Таким образом, число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.
Таблица № 1
Таким образом, фаза резистенции является наиболее выраженной, поскольку она уже сформировалась у 38% испытуемых. У 52% учителей фаза напряжения находится в стадии формирования. Результаты исследования позволяют выделить следующие группы учителей: 1 группа – синдром сформировался в одной из фаз (количество баллов в одной из фаз больше 60). В эту группу входит 57% испытуемых (25 учителей). 2 группа – синдром в стадии формирования хотя бы в одной из фаз: данную группу составили 33% испытуемых (14 учителей). 3 группа – синдром не сформировался ни в одной из фаз: в данную группу вошло 10 % испытуемых (4 учителя).
Самой многочисленной является группа учителей, у которых синдром сформировался хотя бы в одной фазе. Далее мы представим таблицу, в которой будет видна выраженность фаз и симптомов в группах учителей.
Таблица № 2
Опишем данные таблицы по каждому симптому. Фаза “напряжение”. Симптом “переживание психотравмирующих обстоятельств” сложился у 70% испытуемых, находящихся в фазе напряжения, еще у 20% учителей этот симптом находится в стадии формирования. Это указывает на то, что обстоятельства на работе, текущие рабочие вопросы становятся причиной раздражительности. Симптом “загнанности в клетку” сложился у 60% испытуемых и у 20% складывается. Учителя описывают это ощущение как невозможность преодолеть организационные недостатки на работе. Симптом “тревоги и депрессии” сложился у 60 %и складывается у 20% учителей, находящихся в фазе напряжения. Симптом “неудовлетворенности собой” сложился у небольшого числа учителей – всего у 9 % и складывается у 20%. Это указывает на то, что учителя не испытывают чрезмерного недовольства собой.
Таким образом, в фазе “напряжение” доминирует симптом “ переживание психотравмирующих обстоятельств”. Фаза “резистенция”. Симптом “неадекватного эмоционального реагирования” сложился у 80% и складывается у 12% испытуемых. Учителя, у которых сложился данный симптом, имеют тенденцию к неадекватной эмоциональной избирательности: эмоции становятся способом оценивания личности ученика. Последний воспринимает это как предвзятое отношение к себе, неуважение к своей личности. Симптом “редукция профессиональных обязанностей” характерен для 70% тех учителей, у которых уже сформировалась фаза “резистенции”. Этот симптом проявляется в желании сократить обязанности, облегчить задачу. Симптом “расширения сферы экономии эмоций” характерен для 60% учителей, у 13% этот симптом складывается. Желание держать свои эмоции под контролем учителями этой группы переносится на отношения с родными, друзьями, то есть, на непрофессиональную сферу. Симптом “эмоционально-нравственной дезориентации” сложился у 30% и складывается у 13% испытуемых. Это наименее выраженный симптом в фазе резистенции. Большинство учителей не делит учащихся на “любимчиков - нелюбимчиков”. Фаза “истощение”. В данной фазе наиболее выраженным оказался симптом ‘эмоциональной отстраненности”. Он сложился у 80% учителей. Эти учителя стараются исключать эмоции из профессиональной деятельности. Симптом “личностной отстраненности сложился у 70% учителей. Этот симптом проявляется в частичной или полной утрате интереса к субъекту своей деятельности. Симптом “эмоциональный дефицит” сложился у 60% и складывается у 17% учителей. Учитель с уже сложившимся симптомом чувствует, как эмоции минимизируются в профессиональной деятельности. Но нередки случаи, когда учащается проявление отрицательных эмоций. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений” сложился у 60% учителей, он является наименее выраженным Далее важно проанализировать, каким образом проявляется синдром эмоционального выгорания у различных групп учителей в зависимости от стажа работы.
Анализ данных исследования позволяет выделить следующие группы учителей: - стаж работы 0-5 лет, - стаж работы 5 –10 лет, - стаж работы 10 –15 лет, - стаж работы 15 – 20 лет, - стаж работы более 20 лет Таблица №3
Учителя со стажем 0 –5 лет. В данной группе не оказалось ни одного учителя с не сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания. Таблица показывает, что число учителей, находящихся в различных фазах синдрома, равное. Высокие показатели по всем фазам указывают на то, что молодой учитель находится в ситуации постоянного эмоционального стресса., он чувствует, что его знаний недостаточно для эффективной работы в школе. Около 90% учителей этой группы желают сменить место работы (“уйти из школы”). Вероятно, высокие показатели по всем фазам в данной группе учителей связаны с невозможностью пройти аттестацию и повысить педагогическую категорию. Учителя чувствуют статичность своего положения в профессиональном и материальном плане. Учителя со стажем 5 –10 лет. В этой группе высоки показатели в фазах резистенции и истощения. Фаза напряжения не проявляется. В этой группе заметно сопротивление психотравмирующим обстоятельствам, нарастание внутреннего потенциала. Учителя со стажем 10 –15 лет. Наблюдаем, что в этой группе учителя имеют равные показатели по всем фазам синдрома эмоционального выгорания. Эта группа учителей оказалась наиболее устойчивой к синдрому эмоционального выгорания. Учителя со стажем 15 –20 лет.. Здесь отмечаем невысокие показатели по фазам напряжения, истощения, в большей степени проявилась фаза резистенции. Возможно, устойчивость этой группы учителей объясняется не только накоплением достаточного педагогического опыта, но и личностного потенциала. У многих учителей этой группы собственные дети становятся взрослыми, самостоятельными. Учитель получает большую возможность заниматься собой и своим профессиональным ростом.
