Глава 3. Административное наказание
Статья 3. 1. Цели административного наказания
1. Административное наказание выступает как мера профилактического характера и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, преступлений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, административное наказание может применяться к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, в рамках статьи 2. 2 КоАП РФ и заключается, в предусмотренном законом порядке, ограничении прав и свобод физического лица либо правомочий юридического лица - нарушителя. Следует относить к институту административных наказаний, ряд положений о наказании, содержащиеся в КоАП РФ: понятие (ст. 3. 1 КоАП РФ), виды (ст. 3. 3-3. 11 КоАП РФ), правила назначения (ст. 4. 1-4. 4 КоАП РФ). Именно устанавливая возможность применения административного наказания за то или иное противоправное деяние (действие или бездействие), государство признает тем самым, что деяние представляет общественную вредность, а в отдельных случаях и общественную опасность, а так же дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждая противоправное деяние и лицо его совершившее. Применение административного наказания представляет собой государственное принуждение, то есть не просто необходимость и обязанность отвечать за противоправное действие (бездействие), а принудительную (не по собственной воле, а под чьим-либо воздействием, в данном случае под воздействием государства) обязанность. Необходимо понимать административное наказание как меру административной ответственности, с учетом предела и средств ее осуществления. При этом, установление государством данного предела является важным условием, элементом системы административно-правовых гарантий привлечения физических, должностных и юридических лиц, в соответствии со статьями 2. 3-2. 6, 2. 10 КоАП РФ, к административной ответственности.
Однако, привлечение к административной ответственности не всегда и не обязательно заканчивается применением наказания, а положение о неотвратимости наказания имеет исключения из правила. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2. 9 КоАП РФ). 2. Недопустимо унижение человеческого достоинства физического лица и причинение ему физических страданий, независимо от совершения административного правонарушения. Данное положение действует основании и в рамках исполнения Конституции РФ (ст. 21), закреплены ограничения при применении административных наказаний, которые соответствуют признакам конституционного демократического государства, защите прав, свобод и безопасности человека. Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его субъективного положения и от обладания этими качествами. В случае нарушения конституционного положения эффективным средством защиты достоинства человека выступают обращения в вышестоящие государственные инстанции или в суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, совершить предусмотренные законом действия для восстановления нарушенного права на достоинство. Аналогичное положение определяет право на защиту человека не только от унижения достоинства, но и от жестокого обращения, пыток, насилия, т. е. от умышленного причинения не только нравственных, но и физических страданий. Запрещая унижать честь и достоинство всех лиц, независимо от любых фактических обстоятельств.
При этом необходимо также принимать во внимание действующие на территории Российской Федерации международные правовые акты, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и протоколы 1 и 2 к ней от 4 ноября 1993 г., подписанные от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г. (см. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ) или Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 7 ноября 1996 года, с учетом ФЗ от 25 октября 1999 года N 190-ФЗ, где Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче: ... если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Вопросы нанесения вреда деловой репутации юридического лица закреплены целым рядом нормативных правовых актов, и в соответствии со статьями 23, 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени и каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. В свою очередь ГК РФ, в части 7 статьи 152 определяет, что правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются и к защите деловой репутации юридического лица, если сторонами спора о защите деловой репутации выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции.
В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (пункт 5 часть 1 статья 33) установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом согласно части 2 названной статьи указанные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Исходя из этого дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции. Основанием возникновения спора при нанесении вреда деловой репутации юридического лица являются наличие, в совокупности факта распространения ответчиком сведений о юридическом лице, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица. Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок. При необходимости детального анализа см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 " О судебной практике по делам о защите чести и достоинстве граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".
Статья 3. 2. Виды административных наказаний
1. В настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен (см. комментарий к ст. 3. 12) и расширен (см. комментарий к ст. 3. 12). КоАП РФ устанавливается исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения. При этом ряд наказаний, например, административный штраф имеет множественность санкций, предусмотренных, действующим законодательством Российской Федерации: за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных ГК (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК). Необходимо учитывать различия между установлением и применением административного наказания. Если установление подразумевает определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае девять видов административных наказаний. То применение, это осуществление на деле, которое имеет целый ряд особенностей в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса (см. комментарий к ч. 2 ст. 2. 3), фактических обстоятельств (см. комментарий к ч. 2 ст. 2. 7), исключений из общего правила (см. комментарий к ст. 2. 8) и т. д.
2. В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие административные наказания, которые изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. 3. Важным моментом является положение части 3 настоящей статьи о том, что административные наказания, виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП РФ. Данное положение согласовано с пунктом " к" статьи 72 Конституции РФ, которое утверждает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В этой связи представляется необходимым учитывать положения статьи 1. 3 КоАП РФ, где определяется, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам. имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Вследствие вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1. 2 КоАП РФ). Установлением данных задач исключается возможность принятия субъектами РФ закона, выходящего за рамки законодательства России об административных правонарушениях, что, в свою очередь, является важной гарантией административной ответственности.
