Роль местных бюджетов в развитии экономики.
Главным направлением использования средств местных бюджетов, как уже было рассмотрено в расходной части местных бюджетов, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на: - социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, - жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на: - жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, - на образование – 67%, - на здравоохранение и физическую культуру – 55%, - социальную политику – 49%, - культуру и искусство – 45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в обще-бюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%. Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства, непосредственного географического расположения и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%. В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширение научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д. Развитие урбанизации (где урбанизация – это процесс сосредоточения промышленности, культуры и населения в крупных городах) проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, организациями жилищно-коммунального хозяйства. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству, а также сократят нерациональное использование бюджетных средств. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансирование за счет бюджетного фонда содержания учреждений и организаций социальной сферы, обеспечивается воспроизводство рабочей силы. Рекомендации для муниципальных образований, направленные на улучшение финансовой стабильности в условиях системного финансово-экономического кризиса. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).
Стабильное финансовое положение регионов, своевременная реализация ими антикризисных мер является основным условием эффективной организации межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации, обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований. Рекомендации по формированию доходов бюджетов: · уточнение прогноза доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков; · направление дополнительных доходов бюджетов не на увеличение расходных обязательств, а на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников; · анализ налоговых доходов бюджета и рекомендации по повышению их собираемости; · анализ неналоговых доходов бюджета и рекомендации по совершенствованию управления имуществом (активами); · прогноз объема трансфертов всех видов из вышестоящего бюджета. Рекомендации по оптимизации расходов бюджетов: · анализ эффективности расходов на предоставление бюджетных услуг; · анализ эффективности социальных выплат и льгот; · разработка критериев отбора инвестиционных проектов и других капитальных вложений для их досрочного прекращения (приостановления); · ограничение принятия новых расходных обязательств, не увеличение финансирования действующих расходных обязательств; · разработка системы раннего предупреждения появления непредвиденных расходов (в том числе на основе контроля за финансовым состоянием предприятий и организаций, находящихся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|