Учителя со стажем более 20 лет. Для этой группы учителей характерен рост показателей во всех фазах синдрома эмоционального выгорания. Хотя фаза резистенции (сопротивления) имеет большие показатели, чем фаза истощения. Все же в этот период учитель переживает кризис не только возрастной, но и связанный с подведением итогов профессиональной деятельности. Таким образом, видим, что наиболее устойчивой к синдрому эмоционального выгорания оказывается группа учителей со стажем 15 – 20 лет. И в максимальной степени синдром проявляется у молодых учителей, а также у учителей со стажем более 20 лет, среди которых не оказалось ни одного с не сформировавшейся хотя бы одной фазой.
Глава 3. Снижение уровня эмоционального выгорания у учителей
3.1 Подготовка и проведение тренинга эмоциональной саморегуляции
В русле концепции профессионального развития учителя способность к эмоциональной саморегуляции, по мнению Мильруда В., “определяется как одна из важнейших характеристик личности учителя наряду с педагогической направленностью и педагогической компетентностью.” [8] “Высокий уровень эмоционального выгорания учителей может свидетельствовать о неразвитой способности эмоциональной саморегуляции” [10]. На важность развития эмоциональной саморегуляции указывали многие исследователи: Б.И.Додонов, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов, М.М. Рубинштейн, А.Я. Чебыкин и др. Ими было выявлено, что частые отрицательно окрашенные эмоциональные состояния или отсутствие любых эмоциональных проявлений: - снижают эффективность обучения и воспитания; - повышают конфликтность во взаимоотношениях с учениками и коллегами; - разрушают здоровье; - обуславливают высокую ситуативную тревожность, агрессивную самозащиту и слабую социальную адаптацию учащихся [21]. Все вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что необходимо обучать учителей способам эмоциональной саморегуляции. ‘Одним из средств развития эмоциональной саморегуляции является социально-психологический тренинг, в частности, тренинг эмоциональной саморегуляции” [8]. В тренинге принимали участие 25 учителей, из которых были сформированы две группы (12 и 13 учителей).
Таблица № 4
Таким образом, в группах было практически равное число учителей из различных групп по стажу. Цикл занятий рассчитан на 24 часа. Занятия включали три этапа, о которых говорилось в 1главе. Напомним их:
- мотивирующий – 4 часа, - диагностический (рефлексивный) – 10 часов, - тренировочный – 10 часов. На первом этапе главной целью было знакомство учителей с особенностями синдрома эмоционального выгорания и мотивация на самовыражение и саморазвитие. В этот этап вошли упражнения на релаксацию – достижение измененного состояния сознания и визуализацию, направленную на развитие навыков создания мысленно-зрительных образов (см. приложение). Второй этап, рефлексивный, направлен на то, чтобы каждый учитель отрефлексировал свои особенности как субъекта педагогического взаимодействия, научился саморегуляции эмоциональных состояний непосредственно при взаимодействии с учениками (см.приложение) Целью третьего этапа является приобретение навыков спонтанного самовыражения, понимания эмоционального состояния субъекта взаимодействия (см. приложение). Итак, этапы тренинга направлены на психокоррекцию эмоционального состояния учителя, позволяют обучать способам саморегуляции при взаимодействии с коллегами и учащимися. 3.2 Повторная диагностика уровня эмоционального выгорания у учителей, участвовавших в тренинге эмоциональной саморегуляции. Анализ результатов
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностик представлены в таблице № 6. Применяем при сопоставлении показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке, критерий Вилкоксона. Данный критерий определяет, является ли сдвиг показателей в каком-то направлении более интенсивным, чем в другом. Таблица № 5 Фаза напряжения
Сдвиги в сторону уменьшения уровня эмоционального выгорания будут являться типичными. Показатели, указывающие на увеличение уровня эмоционального выгорания в фазе напряжения будут являться нетипичными. Проранжируем абсолютные величины разностей. Так как нетипичных сдвигов нет, то сумма рангов равна 0. Тэмп. = 0. Т (a) при статистической значимости a = 0, 05 и при n = 8 равно Т(0,05)= 5. Тэмп. 0 £ 5 Таким образом, число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Таблица № 6 Фаза резистенции
Так же проранжируем абсолютные величины разностей. Так как нетипичных сдвигов нет, то сумма рангов равна 0. Тэмп. = 0. Т (a) при статистической значимости a = 0, 05 и при n = 8 равно Т(0,05)= 5. Тэмп. 0 £ 5 Таким образом, число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Таблица № 7 Фаза истощения
Так же проранжируем абсолютные величины разностей. Так как нетипичных сдвигов нет, то сумма рангов равна 0. Тэмп. = 0. Т (a) при статистической значимости a = 0, 05 и при n 8= равно Т(0,05)= 5. Тэмп. 0 £ 5 Число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. У 48% учителей наблюдается переход эмоционального выгорания из стадии сформированности в стадию формирования
