Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности




 

Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

Охрана общественного порядка как важная часть (вид) административной деятельности органов внутренних дел - понятие сложное, включающее в себя формы и методы по ее организации, защиту от преступных и иных противоправных посягательств (тактику). Сущность управления в этой сфере сводится к организации деятельности административных служб (аппаратов), в процессе которой достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции органов внутренних дел, их служб и подразделений. В результате развития служб, совершенствования их структуры и управленческой деятельности, внедрения передового опыта, а также достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой деятельности административных служб и подразделений, приобретающая при этом все более многогранный и динамичный характер взаимозависимости.

Рассматриваемая деятельность, кроме того, определяется свойствами общественного порядка как объекта правовой охраны. В качестве объектов охранительного воздействия выступают люди, совокупность действий которых образует конкретные акты и процессы поведения. Общественный порядок в местах массового скопления людей складывается преимущественно в условиях так называемого внеколлективного поведения, когда (в отличие от поведения в трудовом коллективе) каждый индивид вступает в общение друг с другом, руководствуясь лишь собственными стремлениями, интересами и мотивами, связанными с удовлетворением личных материальных и духовных потребностей. Устанавливающиеся при этом взаимоотношения носят, как правило, временный, неустойчивый, характер, в результате чего появляется большая вероятность несогласованности действий (поступков), возникновения конфликтных ситуаций. Все это приводит к необходимости своевременного предупреждения и пресечения антиобщественного поведения.

Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.

Важные меры по укреплению общественного порядка и общественной безопасности в нашем государстве предусмотрены многими законами, например, к ним относятся: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О полиции" (далее - Закон о полиции), Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении", Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности", Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие законодательные акты.

Осуществление мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в содействии компетентным органам и организациям в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм общественной безопасности, стихийными бедствиями и др.

Вопросы укрепления общественного порядка должны быть предметом постоянной заботы государства, общества. Государство должно придавать большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам морали, непримиримости к нарушениям законности, готовности активно участвовать в охране общественного порядка. Большое внимание следует уделять искоренению пьянства и хулиганства и других противоправных антиобщественных явлений.

Особое внимание нужно уделить правовой защите личности, упрочению гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод граждан. Одновременно следует повысить ответственность каждого гражданина перед обществом в целом. Последовательно должны осуществлять меры законодательного, организационного и воспитательного характера, направленные на упрочение правовой основы государственной и общественной жизни, дисциплины, на усиление борьбы с правонарушениями.

Сложный, комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их oxpaны.

Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий. Административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий.

Содержание деятельности, направленной на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, составляют "административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся, во-первых, внутри органов в процессе организации практического решения задач обеспечения общественного порядка и безопасности; во-вторых, в ходе повседневной непосредственной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государственных органов и общественности".

В первом случае речь идет об определении штатов, о подборе, расстановке и обучении кадров, выработке решений по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и об организации практического выполнения этих решений, осуществлении функций контроля и т.п., т.е. о внутриорганизационных отношениях (внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел).

Во втором случае имеются в виду отношения, складывающиеся в связи с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, скажем, отношения, возникающие в связи с совершением гражданином административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность; отношения, возникающие в связи с обращением в органы внутренних дел предприятия, организации за разрешением на открытие оружейно-ремонтной мастерской и т.д. Субъектами возникающих при этом отношений с участием органов внутренних дел могут быть граждане, органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, не подчиненные органам внутренних дел в служебном отношении. Рассматриваемые отношения присущи внешней административной деятельности органов внутренних дел, которая выражается в непосредственном обеспечении соблюдения гражданами, должностными лицами требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение и привлечение к ответственности правонарушителей. При этом внутриорганизационная и внешняя деятельность органов внутренних дел взаимосвязаны и имеют главной задачей создание наиболее благоприятных условий для граждан и должностных лиц в сфере их труда, отдыха, удовлетворения различных потребностей, реализации прав и законных интересов.

Оперативно-розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников.

Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная деятельность, а также уголовно-исполнительная деятельность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 "Вопросы организации полиции" в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются: а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; д) обеспечение безопасности дорожного движения; е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции; ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий; з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; и) обеспечение собственной безопасности; к) осуществление лицензионно-разрешительной работы; л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций; н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ; р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Можно выделить следующие обязанности полиции в части охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (ст. 12 Закона о полиции):

прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством РФ содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ;

в период избирательных компаний участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются значительные права, предусмотренные ст. 13 Закона о полиции, в частности, патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; и др.

