Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример решения задачи по общей части гражданского права

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

 

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль: «Правовое регулирование в сфере здравоохранения»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Барнаул, 2016

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для успешного изучения гражданского права и соответствующей сдачи экзаменов по учебной дисциплине важное значение имеет правильная организация студентами заочной формы обучения самостоятельной работы (СРС). Одним из видов самостоятельной работы в межсессионный период является выполнение обязательной контрольной работы..

Приступая к ответу на теоретический вопрос контрольной работы необходимо изучить соответствующую тему курса, повторить лекционный материал с целью выявления круга вопросов, не охваченных лекцией и поэтому подлежащих самостоятельному изучению. Познание должно осуществляться на основе анализа соответствующих нормативных правовых актов, прежде всего норм Гражданского кодекса Российской Федерации (соответствующей части), изучения современной учебной литературы.

Предложенный порядок выполнения контрольной работы не исключает инициативы студента в поиске и подборе различной научной литературы по темам занятий.

Внеаудиторная контрольная работа предназначена для формирования практических навыков у студентов. В первую очередь для того, чтобы студенты научились понимать смысл правовых норм и могли применять их к конкретным жизненным ситуациям. Теоретические задания имеют профессионально-ориентированную направленность. Практические ситуации излагаются в задачах, которые в основе своей имеют рассмотренные судебно-арбитражные дела.

Студент должен выполнить контрольную работу по одному из четырех вариантов в соответствии с буквой, на которую начинается его фамилия. Студенты, фамилия которых начинается на буквы от «А» до «Е» включительно выполняют работу по первому варианту; от «Ж» до «О» - по второму; от «П» до «С» - по третьему; от «Т» до «Я» - по четвертому варианту. Нарушение указанного порядка выполнения контрольной работы автоматически влечет незачет.

Имея на руках задания для выполнения контрольной работы и методические указания для ее выполнения, студент не должен переписывать текст задачи. Необходимо сразу излагать свое решение, указав номер варианта и номер задания.

Необходимой предпосылкой овладения навыками правильного применения норм гражданского законодательства при решении конкретных жизненных ситуаций (казусов), сформулированных в виде учебных задач, является глубокое изучение студентом рекомендуемых нормативных актов и литературы, указанных в задании к каждой теме, хорошее усвоение закона и теоретических положений гражданского права.

Использование основных нормативных актов, материалов судебной практики и юридической литературы направлено на более глубокое изучение предмета. Однако следует помнить, что рекомендуемый к каждому занятию перечень официальных материалов и юридической литературы не является исчерпывающим. В целях более глубокого усвоения предмета и расширения знаний гражданского права студенты самостоятельно могут использовать и не рекомендуемые нормативные правовые акты и литературу по каждой из изучаемых тем курса. Перечень литературы и нормативных актов может быть дополнен преподавателем, ведущим занятия, в связи с принятием новых законодательных и иных правовых актов, появлением новых публикаций.

Особенность изучения гражданского права студентом-бакалавром заключается в самостоятельности изучения вопросов, тем, проблем в пределах курса гражданского права.

Решение задач должно основываться на действующем законодательстве с учетом внесенных в него измененийна дату решения соответствующей задачи. Применяя нормативные правовые акты и судебную практику в учебных целях можно использовать автоматизированные базы данных (справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.).

Практические задания контрольной работы сформированы с использованием метода case study – анализа конкретных учебных ситуаций по материалам судебной практики. Case (кейс) – это пример, взятый из реального мира, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Основная функция данного метода – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Данный метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:

- выявлении, отборе и решении проблем;

- работе с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации);

- анализе и синтезе информации и аргументов;

- работе с предложениями и заключениями;

- оценке альтернатив и принятии решений;

- слушании и понимании других людей (навыки групповой работы).

Этот метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения, хотя элементы игры на отдельных стадиях могут присутствовать. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе,- творческий процесс познания. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания. Его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования.

Преимуществами кейсового метода являются:

- развитие у студентов навыков анализа и критического мышления, понимание взаимосвязи между теорией и практикой;

- изучение теории принятия решений на конкретных примерах из практики бизнеса и судебной практики и отработка типовых схем решения проблемных ситуаций, тренировка навыков принятия управленческих решений;

- возможность выбора из множества вариантов решений, развитие творческих начал;

- поощрение индивидуальной и самостоятельной работы студентов в сочетании с групповым обсуждением, развитие навыков работы в команде;

- возможность контроля и текущей оценки знаний и умений студентов.