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: ”Тренинг эмоциональной саморегуляции приводит к снижению уровня эмоционального выгорания”. Следует отметить, что в группе учителей со стажем более 20 лет разность показателей при индивидуальом значении “до” и “после” является минимальной. Можно предположить, что это является показателем высокой степени личностной и эмоциональной ригидности учителей этой группы и как следствие, меньшая степень эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции. Рассмотрим, как изменяются общие показатели по каждому симптому эмоционального выгорания. Таблица № 8 Фаза напряжения
Таблица № 9 Фаза резистенции
Таблица № 10 Фаза истощения
Таким образом, данные таблиц показывают, что разница общих показателей больше по следующим симптомам: - переживание психотравмирующих обстоятельств, - тревога и депрессия, - расширение сферы экономии эмоций, - эмоциональный дефицит, - эмоциональная отстраненность. Симптомы “эмоционально-нравственная дезориентация”, “редукция профессиональных обязанностей”, “психосоматических и психовегетативных нарушений ” практически не изменили свои показатели после экспериментального воздействия. Вероятно, это объясняется тем, что выраженность этих симптомов в большей степени зависят от личностных характеристик учителя, а также от внешних обстоятельств, организационнных факторов. Например, редукция профессиональных обязанностей может быть связана с недостатками организационных условий, чрезмерной загруженностью учителя, а также нечеткостью профессиональных обязанностей.
Заключение
Проведенное исследование позволило определить, что синдром эмоционального выгорания сформировался у 57 % учителей. Наиболее выраженной оказалась фаза резистенции, которая сформировалась у 38% учителей. В фазе напряжения ведущим оказался симптом “переживание психотравмирующих обстоятельств”, он сложился у 70% учителей. Менее выражен симптом “неудовлетворенность собой”, который сложился лишь у 9% испытуемых. В фазе резистенции ведущим является симптом “неадекватное эмоциональное реагирование” – сложился у 80% учителей. Менее выражен симптом “эмоционально-нравственная дезориентация”. Данный симптом сложился у 30% учителей. В фазе истощения высоки показатели по симптому “эмоциональная отстраненность”, который сложился у 80% учителей. Симптом “психосоматические и психовегетативные нарушения” сложился у 60% учителей. Наиболее высокие показатели по всем фазам имеют учителя со стажем от 0 до 5 лет. Учителя этой группы оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания. Учителя со стажем 10 –15 лет имеют наименьшие показатели синдрома эмоционального выгорания. С учетом анализа литературных данных и проведенного исследования уровня эмоционального выгорания был проведен тренинг эмоциональной саморегуляции. Повторная диагностика уровня эмоционального выгорания показала, что у 48% учителей снижаются показатели уровня эмоционального выгорания. Таким образом, результаты исследования показали эффективность тренинга эмоциональной саморегуляции и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Список литературы
1.Андронов В.Т. Некоторые психологические проблемы исследования профессионального мышления// Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск, 1984. 2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996. 3. Вайсбах Х.Дакс У. Эмоциональный интеллект. – М.: Лик Пресс, 1998. – 160с. 4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. 5. Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: Ось – 89, 2005. – 144с. 6. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. 7. Иванов И.М. Йога и психотренинг. М., 1990. 8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Спб.: Питер, 2001. 9. Клищевская М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности. М.,1999. 10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.м. Межличностное общение. Спб: Питер, 2001 11. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. №3 12. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. 13. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 14. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М: Сфера, 2002. – 512 с. 15. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. 1990. № 6 16. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991 № 5 17. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2002. № 43. 18. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания //едицинские новости. 2002. №7. 19. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Пермь, 1992. 20. Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М., 1996. 21. Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог. 2003.№43 22. Форманюк Т.В. Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994.№6 23. Хмелюк Р.И. Эмоциональная регуляция как компонент психологической устойчивости деятельности учителя. М., 1987. 24. Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляциии учебно-познавательной деятельности учащихся// Вопросы психологии. 1987. № 6 25. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990 26. Шпангель А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М., 1988 27. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии 1997. - №4 28. Ялов А.М. Интерактивные аспекты современной психологии. Спб, 1992. 29. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|