Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред Л. Лазарева – М., Юрист, 2009
Стр 1 из 139Следующая ⇒ Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред Л. Лазарева – М., Юрист, 2009 Предисловие к третьему изданию
Предлагаемое читателю третье издание Комментария к Конституции Российской Федерации 1993 г., сохраняя преемственность с предшествующими его изданиями - 1996 г. (под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева) и 2002 г. (под общ. ред. В. Д. Карповича), в то же время заметно отличается от них. Комментарий переработан и дополнен на основе анализа происходящих в стране изменений, практики применения Конституции, внесенных в нее в 2008 г. по инициативе Президента РФ поправок, конкретизации ее положений в обширном новейшем законодательстве последних лет, толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации, практики других судов и исполнительной власти. Учтены также положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г., касающиеся конституционных вопросов, совершенствования институтов публичной власти. Частично изменился авторский коллектив. Ушли из жизни наши соавторы предшествующих изданий комментария - известные ученые-юристы - доктора юридических наук С. В. Боботов и Р. И. Иванова. Авторы Комментария - ответственные сотрудники Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, действующие или много лет проработавшие в нем, а в настоящее время избраны судьями Верховного Суда Российской Федерации, или являются сотрудниками Аппарата Правительства Российской Федерации, либо трудятся в ведущих юридических вузах страны. Авторы сочетают научную деятельность с практической и имеют опыт работы в высших органах законодательной, исполнительной или судебной власти. Все это позволило авторскому коллективу прокомментировать Конституцию не умозрительно, а в ее реальном действии.
Изложенные в Комментарии позиции, в том числе критические оценки, являются личным мнением авторов и не могут расцениваться как официальная позиция Конституционного Суда Российской Федерации. В 2008 г. исполнилось пятнадцать лет с момента принятия действующей Конституции России. Она рождалась в сложный период перехода российского общества на демократический путь развития страны после краха авторитарно-тоталитарной системы правления и распада союзного государства - СССР. Видение этого пути, даже при использовании единого термина " демократический", было различным у противоборствующих социально-политических сил в обществе, что нашло отражение в появлении, наряду с официальным, целого ряда альтернативных проектов Конституции. Итогом практически трехлетней борьбы и компромиссов стало принятие на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, с которой связан новый этап в конституционно-правовом развитии страны. В течение пятнадцати лет Конституцию сопровождают дискуссии по поводу степени ее совершенства, полноты конституционного регулирования, реальности осуществления. Спорят и о том, нужно ли вносить в настоящее время в Конституцию поправки. Такие дискуссии в принципе полезны, ибо позволяют выявить как достоинства, так и недостатки Конституции, к которым обычно относят дисбаланс ветвей власти в пользу президентских полномочий, отсутствие у парламента реальной контрольной функции и полноценного права участвовать в формировании исполнительной власти и т. д. Вряд ли кто-либо оспорит, что Конституция России не идеальна. Идеальных конституций в мире вообще нет, тем более конституций переходного периода в развитии общества. И нельзя исключать принятия необходимых поправок к Конституции России, когда это обусловливается объективными потребностями общественного развития, а не личными интересами тех или иных политиков, политических сил, и не затрагивает фундаментальные конституционные установления и ценности. Внесенные в конце 2008 г. на основе содержащихся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию предложений поправки к Конституции России, касающиеся расширения контрольных функций парламента в отношении исполнительной власти, Правительства; увеличения срока конституционных полномочий Президента и Государственной Думы, означают лишь корректировку, уточнение Конституции по отдельным, хотя и важным вопросам, а не конституционную реформу. Как подчеркивается в Послании, " реформаторский зуд" в отношении Основного Закона абсолютно неуместен. Российская Конституция эффективна, она работает и ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми".
Действительно, имеются все основания утверждать, что Конституция России представляет собой весьма прочный правовой фундамент процесса реформирования российского общества, становления новой российской государственности, что авторы стремились раскрыть в Комментарии. Достаточно обратиться к тем принципам демократического конституционного строя, конституционализма, конституционным ценностям, которые нашли воплощение в Конституции. Это народовластие; правовое государство; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита равным образом различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль. Статья 1 Конституции характеризует Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конечно, еще многое надо сделать, чтобы Россия стала подлинно правовым государством. Это скорее конституционная цель, нежели сегодняшняя реальность. Но сама Конституция по своему содержанию, направленности и юридическим свойствам несомненно содействует ее достижению.
