отношения к какому-либо государству, национальности и т. п.

Публичность призывов означает их направленность, оказание воздействия как минимум на двух лиц. Но с позиции практики публичность зачастую характеризуется оказанием воздействия на неопределенно большой круг лиц.

Под развязыванием войны, как отмечалось выше, следует понимать совершение конкретных действий, таких как объявление войны, начало ведения военных операций, разрыв дипломатических отношений, провокация пограничных конфликтов и т. п. Таким образом, призывы к развязыванию войны означают призывы к совершению действий, ведущих к изменению мирных отношений между государствами или народами и решению вопросов с позиции военной силы.

Формы совершения деяния могут быть разнообразны: выпуск листовок, распространение писем, распространение и воспроизведение аудио- и видеозаписей, развешивание плакатов, выступления на собраниях, митингах, лекциях и т. п.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны будут считаться оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных выше действий. С позиции объективной стороны состав этого преступления является формальным. Приготовительные действия к совершению рассматриваемого преступления (изготовление листовок, тиражирование писем, видеозапись и др. ) не влекут за собой уголовной ответственности, поскольку преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 354 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Они могут быть самыми различными: расистские убеждения, религиозная неприязнь, корысть и т. д. Вместе с тем для наличия состава преступления, во-первых, необходимо осознание виновным того факта, что его деяние направлено на возбуждение или укрепление желания развязывания агрессивной войны, и, во-вторых, сознанием виновного должно охватываться то обстоятельство, что война, к развязыванию которой он призывает, будет носить агрессивный характер. Поэтому, если призывы направлены, например, на ведение освободительной войны, состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать.

Субъектом преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 354 УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах. Применительно к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны квалифицирующими обстоятельствами являются использование средств массовой информации, а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

Понятие массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 " О средствах массовой информации" < 1> (в ред. от 9 февраля 2009 г. ).

--------------------------------

< 1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300

 

В соответствии с этой статьей:

- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

- под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

- под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

- под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

- под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

К специализированным средствам информации относятся такие средства, для которых законом установлены специальные правила регистрации или распространения информации.

Как средство массовой информации при определенных условиях может рассматриваться и Интернет. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 " О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" установлено, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации < 1>. Если кино-, видео-, аудио-, печатная продукция либо информационный ресурс в сети Интернет не носят периодического характера и не зарегистрированы в качестве средства массовой информации, вменение рассматриваемого признака невозможно; при наличии соответствующих оснований в данном случае содеянное может быть квалифицировано лишь с учетом признака публичности.

--------------------------------

< 1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.

 

Средства массовой информации не должны быть использованы как средства совершения преступлений. Прямое указание об этом содержится в ст. 4 Закона РФ " О средствах массовой информации", в которой говорится о запрете использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Использование средств массовой информации для призывов к развязыванию агрессивной войны придает этому преступлению повышенную общественную опасность, поскольку в этом случае негативному воздействию подвергается значительное число лиц, воздействие носит интенсивный, нередко регулярный характер. Нельзя при этом не учитывать и менталитет населения, которое во многом привыкло с доверием относиться к информации, публикуемой в СМИ. Поэтому призывы к агрессивной войне с использованием СМИ существенно влияют на формирование отношения населения к ней.

В этой связи публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием любого из перечисленных средств массовой информации образуют квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 354 УК РФ. Следует отметить, что рассматриваемый состав преступления будет иметь место как в действиях лица, подготовившего материалы, содержащие призывы к развязыванию агрессивной войны, так и в действиях лица, принявшего решение о публикации или ином распространении таких материалов. Их авторство не влияет на наличие состава преступления.

Квалифицированный состав преступления будет иметь место и в случае, если призывы к развязыванию агрессивной войны осуществлены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (см. комментарий к ст. 353 УК РФ). Отнесение должностного положения субъекта к числу квалифицирующих обстоятельств обусловлено тем, что, во-первых, подобные субъекты наносят больший ущерб государственным интересам, поскольку дискредитируют те или иные государственные органы. Это объясняется тем, что авторитет государственной должности обусловливает восприятие действий субъекта не только как его собственную позицию, но и как позицию соответствующей государственной структуры. Во-вторых, призывы лиц, занимающих государственные должности, могут оказать более сильное воздействие на общественное мнение, чем призывы со стороны лиц, неизвестных или малоизвестных населению. Именно в этой связи совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, влечет за собой более строгую уголовную ответственность.

