Обработка результатов и выводы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути. Среди многообразных видов социальной – внешней – деятельности личности профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса. Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет ее сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную ее часть. Престиж профессии и ее популярность на рынке труда является одним из главных факторов, влияющих на привлекательность профессии и во многом определяет профессиональный выбор оптанта. Недостаточно осмысленный выбор профессии, не принимающий во внимание личностных особенностей, ценностей и стремлений человека, со временем приведет к разочарованию и снижению мотивации в профессиональной деятельности, следствием которого станет падение эффективности труда, переводя личностную проблему на социальный уровень. Между тем, профессиональная деятельность занимает основную часть жизни человека и может задавать существенные направления для самоосуществления.
Объектом исследования является мотивационно-потребностная сфера личности. Предмет исследования – особенности мотивационно-потребностной сферы личности представителей разных видов профессий. Цель работы: изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности у представителей разных видов профессий. Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей мотивационно-потребностной сферы личности. 2. Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности у представителей разных видов профессий. 3. Сравнить особенности мотивационно-потребностной сферы личности у представителей разных видов профессий. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют отличительные особенности мотивационно-потребностной сферы личности у представителей разных видов профессий. Методологической основой нашего исследования явились: теория деятельностного происхождения мотивационной сферы, разработанная А.Н. Леонтьевым, в частности, его положение о системе деятельностей, из которых складывается поведение человека, соответствует множество различных мотивов. Мотивы открываются сознанию только объективно путем анализ деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении – в форме переживания, желания, хотения, стремления к цели; а также теория потребностей А. Маслоу, по мнению которого, удовлетворение высших потребностей в самореализации влияет на развитие личности и ее личностный рост. Комплекс методов исследования представлен: 1. Теоретическими методами: анализ психологической литературы по проблеме мотивационно-потребностной сферы личности.
2. Эмпирическими методами: методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова предназначенная для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО), методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной; методика Н.Н. Демиденко, направленная на выявление структурных уровней мотивации (мотивационно-потребностной сферы) личности. 3. Методами количественной и качественной обработки данных с использованием методов математической статистика (угловое преобразование Фишера). Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают теоретический анализ мотивационно-потребностной сферы личности. Результаты исследования особенностей мотивационно-потребностной сферы личности у представителей различных профессий в дальнейшем можно использовать для подбора кадров, на предприятии, а также для помощи студентам в выборе правильности профессии, а также психологической помощи при сомнениях в выборе профессии. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Мотивационно-потребностная сфера личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
В представленной главе нашего исследования мы предприняли попытку теоретического анализ проблемы мотивационно-потребностной сферы. Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности является одной из стержневых в науке. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль, в связи с тем, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач [19]. Именно поэтому мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как зарубжных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.), так и отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон).
По мнению Е.П. Ильина мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели [16]. По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса: 1) при анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности; 2) если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих, а не других актов поведения, исследуется, прежде всего, проявление мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения; 3) при решении вопроса о том, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта [4]. В исследованиях З. Фрейда (психоанализ) источником энергии человека является инстинкт. Выделяются два вида инстинкта: жизни и смерти. Под мотивом понимаются различные формы проявления инстинкта жизни (Каждый зрелый мотив личности сводится к лежащим в основе инстинктам, желаниям, потребностям, присущим всем людям) [38]. По мнению А. Адлера, человек стремиться к конечной цели, соответствующей собственному «Я». А движущие им душевные феномены – это не реакции, зависящие от степени напряжения, которые испытывает человек в определенной ситуации, а творческие установки [38]. К. Юнг указывает на то, что структура бессознательного содержит свои комплексы. Комплекс автономен – он вмешивается в сознание и расстраивает наши намерения. Комплексы возникают при вытеснении и при действии коллективного бессознательного – архетипа. Поведение и активность индивида обусловлены типическими различиями (экстраверсия и интроверсия) и зависят от преобладания некоторых из основных психологических функций: мышления, эмоции и интуиции [37].