 

Задачи даются по определенным темам. Изучив предварительно условия задачи, студент должен определить, к какой теме она относится. Далее необходимо изучить данную тему, используя список рекомендуемой литературы, затем проанализировать необходимые нормативные правовые акты и имеющуюся судебную и арбитражную практику. Только после этого можно приступать к решению задачи.

Приступая к решению задачи, студент должен уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела. Кроме того, необходимо проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его законность и обоснованность. Помимо этого, необходимо ответить на теоретические вопросы, поставленные в задаче.

Решая задачу вначале необходимо дать квалифицированную оценку отношений, рассматриваемых в ее условиях. Решение должно быть выполнено письменно, все содержащиеся в решении выводы должны быть обоснованы ссылками на нормативные акты (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ СТАТЬИ ГК РФ ИЛИ ИНОГО ЗАКОНА), регулирующих рассматриваемые отношения. При этом необходимо объяснить, почему, по вашему мнению, должна быть применена данная норма.

Указывая нормативные акты к конкретным задачам, их лучше смотреть в электронном справочнике «Консультант плюс», «Гарант» поскольку акты изменяются и дополняются, а использовать акты необходимо в новой редакции.

Кроме того, необходимо следить за публикациями в юридических журналах, в частности, Государство и право, Хозяйство и право, Законность, Юстиция, Журнал российского права, Правоведение и использовать их при выполнении курсовых и контрольных работ.

В ходе проверки решения задачи преподаватель оценивает следующие практические навыки и компетенции студента, необходимые для практической деятельности:

- умение уяснить сущность возникшего спора;

- умение проводить анализ обстоятельств дела;

- умение дать юридическую оценку доводам сторон;

- умение правильно применить соответствующую норму права;

- умение обосновывать свое решение со ссылками на конкретные нормативные правовые акты и судебную практику.

Пример решения задачи по общей части гражданского права

Государственное автономное медицинское учреждение занималось деятельностью, приносящей доходы, оказывая платные медицинские услуги. За счет полученных доходов закупило импортное медицинское оборудование, которым была оснащена одна из лабораторий. На счете учреждения в банке не оказалось средств для расчетов с другими кредиторами. При исполнении решения арбитражного суда о взыскании с учреждения суммы задолженности один из кредиторов потребовал, чтобы взыскание было обращено на импортное оборудование. Должник против этого возражал, считая, что взыскание со стороны кредиторов не может быть обращено на имущество автономного учреждения независимо от источников его приобретения.

Решение

Нормативными правовыми актами, к которым следует обратиться для решения задачи, являются Гражданский кодекс РФ Часть первая (глава 4 «Юридические лица), Закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»

Согласно ст.50 ГК РФ автономное учреждение является некоммерческой организацией, обладает специальной (уставной) правоспособностью (ст.49 ГК РФ). Пункт 1 ст. 123.21 ГК РФ устанавливает: «Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом».

Ст. 3 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» также закрепляет, что имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Собственником имущества государственного автономного учреждения является соответственно Российская Федерация или субъект Российской Федерации. Следовательно, автономное учреждение обладает правом оперативного управления и на доходы от разрешенной уставом коммерческой деятельностью и на имущество, приобретенное за счет этих доходов.

В соответствии с п.6 ст.123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

Согласно п.11 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в действующей редакции) "О некоммерческих организациях": Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О ПОРЯДКЕ ОТНЕСЕНИЯ ИМУЩЕСТВА АВТОНОМНОГО ИЛИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА»: виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений могут определяться а) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных учреждений, находящихся в ведении этих органов; б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации; в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Поэтому, поскольку импортное оборудование (даже если оно будет отнесено к особо ценному имуществу) приобретено за счет доходов, от деятельности, приносящей доходы, не закреплено за учреждением собственником, то на него взыскание может быть обращено.

Следовательно, взыскание задолженности будет осуществляться за счет всего имущества, находящегося у автономного учреждения на праве оперативного управления.

Рекомендуемые источники ко всем темам (нормативные правовые акты, дополнительная литература, комментарии гражданского законодательств, руководящие постановления Верховного Суда РФ) указаны в Программе учебной дисциплины.

 

Интернет ресурсы:

сайт Конституционного суда. http://ks.rfnet.ru/

- сайт Верховного суда РФ. http://www.supcourt.ru/

- сайт Высшего Арбитражного суда РФ. http://www.arbitr.ru/

- канал юристы. Юридический портал. http://lawcanal.ru/news.html

- Гарант. Информационно-правовой портал. http://www.garant.ru/

- Консультант плюс. http://www.consultant.ru/

Базы данных, информационно – поисковые системы:

СПС «Консультант-Плюс», «Гарант».

Задания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...