При наличии соответствующих признаков действия субъекта, занимающего государственную должность и осуществляющего публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, следует квалифицировать и как злоупотребление должностными полномочиями, т. е. по совокупности преступлений.

 

Статья 355. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения

 

Комментарий к статье 355

 

Статья 355 УК РФ установлена ответственность за разработку, производства, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

Объектом этого преступления является безопасность человечества. Перечисленные в диспозиции рассматриваемой нормы действия создают условия опасности существования всего человечества. Выход оружия массового поражения из-под соответствующего контроля, его применение способны привести к гибели человечества, уничтожению планеты. Особенностью оружия массового поражения является то, что оно в зависимости от своих характеристик уничтожает все живое в радиусе своего действия или не только уничтожает жизнь, но и разрушает материальные ценности. Разработка, производство, накопление или распространение оружия массового поражения создают условия для его применения в решении межгосударственных конфликтов. В последнее время усилилась опасность завладения оружием массового поражения и его использования со стороны экстремистов различного толка. В этой связи противодействие производству и распространению оружия массового поражения является одной из важнейших задач любого государства, а действия, связанные с его распространением, должны влечь за собой применение строгих мер наказания.

Понятие оружия массового поражения было определено Организацией Объединенных Наций в 1948 г. В соответствии с этим определением к оружию массового поражения следует относить оружие, вызывающее атомный взрыв при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие, а также любое оружие, которое может быть разработано в будущем, но обладает характеристиками атомного, химического или биологического оружия.

Химическим оружием признаются высокотоксичные химические соединения, которые специально созданы для поражения живой силы противника и помещены в средства хранения и доставки к цели. Химическое оружие может быть разнопланового действия. Оно может поражать дыхательные пути, быть кожно-нарывного, нервно-паралитического действия и т. п. Как правило, химическое оружие обладает быстротой действия, его трудно распознать.

Понятие химического оружия, к примеру, приведено в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г. ) < 1>.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 682.

 

В ст. 2 указанной Конвенции под химическим оружием в совокупности или в отдельности понимается следующее:

" a) токсичные химикаты и их прекурсоры, за исключением тех случаев, когда они предназначены для целей, не запрещаемых по настоящей Конвенции, при том условии, что виды и количества соответствуют таким целям;

b) боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств указанных в подп. " а" токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;

c) любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств, указанных в подп. " b".

Токсичный химикат - это любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать летальный исход, временный инкапаситирующий эффект или причинить постоянный вред человеку или животным. Сюда относятся все такие химикаты, независимо от их происхождения или способа их производства и независимо от того, произведены ли они на объектах, используются ли в боеприпасах или где-либо еще.

Прекурсор означает любой химический реагент, участвующий в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом. Сюда относится любой ключевой компонент бинарной или многокомпонентной химической системы.

Во исполнение международных обязательств о неприменении химического оружия в России разработана Федеральная целевая программа " Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305.

Биологическое оружие - это специально созданные для использования в военных целях биологические организмы. Они предназначены для заражения людей и животных. Использование биологического оружия может быть сопряжено с использованием специальных средств доставки к цели (снарядов, ракет и др. ) или иными методами (например, с использованием возбудителей заболеваний - комаров, крыс, мышей и т. д. ).

К другим видам оружия массового поражения относится все иное оружие, обладающее признаками атомного, химического или биологического.

Для наличия состава преступления, предусмотренного ст. 355 УК РФ, необходимо, чтобы вид оружия массового поражения был запрещен международным договором России. При этом не имеет значения, с одной или несколькими странами, международными организациями заключен соответствующий договор.

К примеру, подобное запрещение содержится и в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва - Лондон - Вашингтон, 10 апреля 1972 г. ) < 1>.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 682.

 

Каждое государство - участник этой Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:

1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каковы бы ни были их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;

2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

Каждое государство - участник этой Конвенции обязуется уничтожить или переключит

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...