К. Левин рассматривал только ситуативное проявление мотивации. Деятельность, поведение человека определяются его внутри психологическими потребностями и мотивами. Поэтому психология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов [27]. Представитель бихевиоризма Э. Торндайк считает, что проблемная ситуация, – это такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее строить собственными усилиями [38]. Для когнитивистов теории биологических побуждений или оптимальной активации представляются слишком грубыми, чтобы объяснить все разнообразие поведения людей, поскольку, как отмечают эти ученые, человек активен всегда. Боллес рассматривает мотивацию скорее как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции воспоминанию или пришедшей на ум мысли; выбор может также определяться присутствием какого-то человека или объекта в непосредственной близости. Деси считает, что все наши поступки мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. По его мнению, нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентности [20]. В рамках концепции когнитивного диссонанса проблему мотивации рассматривает Л. Фестингер. Основной постулат его теории: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Отношение между содержанием когнитивных элементов и мотивационных эффектов порождается тенденцией к согласованности, если между двумя элементами возникает противоречие. Концепцию когнитивного баланса, разработал Ф. Хайдер. Он считает, что если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагаются сбалансированные простые конфигурации. Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то человек в воображении или в деятельности пытается ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснить поведение человека) [12]. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного в дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено [33]. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей [38]. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности – источники активности человека. Исходным моментом формирования их является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.п.) и социальные – потребности физического и социального существования людей. Однако биологические потребности человека преобразованы его жизнью в обществе и имеют социальный характер, иначе проявляются и развиваются, чем у животных. Биологические потребности имеют непреходящий характер, нередко обладают цикличностью. К. Левин в своей работе «Намерение, воля и потребность» выделил квази-потребности, под которыми понимал производные и промежуточные потребности, имеющие более преходящий характер и выражающиеся часто в намерениях [20]. В ходе развития человеческого общества не только расширяется и качественно меняется круг биологических потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие – социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей – это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, труде, познании, общении. Для классификации используются различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные и духовные), по происхождению (биогенные, социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные и др.). Общеизвестна классификация потребностей А. Маслоу, которую он предложил в книге «Мотивация и личность» [23]. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив 5 уровней: 1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и др.); 2) потребности в безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности); 3) потребности в социальных связях(потребность в сопринадлежности, социальной включенности, любви, нежности, доверии); 4) потребности самоуважения (в признании, одобрении, достижении, в удовлетворяющей самооценке); 5) потребности самоактуализации(потребность в понимании и осмыслении собственного пути, в реализации своих возможностей и способностей). Последнюю группу потребностей он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие потребности А. Маслоу отмечает, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания, воспринимаются человеком как менее насущные и могут быть отодвинуты им на более поздний срок в жизненно неблагоприятных условиях. Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но, что важнее, – развитие личности и ее личностный рост. Люди, достигшие уровня самоактуализации, полностью реализовавшие свои способности и возможности, предстают как зрелая личность и отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, спонтанность, терпимость, демократичность принципов и отношений, идентификация со всем человечеством, нонконформность (независимость в мнениях и поступках), интуитивное и четкое разграничение добра и зла, творческие способности. Каждый вид духовных потребностей реализуется в преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности [23]. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли в рамках системного подхода Л.С. Выготский [11] и в рамках деятельностного подхода его ученики А.Н. Леонтьев [21] и Б.Ф. Ломов [19]. Теория Л.С. Выготского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития – высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью [11]. По мнению ученых, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека. А.Н. Леонтьев рассматривает мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность [21]. Мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности. Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения мотивация делится на 3 класса: 1. Анализ проявления потребностей и инстинктов как источников активности. 2. Проявление мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. 3. Проявление эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и тому подобное) и установок в поведении личности [21]. С.Л. Рубинштейн [34], Л.И. Божович [6], А.Г. Ковалев [18], К.К. Платонов [31] и др. рассматривают мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив дает ответ на вопрос, «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Мотив как намерение рассматривают Д.А. Леонтьев и др. Намерения тогда выступают в качестве мотива, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели [21]. М.Ш. Магомед-Эминов [22], В.С. Мерлин [24] считают, что мотив – это устойчивое свойство личности. Они считают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что и внешние стимулы. К мотивационным чертам личности обычно относится тревожность, агрессивность, уровень притязаний, сопротивляемость фрустрации и др. И.А. Джидарьян [14], В.Н. Мясищев [26] мотив рассматривали как побуждение. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и предания ему какой-либо значимости. Поэтому большинство сторонников этого подхода считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование. Таким образом, различие подходов по проблеме исследования мотивационно-потребностной сферы и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятия решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива.