Статья 3. 3. Основные и дополнительные административные наказания
1. За одно административное правонарушение может быть назначено основное, либо основное и дополнительное административное наказание из числа, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ, а также закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний и носят самодостаточный характер. Причем предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3. 3 КоАП РФ). Некоторые из перечисленных видов административных наказаний вообще не могут применяться (или могут применяться с ограничениями) к определенным, точно указанным в КоАП РФ, категориям граждан, например, несовершеннолетним и др., в рамках статей 3. 6, 3. 7, 3. 8, 3. 9, 3. 10 КоАП РФ. Основное административное наказание применяется как самостоятельная мера, в единичном варианте. Недопустимо применение вместе с предупреждением, административным штрафом, лишением специального права, административным арестом, дисквалификацией и административным приостановлением деятельности, каких либо других мер административного наказания. 2. В свою очередь, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не могут применяться только самостоятельно, а именно в качестве дополнения к тем видам, которые перечислены в части 1 данной статьи. 3. Материально-административными гарантиями защиты выступает законодательное закрепление в КоАП РФ основных принципов и правил привлечения к административной ответственности. Что является средством защиты субъектов от бюрократизации, формализации общества, свободы от тотального контроля и произвола со стороны властей. И то, что за одно административное правонарушение предусмотрено назначение основного либо основного и дополнительного административного наказания выражает цель общих материально-административных гарантий административной ответственности, то есть обеспечение условий для правомерного привлечения лица к административной ответственности за совершенные административные правонарушения и выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях. Целью материально-административных гарантий административной ответственности является создание (посредством правовых норм) предпосылок и условий для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, от многократного, злонамеренного принуждения со стороны властей, а также для реализации своих прав и свобод.
Статья 3. 4. Предупреждение
1. Предупреждение, как мера административного наказания, выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например, в области дорожного движения (см., например, КоАП РФ ст. 12. 1, ч. 1 ст. 12. 2, 12. 3 и др. ) или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет. Единственная установленная форма предупреждения - письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2. 9 КоАП РФ при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания. Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4. 6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.
Статья 3. 5. Административный штраф
1. Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. К административному штрафу, как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций. По основаниям применения штраф подразделяется на: абсолютно-определенный и относительно-определенный. Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере установленном действующим законодательство и не допускающим других вариантов, (например, КоАП РФ ст. ст. 11. 17 и 11. 18, 12. 1), где, в частности, за безбилетный проезд, в пригородном поезде предусмотрен административный штраф в размере одного минимального размера труда и другие варианты отсутствуют. Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей КоАП РФ и заключается в установлении границ возможного к применению размера, например, незаконное получение кредита влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 14. 11 КоАП РФ). Непосредственно применяемый размер штрафа в каждом конкретном случае определятся уполномоченными на то органами или должностными лицами, на основании главы 23 КоАП РФ. Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную: 1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее - минимальный размер оплаты труда), так как данная величина переменная и по мере развития инфляции постоянно корректируется соответствующим федеральным законом; 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумма незаконной валютной операции. 2. Административный штраф налагается в зависимости от административно-правового статуса субъекта административного правонарушения: физического лица, должностного лица, юридического лица, - в установленных минимальных и максимальных размерах возможно взыскиваемого штрафа. Минимальные размер единый для всех субъектов - не менее одной десятой минимального размера оплаты труда, что составляет, в настоящее время 10 рублей. 3. Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности: - на граждан не более двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, то есть две с половиной тысячи рублей, - на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, то есть пять тысяч рублей, - на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, то есть сто тысяч рублей. Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3. 5 КоАП РФ), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3. 1 КоАП РФ), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию). Кроме того, в соответствии с принципом индивидуализации наказания возможность выбора размера штрафа в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ с учетом различных обстоятельств совершения административного правонарушения, а так же имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обеспечивает реальность исполнения наказания и достижение целей административной ответственности. Установление более высокого предела размера административного штрафа для должностных лиц (ч. 3 ст. 3. 5 КоАП РФ) предполагает для них повышенные требования со стороны государства к исполнению своих обязанностей, в том числе и по соблюдению, охране и защите прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности. Административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. 4. Также размер административного штрафа может быть установлен с превышением максимальных пределов за отдельные правонарушения, перечень которых четко урегулирован данным Кодексом. 5. Так, Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 N 145-ФЗ в статье 46 определены основы зачисления штрафа в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 19. 12. 2005 N 159-ФЗ) 6. Административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату штрафа. Рассрочка предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. 7. Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" комментируемая статья дополнена ч. 6, согласно которой административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, в нецелесообразности применения к ним этой меры.
