Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Игрушка как средство психического развития ребенка





Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одно­временно являющийся средством психического развития ребенка.

Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игруш­ки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возмож­ностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физиче­ского и психического развития.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ве­дущими деятельностями, которые определяют особенности психиче­ского развития ребенка. В младенчестве — это общение и манипули­рование, в раннем возрасте — предметная деятельность, в младшем школьном — учебная деятельность. Обратимся к последовательному анализу игрушек, которые соответствуют перечисленным видам дет­ской деятельности.

В младенческом возрасте современный ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В пер­вые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, кото­рыми манипулирует взрослый. Ребенок взирает на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка гремит, колокольчик звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмо­ции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует вос­приятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать по­буждает малыша следить за движением игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за усколь­зающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и ви­деть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекатель­ность — ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие.

В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятель­ностью. С самого начала мама или другие члены семьи обращаются с младенцем так, как будто тот может включиться в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка, или, на­против, слева или справа от его взора. Ребенок реагирует на звук, по­ворачивает на него головку и находит взором игрушку.



Для того чтобы ребенок развивался, не следует его бодрствующего оставлять в кроватке без игрушки. Трехмесячный ребенок уже не толь­ко смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схва­тывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка.

Все множество вариантов игрушек несет в себе эталонные формы и цвета, выработанные человечеством. Восприятие сенсорных этало­нов на бессознательном младенческом уровне подготавливает даль­нейшее усвоение оперативных единиц восприятия. Как это ни удиви­тельно, но после трех месяцев появляются предпочитаемые игрушки, ими ребенок манипулирует охотнее и чаще; здесь имеют значение фор­ма, цвет игрушки и другие ее качества. Конечно, в столь малом возра­сте действия ребенка еще плохо скоординированы.

Родителям следует тщательно подбирать игрушки для своего ма­лыша. В наборе для младенца должны быть прежде всего легкие, пла­стмассовые, разноцветные, звучащие погремушки. Их можно посто­янно мыть, они легкие и красочные. В качестве предметов для игры можно дать младенцу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет под детскими пальчиками форму, что вызы­вает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-иг­рушки доставляют подросшему малышу четырех-пяти месяцев боль­шую радость — он складывает и раскладывает развороты, вместе со взрослым смотрит на рисунки и тычет пальчиком в разноцветные кар­тинки. Если он при этом стремится взять книжку в рот, взрослый дол­жен переключить его внимание.

Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать дей­ствует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наибо­лее активно манипулирует своими игрушками.

Манипулирование с погремушкой дает возможность ребенку уло­вить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ре­бенка к воспроизведению одних и тех же действий, что и приводит к их освоению. Таким образом, погремушки способствуют развитию зрения, двигательных координации.

Помимо действий, функционально заложенных в погремушке, ре­бенок шести-семи месяцев начинает производить с ней все действия, которые он усвоил в манипулировании многими предметами: он раз­махивает, стучит, лижет, трогает пальчиком отдельные детали погре­мушки или элементы рисунков в книжке.

От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняет­ся. В семь-восемь месяцев ребенок уже по-разному манипулирует раз­ными игрушками. Помимо пластмассовых погремушек ребенку надо давать резиновые игрушки-пищалки (это могут быть всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки). С ними можно затевать про­стые игры.

Мама спрашивает: «Где Ваня?» (резиновый мальчик). Ребенок ищет игрушку глазами, находит и тянется к ней или просто смотрит. Мама поддерживает его усилия: «Вот он Ваня!» Она эмоционально подкреп­ляет ребенка: «Молодец! Нашел Ваню!»

С куклой можно играть: укладывать спать, отправлять на прогулку и пр. Такая игра опережает развитие самого малыша, но она ведет за собой это развитие. Если ребенок еще пока не способен ни в какой форме принять участие в игре, не надо волноваться. Он все равно при­мет такую игру через месяц.

Младенцам кроме погремушек нередко дарят металлические и мяг­кие игрушки. С ними надо немного подождать: металлическая игруш­ка может нанести травму ребенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном состоянии.

В девять месяцев ребенок, с которым постоянно занимаются, легко находит в своей книжке изображения и правильно называет их. «Где зайка? Где волк?» — спрашивает взрослый, и малыш с радостью ука­зывает на изображение. «Где у киски глазки? А ушки? А носик?» Это следующий этап освоения картинок. И снова можно сказать, что не имеет значения, если ребенок в данный момент не может показать то, что требуется. Очень скоро он этому научится.

Ребенку этого возраста можно давать карандаш и бумагу. Малыш с радостью манипулирует этими предметами: завертывает карандаш в бумагу, стучит им по бумаге, рвет, мнет, берет в рот; при этом он мо­жет случайно коснуться кончиком карандаша бумаги, и на ней останется след. Заметив нечто новое, малыш будет стараться повторить штрихи. Таким образом он практически осваивает способы воспроизведения и регулирования своих действий, что имеет большое значение для его сенсорного и умственного развития.

К концу младенческого возраста следует много разговаривать с ре­бенком по поводу игрушек и предметов обихода. У ребенка в этот пе­риод формируется пассивный запас слов (он начинает связывать зву­чащее слово с конкретным предметом), это — основа для развития активной речи.

Что же касается мягких игрушек, то их надо показывать ребенку, учить его нежному отношению к таким игрушкам: мать вдвоем с ре­бенком гладят, например, мишку, обнимают его, укладывают спать. Мягкая игрушка, возможно, будет с ребенком многие годы. Поэтому, выбор ее — серьезное дело; она должна быть красивой и приятной на ощупь.