Итак, систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

 

3. Административная деятельность полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

 

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в борьбе с преступностью занимает полиция. Ведь полиция в Российской Федерации является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Закона о полиции). Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции). Важное место в деятельности полиции занимает административная деятельность. Большая часть сотрудников полиции (ранее - милиции) занята осуществлением именно административных функций.

Административная деятельность полиции - это исполнительно-распорядительная деятельность ее аппаратов, служб, подразделений, состоящая в организации и практическом осуществлении охраны общественного порядка в пределах предоставленных ей полномочий, на основе и во исполнение законов и иных нормативных актов.

Принципы административной деятельности полиции:

v Социально-правовые: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, опора на поддержку и доверие народа, законность, научность, сочетание гласности и профессиональная тайна.

v Организационные: рациональное распределение полномочий между субъектами, ответственность субъектов за результаты их работы, сочетание единоначалия и коллегиальности.

Административная деятельность полиции расчленяется на ряд функций, под которыми понимаются определенные направления этой деятельности.

К общим функциям административной деятельности полиции относятся:

v прогнозирование и планирование. Прогноз - это научное предвидение направлений и тенденции развития системы. Его особенность в том, что он содержит описание как желаемых, так и возможных, но нежелательных состояний системы в будущем. Прогнозирование в административной деятельности полиции состоит в определении направлений и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности и иных сферах, являющихся объектом административной деятельности полиции. Планирование реализуется в форме управленческих документов-планов (программ). При этом разработчики оценивают существующие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, наоборот, стимулировать позитивные для общества тенденции;

v организация. Организация означает образование, реорганизацию, упразднение служб, органов, подразделений, групп и других субъектов, осуществляющих административную деятельность, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и др.;

v регулирование. Эта функция призвана сохранять необходимую для эффективного осуществления субъектами административной деятельности их упорядоченность. Через регулирование осуществляются непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведение работников полиции, осуществляющих административную деятельность;

v учет. Заключается в обеспечении сбора, передачи, хранения и переработки данных, т.е. в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов административной деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует административная деятельность. Оперативно-справочная и статинформация об административной деятельности органов внутренних дел используется этими органами не только для оценки ее состояния и разработки мер по совершенствованию, но и для решения более общих задач организации административной деятельности различных служб полиции;

v контроль. Контроль имеет важное значение в обеспечении законности, устранении причин и условий, порождающих ее нарушение, в соблюдении прав и законных интересов граждан. Суть его состоит в установлении соответствия или несоответствия реального состояния объекта деятельности заданной программе.

Специальные (основные) функции административной деятельности полиции:

. обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, защита прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. Исходя из данной функции, полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами меры, направленные на приведение жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов людей, общества и государства в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и их последствий;

. предупреждение преступлений и правонарушений; выявление причин и условий, способствовавших их совершению, принятие мер к их устранению, осуществление индивидуальной профилактической работы, участие в правовом воспитании граждан. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, входит в число основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

q выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

q выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

q предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;

q пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

q создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений;

. охрана общественного порядка. Полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами меры, направленные на приведение системы существующих общественных отношений в безопасное (соответствующее нормам права) состояние;

4. осуществление лицензионно-разрешительной работы. Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, где лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности (ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности");

5. обеспечение контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");

. обеспечение безопасности дорожного движения. Полиция не только осуществляет государственный контроль, но и, используя весь предоставленный ей комплекс прав (ст. 13 Закона о полиции), обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;

. охрана собственности по договорам. Выполнением этой функции занимаются подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Их основными задачами являются: охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания;

8. оказание социальной помощи населению: оказание первой помощи гражданам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, оказание помощи больным и иным лицам, очутившимся в беспомощном положении в общественных местах, и т.п. В ч. 2 ст. 1 Закона о полиции указано, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств;

9. осуществление контроля и надзора: в пределах своей компетенции за исполнением гражданами и должностными лицами актов компетентных органов государственной власти по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

.   осуществление производства по делам об административных правонарушениях. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, чч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст.ст. 11.9, 11.14, 11.15, чч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст.ст. 11.23, 12.1, чч. 1 - 3 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ч. 3 ст. 12.4, чч. 1, 2 и 3.1 ст. 12.5, ст. 12.6, чч. 1 и 3 ст. 12.7, ст. 12.9, чч. 1 и 2 ст. 12.10, ст.ст. 12.11 - 12.14, чч. 1 - 3, ч. 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) ст. 12.15, ст.ст. 12.16 - 12.25, ч. 1 ст. 12.27, ст.ст. 12.28 - 12.34, 12.36.1, 12.37, 13.24, чч. 3 и 4 ст. 14.16, ст.ст. 14.26, 19.2, 19.15, ст. 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), ст.ст. 19.24, 20.1, 20.8, 20.10 - 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ). Эта деятельность полиции регламентируется прежде всего нормами КоАП РФ. Раздел IV Кодекса четко регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела о таком правонарушении, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ);