Статья 3. 6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
1. Данная мера выражается в принудительном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того является ли оно собственником данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. То есть собственнику компенсируется часть стоимости. 2. Так как возмездному изъятию подлежит движимое имущество, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения при применении возмездного изъятия не возможно изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства в отношении лиц, для которых охота или рыболовство является основным законным источником к существованию. Данная мера административной ответственности применяется только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 20. 8 (нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами), ч. 3 ст. 20. 8 (нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему), ч. 3 ст. 20. 12 (нарушение правил использования оружия и патронов к нему) КоАП РФ. 3. Назначается возмездное изъятие только в судебном порядке - мировым судьей, так как согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, возможность ограничения данного права, в том числе и в форме бессудного (административного) лишения имущества, допускается только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). 4. Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов - органами внутренних дел (ст. 32. 4 КоАП РФ).
Статья 3. 7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
1. Конфискацией объекта является принудительное безвозмездное обращение в доход государства орудия совершения или предмета административного правонарушения назначаемое только судом - мировым судьей. Но, согласно части 2 статьи 243 ГК РФ допускает и административную форму конфискации - по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц. 2. Предусмотрены исключения из общего правила по аналогии со ст. 3. 6 КоАП РФ. 3. Не считается конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица. Конфискация также существенно отличается от такой процессуальной меры, как изъятие вещей и документов, производимое в порядке, (ст. ст. 27. 10 и 27. 11 КоАП РФ), где изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации - уничтожаются. 4. На основании части 3 статьи 29. 10 КоАП РФ обеспечиваются гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания. По общему правилу конфискация применяется лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя, однако данное положение сформулировано не в КоАП РФ, а например, в Гражданском, Таможенном кодексах РФ, например (ст. ст. 243 ГК, 428 ТК РФ). При этом, допускается применение за совершение административного правонарушения конфискации орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности, например за нарушение таможенного законодательства, а так же на основании постановления Конституционного Суда РФ N 8-П от 14 мая 1999 года//СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669 и определения Конституционного Суда от 27 ноября 2001 г. N 202-О//СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4823. В свою очередь необходимо обратить внимание на главу 15. 1. УК РФ, которая введена Федеральным законом от 27. 07. 2006 N 153-ФЗ, где речь идет о конфискации имущества. Так, статья 104. 1 определяет, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества: а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127. 1, 127. 2, 146, 147, 164, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205. 1, 205. 2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228. 1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242. 1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282. 1, 282. 2, 285, 290, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. Положения статьи 104. 1 касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 года (Федеральным законом от 27. 07. 2006 N 153-ФЗ) 5. Конфискация может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи). Под орудием совершения административного правонарушения могут подразумеваться недвижимые вещи - судно морского транспорта, летательный аппарат, контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения (ст. ст. 7. 12; 8. 17; 8. 19 и др. ), а к предметам административного правонарушения относятся движимые имущественные объекты - водные биологические (живые) ресурсы., оружие и боеприпасы, предметы добытые в результате раскопок, а также инструменты и оборудования, использованных для разведок или раскопок (ст. ст. 7. 15; 20. 8 и др).
Статья 3. 8. Лишение специального права
1. Лишение лица, совершившего правонарушение, ранее предоставленного ему специального права, при наличии подтверждающих разрешительных документов, как меры административной ответственности подразумевает принудительную реализацию (хотя четкое определение в Кодексе отсутствует). Формулировка " за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом" является условием, при котором государственные органы не только имеют право, но и обязаны привлечь гражданина к административной ответственности, что является материально-административной гарантией привлечения данного лица к административной ответственности. Реализация данной меры наказания назначается судьей - мировым судьей. 2. Установленный срок лишения не может быть менее одного месяца и более двух лет, что обеспечивает понимание правонарушителем того обстоятельства, что повторное совершение аналогичного правонарушения вновь повлечет неприятные последствия, а с другой стороны, правонарушитель не лишается надежды вновь получить утраченное право и осуществлять практическую его реализацию. 3. В качестве исключения из общего правила, в соответствии с принципом гуманизма лишение специального права не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, что не подразумевает освобождения его от административной ответственности. Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, управомачивает федеральные исполнительные органы (должностных лиц) привлечь это лицо к ответственности и обеспечивает условия для вынесения судебного решения и применения в виде меры административной ответственности данного вида наказания. 4. Так же, государство гарантирует лицам, для которых, например, охота является основным законным источником средств к существованию, что лишение специального права в виде права охоты не будет к ним применено, однако это не означает освобождения данной категории лиц от административной ответственности. 5. Различаются следующие виды лишение прав: охоты (ч. 1 ст. 8. 37 КоАП РФ); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9. 3 КоАП РФ); лишение права управления воздушным судном (ст. 11. 5 КоАП РФ); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11. 7 КоАП РФ и др. ); управления автомототранспортными средствами (ст. 12. 8 КоАП РФ) и др. 6. Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания определены соответственно ст. ст. 32. 5, 32. 6 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).
Статья 3. 9. Административный арест
1. Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ. КоАП РФ в статье 3. 9 " Административный арест", содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|