Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инклюзия детей с расстройством аутистического (РАС) спектра в среду сверстников в условиях кратковременного пребывания на территории детского лагеря.

Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а в нашем случае – с РАС – актуальная на сегодняшний день тема: количество детей с данным диагнозом возрастает, а потребность включить ребенка в массовую среду нормотипичных сверстников становится одной из значимых для родителей. Данным вопросом на сегодняшний день занимаются как активные родители, так и опытные педагоги. И именно благодаря им, инклюзия становится возможной в отдельных школах и детских садах. Но, к сожалению, это единицы образовательных учреждений. Так же остро это касается нашего города, где есть дети с РАС и есть родители, заинтересованные в инклюзии. Но возможности крайне ограничены: нет условий для правильного осуществления инклюзии и нет достаточного количества педагогов, готовых обучаться и в дальнейшем осуществлять тьюторскую деятельность (на данный момент в городе только один ребенок посещает массовое дошкольное учреждение с сопровождающим). Школы и детские сады не готовы принять ребенка с ОВЗ, обеспечив ему соответствующие условия. Поэтому предложение взаимодействия десткого сада №3, центра «Логопед» и ФОК «Гагаринский» от директора, Аликиной О.В. стало для нас возможностью включить детей с РАС в среду сверстников, тем самым получая опыт для дальнейшего развития инклюзии. В «Гагаринском» есть бассейн, занятия с лошадьми и собаками, различные кружки и спортивный зал. Это делает условия пребывания на территории лагеря наиболее оптимальными для детей с особенностями развития.

Перед началом инклюзии были определены цель и задачи проекта.

Цель:

· Создать оптимальные условия для формирования самостоятельности в поведении и самообслуживании у детей с РАС в среде сверстников. Воспитание толерантности и понимания «других» детей у нормотипичных школьников.

Задачи:

· в процессе взаимодействия с детьми и педагогами сформировать социально приемлемое поведение;

· активно включать обоих воспитанников во все массовые мероприятия, адаптируя задания с учетом особенностей детей;

· обобщить (перенести на новых людей и ситуацию) ранее полученные навыки самообслуживания и коммуникации в условиях детского лагеря.

Проект реализовывался в течение недели в период весенних каникул. Для участия были выбраны двое дошкольников (6,5 лет), имеющих разные поведенческие особенности и степень тяжести проявления аутизма. Оба мальчика начали свое пребывание в лагере совместно с нейротипичными сверстниками. Включение в среду детей – с момента общего сбора перед отправлением автобуса: знакомство с воспитателями и отдыхающими в их отряде детьми (перед началом смены воспитатели проинструктированы по особенностям поведения детей и общения с ними). На протяжении всего времени нахождения на территории (3-4 часа в сутки 7 дней в неделю) лагеря Максим и Алеша посещали и участвовали практически во всех мероприятиях, которые были проведены в их отряде. Некоторые задачи в кружках были адаптированы сопровождающим с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Посещение бассейна давало возможность Алексею очень качественно вливаться в группу детей, не выделяясь среди других детей. Инструкторы были максимально тактичны, внимательны и, что для нас наиболее важно – готовы ко взаимодействию с нашими детьми. Моменты, вызывающие нежелательное поведение (общение с лошадьми и собаками), прорабатывались дополнительно. Общение со сверстниками происходило под контролем сопровождающего с его вербальными подсказками («привет», «дай посмотреть», ответы на вопросы «Как тебя зовут» и т.д.). Режимные моменты (раздевание, мытье рук, посещение туалета, прием пищи) у детей изначально отработаны в детском саду. В Гагаринском мы имели возможность проверить обобщение навыков в новом для детей месте и социальной среде. Во время пребывания детей в среде сверстников были выявлены следующие проблемы:

· один из мальчиков не проявлял заинтересованности в общении со сверстниками, имел ряд нежелательных поведений, которые другой ребенок имитировал;

· мы не были поставлены в известность о неконтролируемом страхе перед лошадьми и собаками у одного из детей, в результате чего было проявлено нежелательное поведение, потребовавшее дальнейшей отработки этих моментов; в этот же момент другой ребенок в данной ситуации проявил абсолютно противоположное поведение, желая пойти на контакт с животными. Потребовалась помощь воспитателя отряда с целью обеспечения нахождения ребенка в эмоционально комфортной для него среде вместе с отрядом на время отсутствия сопровождающего с другим ребенком;

· отсутствие достаточного опыта и методической базы педагогов для самостоятельного взаимодействовать с данными детьми (нахождение в отряде, следование распорядку дня и т.д;

· потребность в дополнительном сопровождающем с учетом разных потребностей обоих детей.

Данные вопросы возможно разрешить увеличением количества сопровождающих (один сопровождающий на одного ребенка), если дети имеют разные потребности и владеют навыками на разных уровнях. Обучение педагогического состава перед началом инклюзивной смены также сделает пребывание детей с РАС наиболее комфортным для всех сторон проекта. Анкетирование (беседа) родителей по поводу «слабых мест» их детей (неконтролируемые страхи, проблемы с туалетом, аутостимуляции и т.д). Тесное взаимодействие с основным специалистом, работающим с ребенком (АВА-терапист, учитель-дефектолог, сенсорный терапевт и др.).

После окончания смены стало возможным отметить некоторые положительные изменения в поведение детей: умение действовать по подражанию было обобщено и перенесено (дети подражали не только действиям взрослого, но и сверстников, что дает им больше самостоятельности); Максим и Алеша начали слышать общие инструкции (а не индивидуальные, как обычно это происходит в детском саду) и выполнять их; начали формироваться предпосылки к пониманию своих потребностей и умению сформулировать конкретную просьбу адекватно в доступной форме. Расширился активный словарь. Стоит отметить и общий положительный эмоциональный фон обоих ребят на протяжении всего времени нахождения в лагере.

По итогам организованной инклюзии были определены следующие задачи на ближайшее время пребывания детей с РАС на территории ФОК «Гагаринский»:

· перед началом заезда обязательная лекция-семинар для педагогического состава по вопросам аутизма, инклюзии и особенностей конкретных детей, которые ожидаются на смене;

· максимально полный сбор информации от родителей и основных специалистов, работающих с детьми по вопросам их поведенческих особенностей;

· составление подробного плана работы по созданию наиболее комфортных условий для пребывания детей с РАС на территории ФОК «Гагаринский»;

· создание специализированной сенсорной среды в лагере, дополнительное оборудование физкультурного зала.

 

Взаимодействие с ФОК «Гагаринский» планируется долгосрочным и с качественным изменением и улучшением среды как для детей с ОВЗ, так и для отдыхающих в лагере школьников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...