.   исполнение в пределах своей компетенции административных взысканий. Административное взыскание (наказание) - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях: а) предупреждения совершения виновником новых правонарушений; б) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Административное наказание всегда применяется после уже совершенного проступка и выполняет функцию правовой охраны воздействием на сознание правонарушителя и иных лиц, предупреждая совершение ими новых правонарушений.

Обеспечивающие функции административной деятельности полиции таковы: кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение административной деятельности полиции.

В совокупности общие, специальные и обеспечивающие функции составляют содержание административной деятельности полиции. Таким образом, содержание административной деятельности полиции составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

Каждый вид административной деятельности полиции отличается определенным единством правовых норм, регламентирующих деятельность данного вида, однородностью содержания правоотношений, возникающих в ходе ее осуществления, наличием специальной службы, аппарата или группы сотрудников, осуществляющих эту деятельность.

Целесообразное выполнение административных функций призваны обеспечивать формы административной деятельности полиции. В зависимости от того, влекут ли они юридические последствия, они подразделяются на правовые и неправовые.

Правовые формы характеризуются тем, что в них наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, управленческо-исполнительный, подзаконный характер полномочий субъектов административной деятельности. По содержанию правовые формы административной деятельности полиции классифицируются на нормотворческую и правоприменительную. Основные стадии процесса применения права таковы:

Установление фактической основы дела. В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми - правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера. Такие установления и анализ осуществляются при помощи юридических доказательств, фактов добытых в установленных законом формах и порядке.

Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

Принятие решения по делу - завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу сопровождается одновременно вынесением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения.

В зависимости от характера разрешаемых дел и вопросов, свойств правовых норм правоприменение подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную. Регулятивная форма используется в административной деятельности для разрешения конкретных дел организационного, управленческо-распорядительного характера (например, назначение на должность, дача поручений работнику полиции и т.д.), для реализации прав и законных интересов граждан, организаций и иных субъектов права (например, выдача гражданину лицензии). Посредством правоохранительной формы осуществляется охрана урегулированных юридическими нормами общественных отношений в сфере административной деятельности полиции, обеспечивается их неприкосновенность. Осуществляется охрана прав личности, защита законных интересов организаций. Применяются меры административного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности правоприменительные (регулятивная и правоохранительная) формы административной деятельности полиции подразделяются на внутренние (используются для осуществления внутриорганизационной деятельности: решения штатных вопросов, ведения делопроизводства, непосредственного руководства и управления службами, подразделениями и другими субъектами административной деятельности, а также для решения вопросов материально-технического и иного обеспечения административной деятельности) и внешние (используются в целях обеспечения выполнения возложенных на субъектов административной деятельности задач и функций, составляющих содержание этой деятельности).

По способу выражения все названные выше правоприменительные формы административной деятельности полиции подразделяются на: словесные: 1) устную - устные приказы, указания, распоряжения, команды; 2) письменную - вынесение индивидуального акта-документа. Он используется при решении дел, требующих фиксации правоприменения, точности, определенности; конклюдентную. Это определенные жесты, условные сигналы, явно выражающие решение субъекта административной деятельности. Например, жесты работника ГИБДД, регулирующего движение транспорта.

К неправовым формам административной деятельности полиции относятся формы выражения организационных и материально-технических действий. Организационные действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, их инструктировании, оказании им практической помощи на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и предложений по внедрению достижений науки и техники, в распространении положительного опыта работы и т.д. Эти действия осуществляются в процессе текущей административной деятельности. Материально-технические действия имеют вспомогательное значение. Но с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм административной деятельности. Это подготовка справок, делопроизводство и др. Призваны обеспечить четкую работу субъектов административной деятельности.

Методы - это способы, средства воздействия, применяемые органами внутренних дел в целях практической реализации возложенных на них задач и функций. Их посредством органы внутренних дел, выступая в качестве субъектов управления, воздействуют на соответствующие объекты управления (управляемых). Основные методы деятельности органов внутренних дел, так же как и других органов государственного управления, - убеждение и принуждение.

 

. Административное принуждение к нарушителям общественного порядка и общественной безопасности

 

Широкое применение убеждения отнюдь не снимает вопроса о разумно допустимых п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...