Закрепление в Конституции России принципа ее высшей юридической силы и прямого действия (ч. 1 ст. 15), что сделано впервые, его конкретизация в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) создали необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативно-пропагандистского документа, каковыми во многом были советские конституции, в непосредственно действующее право. Признание верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции означает прежде всего, что государство считает себя связанным Конституцией, правом, подчиняется им. Это означает также, что каждый субъект права - государственный, самоуправленческий, общественный орган, организация, должностное лицо - должен сверять свои юридически значимые действия прежде всего с Конституцией. Особый смысл приобретает указанный принцип в условиях федеративного государства: и федеральные законы, конкретизирующие конституционные нормы, и конституции, уставы, законы, иные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать федеральной Конституции. Она является реальным правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат. Вот почему так важно знать и соблюдать положения Конституции, умело их применять на практике, что в полной мере относится и к представителям всех органов публичной власти, их должностным лицам, государственным служащим, общественным институтам, предпринимателям, и к любому гражданину. В Конституции как своде основных правил жизни личности, общества и государства следует видеть и один из определяющих факторов стабильности конституционного строя, системы публичной власти, общественных отношений. И стабильность самой Конституции ассоциируется с неизменностью ее принципов и основополагающих норм, на которых строится вся правовая система страны. В то же время Конституция действует в условиях постоянно развивающихся и усложняющихся общественных отношений, непросто, противоречиво происходящей трансформации российского общества, затрагивающей все его сферы: социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. Как же сохранить при этом роль Конституции в качестве фактора стабильности общественного и государственного устройства и одновременно без изменения ее текста обеспечить динамизм воздействия на общественно-политическое развитие страны? Имеются три взаимосвязанных пути решения данной проблемы: конкретизация конституционных положений в законодательстве; наполнение ее реального содержания правоприменительной практикой, в том числе судебной; раскрытие смысла и конкретного содержания конституционных принципов и положений, устранение противоречий и неясностей норм Конституции посредством ее толкования Конституционным Судом и выявления им конституционно-правового смысла законов, иных нормативных правовых актов, что очень важно для обеспечения конституционности содержания законодательной и правоприменительной практики, реализации Конституции.
После вступления в силу Конституции России 1993 г. принято значительное число законов, конкретизирующих ее положения. Весьма заметно развивалось законотворчество и в период после опубликования в начале 2002 г. предшествующего издания Комментария, что авторы настоящего издания стремились отразить в нем максимально широко. В 2002-2007 гг., например, по вопросам, непосредственно касающимся конституционных прав и свобод, приняты такие новые федеральные законы, как " О гражданстве Российской Федерации", " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", " О референдуме Российской Федерации", " О противодействии экстремистской деятельности", " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и др. В этом же ряду - новые кодексы, введенные в действие в 2002-2005 гг.: Жилищный, Трудовой, ГПК, УПК, об административных правонарушениях. Важные изменения и дополнения внесены в Федеральный закон " О политических партиях". Законодательное оформление получают приоритетные национальные проекты. В сфере организации публичной власти действуют также новые федеральные законы 2003-2007 гг. о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о парламентском расследовании Федерального Собрания, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о муниципальной службе в Российской Федерации и др. Заметно обновился Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", прежде всего по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Разграничению полномочий между различными уровнями публичной власти в Федерации, гармонизации федеративных отношений посвящен и целый ряд других новых законодательных решений. Наметилась тенденция к частичному объединению субъектов Федерации на основе Конституции, федеральных законов и референдумов в соответствующих субъектах.
Конкретизация конституционных норм в текущем законодательстве не означает отрицания их непосредственного, прямого действия. В первую очередь это относится к нормам о конституционных правах и свободах. Однако при развитии, конкретизации в законах конституционных положений не исключена опасность их искажения, сужения сферы действия того или иного права либо свободы, установления таких процедур и механизмов их реализации и защиты, которые в силу своей неполноты, противоречивости, ущербности могут существенно затруднить осуществление этого права или свободы. Кроме того, все еще низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе вообще и у многих представителей властей в частности порождает еще большую опасность - нарушение прав и свобод при применении даже совершенных законов изданием подзаконных актов, действиями или бездействием должностных лиц. Поэтому принцип непосредственного, прямого действия Конституции приобретает особое практическое значение. Это, в частности, позволяет, обращаясь за защитой своих прав и свобод в суд, административную инстанцию, иной орган, ссылаться и опираться на конституционные нормы, как, впрочем, правомерна такая ссылка и со стороны этих органов при принятии ими решений, что еще раз подтверждает значимость знания и понимания конституционных норм и возможности использования этого знания в жизни. Ответственность за соблюдение и охрану Конституции лежит на всех органах публичной власти и должностных лицах. В то же время имеются органы, наделенные специальной функцией судебного конституционного контроля. Именно такой контроль, осуществляемый Конституционным Судом России, конституционными, уставными судами субъектов Федерации, призван занять ведущее место в правовой защите Конституции. Конституционный Суд России своими решениями стремится обеспечивать стабильность и динамизм, верховенство и прямое действие федеральной Конституции, а также баланс и ограничение властей, защиту прав и свобод граждан, упрочение единства конституционно-правового пространства в Федерации. Можно сказать, что истолкование Конституционным Судом Конституции является ее неотъемлемой частью. В связи с этим авторы Комментария стремились как можно шире использовать решения Конституционного Суда России, чтобы показать потенциал воздействия Конституции на общественные отношения. Авторы выражают надежду, что настоящее издание, подготовленное на основе обширной и новейшей источниковедческой базы, нередко носящее полемический характер, будет полезным всем тем, кто интересуется реальной конституционной моделью новой российской государственности, степенью гарантированности в ней прав и свобод личности, развитием организации публичной власти и федеративных отношений, т. е. Конституцией в действии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|