Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежная литературная сказка

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины

(электронная версия в каб. 715, 720)

Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности): 050708.65 – Педагогика и методика начального образования, утвержденного 31.01.2005:

Специфика детской литературы: художественный и педагогический компоненты. Круг детского чтения. Жанры детского фольклора. Система жанров детской литературы. Основные этапы истории отечественной и зарубежной детской литературы. Тенденции развития современной детской литературы. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками.

Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Детская литература»

Содержание разделов дисциплины

Специфика детской литературы

Детская литература и детское чтение; круг детского чтения; функции детской литературы как искусства слова; основные этапы развития детской литературы в России. Жанровые и педагогические доминанты.

Произведения устного народного творчества в детском чтении

 

От малых фольклорных жанров к жанрам литературным. Малые фольклорные жанры в педагогическом творчестве К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Детский фольклор.

Зарубежная литературная сказка XVII-XIX в.в.

Сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, В. Гауфа, Э. Гофмана.

Русская литературная сказка первой половины XIX в.

Причины расцвета жанра литературной сказки в первой половине 19 века. Поэтическая и прозаическая сказка для детей и в детском чтении. Сказки В.А. Жуковского. Педагогические взгляды и деятельность поэта. Фольклорные и литературные источники сказок Жуковского, их романтическая направленность. Вопрос о проблематике сказок. Анализ сказки «Спящая царевна». Педагогические взгляды В.Ф. Одоевского. Творчество писателя для детей. Одоевский как основоположник научно-художественной сказки. Анализ сказки «Городок в табакерке». Трансформация фольклорного сюжета в сказке «Мороз Иванович». Своеобразие фантастики в рассказе «Игоша». В.Г. Белинский об Одоевском.

Русская литературная сказка второй половины XIX в.

Своеобразие литературной сказки этого периода: преобладание прозаических произведений, углублённый психологизм, социальная и философская аллегория. Сказки В.М. Гаршина в детском чтении. Социальная аллегория в сказке «Гордая пальма». Нравственно-философские проблемы в «Сказке о жабе и розе». Сатира и юмор в сказке «Лягушка путешественница». Сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Анализ сказки «Серая шейка». Фольклорные традиции в сказке, особенности языка и композиции. Цикл «Алёнушкины сказки». История создания. Циклообразующие факторы. Роль фольклорных элементов в структуре цикла. Традиции Х.К. Андерсена. Общая характеристика сб. Н.Вагнера «Сказки кота Мурлыки».

 

Тема детства в русской литературе XIX в.

Повесть Л. Толстого «Детство» в структуре трилогии. История создания. Особенности формы повествования. Образ Николеньки Иртеньева. Своеобразие психологизма Толстого. «Диалектика души» толстовского героя. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» в структуре автобиографической тетралогии. Проблемы семейного и общественного воспитания в повести. Образ Тёмы Карташова. Своеобразие композиции произведения. Новаторство М. Горького в жанре автобиографической повести. Повесть «Детство» в чтении детей. Образ Алёши Пешкова. Проблема героя и среды. Типологические особенности рассказов о тяжёлом детстве детей из народа: сюжетная ситуация, тип героя, приём социального контраста, трагическая развязка и т.д. Анализ рассказов Д. Мамина-Сибиряка («Вертел»), А. Чехова («Ванька), А. Куприна («Белый пудель»), М. Горького («Дед Архип и Лёнька»), Л. Андреева («Петька на даче») и др.

 

Поэты – обэриуты - детям

Литературное сообщество ОБЭРИУ, его состав и эстетический манифест. Творчество Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова для детей. Сотрудничество с детскими журналами «Ёж» и «Чиж». Создание «реализма необычайного». Сочетание в стихах фольклорных традиций и лингвистического эксперимента. Традиции жанра небылицы-перевёртыши. Анализ стихотворений Д.Хармса «Иван Топорышкин», «Врун», стихотворения Ю. Владимирова «Учёный Петя». Игровая реальность в стихах поэтов-обэриутов. Анализ стихотворения А. Введенского «Кто?», стихотворений Хармса «Игра», «Уж я бегал, бегал и устал» и др. Образ чудака и его особенности в стихотворениях Владимирова и Хармса. Особенности ритмической организации, своеобразие комического. Судьбы поэтов-обэриутов. Поэзия обэриутов как явление возвращённой литературы. Влияние творчества поэтов-обэриутов на современную поэзию для детей (А.Усачёв, Б. Заходер, Г.Остер и др.).