1.2 Структурные компоненты мотивационно-потребностной сферы
В психологии существуют попытки классифицировать мотивы и потребности с разных позиций. При этом выделение видов мотивов и их классификация зависит у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива. Так, деление мотивов на биологические и социальные, выделение мотивов самоуважения, самоактуализации, мотивов-стремлений к результату (мотивы достижения), мотивов стремлений к самой деятельности, мотивов к успеху и избеганию неудач в своей основе базируются на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных). В ряде случаев, основой для деления мотивов является принадлежность стимулов, вызывающих потребности к внешним или внутренним [16]. Деление мотивов на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые связано с установками личности, ее нравственностью, направленностью [1]. По В. И. Ковалеву, и идейные и нравственные мотивы (так как они отражают убеждения личности, ее мировоззрение, нравственные нормы и принципы поведения), и мотивы коллективистские (которые базируются на таких аттитюдах (установках), как нормы жизни данного коллектива, принятые личностью) [18]. Таким образом, название (обозначение) мотивов в большинстве случаев происходит по ведущему (наиболее ярко выраженному) мотиватору. Такие мотивы можно назвать, пользуясь термином Л.С. Выготского [11], «однозначными», в отличие от «многозначных», в которых имеется сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположное значение – притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные. По мнению А.Н. Леонтьева, системе деятельностей, из которых складывается поведение человека, соответствует множество различных мотивов. Мотивы открываются сознанию только объективно путем анализ деятельности, ее динамики. Субъективно они выступают только в своем косвенном выражении, т.е. в форме переживания, желания, хотения, стремления к цели [21]. Еще один распространенный подход к классификации мотивов – с учетом их временной характеристики. С одной стороны это ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, с другой – это мотивы кратковременные и устойчивые. Последние Е.П. Ильин [16] называет мотивационными установками: оперативными – отсроченными для исполнения, и перманентными, долговременными, характеризующими направленность личности (о перманентных Б.М. Теплов говорил как о далекой мотивации в отличие от короткой мотивации, когда человек побуждается к деятельности только ближайшими задачами). Е.П. Ильин выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) – с наличием только абстрактной цели, вторичные – с наличием конкретной цели; последние делятся на полные (с присутствием компонентов из всех блоков: потребностного, «внутреннего фильтра» и целевого) и укороченные (сформировавшиеся без участия блока «внутреннего фильтра») [16]. Сходные классификации мотивов даны И.А. Васильевым и М.Ш. Магомед-Эминовым [22], в которых выделены: обобщенные устойчивые мотивы, которые выражаются в индивидуально-личностных особенностях (мотив стремления к успеху, мотив избегания неудачи – неважно, в какой деятельности или ситуации, здесь и успех и неудача выступают как абстрактные цели, одна со знаком «плюс», другая со знаком «минус»), конкретные устойчивые мотивы, которым свойственна систематически воспроизводимая активность (например, при профессиональной деятельности: изготовление деталей, занятия наукой и т. п.), общие неустойчивые мотивы, у которых имеется обобщенное предметное содержание, без дифференциации и иерархизации, конкретные неустойчивые мотивы, которым свойственна узкая временная перспектива при наличии конкретной (временной) цели. Мотивация достижения – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Исследования мотивации достижения начались в 50-х гг. американским ученым Д.С. Мак-Клелландом, который выявил индивидуальные различия в мотивации достижения с помощью апперцепционного тематического теста. Развитие мотивации достижения объяснялось особенностями социализации (например, ценностными ориентациями) у представителей тех или иных социальных слоев. Мак-Клелланд считал, что формирование мотивации достижения зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды и согласуется с теорией социального научения [27]. Мотивация достижения – побочный продукт более фундаментальных социальных мотивов. Последующие работы показали, что здесь упускались из виду ранние формы деятельности достижения, которую дети осуществляют спонтанно и даже вопреки воспитательным воздействиям взрослых. Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к повышению уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения: 1) личностные стандарты – оценка субъективной вероятности успеха, объективной трудности задачи и пр.; 2) привлекательность самооценки – привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности; 3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции – приписывание ответственности за успех или неудачу себе или обстоятельствам. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижения или избегание успеха, складываются между тремя и тринадцатью годами жизни и формируются как под воздействием родителей, особенно матери, так и под влияние среды. В возрасте трех-пяти лет более сильная и ориентированная на успех мотивация достижения складывается, когда успех поощряется похвалой и расположением родителей или воспитателей. Вместе с тем исследования показали, что санкции осуждения в ситуации неудачи могут не восприниматься ребенком негативно, если делаются в обстановке дружелюбия и уважения. В сознании четырех-пятилетнего ребенка реакции родителя на его успехи или неудачи уже не носят характер простого подкрепления. Когда ему становится ясно, насколько сложной и трудоемкой должна быть задача, чтобы при неудаче не вызвать упреков, ему опосредованно становится известен стандарт требований к нему, по коему оцениваются его успехи. Тогда чрезмерную похвалу за каждую малость он может воспринимать как неверие взрослых в его способности и, наоборот, неодобрение при неудаче, и отсутствие похвалы при удаче – как высокое мнение о его возможностях. На формирование высокой потребности в достижении успеха влияет степень эмоциональной включенности родителей и высокой насыщенности среды побуждающими факторами, что является условием проявления максимума возможностей для самостоятельной проверки человеком своих умений [29]. Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А.Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил потребности на предметные и функциональные [21]. Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные). А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др. [32]. В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.). Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет осоциализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления [30]. П.В. Симонов считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных – еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П.В. Симоновым с волей [35]. А.В. Петровский делит потребности: по происхождению – на естественные и культурные, по предмету (объекту) – на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные – материальными и духовными [29]. П.А. Рудик выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело – каким целям (общественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность [34]. У В.А. Крутецкого потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности [15]. Зарубежные психологи не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. Например, У. Макдауголл, исходя из понимания потребностей как инстинктов, выделял следующие инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования): - пищедобывание; поиск и накопление пищи; - отвращение; неприятие и избегание вредных веществ; - сексуальность; ухаживание и брачные отношения; - страх; бегство и затаивание в ответ на травмирующие, причиняющие боль и страдание или угрожающие этим воздействия; - любознательность; исследование незнакомых мест и предметов; - покровительство и родительская опека; кормление, защита и укрытие младших; - общение; пребывание в обществе себе равных, а в одиночестве – поиск такого общества; - самоутверждение; доминирование, лидерство, утверждение или демонстрация себя перед окружающими; - подчинение; уступка, послушание, примерность, подчиненность тем, кто демонстрирует превосходящую силу; - гнев; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции; - призыв о помощи; активное обращение за помощью, когда собственные усилия заканчиваются полной неудачей; - создание; создание укрытий и орудий труда; - приобретательство; приобретение, обладание и защита всего, что кажется полезным или привлекательным; - смех; высмеивание недостатков и неудач окружающих нас людей; - комфорт; устранение или избегание того, что вызывает дискомфорт (смена позы, местонахождения); - отдых и сон; склонность к неподвижности, отдыху и сну в состоянии усталости; - бродяжничество; передвижение в поисках новых впечатлений [16]. Из этого перечня ясно, что у Макдауголла речь идет о феноменах, чаще всего весьма далеких от потребностей. Г. Мюррей выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении [28]. Э. Фромм считает, что у человека имеются следующие социальные потребности; в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных — иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам) [37]. Психологи говорят также о потребности сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т.е. о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о пот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|