В раннем детстве, когда ведущей становится предметная дея­тельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудий­ные действия. Соотносящими являются действия, цель которых со­стоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, склады­вание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, построй­ка «домов» из кубиков.

В отличие от манипулятивных действий младенца, соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов. Так, чтобы сложить пирамидку правильно, нужно учитывать соотно­шения колец по величине: сначала надеть самое большое, а затем по­следовательно переходить ко все более маленьким. Соотносящие дей­ствия с предметами доставляют ребенку удовольствие, однако малыш не может сам правильно сложить предмет из его частей. На помощь вновь должен прийти взрослый. Здесь взрослому нельзя увлекаться сбором пирамидок для собственного удовольствия, он должен дать ребенку образец действия, научить соотносящим действиям.

В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в ко­торых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на дру­гие предметы. Орудия — как бы искусственные органы человека, которые он ставит между собой и окружающей действительностью. Конечно, первые орудия, которыми может воспользоваться ребе­нок, достаточно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши. Но овладение ими имеет большое значение для его психического раз­вития: в этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию. Выработанный обществом способ употребления орудий запечатлен, фиксирован в самом их устройстве. Так, копать песок совочком нуж­но совсем не так, как рукой. Овладение орудийными действиями тре­бует перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия. В раннем возрасте ребенок еще только начинает осваивать орудия. Если он зачерпнул совочком песок и хочет насыпать его в ведерко, то мы видим, как сыпется песок из совка и как мало песка он доносит до ведерка. На первых порах действия малыша скорее все­го не орудийные, а ручные. Только тогда, когда происходит достаточ­ное приспособление руки к свойствам орудия, возникает орудийное действие.

Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершен­ны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движе­ния, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Таким образом, мы видим, что переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов: они начинают выступать для ребенка не просто как предметы, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. С помощью взрослого ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом. Среди игрушек ребенка мы находим множество таких, которые в самом своем строении несут способ употребления (пирамидки, матрешки и т. п.). Использование предмета по его функ­циональному назначению (в игре и в реальной ситуации) приводит ре­бенка раннего возраста к пониманию того, что каждый предмет суще­ствует для чего-то; так у ребенка формируется представление о том, что существует мир постоянных вещей.

Наряду с игрушками с закрепленными за ними функциями ребенок открывает для себя особые предметы, которыми можно заменять от­сутствующий предмет. Так, палочка может замещать множество от­сутствующих предметов: термометр, ложку, солдата, ребенка и т. п.; лист бумаги может стать подушкой, простыней, скатертью и т. п. Об­ращению с замещающими предметами ребенок учится у взрослого. Действия замещения освобождают ребенка от консервативной привя­занности к функциональному назначению предмета в мире постоян­ных предметов: он начинает обретать свободу действия с последними. Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить так называемые природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и многое другое. Они имеют для ребенка эстетическую ценность. Кроме того, их можно наделить самым разным значением. Так, один камешек мо­жет быть кошкой, которая пьет из блюдечка молоко; другой камешек может стать собакой, которая хочет прогнать кошку и выпить ее моло­ко; третий камешек становится мальчиком, который прогоняет соба­ку... Как бы то ни было, но природные материалы становятся для ма­лыша игрушками, которыми нельзя пренебрегать, которые не следует выбрасывать как никому не нужный мусор. Использование природ­ных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и подготавливает развитие знаковой, собствен­но человеческой функции сознания.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения жи­вотных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ре­бенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: ка­чает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее — в младшем и даже в сред­нем школьном возрасте.

Но и теперь, в раннем детстве взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребе­нок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полюбил ее, она должна быть эсте­тически приемлемой.

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игруш­ки, с которыми можно производить соотносящие предметные дей­ствия, а также природные материалы как игровые предметы.

Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игруш­ки; они оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качества­ми. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весе­ла, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жиз­ни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого до­школьника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ре­бенка — не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., — объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зве­рюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из ко­торого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вы­зывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шер­шавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С по­мощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжела­тельность, сочувствие и радость.

Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызыва­ет покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие гла­за — такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив неж­ных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.

У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обяза­тельно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя (по ненавязчивой подсказке мамы) от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхи­щаются и немного стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) вы­ражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы — герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Ка-рабас, Колдунья, Баба Яга — плохие, злые, несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодей­ствия с ними.

Благодаря тому, что куклы (герои сказок) несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной шко­лой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зве­рюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отож­дествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм-со­ревнованиям. Атрибуты таких игр также игрушки. Это мячи, круги, хула-хуп, прыгалки, кегли, луки и стрелы и многое другое. Чтобы на­чать состязаться со сверстниками, ребенок должен освоить эти пред­меты. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целенаправлен­но тренироваться, осваивать атрибуты соревнований. Параллельно с этими тренировками дети учатся правилам той или иной игры. В пять-шесть лет ребенок уже знает, что такое соревнование. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-со­ревновании. От его стремления к победе развиваются такие личност­ные качества, как сдержанность, рефлексия (способность осознать свои особенности, осознать, как эти особенности воспринимаются дру­гими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других), воля к победе.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговари­вает дочку быть умницей.

При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хо­рошо диагностирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась ки­дать камушки получше иного мальчишки.

С какими игрушками играет ребенок? Что он предпочитает? Отве­ты на эти вопросы дадут основание судить о том, какие ведущие дея­тельности осваивает ребенок, как идет половая идентификация.

В младшем школьном возрасте ребенок продолжает играть. Маль­чик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машин­ками. Девочка не расстается с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам — ведь они теперь школь­ники! Здесь следует помочь ребенку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретет качественно иное

содержание: постепенно ребенок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее, и игрушка займет свое место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребенок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребенка расставит все по своим местам.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.