 

8 Детская литература 20-30 г. XX в.

20-е годы - новый этап в развитии детской литературы. Дискуссии о путях развития литературы для детей. Полемика о сказке, фантастике и юморе в детской литературе. Развитие периодики для детей. Общая характеристика журналов «Воробей» («Новый Робинзон»), «Мурзилка», «Пионер», «Ёж» и др. Приход в детскую литературу новых авторов (Б. Житков, А.Гайдар, В.Бианки и др.). Тема революции и гражданской войны в литературе для детей. Характеристика произведений детского авангардизма («Красные дьяволята» П.Бляхина и др.) Произведения А.Гайдара о революции и гражданской войне. Анализ автобиографической повести «Школа». Образ Бориса Горикова. Полемика Гайдара с «военными сказками». Проблема героического и её художественное решение. Каноны социалистического реализма в повести. Тема беспризорничества, её социально-историческая обусловленность. Проблема становления личности в повести Л. Пантелеева «Часы». Новаторский характер поэзии В. Маяковского для детей. Стихи поэта в чтении дошкольников.

 

9 Юмористическая литература

Особенности восприятия комического детьми младшего возраста. Творчество Н. Носова. Трилогия о Незнайке. История создания. Принцип однолинейной характеристики в создании персонажей сказки. Незнайка как тип носовского мальчика. Особенности композиции, роль приёма путешествия, реализация принципа «пойти - вернуться». Тема искусства в первой части трилогии. Приёмы социальной сатиры в третьей части трилогии. Юмористические рассказы Носова. Цикл о Коле и Мишке. Тип героя. Приёмы раскрытия детских характеров: комизм положения, речевой комизм и т.д. Анализ рассказов «Мишкина каша», «Телефон», «Живая шляпа» и др. Нравственная проблематика рассказов Носова. Детские характеры в Рассказах «Огурцы», «Фантазёры». Традиции Носова в цикле В. Драгунского о Денисе Кораблёве. История создания цикла. Приёмы комического. Образы родителей Дениски. Лирическое начало цикла. Анализ рассказов «Где это видано, где это слыхано», «Девочка на шаре» и др.

Зарубежная литературная сказка

Английская литературная сказка 20-го века. Традиции Л.Кэрролла в творчестве Д. Барри. Сказки о Питере Пэне. История создания. «Питер Пэн и Венди» как сказка детского сознания. Образ Питера Пэна. Нигдешний остров как материализация мира детского воображения. Традиционный конфликт добра и зла в сказке. Образ капитана Крюка. Соотнесённость детского и взрослого миров. Мотив вечности детства. Особенности стиля. Сказка А. Милна «Винни Пух и все-все-все» как сказка детского сознания. История создания. Игровая реальность как источник сказочной реальности. Пространство и время в сказке. Отсутствие традиционного конфликта добра и зла. Психологические и речевые характеристики персонажей. Образ Винни Пуха. Роль Кристофера Робина в повествовании. Смысл финала. Переводы сказки на русский язык. Особенности перевода Б. Заходера. «Мэри Поппинс» П. Трэверс как философская сказка. Фантастическое и реальное. Образ няни-волшебницы. Философия детства в сказке. Образы детей и взрослых. Перевод Б.Заходера.

 

Модуль 2. Основная учебная литература

1 Ред. Зубарева Е.Е. Детская литература.Москва,Просвещение,2004, 567с.

2 Ред. Полозова Т.Д. Русская литература для детей.Москва,Просвещение,2002, 692с.

3 Зайцев Б.К. Жуковский.Москва,Просвещение,2003, 367с.

4 Шмидт СО. В.А. Жуковский - великий русский педагог.Москва,Просвещение,2003, 453с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...